Дополнения и аксессуары в украинском костюме



Изобилующий лентами и вышивками украинский женский костюм не может считаться полным без украшений, которые должны были не только радовать глаз, но и отгонять своим звоном всевозможную нечистую силу, беды и болезни. С этой же целью - отогнать беды - носили на шее многочисленные образа, богато расшитые ладанки с мощами святых и молитвами. Любимыми украшениями украинок исстари были серьги и монисто.

Другой неотъемлемой частью традиционного украинского костюма (причем как женского, так и мужского) является пояс. Вообще, пояс в мифологическом сознании восточных славян играл роль оберега, защиты человеческого тела.

Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Появиться простоволосой, с непокрытой головой перед людьми (будь то даже родственники) для украинской, да и для любой славянской женщины всегда считалось верхом неприличия.

Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был (а кое-где и по сей день остается) обычный четырехугольный платок, прообразом которого на Украине считается головное покрывало (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинное полотнище, завязывавшееся сзади так, чтобы концы свободно свисали вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.

В некоторых районах женщины носили кибалку (хомевку, хомлю) - обруч, на который украинки накручивали волосы, служивший своеобразным каркасом для прически. Поверх получившегося сооружения надевали очипок - такой мягкий чепец. Он завязывался шнурком, продернутым сквозь подшивку. Чепцы шили самые разные, из холста, шелка, золотой и серебряной парчи, цветной шерстяной материи. Фасоны тоже различались: существовали чепцы польского образца, а, скажем, восточно-украинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы - это вариация на тему русского кокошника с двумя гребнями.

Характеристика мужского украинского костюма

В сущности, мужской украинский костюм очень похож на русский и белорусский. Та же рубаха из конопляного или льняного полотна, которая часто служила и верхней одеждой, те же шерстяные или суконные штаны. Только в отличие от русских или белорусов украинские хлопцы рубаху носили не навыпуск, а заправляя в штаны - этот обычай они позаимствовали у соседей-кочевников.

Мужские головные уборы украинцев также весьма разнообразны - это меховые, шерстяные, суконные шапки конусообразной, цилиндрической или круглой формы.

Из украшений на штанах также стоит отметить вышивку желтыми или зелеными шерстяными нитками, которой украинские гуцулы украшали нижний край штанины. Концы штанин, разумеется, отгибали наружу. Чтобы красоту было видно.

На талии штаны закрепляли шнурком либо ремнем с пряжкой, поверх которого наматывали нарядный пояс.

 

 

Вопросы для проверки усвоения

1. Назовите основные виды одежды, входивших в русский народный костюм разных регионов.

2. Из каких материалов шили русскую народную одежду, какие виды отделки использовались в костюме?

3. Каковы составные части и особенности художественного оформления мужского и женского украинского народного костюма?

 

 


Л екция 11

ФУНКЦИИ КОСТЮМА И МОДЫ.

Классификация современной одежды

Функции костюма.

Структура и функции моды.

Закономерности развития моды.

Классификация одежды.

Основные требования, предъявляемые к одежде.

Функции костюма

Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме защитной и утилитарно-практической следующие функции:

1) магическую;

2) возрастную — обозначает или маскирует возраст человека. Традиционный костюм зачастую четко определял возраст человека: на это указывал, например, цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском традиционном костюме. В европейском костюме, особенно современном, часто возраст маскируется;

3) социально-половую — практически в любом традиционном костюме четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму;

4) сословную (групповую) — костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

5) профессиональную — костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средние века, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов но­сили особую одежду, которая различалась по покрою, цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы, однако без труда по костюму можно определить делового человека или представителей «свободных профессий»;

6) региональную — костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную как с климатическими особенностями региона, образом жизни, так и с национальными традициями живущих в нем народов. Региональная функция связана с национальной функцией — по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился «интернациональный стиль», стирающий все национальные особенности;

7) религиозную — костюм может обозначать и религиозную принадлежность человека. Например, в XVT в. во Франции можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в XVII в. в Англии — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом. Однако можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не такое существенное значение, какое имело раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция — многозначной, хотя он сохраняет следующие функции:

8) эротическую;

9) эстетическую — в этом смысле костюм выражает как индивидуальные эстетический вкус и выбор человека, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный принцип проектирования предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.

Многофункциональные вещи.

Многофункциональной является вещь, способная выполнять несколько функций. В XX в. проектирование многофункциональных вещей становится одной из задач дизайнеров. Еще в 1920-е гг. функционалисты стремились создать универсальные вещи, которые могли бы заменить множество традиционных вещей. Подобный подход к проектированию способен удовлетворить запросы современного человека, живущего активной динамичной жизнью, и, кроме того, позволяет экономить ресурсы, что чрезвычайно актуально с точки зрения экологических проблем, стоящих перед обществом. Подобные универсальные вещи создавали и модельеры, к ним можно отнести: «маленькое черное платье» К. Шанель и костюм в стиле «Шанель», платье-смокинг И. Сен-Лорана, джинсы. «Маленькое черное платье» задумывалось К. Шанель как аналог мужскому костюму, простота формы и универсальность черного цвета превращали это платье в вещь вне моды и вне конкретной ситуации. Костюм в стиле «Шанель» также можно носить в любых случаях: и в качестве деловой одежды, и в качестве нарядной. Джинсы также превратились в многофункциональную вещь: из рабочей одежды они сначала преобразовались в повседневную одежду, а затем — в нарядную. Современные джинсы шьют не только из традиционной ткани — денима синего цвета индиго, но и из атласа, из ткани стрейч, из бархата самых разных цветов. Джинсы носят и с классическим пиджаком, и со смокингом, и с вышитым жакетом.

На создание многофункциональных вещей ориентируются представители минимализма — одного из ведущих направлений в современном дизайне. Минимализм — это концепция гардероба, состоящего из минимального количества многофункциональных предметов одежды. Универсальная вещь, по мнению минималистов (к ним относят, например, американских дизайнеров К.Кляйна, Д.Кэран, немецкого модельера Дж. Сандер), должна характеризоваться следующими качествами:

простотой формы;

отсутствием отделок;

нейтральным цветом;

использованием материалов высокого качества.

Структура и функции моды

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Однако понять истинную сущность явления «мода», раскрыть глубинные механизмы ее возникновения и функционирования в обществе дал возможность социологический подход к изучению моды. Исследователи моды в конце XIX—XX вв. рассматривали моду прежде всего как социальный феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения: социальной психологии и психоанализа, экономики рыночного капитализма и культурологии, — и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития. Дизайнеру, создающему культурные образцы, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, необходимо иметь целостное представление о природе модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе.

В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат. modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское «mode», итальянское «moda», немецкое «Mode», английское «mode», хотя чаще употребляется «fashion».

Многие исследователи моды давали ее толкование исходя из того, что мода связана с правилами массового поведения. Можно предложить несколько подобных определений понятия «мода»:

Мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова).

Мода — тип реагирования на нововведения, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется в периодической смене объектов выбора, как новый образ действия или мышления (определение социального психолога Э.Богардуса).

Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).

Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука (особенно медицина, социология, экономика, философия), техника, политика, идеология, спорт. Дизайн является областью культуры, в которой активно действуют механизмы моды. Может быть мода на действия, идеи, вещи. Структура моды состоит из следующих элементов:

1) модные стандарты. Модный стандарт — способ или образец поведения или действия;

2) модные объекты. Модные объекты могут быть материальными и немате­риальными — это вещи, идеи, слова и их свойства;

3) модные значения, или ценности моды. Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение, он становится модным, когда утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных ценностей. Выделяют первичные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (мода не признает никаких границ, кроме временных), демонстративность (мода является способом коммуникации и позволяет демонстрировать социальный статус и сообщать информацию о себе), игра (мода связана с эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового). Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения, следования своеобразным «правилам игры» (модные стандарты). Мода также связана с понятиями «ролевая игра» и «социальная роль», являясь знаком определенного социального статуса или имитации социального статуса. Существуют также вторичные (внешние) ценности моды, которые определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или комфорт (удобство) и т.п. Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности);

4) модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.

Моде свойственны следующие функции:

1.Инновационная — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими, культурные образцы.

2.Регулятивная — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.

3.Психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагая готовые образцы поведения личности в массовом масштабе.

4.Социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию, помогает восприятию определенных социальных норм и ценностей и способствует воспроизводству определенной социальной системы. Кроме того, мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, одновременно обозначая и маскируя социальное неравенство. Мода позволяет демонстрировать либо высокий социальный статус, либо создавать иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Различные социальные группы имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся модные стандарты. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», так как мода связана с образом жизни и особенностями поведения определенной социальной группы.

5.Престижная или сословная функция проявляется в том, что во все времена одеждой старались подчеркнуть достоинство и общественное положение человека, принадлежность владельца к определенному сословию. Длина шлейфа в средневековье и количество израсходованного материала на платье, ширина кринолина, цветовое решение костюма, наличие отделки из драгоценных камней и т.п.

6.Коммуникативная — мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

7.Экономическая — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

8.Эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же, как отсутствует понятие хорошего вкуса).

9. Функция биостимулирования и обновления. В течение жизни, в течение года, сезона и даже в течение суток нам хочется выглядеть по-разному. Нам удобно одевать ту или иную одежду и всегда мы ощущаем стремление к обновлению. Вспомните, с каким удовольствием в конце зимы мы снимаем немного надоевшую верхнюю одежду и облачаемся в модные легкие плащи и куртки.

10. Эротическаяфункция моды прослеживается и в историческом и в современном костюме, от декольте и прозрачных тканей, которые привлекали женщин еще в эпоху Наполеона до современных мини юбок и просвечивающихся материалов. Эротичность заметна и в плотном облегании женских брюк и в коротких топах.

11. Функция стимулирования потребления и функция стимулирования производства. Благодаря развитию и изменению моды потребитель чаще, нежели этого требует необходимость в одежде покупает новинки моды или изделия, соответствующие направлению моды. Специалисты на производстве также стараются не отстать от моды, т.е. систематически обновляют ассортимент выпускаемой продукции, более модными изделиями.

 

Закономерности развития моды

Развитие моды связано и с объективными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, изменениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, интернационализация, демократизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества. С развитием общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные преобразования в основных образцах — явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов.

Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, фор­мирование массовой культуры создали основу для демократизации моды — доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех соци­альных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяют сразу по­лучить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образцами международной моды.

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой ин­формации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность — это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации. Л. Петров считает, что мода — это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Процесс внедрения и утверждения нового модного стандарта, процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — новомодные. Модная инновация может быть осуществлена различными способами:

1) посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. Возвратиться в моду прежний модный стандарт или образец сможет только тогда, когда произойдет его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в становлении и распространении моды;

2) путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры. В одежде новые идеи, стили и элементы появлялись из области изоб­разительного искусства (например, «сюрреализм» в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических регионов» («этнический стиль» в моде), из молодежных субкультур (стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;

3) результате изобретения — редкого явления в истории моды. Под изобретением понимается появление подлинно новых элементов или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-е гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды и т.п.

Модная инновация является результатом противоречия между прежними модными стандартами, объектами и ценностями, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности, т.е. происходит «знаковый износ» этих стандартов и объектов. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функ­ционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и объектов, из которых делается выбор. Этот выбор связан с предпочтениями массового потребителя, который приписывает новым образцам модные значения — так появляется новая массовая мода.

Модный цикл отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов. В основе любых циклов лежат три основные стадии существования системы: формирование; установившееся состояние; кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии модного цикла:

1. Возникновение новой моды (отличительная стадия). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды.

2. Распространение (подражательная стадия). На этой стадии в модное поведение включается все больше и больше приверженцев новой моды. Эта стадия состоит из двух этапов: 1) «пик» или адаптация (когда к новой моде присоединяются неофициальные ее лидеры, ранние последователи моды, затем «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда промышленность производит модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. В модное поведение включается «запоздалое большинство», а лидеры моды ищут новую моду.

3. Спад (стадия отмирания). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их воспринимают консерваторы («отстающие»).

На стадиях экономического подражания и спада, когда мода выполняет нивелирующую функцию, с экономической точки зрения целесообразно про­длить стадию экономического подражания модного цикла путем дифференциации и специализации модных стандартов и объектов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации к новым образцам.  

Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебания моды в 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Виль-хельм определил продолжительность модных циклов: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-е гг. XX в. — 1 год. А.Янг предложила считать продолжительность полного цикла за 100 лет. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А. Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет, 36 лет, 24 года. К категории модных изменений в костюме отнесли циклы продолжительностью 13 лет, 6 лет, 3 года.

Мода в условиях рыночной экономики, формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению смены циклов потребления путем сознательного ускорения смены имиджа вещей, т.е. закладывания уже при проектировании быстрого эстетического, а часто и физического, устаревания продуктов дизайна. Потребителя тем самымзаставляют сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных предметов.

Классификация одежды

По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную. Швейная — одежда, выкроенная и сшитая из ткани либо из какого-либо другого материала (меха, кожи и т.п.). Трикотажная — одежда, связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.

Деление одежды по сезонам

В большинстве стран мира климат в разные времена года существенно различается, что предопределяет деление одежды по сезонам. Европейская одежда традиционно делится на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени), хотя это разделение произошло относительно недавно. Например, в средние века такого деления одежды не существовало — и зимой, и летом носили одежду одного покроя с длинными рукавами из плотных тканей (сукна, бархата), зимой — на меховой подкладке. Разделение начиналось в XVII в., что было закреплено специальным указом короля Франции Людовика XIV о смене одежды по сезонам. Этот указ, являвшийся частью нового придворного этикета, устанавливал, из каких тканей придворным следовало шить одежду для каждого времени года. Таким образом складываются определенные ассортиментные группы материалов для сезонной одежды: летом носят легкие шелковые ткани, в основном тафту, осенью и весной — легкое сукно, зимой — ратин, плюш, бархат и атлас. Этот указ касался даже кружев: летом придворные должны были носить тонкие кружева с более мелкими узорами, зимой — более плотные и рельефные. Подобное отношение к материалам сохраняется и в XVIII—XIX вв. Ассортимент летних тканей пополнялся хлопчатобумажными тканями, женские платья шили из кисеи, батиста, вуали. Летняя одежда характеризовалась и более светлой гаммой: женщины носили светлые, часто белые, платья, а мужчины — сюртуки и фраки песочного и светло-серого цветов. В конце XIX в. широко распространились мужские костюмы из неотбеленной плотной шелковой ткани — чесучи. Вместо цилиндра или котелка летом носили соломенные шляпы — канотье. И только в XX в. одежда для разных времен года станет существенно различаться и по покрою. В 1920-е гг. появляются летние платья с короткими рукавами либо без рукавов, а мужчинам в неофици­альной обстановке разрешается снять пиджак. В 1930-е гг. распространяются мужские рубашки с короткими рукавами, в 1950-е гг. — яркие цветные рубашки с набивными рисунками («гавайские рубашки»), в 1960-е гг. — шорты. В конце 1960-х гг. французский модельер И. Сен-Лоран предлагает шорты для женщин в качестве повседневной одежды. В 1970-е гг. ассортимент летней одежды пополнятся заимствованиями из этнического костюма восточных народов — юбками «парео», «саронг» и т.п. Параллельно появляются новые виды верхней одежды для зимнего, осеннего и весеннего сезонов: дубленки, пончо, стеганые пальто и куртки.

В современной одежде также присутствует деление одежды по сезону: летняя одежда шьется преимущественно из легких гигиеничных тканей или трикотажа (шелка, хлопка, льна или смесовых тканей, вискозы); демисезонная одежда — из более плотных тканей; зимняя — из теплых шерстяных тканей, утепленных материалов, меха и т.п. Но в современной моде подчас трудно провести четкую границу между одеждой для разных сезонов, например, в осенне-зимних коллекциях дизайнеры часто предлагают открытые модели, иногда без рукавов. Это объясняется тем, что в развитых странах человек перестал так зависеть от капризов погоды, как это было раньше, находясь в помещениях с искусственно созданным климатом, передвигаясь на автомобилях с кондиционерами. Однако в нашей стране теплая одежда для холодного времени года не потеряла своей актуальности. А выбор ткани для сезонных коллекций должен определяться прежде всего соображениями комфорта и гигиеничности. При этом, наверное, более не существует «летних» и «зимних моделей», как ранее (если не учитывать теплую верхнюю одежду), хотя до сих пор существуют понятия «осеннее пальто» (пальто без утепленной подкладки), «весен ний костюм» (уличный костюм из светлых шерстяных тканей), «летнее платье» и т.п. Постепенное стирание различий между одеждой для разных сезонов прогнозирует американский модельер М. Коре: «Первым шагом стала разработка летней замши и зимнего лака. Будущее приведет нас к той точке в моде, в которой не существует сезонных изменений и ткани реагируют на окружающую среду, но в то же время и напоминают о прошлом»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!