Кудрявцева. Греческие философы о демократии



Курс базовой политологии в Лицее

Весь курс

Основные понятия политологии

Категория- наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существующие свойства и отношения, явления действительности.

Политический актор- индивид, общественная группа или государство, осуществляющее конкретное политическое действие, то есть субъект действия. В политологии актор и субъект синонимы.

Политика- вид социальных отношений, связанных с участием политических акторов в делах общества и государства по вопросам формулирования, принятия и реализации общественно значимых решений.

Власть- способность оказывать влияние на поведение человека или группы.

        - способность добиться от индивида А действия, которое он без влияния индивида или группы В не совершил бы.

Авторитет- внутреннее признание людьми за индивидом или институтом права на принятие решения, управления.

               - социально признаваемое знание, обуславливающее добровольное подчинение людей, основанное на убеждении или вере.

Легальность- санкция со стороны власти на придание законной силы политическому институту, документу; формальное соответствие правовым нормам, законность

Легитимность- соответствие политической власти основным ценностям и устремлениям большинства общества; согласие общества.

Легитимизация (легитимация)- придание власти легитимности.

Господство- институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой. Представляет собой совокупность устойчивых и воспроизводящихся отношений власти и подчинения, обеспечивающих превосходство одних людей над другими.

Институт- правила игры, совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями человеческого сообщества.

Политический процесс- последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые осуществляются под воздействием общества.

Государство- политическая организация, обладающая суверенитетом, определенной территорией и реализующая ее посредством постоянно действующих институтов управления и принуждения.

Суверенитет- наличие верховенства, независимости и самостоятельности государственно      й власти внутри страны.

Политический режим- совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма правления- способ организации верховной власти в стране.

Демократический транзит- переход к демократии (удачный или неудачный).

Референдум=Плебисцит.

Политическое участие- проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Абсентеизм- уклонение от участия в политической жизни общества.

Аполитизм- отказ от политической жизни.

Кооптация- введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственно решением данного органа без проведения дополнительных выборов.

Непотизм (кумовство)- покровительство руководителя своим родственникам и близким людям при назначении на должность, руководствуясь какой-либо принадлежностью (родственной) или личной преданностью руководителю.

Признаки политической партии:

1. Нацеленность на получение политической власти

2. Правовой статус

3. Политическая программа

4. Политическая идеология

5. Формальная организованная структура

Политическое у Карла Шмитта

  Политическое у Карла Шмитта есть там и тогда, где и когда имеет место публичное противостояние между большими группами, разделенными по принципу «друг-враг». Главное политическое разделение: друг-враг. Враги- это не личные враги, а враги моей группы.

Политика есть противостояние политических единиц, например, государства. Но политическое без государства возможно. Его воззрения включали в себя критику со стороны Моргентау и Лео Штрауса.

1963 год- книга + брошюра «Партизаны», «Понятие Политическое».

Шмитт считал, что в войне принимают участие только заинтересованные, в то время как «комбатанты» сидят по подвалам. Человек становится полностью человеком только тогда, когда становится политическим существом (гражданин, участник в политике). Это, в свою очередь, можно было достичь только путём экзистенциального противостояния- готовности бороться за свою государственную идею на войне, то есть быть воином.

Внутренняя политика вторична. Он не поддерживал идею войны внутри государства. Считал, что внутри государства должна быть одна идея: политическое единство. Свобода в его понимании не допускает плюрализма мнения по поводу политики.

Консенсуса, с точки зрения Карла Шмитта, быть не может по политическим вопросам.

Суверен- это тот, кто определяет своих и чужих, может отменить все законы и объявить чрезвычайное положение.

Карлу Шмитту апеллировала (не соглашалась) Ханна АрендтЮ. Хабермас).

Политика- это согласие, сфера свободного обсуждения и принятия решений путём консенсуса. Политическое- это сфера общения, проявления свободы и ответственности. Сущность политики- участие в публичном обсуждении общественно значимых проблем. Политика есть способность взять на себя ответственность при коллективном решении.

Шмитт повлиял на Жульена Фройнда, «левых» авторов, неудовлетворенных простым пониманием политики.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер

Политика- это область общественных отношений по поводу приобретения, распределения и осуществления власти.

Субъекты политики:

1. Политик по случаю- обычный избиратель

2. Политик по совместительству- депутат и директор школы, доверенное лицо

3. Политик-профессионал- политика является основным источником дохода и труда.

Политика

Политика- общественная деятельность, обсуждение и принятие решений большинством голосов, участие всех граждан в жизни полиса, коллективное управление государственными институтами. Античная трактовка.

Политика- реализация воли правителя, деспота, никем не ограниченного; власть, данная Богом и передаваемая по наследству. Трактовка, присущая Древнему Востоку.

Политика- выполнение библейских и евангельских заповедей, обеспечение всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов. Трактовка Средних Веков.

Политика- соблюдение правителем заповедей пророка и законов шариата, в противостояние раскольникам и сектантам, борьба за расширение области ислама и укрепление халифата. Мусульманская трактовка.

Н. Макиавелли первым разделил политику и христианскую церковь; политическая теория начинает отделяться от теологии.

Политика- это деяния народа под руководством правителей и обеспечение благополучия и процветания общества; политика- это постоянная напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил. Трактовка Нового Времени.

Парето считает, что история общества представляет собой «кладбище элит».

Политика- это управление семьей. Правитель- отец, опекающий детей. Его главная забота- благополучие детей. Китай, конфуцианская культура. Основа- пример и совершенствование. Нет равенства. Есть естественная иерархия, в которой отец заботился о членах семьи.

Арабский мир. Политика звучит как «сияса». Корень слова означает скотоводство, то есть управление массой. Тоже опека, как и в Китае, но только над стадом, а не семьей.

Политика- конфликт, публичное противостояние большинства групп, разделенных между собой по принципу «друг-враг». Карл Шмитт. Категория Политического. Политическое есть сфера принятия решений по вопросам, организующим людей на группы по принципу «друг-враг». Политика есть только там, где есть противостояние, разделение на друга и врага, готовность убить противника.

3 периода, давшие 3 теоретических подхода к трактовке политики:

1. Религиозно-мифологический- проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых.

2. Философско-этический- деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Платон: «Правят законы, а не люди».

3. Научно-рационалистический- выделение политической науки в самостоятельную область знания. Начало- труды Н. Макиавелли.

Области современной политики:

1. Официальная государственная политика.

2. Публичная политика.

3. Гражданская политика. Политика общественных организаций и политических партий.

Политика- это:

1. Устройство общества и управление им различными методами, это соотношение социальных сил и борьба за власть и её осуществление.

2. Взаимоотношения больших групп людей, опосредованные государственными институтами управления.

3. Постановка целей и задач, определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, установление и гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека, это решение глобальных международных, демографических и других проблем.

4. Это проведение определенного курса.

Структура политики:

1. Реальная политическая жизнь (реальное) - Политическая теория (идеальное)

2. Политика верхов (управляющих) – политика низов (управляемых)

3. Широкая политика (отвечает интересам масс) – Узкая политика (отвечает интересам некоторых людей или групп)

4. Левая политика (социальная справедливость, развитие системы социальной защиты, общественные ценности: дефицит бюджета) – Правая политика (развитие производственной сферы, снижение налогов, национальное развитие, поддержка политического статуса кво: наполнение государственного бюджета)

5. Высокая политика (государственные институты по обеспечению внешней и внутренней безопасности, силовые структуры) – Низкая политика (социально-экономическая)

6. Создание этносами «крови и почвы» (Фридрих Ратцель) этнической и всей политики страны.

7. Статика политики (установленные политические институты, несменяемые субъекты политики) – Динамика политики (изменения, политические процессы)

8. Внутренняя политика (федеральная, национальная, региональная, локальная) – Внешняя политика (глобальная, континентальная, региональная)

9. Сфера охвата – субсферы

10. Политика по разным возрастным группам.

11. Национальная политика – Этническая политика

Функции политики:

Общие функции:

1. Структурирование общества в группы по политическим интересам

2. Выражение идеалов и интересов через общественно политические структуры

3. Согласование интересов разных социальных групп

4. Сглаживание конфликтов

5. Корректировка политического процесса

6. Обсуждение и принятие необходимых обществу различных законов

7. Распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения

8. Создание государственного бюджета для решения общественных проблем

9. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства

10. Политическая социализация

11. Обеспечение политической коммуникации

Частные функции формируются под воздействием других сфер общественной жизни. Система функций политики обладает определенной текучестью.

Свойства политики:

1. Инклюзивность- способность проникать во все сферы общества

2. Неравновесность- колебание политических сил в обществе

3. Динамизм- ускорение и смена общественных событий и изменений

4. Коммуникативность- способность обеспечивать связи между всеми субъектами политического процесса (в том числе, между государством и гражданским обществом)

5. Альтернативность- плюралистический характер

6. Демократичность

7. Циклический характер (в демократиях)

8. Массовый характер

9. Рациональность и иррациональность

10. Пространственные свойства- определенное физическое и географическое пространство

11. Временные свойства- в рамках реального/исторического/эпохального времени

Древняя Греция

Общая сводка

Политика- управление обществом.

Эллины=люди. Все остальные- варвары. Мир- Ойкумена, пространство, где живут эллины. Полис- центр принятия коллективного решения о судьбе общности. В полисах не было разделения на «общество» и «государство». Одно не мыслимо без другого. Остракизм-изгнание человека из полиса на 10 лет. Экономика строилась на рабовладении.

Полис- это античная городская гражданская община. Некрополь для похорон, акрополь для принятия государственных решений. Полис- это, прежде всего, люди! Граждане=Общество=Полис.

Хранителем казны в Древней Греции был богач, так как он меньше будет красть + в случае поимки его за руку у него есть что забрать в качестве компенсации.

Сократ первый философствовал об обществе. Жил в Афинах, не любил демократию. Негативно относился к людям, которые глупее его самого. Придумал метод майевтики- термин диалога Сократа (произведение «Теэтет»), означающий метод философствования; искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

Античная демократия – жребий – прямое правление – политика у многих

Античная республика – выборы – представительное правление – политика у избранных

Современная демократия – Выборы – Представительное и Прямое правление – политические права почти у всех

Устройство афинской демократии:

Граждане (старше 20 лет)

Экклесия (Собрание) (кворум 6000 граждан для сессии) - Суд (201-501 граждан старше 30 лет)

О военных                  Совет 500 (мужчины старше 30)  -                 Магистраты

                                                                            Комитет 50

                                                  Президент комитета (на 1 день)

Платон

Настоящее имя- Аристокл.

Политика- искусство управления людьми; искусство поиска компромиссов.

Платон сравнивал правителя с:

1. Врачевателем. Правитель лечит общество и ровно также как мы не делаем замечание доктору, причиняющему боль во благо, мы не должны роптать на мудрого правителя, способного причинить страдания народу ему же на благо.

2. Кормчим. Необходимо обязательно слушаться правителя, так как в ином случае к власти придёт народ, не сведущий в управлении хоть сколько-нибудь.

3. Ткачом. Ткач вынужден повиноваться правилам, которые устанавливает ткацкое искусство.

Платон рассматривал человека, как ресурс, а не как субъект, наделённый правами и свободами, собственными стремлениями или желаниями. Это видно, например, в его учении о семье, где утверждается концепция, согласно которой пара тебе назначается сверху, а не по твоему желанию. Таким образом, интересы государства тотально доминируют над интересами индивидов, что приводит к ущемлению последних.

Справедливое общество- это то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.

Три сословия:

1) Философы- мудрецы

2) Стражи

3) Крестьяне

У Платона в идеальном государстве всё общее: нет частной собственности, в том числе семьи- общие. Важная роль обучения- детям можно врать! Платон первый уравнял мужчин и женщин в правах. Платон отрицал частную собственность, следовательно, он является первым социалистом, тоталитаристом (по К. Попперу), фенинистом.

Нравственность

Аристократия

Тимократия (общество честолюбия, чести)

Олигархия (власть богатых)   Демократия     Тирания

Демагог- правитель толпы.

Аристотель

Стагирит- прозвище Аристотеля. Был рождён в Македонии (одна из греческих областей). Человек- существо политическое. Человек достигает полноты человеческого, реализует то, что заложено в него природой, только участвуя в политике. Политика- естественное состояние человека, нацеленное на общее благо. Высшая форма общения людей. Искусство жить в городе-полисе, то есть искусство договариваться.

Человеку свойственно жить в обществе. Один он не выживет. В Древней Греции нет разделения общественных и государственных интересов, так как полис есть и общество, и политическое образование.

Есть частные интересы и общественные. Чтобы сохранить частную собственность необходимо заботиться об общественных. Политическое основывается на этических и нравственных категориях. Смысл человеческой жизни в достижении счастья, которое получается путём реализации своих возможностей. Полис направляет человека в нужное русло. Этика направляет нашу энергию на общее благо.

Политическое создаётся и поддерживается социальным. Не обогащайтесь, а увековечивайте своё имя благими делами. Только жизнь в полисе делает человека человеком. Жизнь в полисе=Участие в политике. Социальное=Политическое. Политика- стремление к общему благу общности.

 

Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединиться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Поэтому и господину, и рабу полезно одно и тоже. Из указанных двух форм общения получается первый тип общения- семья. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не только кратковременных, но и долгосрочных потребностей- селение.

Всякое государство- продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же складывается природа. В осуществлении конечной цели и состоит конечное завершение. Государство- принадлежит к тому, что существует по природе.

Человек один из всех вещей одарен речью. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.

Человек, нашедший своё завершение- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права- наихудшее из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего. Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Собравшись вместе «не дельное» большинство может оказаться лучше тех, кто порознь. Массе свободнорожденных граждан должна быть предоставлена судебная и совещательная власти.

Справедливость требует, чтобы все равные властвовали в той мере, в какой они подчиняются, и чтобы каждый поочередно то повелевал, то подчинялся. Предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо из граждан. Добродетель есть середина, то есть нужно признать, что наилучшей жизнью будет именно средняя жизнь, такая, при которой середина может быть достигнута каждым.

Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной.

Наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого даёт возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо.

Чрезмерное народонаселение негативно сказывается на государственном устройстве.

 

Полития- это государственный строй, при котором власть находится в руках большинства «средних» людей, обладающих определенным небольшим цензом и управляющих государством в интересах всех граждан. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных- отсутствие добродетели. Полития не утопична, так как существовала в Таранте.

При политии государственные дела решаются гражданами среднего достатка. Она является «средним» государственным устройством, опорой которого должны служить граждане среднего достатка.

Особое значение Стагирит предавал «брачным» законам, которые должны быть направлены на то, чтобы рождались нормальные в физическом отношении дети. Полноправными гражданами становятся только те, кто в молодости был воином, а по достижении старшего возраста становятся правителями, судьями, жрецами.

Земледельцами по проекту Аристотеля являются рабы.

Государственное устройство- это распорядок в области организации государственных должностей, в первую очередь, верховной власти. В демократиях верховная власть в руках народа; олигархиях- в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным.

Государство есть общение свободных людей. Государство создается, чтобы жить счастливо. Аристотель считает предпочтительным отдать власть большинству нежели чем меньшинству, хоть даже и лучшему. Не существует универсальных законов ни для олигархии, ни для демократий, также, как и для остальных форм правления.

Тирания- худший из худших видов правления. Демократия- лучший из отклоняющихся. Демократический строй- это тот, в котором верховная власть находиться в руках свободнорожденных, а олигархический- это тот, в котором она принадлежит богатым. Различные виды демократии:

           1. Основанный на равенстве и свободе

           2. Основанный на небольшом имущественном цензе

           3. Основанный на всеобщем знании закона. Главенствует закон, в отличие от 2 пункта.

           4. Основанный на всеобщем праве граждан пользоваться правом занимать должности, властвует закон.

           5. Основанный на всеобщем праве граждан пользоваться правом занимать должности, властвует народ.

Минус в демократии в том, что власть сосредоточена в руках неимущих, коих большинство.

Кудрявцева. Греческие философы о демократии

Демокрит не допускал попадания правителя под власть толпы не только после окончания правления, но и во время его из-за постоянной подотчётности перед народом. Протагор наоборот был сторонником демократии, считая, что в каждом человеке есть задатки политического мышления, проявляющегося в виде гражданской добродетели, политического искусства, справедливости и рассудительности. Платон же критиковал демократию, считая достойных государственной власти лишь избранных обученных философов-правителей. По его мнению, демократия уравнивает в правах людей неравных по природе. Он истинно верит в неумение воспользоваться свободой людей. Таким образом, по Платону демократия лучшая из худших форм правления. Аристотель считал демократию отклонением от идеальной формы правления- политии, так как она имеет в виду выгоды неимущих. В его представлении сбалансированный государственный строй- этот тот, который состоит из нечто среднего между олигархией с достаточно широкой социальной базой и умеренной демократией.

Аристотель выделяет общие принципы, характерные для демократии:

1. Все должностные лица назначаются из всего состава граждан

2. Должности замещаются по жребию

3. Никто не может занимать одну и туже должность дважды

4. Судебная власть принадлежит всем

5. Все получают вознаграждение

В демократии в отличие от политии правят в своих интересах бедные!

 Виды демократии:

1. Первый тип: равенство, которое зиждется на законе. Всякий гражданин может занимать должности, однако властвует закон!

2. Второй тип: существование невысокого имущественного ценза

3. В управлении могут участвовать только те, кто может иметь досуг, то есть люди достаточно самостоятельные

4. Крайняя демократия:

1) Верховная власть принадлежит массе неимущих

2) Власть осуществляется через принятие декретов народного собрания

3) Верховная власть народа стоит выше закона (здесь появляются демагоги)

4) Воля народной массы не сдерживается никакими укоренёнными в прошлом общими правилами или законами, такая демократия напоминает тиранию, а в роли тирана выступает народ.

Демократии более стабильны и долговечны по сравнению с олигархиями. Суммарная добродетель и суммарное суждение- доводы в пользу демократии. Политика- это один из видов деятельности, в котором лучший судья- потребитель (народ).

Средние Века

Историческая пледоплёка:

1054 год- официальное разделение христианства. Фактически оно произошло в 4 веке. Религиозное обоснование- спор о том, чем нужно причащаться. Экономическая причина- земли Южной Италии.

Суть конфликта светской и религиозной власти:

Государства крепнут и пытаются максимизировать свою власть. Тоже самое пытается сделать Папа Римский в Папском государстве. Таким образом, происходила борьба за инвеституру. Фактически, борьба за верховенство власти в империи.

Доктрина «Двух мечей»:

Сформирована в 5 веке Папой Римским Геласием. В наиболее полном виде представлена у Бонифация VIII. Это попытка обосновать превосходство религиозной власти.

Фома Аквинский (1225-1274)

1. Развивал доктрину двух мечей

2. Одним из первых использовал античное наследие Аристотеля (до этого все опирались на Платона)

3. Основал Томизм- религиозно-философское учение, в котором обосновал необходимость и способы постижения религиозного учения посредством разума.

4. Превратил философию в служанку богословия

5. Привёл 5 доказательств существования Бога

6. Суть власти- божественная, а потому благая. Власть должна привести людей в царство Божие- к общему благу. Власть блага, но тот, как вы её используете, может привести к бедам. Власть светская подчинена власти религиозной.

Бонифаций VIII дал папе Римскому два меча: меч божественный (в ножнах)- если что, карать государей; меч обнажённый (у государя)- творить правосудие на земле.

Авеньонское пленение пап. Падение церкви:

Король Франции Филипп IV созвал Генеральные Штаты (где участвовало и духовенство), которые обвинили Папу в ереси. Французы отправили в Папское государство войско, захватившее в плен Папу. Крах политических амбиций папства. Наступил период авеньонского пленения пап, когда Папы (100-150 лет) были марионетками в руках французской монархии. Это шаг в сторону формирования абсолютистской власти. Но необходимо ещё было обрушить идейные обоснования религиозной власти.

Модель времен Авеньонского пленения пап:                           Модель Гоббса:

Господь                                                                               Господь                                        

 Папа  Кардинал        Монарх                                Папа Римский                             Монарх

                                             Народ    Теперь право на правление даёт не Бог, а народ    Народ

Модели власти по В. Ульману:

1. Восходящая модель- власть исходит сверху от Бога/папы, а затем делегируется прочим светским и духовным правителям.

2. Нисходящая модель- власть исходит снизу от народа, который передаёт её королям или другим правителям.

Из-за конфликта властей народ возвысился как общность, дающая право на управление.

Эффект Даннинга-Крюгера:

Низкоквалифицированные люди завышают своё представление о своих способностях, в то время как высококвалифицированные занижают. Это происходит в следствие того что первые не способны осознавать свои ошибки в отличие от вторых.

Форсирование папского миропонимания происходило в нескольких направлениях:

1. Национализация церкви

2. Формирование национального государства

3. Абсолютизация власти монарха

4. Введение в церковно-государственные отношения посредника-общества

Различия в понимании политики в период Античности и Средние Века:

1. Задача полиса- общее благо всех. Задача государства, светской власти- сохранение порядка на земле.

2. Цель человека- общее благо и слава в памяти потомков. Цель человека- обретение вечной жизни в раю.

3. Политика=Общество. Политика перестаёт быть тем, что свойственно всем людям. Политика начинает восприниматься как удел государей и ассоциироваться с властью и насилием, а не с общением по поводу общего блага.

Николо Макиавелли (1469-1527):

Исторический фон: Падение Западной Римской Империи в 410 году. На территорию Италии начала претендовать Византия. На Востоке в VII веке появляется ислам, в VIII веке появляется Арабский Халифат, ослабляющий Византию. Это привело Италию к нахождению между молотом и наковальней. Нео уже в IX веке Халифат распадается из-за внутренних междоусобиц.

XI век- нашествие турок-сельджуков.

XII век- нашествие монгол.

Конец XI- конец XII веков- Крестовые походы.

XIII век- нашествие турок-османов. Образование Порты.

1453 год- падение Константинополя (Византии).

VII-XV века- Реконкиста.

XI-XII века- борьба за инвеституру.

Падение Церкви. Уменьшение власти императора СРИ. Увеличение территории Папского государства. Сосуществование в Италии независимых городов-государств и Папского государства. Увеличение роли Франции и Испании.

В XV веке рождается во Флоренции Николо Макиавелли. Во Флоренции возникает республика.

2 этапа его жизни:

1. «У власти» с 1498 по 1512 года. Работает в качестве посла. Активнейшая международная деятельность. Военная реформа- формирование национальной армии- национальной милиции. Конец XV века- образуется антифранцузский союз.

2. «Без власти»- оставшаяся жизнь. Восстановление власти семьи Медичи. Отстранение Николо от власти, посажен в тюрьму и подвержен пыткам, остаток жизни провёл в своём поместьи.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!