Лурия А. Р.                  УМ МНЕМОНИСТА 3 страница



Прежде всего Майер рассматривает логическую сторону мыслительного процесса — вопрос о природе суждения. В суждение входят три момента (последний не всегда): истолкование, объек­тивация и присоединение представления объекта мысли к словес­ному выражению. Под истолкованием надо разуметь процесс ап­перцепции, ассимиляции нового представления прежним запасом., в связи с истолкованием совершается объективирование пред­ставления. Под объективированием Майер разумеет не проекцию представления во вне, не отнесение его к внешнему объекту (та­кое объективирование имеет место лишь в процессе восприятия), но придание логическим элементам представления общезначимо­сти. «Всякий акт объективирования включает в себя имманентное отношение субъекта к объекту. Судящий ставит объект в определенное отношение к себе, и только таким путем нам доступны объекты действительности». Мы познаем мир и внешний, и внут­ренний при помощи известных логических функций, которые и со­общают мысли транссубъективное значение: «в структуру мира явления привходят не только формы созерцания и реальная категория, но также и субъективно-логические категории, вот почему мы считаем отношения субъективно-логических категорий, когда они являются предметами суждений отношения, за нечто «действительное, за реальный объект». Элементарные формы суждения — это суждения восприятия и воспоминания. Суждение вос­приятия есть тот акт, которым ощущение превращается в восприя­тие. Истолкование восприятия сводится к образованию примитив­ного понятия, которое предшествует и возникновению слова.

Истолкование может быть интуитивным и концептуальным. Пример первого: Отец!, пример второго: дерево. Объективирование в суждениях восприятия заключает в себе применение трех моментов. Локализация — пространственное приурочение объекта восприятия, темпорализация — временное приурочение объекта восприятия и применение к объекту реальных категорий: процесс, состояние и вещь. Короче г6воря, мы так психически организованы, что необходимо опознаем комплекс ощущений в суждении восприятия как некоторую вещь, наделенную качествами и под­верженную изменяемости, причем приурочиваем процесс восприя­тия к известному месту и времени. Свое завершение элементар­ный акт восприятия находит иногда в словесном выражении. Суждение воспоминания есть тот акт мысли, которым мы опознаем в воспроизведении раньше бывшее, превращаем его в воспоминание.

Далее следует отметить наши суждения о собственной душевной жизни, которые Майер называет психологическими. В психи­ческой области нет просто состояний и процессов, не приурочен­ных к «Я», хотя бы это приурочение, т. е. иначе говоря, самосоз­нание, и было смутно, как у животных. Это заметно на структуре даже безличных психологических суждений: мне грустно, весело, страшно.

За психологическими суждениями следуют суждения отношения, т.е. те, в в которых мыслятся представления отношений. Не все представления отношений суть познавательные акты, .могут быть и эмоциональные представления отношений. Что же касается познаватешльных суждений отношения отношения, то они могут быть следующие:

1) субъективно-логические отношения (установка равенства, тож­дества, сходства, единства, множества);

2) пространственные и временные отношения, куда входят, например, суждение о форме, сравнение отдельных временных частей события в отношении их различной скорости)

3) Отнoшения реальной зависимости, куда входят отношения причины и действия, средства и цели;

4) Отношения экзистенциальные, в экзистенциальных суждениях, где имеется в виду установка объективной реальности известного яв­ления (например, Вильгельм Телль существовал); 

5) Семантические отношения, отношения слова к обозначаемому объекту;

6) Суждения функциональные. Признание данного представления или суждения «знакомым», «виденным», «фантастическим», «вероят­ным», «сомнительным», «очевидным» и т. п. есть установка из­вестного функционального отношения между познавательным про­цессом и его объектом. От таких познавательных функциональных отношений следует отличать: 

7) Чисто презентативные отношения, когда я просто созерцаю известное представление;

8) Аффективно-функциональные отношения, когда я радуюсь чему-нибудь, нена­вижу что-нибудь, сострадаю чему-нибудь и т. д.; 3) волевые функ­циональные отношения: в актах хотения и желания, приказания. Последний вид суждений, рассматриваемых Майером - это суждения фантазии. Речь идет сейчас о познавательной фанта­зии – об эмоциональной речь будет впереди. Фантазия привхо­дит в акты объективного познания и играет в них существенную роль. Во-первых, ее деятельность наблюдается в наших представ­лениях и сужденияхо будущем, затем в математическом мышле­нии, где мы конструируем понятия при помощи познавательной фантазии. Сюда же Майер мог бы отнести представления человека о окружающей его действительности вне кругозора непосред­ственного поля зрения (например, мое представление о располо­жении предметов в соседней комнате, о соседних улицах и т, д.). Далее следуют представлений о чужой душевной жизни. Познание чужой душевной жизни получается не чисто ассоциативным путем и не путем традиционного, отлитого в сложные формы заключения по аналогии, но путем непроизвольно совершаемого примитивно­го заключения по аналогии, опирающегося на инстинктивно осу­ществляемые индукции. Дифференциация живых существ от ос­тальных идет у ребенка путем различения (вызываемого практи­ческими, а не теоретическими побуждениями) объектов, произ­вольно действующих в окружающей среде, от остальных. К суж­дениям фантазии нужно отнести и сообщенные суждения, т. е. те акты мысли, которые возбуждаются во мне извне путем речи или письма. Наконец, к области суждений фантазии следует отнести наши метафизические построения, наши концепции сущности вещей.

Набросав очерк психологии судящего мышления, Майер пере­ходит к характеристике эмоционального мышления. И там, и здесь наблюдаются аналогичные логические процессы (и истолко­вание, и объективирование, и деятельность категориального аппа­рата), но общая тенденция в актах эмоционального мышления иная: познавательный процесс здесь затенен, отодвинут на задний план, не опознан как таковой фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством. Чтобы уяснить себе природу логических актов в эмоциональных представлениях, прежде всего нужно разобрать­ся в природе чувствований.

Майер указывает на тот факт, что вся жизнь чувствований стоит непременно в определенном соответствии потребностям и стремлениям «Я», дифференцировавшимся из животного инстинкта самосохранения так же, как из этого инстинкта вырос и познавательный интерес. Возможны ли представления без чувственного тона или чувствования без познавательного коррелята? На оба эти вопроса Майер отвечает отрицательно. Так называемые ин­дифферентные психические состояния надо понимать в относи­тельном, а не абсолютном смысле — это психические состояния с неопознанным, лежащим ниже порога внимания чувственным тоном. В чувствованиях, с другой стороны, может отсутствовать представление объекта чувствования, но какие-нибудь элементы представления все же имеются в наличности.

Акты аффективного мышления представляют аналогию с акта­ми судящего мышления. Здесь есть и. истолкование, и категори­альный аппарат. Вместо же объективирования здесь есть иллюзорное объективирование: мы относим образы фантазии к вымышленной действительности путем аффективного самовнушения — таково аффективное суждение самовнушения, к нему сводятся акты веры. «Вера есть сознание значимости, но такое, которое основывается не на познавательных данных, но на самовнушении». Что касается момента внешнего выражения, то он здесь большей частью отсутствует, ибо аффективные представления фантазии и звуковые выразительные движения — трудно совместимые формы разряда чувствований. Было бы ошибкой считать междометия словесным выражением для аффективных представлений — это не предложения и даже не зачатки их, а просто разряды чувств; окрик «Карл!» мог бы быть заменен, например, свистом. Аффек­тивные представления могут привходить в качестве промежуточных звеньев и в сложные акты познавательной фантазии, напри­мер в умозаключения, но убеждение достигается не логической принудительностью аргументации, а подспудным влиянием на внушаемость собеседника.

Эмоциональное мышление можно подразделить на аффектив­ное и волевое. Аффективное мышление находит себе своеобразное применение в эстетическом и религиозном мышлении.

Под эстетическим мышлением Майер отнюдь не разумеет эстетическое суждение оценки, таковое есть просто вид нормального познавательного суждения, но самое эстетическое переживание, в котором что-нибудь нравится или не нравится нам. Прежде всего возникает вопрос, при каких условиях какой-нибудь объект при­роды или искусства может возбуждать в нас эстетические пред­ставления фантазии. Уже Фехнер справедливо указывал, что в эстетическом переживании следует отмечать два фактора: прямой и косвенный. Прямым является самый объект природы или искусства, стимулирующий нашу фантазию, как таковой. Из него развивается косвенный, ассоциативный. Этот последний можно рассматривать с двух сторон: с формальной и материальной. С формальной стороны чувственное впечатление порождает эсте­тическую игру представлений в том случае, если оно „вызывает в нас беспрепятственно развивающийся, внутренне свободный процесс смены представлений

Материальная сторона ассоциативного фактора заключается в значительности изображаемого, в изображении ценных, интерес­ных сторон человеческой личности и того, что имеет к ней отно­шение.

Объект вызывает аффективную фантазию постольку, поскольку он является одушевленным; проекция же психики совершается с тем большей легкостью, чем более технически совершенна форма изображаемого.

Представление чужой психики, построенное из материалов собственных переживаний, здесь не «взаправдашнее», оно отвеча­ет потребности аффективной фантазии — и только. Примером может служить такое суждение при взгляде на картину «Тайная вечеря»: «Вон этот там — это Иуда; он, очевидно, в испуге опрокинул солонку». Майер полагает, что это вовсе не познавательное суждение, но эмоционально-аффективный акт мысли: «То, что я, вижу, есть для меня Иуда только в силу аффективно-эстетическо­го способа представления». Конечно, такая фраза может соответ­ствовать и чисто познавательному суждению, и тут невозможно провести строгой границы во внешнем способе выражения. В эсте­тический акт мысли входит наряду с «истолкованием» и объективирование: псевдообъективирование, т.е. приписывание объекту «невзаправдашней» нереальности, реальности в качестве объекта созерцания. При этом, безусловно, нельзя сказать, будто созна­тельное посменное сопоставление «видимости» и «реальности» имеет место в эстетическом созерцании, наоборот, такой, процесс привел бы к уничтожению эстетического наслаждения: сознатель­ным самообманом эстетическую иллюзию никак нельзя назвать. При анализе религиозного мышления часто делают ошибку, приписывая актам религиозной мысли чисто познавательное значение. Этим, например, грешит интеллектуалистическая теория происхождения религии, выдвигающая на первый план познава­тельный мотив: религиозные представления возникли в силу стремления объяснить окружающую действительность. На самом деле религиозное мышление сводится к эмоциональным представлениям фантазии, к суждениям веры, а не к суждениям теоретическим. Суждение «я верю в то-то и то-то» есть просто психоло­гическое познавательное суждение, но суждение «бог существует» есть суждение веры. Такие верования вызываются прежде всего отнюдь не познавательными, а аффективными и волевыми побуж­дениями.

Религиозные акты мысли, по Майеру, суть аффективные умо­заключения — не познавательные процессы. В них входит: 1) непосредственное оценивание известных фактов, вызванное жела­нием достигать известных благ и избегать известных зол. С этим оцениванием связаны: 2) чувство зависимости по отношению  к божественному началу и 3) импульс к осуществлению акта веры. Теперь обратимся к другой разновидности эмоционального мышления — к мышлению волевому. Можно установить три класса волевого мышления: акты волевого мышления в собственном смысле слова, акты нежелательного мышления и акты императивного мышления. I. Акты волевого мышления в собственном смысле слова. Майер осуждает и интеллектуалистическую теорию, по которой господствующая роль в волевом процессе отводится представлениям, и сенсуалистическую, которая сближает воление с мышечным напряжением. Схема волевого акта представляется Майеру такой. Известный стимул вызывает хотение, оно, в свою очередь, связано с представлением цели, оцениваемым чувством, в это хотение привходит чувство напряжения. Далее следует решимость, импульс к действию и поступок, с этими заключительными стадиями связано чувство раздражения. Стимул не есть мотив по­ступка; но его повод, с которым связано неприятное чувство, обя­зательно привходящее в него, являющееся условием для актуали­зации волевого предрасположения. Иногда расчленяют понятия мотива и полагания цели. На самом деле мотив и полагание цели не отделимы. Можно было бы указать на волевые акты без пред­ставления цели, где есть мотив, но нет представления цели («сле­пая воля»). Однако таких волевых актов вовсе нет. Мотив есть причина поступка, в то время как стимул — повод.

В волевое мышление входят обычные акты, и истолкование, и объективирование, изредка речь. Необходимость вывода имеет здесь гипотетический характер: «если хочешь того-то, то должен думать так-то». Процесс обдумывания в волевом акте заключает в себе две стороны: А) Обдумывание цели (должен ли я?). Тут может иметь место простая альтернатива: или «да», или «нет»; иногда же первоначальная дилемма осложняется привхождением новых мотивов. Б) Обдумывание средств (могу ли я?) — оно включает в себя чисто познавательные процессы. За обдумыванием наступает решимость, она зависит не только от игры пред­ставлений, но и от волевых предрасположений.

К решимости примыкает волевой импульс и затем волевой по­ступок. Их отношение может быть двояким: 1) импульс совпада­ет по времени с поступком, или 2) импульс отделен временным промежутком от поступка. В первом случае нужно иметь в виду, что импульс не есть моментальный акт, но скорее распространя­ется на весь поступок.

Во втором случае временная обособленность импульса от по­ступка кажущаяся: de facto волевой импульс, в форме волевых предрасположений, распространяется и на отдаленнейшие цели.

II. Акты пожелательного мышления. Желание есть внутреннее стремление, не сопровождающееся тенденцией к поступку. Зигварт высказывает странную мысль, будто у животных нет желаний, но лишь хотения. Майер не соглашается с ним и находит, что исто­рия лисицы и винограда служит достаточно веским опровержени­ем подобной мысли.

III. Третий вид волевого мышления — это императивные акты (запрещение, приказание, просьба, совет, предостережение). Иногда императивный характер мысли не вы­ражен во внешней словесной форме, но сути дела это не меняет.

Подводя итоги, следует сказать, что книга Майера содержит ряд интересных психологических идей, прежде всего — расшире­ние понятия «суждение». Суждение в собственном смысле слова, конечно, связано со словесным высказыванием, но судящая деятельность, рассудка привходит во все познавательные процессы: различение и отождествление ощущений, продуктов памяти и во­ображения, восприятие — все эти процессы заключают в себе множество актов суждения, хотя большинству их не соответству­ют никакие словесные формы. Затем самые процессы мышления (как связанные со словесными высказываниями, так и не связан­ные с ними) Майер делит на судящее и эмоциональное мышления. Это разграничение ценно в том отношении, что оно рассеивает интеллектуалистический предрассудок, будто в мышлении позна­вательный интерес играет первостепенную роль. Исследование Майера убедительно показывает, что «эмоциональное мышление» занимает значительное место в умственной деятельности человека. В различных областях человеческой деятельности своеобраз­ная природа эмоционального мышления в общем тонко обрисо­вана Майером, жаль только, что он не касается патологических форм эмоционального мышления, на изучении которых предрас­судки интеллектуалистического толкования выступили бы с осо­бенной яркостью.


Леви-Брюль Л. ПЕРВОБЫТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

 

Леви-Брюль ( Levy - Bruhl ) Люсьен (10 апреля 1857—13 марта 1939) — французский философ, со­циолог и психолог. Окончил Эколь Нормаль (1879). Преподавал в Ли­цее Людовика Великого (с 1885) и в Парижском университете (с 1889). Профессор и директор инсти­тута этнологии в Сорбонне (с 1905). Научная деятельность Л. Леви-Брюля тесно связана с развитием французской социологической шко­лы (Э. Дюркгейм). Широкую известность получила созданная им концепция первобытного («мистического и спралогического») мышле­ния. В своей основной работе « Les fonctions mentales dans tes societes inferieures » («Умственные функции в низших обществах». Paris , 1910) Леви-Брюль подверг критике тео­рию анимизма, разработанную в английской антропологической шко­ле (Э. Тейлор, Д. Фрезер и др.), в которой мышление представителей «низших обществ» анализировалось с точки зрения их индивидуального сознания, показал необходимость исследования «коллективных пред­ставлений» (понятие Э. Дюркгейма), рассматривая последние в един­стве их интеллектуальных, аффек­тивных и моторных компонентов.

Он впервые выделил основные ме­ханизмы пралогического мышления, которые подчиняются «закону партиципации (сопричастия)» и пред­ставляют собой (по сравнению с мышлением современных европей­цев) не искаженное (наивное) при­менение логических операций, но качественно особую «мыслительную структуру». В последующих рабо­тах — « La mentalite primitive » («Первобытное мышление». Paris , 1922) и « L ' ame primitive » («Перво­бытная душа». Paris , 1927)—он освоил в свете своей концепции обширный этнографический матери­ал. Работы Леви-Брюля сыграли существенную роль в преодолении грубо-эволюционистских и логистических представлений о тождествен­ности законов умственной деятель­ности людей в различных культу­рах, в становлении исторического подхода к анализу ее развития, они оказали влияние на ряд направле­ний генетической психологии (в том числе на Ж. Пиаже). В хрестоматии приводятся выдерж­ки из книги «Первобытное мышле­ние» (М., 1930), посвященные опи­санию его основных свойств. Сочинения: Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.

 «Первобытное мышление» является выражением, которым очень часто пользуются с некоторого времени. Быть может, небесполез­но будет напомнить здесь в нескольких словах, что я разумею под «первобытным мышлением».

Выражение «первобытное» является чисто условным термином, который не должен быть понимаем в буквальном смысле. Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, фид­жийцы, туземцы Андаманских островов и т. д. Когда белые вошли в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов, которое им было дано. Эта первобытность, однако, весьма относительна. О первобытном человеке в строгом смысле слова мы ровно ничего не знаем. Поэтому следует иметь в виду, что мы про­должаем пользоваться словом «первобытный» потому, что оно уже вошло в употребление, что оно удобно и что его трудно заменить. Как бы там ни было, уместно будет предостеречь читателей против недоразумений, которые часто возникают несмотря на мои разъяснения. Выражение «пралогическое» переводят термином «алогическое» как бы для того, чтобы показать, что первобытное мышление является нелогическим, т.е. неспособным осознавать, судить и рассуждать подсобно тому, как это делаем мы. Очень легко доказать обратное. Первобытные люди весьма часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий, они очень часто обнаруживают дар изобретательности и поразительного мастерства в своих произведениях искусства, они говорят на языках, подчас очень сложных, имеющих порой столь же тонкий синтак­сис, как и наши собственные языки, а в миссионерских школах индейские дети учатся так же хорошо и так же быстро, как и дети белых. Кто может закрывать глаза на столь очевидные факты?


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!