ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанра очерка
Данная глава посвящена анализу типа текста, которое обычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоения искусства написания очерка в художественно-публицистическом жанре считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства. В данной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» (типы речи, стилистические фигуры, синтаксические конструкции предложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить или выживать?». Данный материал очень актуален на сегодняшний день и его структура типична для рассматриваемого мною жанра.
Типы речи
В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодня служить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная черта очерков. Это смешение типов речи.
Автор использует рассуждение, тезис которого можно выделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жестокость военного начальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мы видим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10: «Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар в солнечное сплетение», 11: «Или за пять секунд приносить старшему тапочки и полотенце (за опоздание провинившийся должен был с разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто избивали табуретом или гантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрывать голову вывернутыми наружу ладонями («делать лося»)», 14: ««Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органическое поражение головного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении». Заключение, из которого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, а наоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если бы этот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старослужащих, а также слепотой, равнодушием или молчаливым пособничеством командиров, тем не менее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, в любой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служащими.… Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в судах) - сотни. Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много раз больше»
|
|
|
|
Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» в армии, в его временной последовательности, а на первый план выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что и тип речи повествование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязку действия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, расположенной в центре Орла, «деды» заставляли молодых солдат – «духов» стирать себе исподнее, отбирали деньги и продукты, развлекались изобретением разнообразных «упражнений» для новобранцев»), далее в хронологической последовательности идет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательной работы» весьма плачевный: «органическое поражение головного мозга травматического генезиса с легким интеллектуальным снижением и стойким астенодепрессивным синдромом», как сказано во врачебном заключении») кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов» наказали») развязка события. Выразительная и изобразительная сила данного повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в данном проблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголам особенно формам прошедшего времени: «заставляли», «отбирали», «развлекались», «избивали», «приказывали», «наказали». Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают автору разворачивать повествование
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!