Основные тенденции развития философии науки на рубеже ХХ-ХХ I вв.



Современная ситуация в западной философии науки специфицируется интенсивным развитием двух доминирующих тенденций анализа и интерпретации науки и характерных для нее форм исследовательской практики. Прежде всего, это разнообразные школы и направления аналитической и лингвистической философии (П. Стросон, Н. Хомский, Д. Дэвидсон, Дж. Серл, М. Даммит и др.). Согласно П. Стросону, понятие истины не фиксирует фундаментальных семантических характеристик, а используется для выражения нашего согласия (восхищения, одобрения) в отношении того, что говорится. П. Стросон полагал, что формально-логические исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для выражения структуры и свойств естественного языка. П. Стросон также критиковал попытки дать строгое логическое обоснование принципа индукции, считая его необходимой стороной человеческой рациональности как таковой. Дж. Серл разработал теорию «речевых актов». Языковое значение, согласно Дж. Серлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межличностной коммуникации. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить человека к миру. Главная область исследований М. Даммита - философия языка, которой он приписывает роль интегрирующего центра в философии. Философия языка лежит в основе метафизики: только изучив язык, мы можем познать мир и только через анализ языка мы можем анализировать мышление. М. Даммит подчеркивает, что язык служит не только для выражения мысли, язык - это социальное явление, и его главная функция - коммуникативная. Центральную задачу философии языка Даммит видит в создании систематической теории значения.

В философии науки ХХ в. разворачивается активная полемика между представителями научного реализма, с одной стороны (Х. Патнэм, У. Селларс, Б. ван Фрассен) инструментализма и радикального конструктивизма – с другой (Г. Фолмер, Х. Матурана, Ф.Варела, Н. Гудмен). С точки зрения «научных реалистов», единственно надежным средством достижения знания о мире является научное исследование, в котором данные наблюдений и экспериментов интерпретируются с помощью специально создаваемых для этого средств - научных теорий. Терминологический аппарат и высказывания научных теорий имеют онтологический статус, т. е. объекты (предметы, процессы, связи, свойства и отношения, закономерности и пр.), обозначаемые этими терминами, считаются реально существующими, а суждения об этих объектах - истинными, ложными или вероятными. В свою очередь Н. Гудмен, анализируя понятие «сходство», приходит к выводу, что в результате объективации сходств возникает ошибочное мнение, будто свойства и качества существуют так же, как и вещи. Согласно Н. Гудмену, выбор исходных терминов той или иной системы описания мира определяется чисто прагматическими соображениями, прежде всего требованием простоты и удобства. По Н. Гудмену, сравнение описаний мира с самой «реальностью» неосуществимо, а возможно лишь сравнение одних версий описания мира с другими. Вместо классического понятия истины как корреспонденции Н. Гудмен вводит понятие правильности как соответствия убеждениям и принципам той или иной системы описания. Он исходит из плюрализма систем, считая, что не только наука и обыденное знание, но и искусствао представляют собой допустимые версии описания мира.

Немаловажный вклад в развитие современной философии науки внесли и отечественные философы и методологи. В разработанных ими моделях и концепциях структуры, динамики и функций науки в различных типах социума была обоснована системно-диалектическая традиция современного науковедения, которая по многим параметрам оказалась более перспективной и адекватной реальной практике научных исследований, нежели западные аналоги. К наиболее известным и авторитетным представителям отечественной философии науки относятся Б.М. Кедров, П.В. Копнин, М.Э. Омельяновский, В.А. Штофф, В.С. Швырев, А.И. Ракитов, В.С. Степин и др. Благодаря плодотворной деятельности этих и многих других ученых и философов, начиная со второй половины ХХ века в отечественной философии науки формируется и основательно заявляет о себе ряд школ и исследовательских центров. Среди них – московская, минская, ленинградская, киевская, новосибирская, ростовская школы, представители которых и сегодня продолжают развивать отечественные традиции в сфере философии науки.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!