Москва в произведениях Л. Толстого



 

    В это же время Москву посетил другой литератор, которому в то время ещё никто не пророчил великое будущее. Тем более, что ему тогда было всего 6 лет. Это был

 

 

маленький Лёвушка Толстой, жизнь и творчество которого впоследствии будут неразрывно связаны с Москвой.

    В детские годы Л. Толстой жил на Плющихе ( д. 11 ). Вместе и сестра Маша. Часто к ним в гости приходили Саша и Алеша Мусины –Пушкины и другие дети, принадлежавшие к кругу родовитого московского дворянства. В сопровождении гувернера дети гуляли на Пречистенском ( Гоголевском ) или Никитском ( Суворовском ) бульварах, затем по арбатским переулкам.

    События жизни Л. Толстого в этот период нашли свое

отображение в повести « Детство ». Вскоре умер его отец – Николай Ильич, мать – Мария Николаевна скончалась,когда Левушке ещё не было и 2 лет. Сестра отца, А. И. Остен –

Сакен, обнаружив денежные дела Толстых в плачевном состоянии, сняла для них более дешевую квартиру в Каковинском переулке. Здесь Толстые прожили около 3 лет. Многие события, описанные в повести « Отрочество », происходили в этом доме.

    В конце 50 – х и начале 60 – х годов писатель бывал в Москве нечасто, а если и останавливался то ненадолго . Но и кратковременные поездки в Москву давали ему обширный материал для наблюдений и творчества. « В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию…» - отмечал Л. Толстой. Именно в Москве у него возник замысел рассказать о возвращении декабриста Лабазова из ссылки в центр России.

    Но уже в 60 – у годы Толстой отойдет от этого замысла к роману « Война и мир ». С какой гордостью и теплотой

представляет автор читателю и мирную Москву, и Москву в трагические дни наполеоновского нашествия. Вот только

некоторые моменты из жизни Москвы в романе « Война и мир »: « У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С утра , не переставая , подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому ,

 

всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской …»[21] ( ул.Воровского 25 ).

  « Третьего марта …ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода , князя Багратиона»[22].

     Л. Толстой упоминает и дом Иогеля на Тверском бульваре, « у которого были самые веселые балы », и

Слободской дворец – один из дворцов в Лефортове, Арбат, где Пьер Безухов собрался убить Наполеона, и Сухареву башню, у которой встречаются Наташа и Пьер,

« Девичье поле», по которому ведут пленных и среди них Пьера…

   В числе самых « московских» произведений – « Анна Каренина ». В одном из вариантов начала романа ( а всего 10 ) действие начинается в Москве, в Зоологическом саду.

     Зоологический сад ( Большая Грузинская ул. ) привлекал не только выставками , но и катком с ледяными

горами: « Зоологический сад был полон народу . Около катка играла музыка. С гор катались в салазках, в креслах и на коньках , теснясь на лестницах и у входов…».[23]

     В романе Толстой часто также упоминает гостиницы , где он или останавливался , приезжая из Ясной Поляны, или бывал в ресторанах.

    « В это время Степан Аркадьич, со шляпой на боку, блестя лицом и глазами…

 

Ну что ж, едем ?- спросил он.

 

Едем, едем, - отвечал счастливый Левин…

 

В « Англию » или «Эрмитаж »?

 

Мне все равно.

 

Ну, в « Англию », - сказал Степан Аркадьич ».[24] Московская гостиница « Англия » помещалась на Петровке, и                 пользовалась дурной репутацией.

     Упоминает Л. Толстой и « Шато де флер »- увеселительное заведение, где выступали танцовщицы , куплетисты, гимнасты. В Москве « Шато де флер » содержал

антрепренер Беккер в Петровском парке. Писатель указывает названия улиц и мест Москвы, где жили или

бывали его персонажи: Троицкое подворье в Кремле , Охотный ряд, Тверской бульвар, Воздвиженка, Никитская,

Кисловка, Хлебный и Газетный переулки, магазин ювелирных товаров Фульде на Тверской  и другие. В романе « Анна Каренина » отражены пейзажи, быт и нравы москвичей, образ Москвы.

         

Цветаевская Москва

 

И этот образ продолжается во времени , в произведениях М. Цветаевой ( 1892 – 1941 ).Москва для Марины Цветаевой была поистине живым существом, с которым поэт соединял себя, свое сознание, свет и сумрак своей жизни. Город, подобно человеку, был изменчив, являя себя по-разному в различных обстоятельствах. Свою Москву, живую, дышащую, чувствующую, — она сотворила сама. Свои отношения с нею. Свой роман с нею (а все отношения Цветаевой — с человеком ли, с книгой ли, с городом ли — это всегда роман). И Цветаева оставила нам не просто свою

Москву, а саму себя в Москве, неотторжимую от нее, олицетворив себя — в городе, а город — в себе. Сначала

была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга, спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями и реже — печалями. Во главе

 

 

всего и вся царил, конечно, отчий «волшебный» дом в Трехпрудном переулке:

  Высыхали в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи. Это было в доме старом, доме чудном... Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи.[25]

 

Затем была Москва — окаменевшая и безучастная, ей не до чувств лирической героини с ее страстями, бушующими,

словно волны, и неизменно разбивающимися о берег. Этот излюбленный цветаевский образ дан всего в двух строчках:

О, вспененный высокий вал морской Вдоль каменной советской Поварской! [26]


Впрочем, разная она была, Москва, — многоликая, изменчивая. О такой Москве Цветаева писала в дневниках и письмах тех лет. Но ее душу и взор, невзирая ни на что, неизменно радовали некоторые любимые уголки, и в первую очередь знаменитый дом Ростовых на Поварской. Этот бывший дом графа Соллогуба, где Цветаевой суждено было несколько месяцев «служить», с розовыми колоннами, розовой залой и фигурами рыцарей при входе, возвращал ее в любимую старую Москву. На улице же была явь

Москвы реальной, которую сопровождали различные бытовые обстоятельства, незначительные, но тягостные,

как, например, два пуда осклизлой мороженой картошки, которую предстояло на санках везти домой... А потом, после того как уже бросила «службу», в той же романтической

 

розовой зале Цветаева читала свою пьесу «Фортуна». Так столица как бы представала перед поэтом в контрасте быта» и «бытия». В соллогубовском особняке помещался тогда Дворец Искусств, трибуна и пристанище многих писателей и художников. Небольшая юмореска «Чудо с лошадьми» — дань благодарной памяти поэта Москве 20-х

годов, которая великолепно умела веселиться и смеяться... Именно эта Москва, во всем многоголосии выплеснувшегося на ее улицы люда, вызвала к жизни в творчестве Цветаевой энергичные народные ноты.

«Очередь — вот мой Кастальский ток, — писала она. — Мастеровые, бабки, солдаты...» Эта народная «молвь»

рассыпана в цветаевских стихах, звучит в большой поэме-сказке «Царь-Девица», заполняет записные книжки. В очерке «Герой труда» дана именно Москва поэтов — дореволюционная, камерная, с любительским, «домашним» конкурсом па лучшее стихотворение, и Москва революционная, с «Вечером поэтесс» в Большом зале Политехнического, заполненном многолюдной и разномастной толпой. Политехнический музей, «Кафе поэтов», «Книжная лавка», а еще Вахтанговская студия в Мансуровском переулке были местами, которые Цветаева постоянно посещала; «география» ее Москвы, как видим, несколько изменилась; и опять же невозможно перечислить все точки на этой поэтической карте, где первейшую роль играл Арбат с окрестностями, а среди них — дом композитора Скрябина. Замысел последнего стихотворения цикла «Бессонница», обращенного к вдове композитора, рожден именно в скрябинском доме, когда Марина Ивановна, по воспоминаниям ее дочери, просиживала ночи напролет с разучившейся спать Татьяной Федоровной...
    Летом 1921 года, узнав от И. Эренбурга, что ее муж,

после разгрома белой армии, остался жив и собирается ехать из Константинополя в Прагу, Цветаева бесповоротно решила ехать к нему. И теперь, когда в цветаевских

 

предотъездных стихах возникала Москва, она представала все более хмурой, окаменевшей, застывшей. Это уже не «подруга» поэта, а страдающий, покрытый снегом, исполосованный кровью погибших город. Лирическая

героиня отшатывается от Красной площади, которая погребла жертвы революции, — ведь Цветаева всегда на

стороне поверженных, кто бы они ни были: «Прав, раз упал...»

Вот они тесной стальной когортой, К самой кремлевской стене приперты, В ряд Спят...[27]

 

Но и такой город по-прежнему и неизменно любим, хотя и

ненавидим в то же время; и тем больше любим, что

предстоит разлука, и ненавидим за то, что в нем — «па

кровушке па свежей — пляс да яства»:

Первородство — на сиротство! Не спокаюсь. Велико твое дородство: Отрекаюсь. Тем как вдаль гляжу на ближних — Отрекаюсь. Тем как твой топчу булыжник — Отрекаюсь...[28]

 

 

В мае 1922 года Цветаева уехала; Москва осталась «за

шпалами», далекая, невозможная, сновиденная . Уже пять

месяцев Цветаева на чужбине; после семи недель в

Берлине, с августа 1922 года, она с семьей живет в Чехии;

 

уже много написано — творческая энергия не иссякает в

ней. И — внезапным приступом ностальгии — вырывается стихотворение «В сиром воздухе загробном...», которое Цветаева не включила в свою книгу стихов, и оно осталось в ее тетради:

...Точно жизнь мою угнали По стальной версте — В сиром мороке — две дали... (Поклонись Москве!) [29]

 

Эти «поклоны» Москве были постоянны — теперь уже

главным образом в прозе: «Герои труда», «Мать и музыка»,

очерки об отце и его музее, «Дом у Старого Пимена»,

«Повесть о Сонечке», «Мой Пушкин» — всего не счесть.
    В июне 1939 года Марина Цветаева вернулась ив Франции, где жила с ноября 1925 года, в Москву. И здесь

началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэта с городом. . Драматизм с самого начала заключался в том, что в Москве для Цветаевой но оказалось моста. Столица се отвергала, не впускала. «И кто она такая, чтобы передо мной гордиться?» — с грустным юмором

обмолвилась Марина Ивановна в одном письмо. Так Цветаева встретилась со своей третьей Москвой — с

негостеприимной хозяйкой, выгонявшей из дома на улицу, из тепла и света — в темень и холод. Москва, сегодня не

 

принимавшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева некогда покинула ее. Впрочем, по сути оно и было так... Но, поскольку Марина Ивановна, при своем внутреннем одиночестве, стремилась к общению, то знакомые, преимущественно литературные (ведь приходилось зарабатывать на жизнь переводами), у нее были. С теми из

них, кто не шарахался от нее как от жены и матери репрессированных, можно было побродить — по

Замоскворечью, Воробьевым горам, даже съездить за город. И конечно, она читала свои стихи, переписывала их и дарила. (Был и такой лик Москвы!)

     По-видимому, Марина Ивановна в разговорах затрагивала свою больную тему: бездомность в родном городе, свое право на Москву. И быть может, задетая письмом либо бестактно оброненными словами одной знакомой, она записала в тетрадь ответ ей. Этот документ и ныне — обвинение человеческому равнодушию, так часто

скатывающемуся к непорядочности. Вот отрывок: «Стихи о Москве» — «Москва, какой огромный странноприимный дом»... «У меня в Москве — купола горят»... «Купола — вокруг, облака — вокруг»... «Семь холмов — как семь колоколов»... — много еще! — не помню, и помнить — не мне. Но даже — не напиши я Стихи о Москве — я имею на нее право в порядке русского поэта, в ней жившего и работавшего, книги которого в ее лучшей библиотеке…
       

Заключение

 

Москва- живой организм, она разная в разное время, её части – улицы, дома – не похожи одна на другую, многие

поэты и прозаики разных веков, разных направлений, пристрастий, общественных слоёв писали о Москве.                        

    Москва не только город, столица. Это ещё и золотые купола церквей, тихие безлюдные улочки и огромные

 

 

шумные проспекты, небольшие ручейки и огромная Москва – река, коренные москвичи и бесчисленные туристы, ветхие

домики на окраинах и высотные здания в центре и ещё много - много всего, что невозможно выразить простыми словами, но возможно почувствовать побывав в Москве и навсегда заболеть ею…

    Так, однажды приехав в Москву французская художница Э. Виже – Лебрен долго стояла на высоком берегу Москвы – реки с палитрой и кистями в руках, пытаясь изобразить открывшуюся перед ней панораму, а затем бросила краски и сказала:

       

    - Не смею…  

    

Наиболее наглядное представление о Москве – его зданиях, улицах, обстановке жилищ, одежде, всём так называемом быте горожан даёт рисунок или живописное

полотно. Но зато художественная проза и поэзия имеют больше возможностей для изображения внутренней духовной жизни, изменяющихся во времени нравов и быта. Большинство произведений XVIII – начала XX века , посвящённых Москве, не споря с изобразительным искусством, а часто прямо ссылаясь на него, представляет читателю внутреннюю, духовную историю московской жизни…

 

Список используемой литературы :

1. Бердяев Н. А. « Судьба России » М; « Худ. лит. » 1990

 

2. Военно-патриотический журнал « Ориентир » М., « Журнал министерства обороны России » № 9 1997

 

3. « Город чудный, город древний » М; « Худ. лит. » 1986

 

4. Загоскин М. Н. « Москва и москвичи » М; «Худ. лит. » 1988

 

5. Лермонтов М. Ю. « Песня про купца Калашникова » М.,

« Худ. лит. » 1984

 

6. Митрополит Иоанн « Самодержавие духа. Очерки русского самосознания »

 

7.Пушкин А. С. « Евгений Онегин » М., « Худ. лит. » 1980

 

8. Тралкова Н. Б. , Москва в произведении М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова », « Литература в школе » № 8 г. 2001

 

9. Телегин С. Н. « Мифология восточных славян » М., « Дрофа » г. 1994

 

 10. Толстой Л. Н. « Война и мир » М.,« Худ. лит. » 1980

 

11. Толстой Л. Н. « Анна Каренина » М., « Худ. лит. » 1983

 

12. Цветаева М. И. « Стихотворения » М., « Худ. лит. »

 

 


[1] М. Ю. Лермонтов. « Стихотворения » М., « Худ. лит. », 1987, стр. 94

[2] М. Ю. Лермонтов, М., « Худ. лит. » ,1984, стр.142

[3] Там же, стр. 145

[4] Там же, стр. 149

[5] Там же, стр. 149

[6] Там же, стр. 147

[7] Там же, стр. 149

[8] Там же, стр.150

[9] М. Ю. Лермонтов, М., « Худ. лит. », 1984, стр.75

[10] А. С. Пушкин ,М., « Худ. лит. » ,1980, т. 1 стр. 73

[11] Там же, т.2 стр. 125

[12] Там же, стр. 124

[13] Там же, стр. 122

[14] Там же, стр. 441

[15] М. Н. Загоскин « Москва и москвичи » М; « Худ. лит.» 1988 стр. 14

[16] Там же стр. 57

[17] Там же стр. 127 - 128

[18] Там же стр. 78

[19] Митрополит Иоанн, « Самодержавие духа. Очерки русского самосознания »

[20] М. Н. Загоскин, « Брат и сестра », М., « Худ. лит. », 1984, стр. 214

[21] Л. Н. Толстой, « Война и мир », М., « Худ. лит.» ,1980т. 1 стр.74

[22] Там же, стр. 76

[23] Л. Н. Толстой, « Анна Каренина », М., « Худ. лит.», 1983, т. 3 стр. 186

[24] Там же стр. 112

[25] М. И. Цветаева, « Стихотворения », М., « Худ. лит.»,1979, стр. 212

[26] Там же, стр. 123

[27] Там же, стр. 119

[28] Там же, стр. 227

[29] Там же, стр. 220


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!