Эффект Махариши и этническое поле



Как уже отмечалось, для объяснения эффекта Махариши вводится представление о коллективном сознании, которое существует на каждом уровне социальной организации, что соответствует приведенным выше представлениям Л.Н. Гумилева об этносе и этническом поле.

Более того, исследования эффекта Махариши показывают, что существует также и граница коллективного сознания. Исследователи эффекта Махариши утверждают, что представление о границах коллективного сознания оправдано потому, что внутри некоторой политико-административной единицы коллективное сознание более гомогенно в силу более тесных личных связей, частоты контактов между людьми, культурных, экономических и эмоциональных связей (см. также «Эффект Махариши»). Эта дискретность эффекта Махариши, его проявление в первую очередь на уровне коллективного сознания некоторой «административно-политической единицы» также очень хорошо согласуется с теми представлениями о существовании «единого ритма», «этнического поля», которые развивал Л.Н. Гумилев.

Л.Н. Гумилев полагал, что принадлежность к этносу определяется особенностями поведения людей, причем пассионарность понимается не только как черта характера отдельных выдающих личностей, но и как некоторая характеристика больших групп людей, т.к. «большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса», в том числе и ее разрушительный потенциал, потенциал насилия. Одним из наиболее существенных социально-психологических аспектов эффекта Махариши является влияние на уровень преступности.

Далее, Л.Н. Гумилев считал, что следствием пассионарных «толчков» являются микромутации, которые в конечном счете и служат причиной изменения в поведении пассионариев. Этой гипотезе Л.Н. Гумилева соответствуют исследования влияния регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи на ДНК (Sharma H.M., Stephens R.E.; см. также Wallase R.K).

В целом описание механизмов парапсихологических феноменов в терминах столь фундаментальных для всего живого молекулярных структур не является прерогативой ТМ. Так, например, И.В. Родштат полагает, что известный феномен «выхода из тела» связан с такими биохимическими процессами, которые нередко сопровождаются изменением клеточного фенотипа (Родштат И.В.).

Движение трансцендентальной медитации как предэтническое образование

Как уже отмечалось, главным отличительным признаком этноса служит изменение в поведении людей. Отметим два таких изменения в поведении практиков ТМ, ТМ-сидхи: это регулярная практика медитации дважды в день, а также предпочтение вегетарианской диеты.

Далее, «как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев».

Для того, чтобы охарактеризовать соответствующий социальный институт в нашем случае, достаточно вспомнить, что движение ТМ в 1992...1993 гг. проявляет политическую активность. В частности, в 1996 г. в США партия Естественного Закона принимала участие в выборах президента США. Кандидатом в президенты был Дж. Хэгелин: бывший физик-теоретик, специалист по физике элементарных частиц, занимавшийся объединением сильного, слабого и электромагнитного взаимодействий, работал в ЦЕРНе, позже декан физического факультета Международного университета Махариши (г. Ферфилд, штат Айва, США).

Общая структура движения ТМ, рассмотренная под углом зрения количества личного времени, отдаваемого практике медитации и движению, выглядит следующим образом: медитирующие, практики ТМ-сидхи, инструкторы ТМ, инструкторы ТМ-сидхи, два монашеских ордена: Purushas (мужской), Mother Divine (женский).

Продолжая сопоставление теоретических представлений движения ТМ с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева, обратим внимание на ту роль, которую играет Солнце в мировоззрении движения ТМ. О возможной роли Солнца в процессе этногенеза уже говорилось выше.

В работе, посвященной управлению социумом с позиций законов природы, Махариши Махеш Йоги описывает восемь таких законов: пять естественных и три человеческих (Maharishi Mahesh Yogi). Естественные законы начинаются с космического уровня и через Солнце, как источник всего живого на Земле, распространяются на Землю. В обществе это распространение осуществляется через солнечные династии правителей, представление о которых имеется в мифологиях многих народов мира и на уровне названий проявляется в присутствии слогов «ра», «рам» в именах правителей солнечных династий.

Эти идеи восходят к Древнему Египту, где власть фараонов возводилась к богу Солнца Ра. По мнению Махариши Махеш Йоги, в китайской традиции наиболее близко к слову «ram» слово «дракон» – символ Императора, приказывающего смерти и господствующего над бессмертием. Приводится данное Лао-Цзы описание Императора, Святого Монарха: «Когда правит Святой Монарх, его влияние ощущается везде, но кажется, что он ничего не делает. Его деятельность влияет на 10000 вещей, но люди не зависят от него. Никто не знает его, но он каждому приносит счастье. Он стоит на том, что неизвестно и путешествует в стране под названием «Нигде»» (Maharishi Mahesh Yogi, с. 31...32).

Утверждается, что в современных условиях демократии эквивалентом такого управления в каждой стране являются достаточно большие группы летающих йогов, т.е. тех людей, которые прошли обучение технике ТМ-сидхи и регулярно ее практикуют в группах (Maharishi Mahesh Yogi).

Заключение

Представляется, что эффект Махариши является единственным хорошо описанным в научной периодике непреднамеренным коллективным ПЯ. В отличие от индивидуальных ПЯ коллективные явления для своего описания нуждаются не только в подходах тех наук о человеке, предметом которых является типичный представитель вида homo sapience и отклонения от него, но также и в знании о группах людей. Выше приведены аргументы, показывающие применимость теории этногенеза Л.Н. Гумилева к описанию эффекта Махариши. Этот эффект является средством регистрации феномена этнического поля.

Список литературы

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990.

Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и Космос // Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993, с. 299...316.

Карпенко Ю.П. Пассионарное поле и эффект Махариши // Тезисы докладов на международной конференции «Биоэкстрасенсорика и научные основы здоровья на рубеже веков», М., 1996, с. 23...26.

Карпенко Ю.П. О средствах описания непреднамеренного влияния состояния коллективного сознания на окружающую среду // Парапсихология и психофизика, М., 1997, №1 (23).

Ли А.Г., Иванова Т.К. Разработка способов управления коллективными неосознаваемыми психическими процессами для синхронизации усилий в группах операторов с целью реализации явления телекинеза // Тезисы докладов на международной концеренции «Биоэкстрасенсорика и научные основы здоровья на рубеже веков». М., 26.11...29.11.96.

Московский А.В., Мирзалис И.В. Сознание и физическая реальность // Сознание и физическая реальность, М., МНТЦ ВЕНТ, 1995, вып. 1.

Родштат И.В. Вопросы объективизации некоторых психофизиологических феноменов, предположительно модулируемых КВЧ-воздействием. Препринт №2 (602), М., ИРЭ РАН, 1995, 23 с.

Maharishi Mahesh Yogi. Maharishi's absolute theory of goverment: automatition in administration. – Vlodrop, 1993. – 352 p.

Royer-Bounouar P.A. The Transcendental Meditation Technique: a New Direction for Smoking Cessation Programs. Ph.D. thesis: D, MIU, 1989, T735, 494, in the MIU library (источник информации: www.trancenet.org).

Sharma H.M., Staphens R.E. The effects of transcendental meditation and TM-sidhi program on DNA repair // Scientific research on Maharishi's transcendenatl meditation and TM-sidhi program. Collected papers. v. 5.

Wallace R.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. – Fierfield, 1987. – 367 p.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!