Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988, с. 70-71.
Начальный этап либерального движения, в рамках которого зародилось женское движение, пришелся на 1857 - 1 половину 1858 г. В это время формулируются идеи движения, выделяются его центры, создаются различные кружки - в 50-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге образовалось много кружков единомышленников, в которых приняли участие женщины, создавшие затем и свои кружки.
Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активно участвовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферой узкосемейных интересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ - печатный орган революционно-демократических сил, один из наиболее популярных и читаемых журналов той поры. Именно на его страницах и началась дискуссия по женскому вопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатировать тему
общественного значения женщины как воспитательницы молодого поколения ". По сути женщину ориентировали на выполнение все тех же традиционных ролей, но в более расширенном виде, в более качественном исполнении.
Либеральная тенденция плавно переходила в охранительную. Женское мнение также прозвучало в прессе. Первая русская феминистка, одна из первых в России женщин - экономистов, публицист М.Н.Вернадская^ подняла вопросы женской трудовой деятельности на страницах журнала "Экономический указатель". Она ратовала за возможность выбора женщиной жизненной стратегии, считала, что традиционная жизненная программа женщины обедняет ее жизнь: "Нельзя из каждой женщины сделать хозяйку и воспитательницу"^.
|
|
Но в России, с ее феодально-сословным устройством, с барским пренебрежением к труду со стороны привилегированных сословий, все эти призывы выглядели утопично. Не удивительно, что русские женщины стремились исключительно к умственному труду. Это был прорыв, который не оценили современники.
Вернадская рано умерла, не успев в полной мере раскрыться как исследователь.
Признанными теоретиками "женского вопроса^ стали прежде всего М.Л.Михайлов и Д.И.Писарев.
В 1860 г. "Современник напечатал статью М.Л.Михайлова "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе"^, которая создала Михайлову славу "творца женского вопроса" и вывела "Современник^ в лидеры.
Михайлов объявлял процесс продвижения общества в сторону женской эмансипации самой главной характеристикой переживаемого времени. Ратовал за преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видам деятельности, гражданских прав. Видел в этом путь выхода из кризиса.
Возможно, что такой ярко выраженный феминистский взгляд на общественные процессы сложился у Михайлова под влиянием французской феминистки Эжен Д^Эрикур, с которой Михайлов
|
|
^ Письма к русской женщине А.Х-ва. - Журнал для воспитания, 1857, т.1 Кривошеий М. Значение женщины. - Светоч, 1860, М 7. Соколовский Н. Наша женская литература. - Светоч, 1860, № 12.. ^ Вернадская Мария Николаевна (Шингарева), 1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов. - Современник, 1860, ^ 4.
познакомился в Париже в 1858/59 гг. и которая утверждала, что ^Если мы хотим освободить мужчин и вообще человечество, необходимо, чтобы женщины стали свободны, образованны, начитаны и могли бы расцвести в соответствии с собственным духом"".
"Современник" поднял тему поисков реальных путей решения. Журнал первым поставил вопрос о необходимости высшего образования для женщин в России. "Надо учиться, учиться в той же мере, в какой учится мужчина"", "Вы сделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми..."^, "Участие в труде и промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждому совершеннолетнему члену общества"^ - декларировали демократы.
С другой стороны революционные демократы - Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Слепцов связывали решение женский проблем с решением социально-экономических проблем страны, рассматривали "женский вопрос" как один из многих социальных вопросов, которые нужно решать одновременно. Это была наиболее характерная точка зрения для русской общественной мысли.
|
|
Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решения экономических проблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский, Беляев, Мотовилов и др.) раздавалось требование пересмотреть законы наследования в интересах женщин, как один из путей нахождения средств к существованию женщин привилегированных сословий^.
В либеральных кругах вызревала идея о необходимости социального призрения определенных категорий женщин.
Появление в 1863 г. романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Не могла быть расценена иначе, как появление учебника жизни, нового Евангелия для прогрессистов, проповеди разврата - для консерваторов, тем более, что появился он на страницах "Современника". Роман пользовался бешеным успехом, имел длительное влияние на современников.
Вопросы положения женщины, образ "новой" женщины, вопрос о фиктивном браке, как одном из путей выхода женщины из-под родительской опеки, о "новой" семье, о новых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин и его значение в жизни женщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях) основанных на новых без эксплуатационных началах - вот круг проблем на которые роман давал ответ.
|
|
Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женских артелей и по сути дела в художественной форме распространял этот опыт.
Особенно важно было то, что главной героиней романа была женщина, которая находила счастье в трудовой деятельности. Героиня Чернышевского знала выход - это было занятие "неотступным делом". Через то она стала самодостаточной личностью, главным действующим лицом в своей собственной жизни. Пример вдохновляющий.
^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Указ.соч., т.2, с.76. ^ М.Л. Михайлов. - Современник., 1861, №4. ^ Д.И.Писарев. Сочинения: в 4-х тт., М., 1956, т.З, С.212. ^М.Л. Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М, 1956, т.З, с. 428.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!