Материал для подготовки экскурсионного рассказа



«Все кабинеты государя похожи один на другой простотой и строгостью отделки и обстановки». («Сон юности»)

Стены украшены очень простой и лаконичной росписью. Потолок выполнен в виде дощатого настила с обнажённой балочной конструкцией.

Ольга Николаевна, описывая в своих воспоминаниях кабинет отца в Зимнем дворце, отмечала простоту его обстановки: «В его кабинете – мебель красного дерева, довольно простая; столики, стулья, обитые зеленым сафьяном».

Обстановка Кабинета подчеркнуто строга, скромна и функциональна – столы, стулья, кресла, диван - русской работы середины XIX века фанерованы красным деревом. Диван и кресла на колёсиках по моде того времени для удобства их перемещения как внутри, так и между интерьерами.

На письменном столе императора - чернильный прибор и прессы для бумаг, колокольчик и вазочка для визитных карточек, подзорная труба.

Книги на русском и французском языках рассказывают о литературных интересах русской аристократии того времени и самого императора.

У Николая Павловича были свои любимые писатели, в том числе и для семейного чтения: Вальтер Скотт, Шатобриан, Жермена де Сталь, Сервантес.

Благодаря В.А. Жуковскому и А.О. Смирновой-Россет, вокруг которой сложился кружок литераторов, Николай I был в курсе основных тенденций развития русской литературы.

В библиотеке Коттеджа были книги на русском языке – произведения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, стихи В.А. Жуковского.

Николай I был человеком верующим – на рабочем столе в его кабинете всегда лежало Евангелие. В его правиле было ежедневно, утром и вечером, молиться. Ни уста­лость, ни болезнь не могли заставить императора изменить принятому правилу.

Ольга Николаевна писала: «Для Папа было делом привычки и воспитания никогда не пропускать воскресного богослужения, и он, с открытым молитвенником в руках, стоял позади певчих. Но Евангелие он читал по-французски и серьёзно считал, что церковнославянский язык доступен только духовенству. При этом он был убеждённым христианином и глубоко верующим человеком, что так часто встречается у людей сильной воли».

Были в Кабинете императора книги по военной тематике: военные атласы, уставы, книги по истории войн.

Все мужчины дома Романовых во все времена хотели быть военными. Современники называли Николая I «солдат по образованию, солдат по призванию, по наружности и по внутренности» - «его единственной страстью была военная служба» («Сон юности»).

А.Д. Блудова[15] вспоминала о нём: «Высокий, стройный, с античными чертами лица, матовой бледностью древней мраморной статуи».

На пьедестале портрет Николая I - бюст был выполнен при жизни императора известным русским скульптором Иваном Витали.

Исторически бюст находился в Столовой дворца Коттедж. Во время ВОВ оставался на своем месте. После войны был найден на территории дворца, реставрирован и в 2005 году установлен в экспозиции Кабинета Николая I Ольгина павильона.

Также как и все интерьеры павильонов, Кабинет императора украшает скульптура:

- статуэтка «Силен с младенцем Дионисом», отлитая в 1840-1860 годах из бронзы в Париже на фабрике Ф. Барбедьена, представляет собой уменьшенную копию с утраченного греческого оригинала 310-300 гг. до н.э. работы Лисиппа;

- статуэтка «Фавн, играющий на двух свирелях» была отлита из бронзы в XIX веке по модели известного скульптора Клодиона.

К пластическим искусствам Николай I испытывал особое пристрастие и неподдельный интерес. Он любил украшать статуями парки, интерьеры дворцов и павильонов и нередко делал это с большим вкусом.

Он постоянно заказывал и покупал произведения молодых русских скульпторов – выпускников Академии художеств. Неоднократно бывая в Пруссии и других немецких государствах, Николай Павлович лично заказывал скульптуру известным ваятелям.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в период правления Николая I современная немецкая скульптура приобреталась им специально для императорского музея, чего никогда не было в предыдущие годы.

Н.Н. Врангель[16] писал о николаевском времени в эпоху серебряного века: «Неустанная, упорная и трогательная забота императора об устройстве Эрмитажа и грандиозные суммы, затраченные им для образования и пополнения этого музея, заслуживают вечной признательности».

Нередко на рабочем столе в кабинетах Николая I можно было увидеть альбомы архитектурных проектов. Он был идеологом и заказчиком создания новых парковых ансамблей, что отражено в запросах и резолюциях, делавшихся от его имени министром двора, в его пометках на планах и чертежах.

Известный русский поэт А.Н. Майков назвал Николая I «первым тружеником народа своего». Сам же император в шутку называл себя «каторжником Зимнего дворца». По словам Ольги Николаевны: «Он не выносил тунеядцев и лентяев».

Утренние часы Николай I любил проводить за чтением бумаг, которые всегда полностью прочитывал, испещряя заметками карандашом на полях или накладывая краткие, но выразительные резолюции. Работал в кабинете и после обеда. Вечером. Возвратившись из театра или вечерней прогулки, опять занимался делами в кабинете до 2-3 часов ночи.

Ольга Николаевна в своих воспоминаниях отмечала, что ел государь только раз в день по-настоящему: «Чай ему подавали в то время, когда он одевался, когда же он приходил к мама, то ему подавали чашку кофе с молоком. Вечером, когда все ужинали, он опять пил чай и ел к нему иногда соленый огурец». Чай он предпочитал пить английский из стакана в подстаканнике.

На столике слева от камина на серебряном подносе, который был изготовлен в 1829 году мастером Густавом Бернстремом, находится хрустальный стакан в подстаканнике из серебра русской работы 1835 года, с профильными изображениями Николая I и Александры Фёдоровны.

Из позолоченного серебра в 1826 -1831 годах петербургский ювелир Фредерик Ленквист изготовил чайник для воды.

Справка

Густав Бернстрем считался отличным мастером, делал кроме посуды мелкие вещи – табакерки, ковшики, солонки. Работал в мастерской при Английском магазине Никольс и Плинке.

Ленквист Фредерик (1801, Финляндия - 1833, Санкт-Петербург). В 1824 году приехал в Петербург, с 1826 года стал серебряных дел мастером, открыв собственную мастерскую,изготавливал кофейные и чайные сервизы, выполненные в стиле позднего ампира и неорококо.

Помимо посуды мастер в большом количестве изготавливал серебряные наградные трубы. В Государственном Историческом музее хранятся изделия Фредерика Ленквиста, очень редкая серебряная наградная Георгиевская труба, пожалованная Лейб-Гвардии Атаманскому казачьему полку за усмирение Польского восстания 1831 года. Труба дополнена оригинальной георгиевской лентой и кистями. На чаше прикреплен серебряный знак ордена Св. Георгия и гравированная надпись "За Варшаву 25 - 26 августа 1831 года".

Жан-Батист Клод Одио́ возглавлял французский ювелирный дом, основанный в конце XVII века его дедом Жаном-Батистом Гаспаром Одио. Этот ювелирный дом в первой четверти XIX века считался самым престижным и получал заказы от всех европейских дворов. Одио, изготавливавший великолепные обеденные сервизы, был одним из самых знаменитых ювелиров периода Империи и Реставрации. Им были выполнены такие престижные заказы, как туалет императрицы Марии-Луизы или колыбель для Римского короля.

Одио́ как придворный ювелир, получал много престижных заказов от императора Наполеона I , включая скипетр и меч для коронации.

Из серебра в Париже в 1810-1820 годах известный парижский ювелир Одио изготовил бульотку со спиртовкой.

Справка

Бульотка — это небольшой металлический чайник, установленный на горелке, чаще всего — спиртовой. Бульотка использовалась как для кипячения небольшого количества воды непосредственно на чайном столе или рядом с ним, так и для поддержания температуры уже кипяченой воды.

На полушкафе русской работы середины XIX века – две чайные чашки с блюдцами с портретами императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны.

Справка

Эти чашки с блюдцами были изготовлены в Петербурге на заводе Батенина в 1826-1830 годах по гравюре Т. Райта 1826 года, исполненной по оригиналам Джорджа Доу 1820-1825 годов.

 Николай I во время приёмов на Ольгином острове мог подняться в Кабинет, чтобы отдохнуть или провести приватную беседу. Иногда, объезжая окрестности, он переправлялся на остров и в сопровождении сторожа поднимался на открытую террасу павильона.

Методическое указание: в случае проведения экскурсии в сырую погоду, обязательно предупреждать группу о том, что выход на бельведер ограничен.

Открытая терраса

Темы

Верхняя терраса павильона – великолепная смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на окрестности Петергофа.

Праздники и театральные представления, иллюминация и фейерверки на островах Колонистского парка.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!