Устно-поэтическое народное творчество



 

Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ – начале ХХ веков было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, мысли, устремления. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе.

После отмены крепостного права возникло множество устно-поэтических произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпических песен, повествующих о мрачном периоде крепостного права, о рабском труде и ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.

Капиталистическое развитие деревни, вызвало к жизни новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы «о батраке и попе», «о батраке и кулаке», такие, как песня «А кто у батрака не служил, тот лиха не знает», сказки – «Кулак и батрак», пословицы – «Нанялся-продался».

В последние десятилетия ХIХ века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни. Частушка благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.

В это же время в устно–поэтическом народном творчестве появилось новое направление – рабочий городской и городской фольклор. Во многих произведениях белорусский народ создал правдивые картины каторжного труда на капиталистических фабриках и заводах, строительстве железных дорог. В Белоруссии широко бытовали припевки о шахтерах Донбасса.

В начале ХХ века интенсивно развивался фольклор рабочих и революционеров. Получили распространение революционная поэзия и песни российского пролетариата, в которых прямо говорилось о борьбе против буржуазии. Белорусский фольклор обогатился лучшими произведениями русского и украинского народа.

 

Формирование профессионального театра

 

Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная культура соседних народов – русского, украинского и польского. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов.

5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году было создано товарищество любителей искусств, которое сыграло важную роль в пропаганде демократического искусства и стало центром литературной и театрально-музыкальной жизни города.

Под воздействием профессионального театра создавались многочисленные музыкально-драматические кружки и организаций, так называемые белорусские вечеринки. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских и украинских авторов.

На традициях белорусских вечеринок возникла первая белорусская труппа. Игнат Буйницкий организовал ее на свои личные средства в собственном поместье Полевачи. В 1907 году закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 году после участия первой белорусской вечеринки, в Вильно, театр И.Буйницкого стал профессиональным. [2. С. 294]

И. Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси они помогали местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. Однако материальные трудности вынудили И. Буйницкого в 1913 году закрыть театр.

Деятельность первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент на пути становления белорусского театра.


Музыкальная жизнь

 

Достаточно разнообразной и богатой была музыкальная жизнь белорусских городов. С большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально-драматические и хоровые коллективы, которые знакомили белорусскую публику с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов.

Беларусь посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин, знаменитые певцы Л. Сабинов, Ф. Шаляпин. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьным преподавателям белорусская народная песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами страны. Русские композиторы М. Римский-Корсаков, С. Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях.

Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. [3. С. 261]

Это было первое инструментальное произведение белорусской музыки, исполнение которого пользовалось значительным успехом в Вильни и Варшаве.

В начале ХХ века широкое распространение получили песни революционного подполья, которые исполнялись на митингах и демонстрациях.

 

Изобразительное искусство

 

Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 году Виленской рисовальной школы под руководством И. Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику.

Если в первой половине ХIХ века преобладали картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам из жизни народа и родной природы.

Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович.([8]) Он участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии. Им были написаны много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Девочка». Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой.

В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П. Горавский.([9]) Он много путешествовал по Белоруссии и создал ряд пейзажей: «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Пинске болота».

Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй половины ХIХ века внесли также В.В. Грязнов, Д.Н. Струков. Путешествуя, они зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, вышивки, тем самым сохранили и донесли до нас величайшие творения.

И.Т. Хруцкий([10]) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюрмортист. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Цветы и плоды», Портрет сына», «В комнатах».

Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX – начала XX веков является пейзаж. Он был широко представлен почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси. Появились новые имена пейзажистов – Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине.


Архитектура

 

Значительные изменения во второй половине ХIХ – начале ХХ веков произошли и в архитектуре Белоруссии. Общественное строительство приобрело главное значение. Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов и их благоустройства. Но основная масса зданий строилась еще в традиционном духе белорусской деревенской архитектуры.

В культовом строительстве сохранилось архитектура предшествующих эпох: в костельном - готика, в церковном - византийский стиль.

Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.

После подавления восстания 1863 года русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. [3. С. 186]

Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная[11] и часовня князей Паскевичей в Гомеле.[12]

В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль.Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.

Так же происходило становление нового стиля – модерна. Применялся он для новых типов построек, таких как: железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные сооружения. Однако широкого распространения не получил. Примером архитектуры модерна является храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Использовались новые строительные материалы и конструкции: цемент, металлическая арматура, фабричная крыша. Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши.


 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!