Черты обыденно-житейского поведения японского национального характера
Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие, близкие к ним черты обыденно-житейского плана группируются вокруг стержневой черты – самообладания, имеющего самые разнообразные оттенки.
В Японии популярно выражение: «Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован». И действительно, самообладание и сдержанность – качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Эти черты национального характера во многом обусловлены влиянием буддизма, проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность. В средние века, когда самурай обязан был сохранять присутствие духа в ответственных случаях, эти качества считались, безусловно, необходимыми. Идея умеренности и самоограничения пронизывает всю японскую культуру, и японец с детских лет постигает суть высказываний Лао-цзы «Тот, кто знает, где остановиться, не подвергает себя опасности»; «Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен», на всю жизнь впитав идею о том, что нельзя желать большего, чем тебе отпущено судьбой.
Интересны в этой связи жизненные правила, которым рекомендуется придерживаться японцам: 1) примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была; 2) находи возможность соблюдать установленные правила; 3) ограничивай себя в развлечениях; 4) причиной несчастья считай самого себя. Следование этим правилам, в свою очередь, сказалось на особом подходе японцев к оценке объективной действительности: в характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм. Эта черта имеет глубокие корни в сознании японцев. В чрезвычайных обстоятельствах, во время стихийных бедствий японцы предпочитают придерживаться позиции пассивного выжидания. Книги, пьесы, песни, в которых трактуются понятия «судьба», «рок», «предрешенность», ценятся и пользуются большой популярностью у современных японцев. Фатализм, иррациональное ощущение предрешенности прослеживается в различных аспектах жизни: за многими жизненными событиями японцы видят какие-то скрытые силы. Однако параллельно у современных японцев получил развитие и рациональный подход к действительности, часто связанный с личными интересами. Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большой степени от вежливости.
|
|
Скромность и сдержанность – одна из важнейших черт надлежащего поведения в Японии. В японском обществе от его членов ждут проявления скромности независимо от их социального положения. Это означает, что они обязаны научиться корректировать личные проявления способностей, знаний и благополучия. Самоуверенность не одобряется, приветствуется вежливость и предупредительность по отношению к окружающим. Подобное отношение иллюстрирует известная японская поговорка: «Выступающий гвоздь забивают», означающая, что те, кто демонстрируют свои способности слишком открыто, рискуют быть осужденными другими.
|
|
Заключение
Осмысление исторического опыта, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера. Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека. Национальный характер не наследуется от предков, он приобретается в процессе воспитания, хотя многие черты характера, присущие какому-либо народу, имеют глубокие исторические корни и зависят от множества причин. Национальный характер гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены какого-либо народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.
|
|
Каждый народ обладает определенными чертами, которые характеризуют его. Конечно и японцы не являются исключением в этом плане. В последнее время возрастает интерес к Японии. Исследователи интересуются культурой, обычаями, традициями, историей японского общества, так как желают узнать почему именно в этой стране и сегодня относятся с трепетом и бережливостью к прошлому своей страны. Ведь во многих европейских странах с информационно-ориентированным обществом идет процесс тотального отхождения от традиционного, считая его устаревшим. Напротив, в современной Японии, с развитой экономикой, производством, различными сферами жизнедеятельности, данный процесс не имеет место для существования. Многое можно объяснить особенностями японского национального характера. Огромное количество книг о японцах уже написано, многому еще только предстоит появиться на свет. О японском национальном характере, о своеобразии быта и культуры Японии авторы всего мира пишут уже более ста лет. Разговоры о загадочной непостижимой душе японца не прекращаются и по сей день.
|
|
Список литературы
1. Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998.
2. Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001.
3. Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967.
4. История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева. М., 1971.
5. История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А.Е. Жукова. М., 1999.
6. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005.
7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999.
8. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008.
9. Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000.
10. Япония: полвека обновления. Под ред. В.Б. Рамзеса. М.,1995.
[1] Вунд В. Проблемы психологии народов. М., 2001., с. 54.
[2] Бенидикт Р. Модели культуры. М., 1998., с. 32.
[3] Инкельс А. Личность и социальная структура// Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1967., с. 89.
[4] История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева. М., 1971., с. 132.
[5] История Японии: Учеб. пособие. Под ред. А. Е. Жукова. М., 1999., с. 182.
[6] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 12.
[7] Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 243.
[8] Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. М., 1999., с. 242.
[9] Япония: полвека обновления. Под ред. В. Б. Рамзеса. М.,1995., с. 138.
[10] Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. М., 2005., с.180.
[11]Япония от А до Я – популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000., с. 171.
[12] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 243.
[13] Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры. М., 2008., с. 87.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!