Мифологические корни романа «Кысь»



О. М. Фрейденберг, изучая происхождение фольклорного и литературного сюжета, связала генезис некоторых элементов поэтики художественного текста с возникновением искусства из древних мифологических представлений. Литературный сюжет, по определению Фрейденберг, соотносится не с жизнью, если под ней понимать историческую и бытовую конкретику эпохи, а с представлениями людей о ней, уходящими корнями в архаический миф. Произведение искусства, таким образом, оказывается не первичной моделью действительности, а вторичной, так как художественно моделирует не мир предметов и явлений действительности, а реальность человеческого сознания.

Миф — специфически человеческий способ творения (моделирования), освоения и познания реальности, некий универсальный образ мира, с которым связаны все другие формы человеческого бытия.

 

1)Миф о культурном герое (персонажи, которые добывают или создают предметы культуры).

«Принёс-то огонь людям Фёдор Кузьмич, слава ему. С неба свёл, топнул ножкой — и на том месте земля и загорись ясным пламенем». Фёдор Кузьмич приравнивается Прометею.

«Кто сани измыслил? Фёдор Кузьмич. Кто колесо из дерева резать догадался? Фёдор Кузьмич. Научил каменные шарики долбить, мышей ловить да суп варить. Научил бересту рвать, книги шить, из болотной ржави чернила варить, палочки для письма расщеплять…»

Хранителем памяти, гармонии, тепла и света является фигура среди прежних – Никита Иванович.

 

2)Тотемный миф

Мышь - как краеугольный камень счастливого бытия.

Настала эпоха мышиной фауны, «Мыши — наша опора» - лозунг жителей «города будущего»: и колбаска из мышатинки, и сальце для свечек мышиное, и испечешь их, и зажаришь, и обменяешь. «Мышь – она другое дело, ее – вон, всюду полно, каждый день она свежая, наловил, ежели время есть, и меняй ты себе на здоровье, да ради Господа, - кто тебе слово скажет? И с покойником ее в гроб кладут вместе с домашним скарбом, и невесте связку подарить не возбраняется».

 

3)Эсхатологический миф (о конце света).

Эсхатологический миф составляет антитезу мифу космогоническому. Это миф о конце, за которым обязательно последует начало, новая жизнь. Так и в романе Т.Толстой: мир, возникший после Взрыва, пройдя заданную траекторию круга, подходя к точке замыкания, должен обнаружить признак разрушения, этот миф амбивалентен: в нем космос и хаос, жизнь и смерть смыкаются.

 «Будто лежит на юге лазоревое море, а на море на том — остров, а на острове — терем, а стоит в нем золо­тая лежанка. На лежанке девушка, один волос золотой, другой серебряный, один золотой, другой серебряный. Вот она свою косу расплетает, все расплетает, а как рас­плетет — тут и миру конец».

 

4)Этиологические легенды (объясняют причинность окружающего мира).

Вопросы, вечные предпосылки мифологии, повторяющиеся по кругу: «Да что мы про жизнь знаем? Ежели подумать? Кто ей велел быть, жизни-то? Отчего солнце по небу катится, отчего мышь шебуршит, деревья кверху тянутся, русалка в реке плещет, ветер цветами пахнет, человек человека палкой по голове бьет? Отчего другой раз и бить неохота, а тянет словно уйти куда, летом, без дорог, без путей, туда, на восход солнца, где травы светлые по плечи, где синие реки играют, а над реками мухи золотые толкутся…».

День и ночь: «Есть большая река, отсюда пешего ходу три года. В той реке живёт рыба — голубое перо. Говорит она челове­ческим голосом, плачет и смеется и по той реке туда-сюда ходит. Вот как она в одну сторону пойдет да засмеется — заря играет, солнышко на небо всходит, день настает. Пойдет обратно — плачет, за собой тьму ведет, на хвосте месяц тащит, а часты звездочки — той рыбы чешуя».

Зима, снег: «Зачем бы зима, когда лето куда слаще. Видно, за грехи наши». «На севере стоит дерево вышиной до самых туч. Само чёрное, корявое, а цветики на нём белые, махонькие, как соринки. На дереве мороз живёт, сам старый, борода за кушак заткнута. Вот как к зиме дело, как куры в стаи собьются да на юг двинутся, так мороз за дело примется: с ветки на ветку перепрыгивает, бьёт в ладоши да приговаривает: ду-ду-ду, ду-ду-ду! А потом как засвищет: ф-щ-щ-щ! Тут ветер подымается и те белые цветы на нас сыплет: вот вам и снег».

 

5) Астральные мифы (о звёздах и планетах).

Небо, звёзды: «небо, чернее черного, а по небу, узором, голубоватые пятнышки звезд, то гуще, то слабее, словно бы дышат, пошевеливаются, словно бы тоже зады­хаются, ежатся, хотят оторваться, а не могут, намертво приколочены к черной небесной крышке, накрепко при­биты, не сдвинутся. Прямо над головой у Бенедикта, всег­да над головой, куда ни отойди, — и Корыто, и Миска, и пучок Северных Хвощей, и ярко-белый Пупок, и россыпь Ноготков, и мутно, тесно, густо сбитое, полосой через весь ночной небосвод Веретено, — все тут, всегда, сколь­ко себя помнишь».

Заключение

Важной задачей современной науки является раскрытие сложного, своеобразного обращения литературы к фольклору в разные эпохи, определение динамики этих связей, изучение конкретного произведения.

В романе «Кысь» показано наше вечное настоящее, жизнь загадочного русского народа.

Мир «Кыси» населён не столько людьми, сколько мутировавшими словами. Это и есть главное последствие описанной катастрофы. Роман Т. Н. Толстой – своего рода гимн книге, где книга – символ протеста, знак надеРоман «Кысь», работа над которым продолжалась почти 15 лет, представляет собой первое объемное произведение Т.Толстой, и награждён премией «Триумф». Это первая независимая премия в России, присуждаемая за высшее достижение литературы и искусства во всех жанрах. 


Литература

1.Толстая Т. «Кысь».

2. «Непальцы и мюмзики» Интервью журналу «Афиша».

3. «Мюмзики и Нострадамус» Интервью газете Московские новости.

4. Шафранская Э. Ф. // Русская словесность – 2002 № 1.

5. Давыдова Т. Т. // Русская словесность – 2002 № 6.

6. Пронина А. В. // Русская словесность – 2002 № 6.

7. Шохина И. И. // Русская словесность – 2003 № 5.

8. Пропп В. Я. Фольклор. Литература. История. М., 2002.

9. Ерофеев В. «В лабиринте проклятых вопросов», М., 1990.

10. Даль В. И. Русский народ. Энциклопедия. Поверья, суеверья, предрассудки. – М.: Эксмо, 2005.

11. Фрейденберг О. М. «Поэтика сюжета и жанра».

12. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебное пособие под ред. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!