Семинар №2 «Античная философия»



Появление философии в Древней Греции

Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

Следует сказать, что рождение философии было революцией в человеческом познании, результатом критики религиозных суеверий, долгого и мучительного развития мысли от мифологии к науке. Материалистические философские воззрения формируются вместе с зарождением научного знания и свободомыслия. Философия начинается не с рассуждений о боге, а с открытия материальности мира, с понятия материи. Философия возникает в борьбе против тенденции сведения бесконечного многообразия предметов и явлений природы к богу-творцу. Философы ищут этого единства в различных первоначалах, переходя от их конкретной вещественной формы к чему-то абстрактному, беспредельному: у древних греков к апейрону (неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество, это бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное)).

Античные философы и их учения (Аристотель, Пифагор, Платон, Гераклит, Демокрит, Сократ, Анаксимен, Фалес)

Милетская школа .

В VII-Vвв. до н.э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада. В результате греки унаследовали опыт наблюдений над природой, технических знаний, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилона.

Первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. Основу всех многообразных состояний материи вещей и явлений они пытались найти в некой субстанции ̶ первоматерии, отождествляя её с чувственно-воспринимаемыми состояниями материи.

Фалес (625-545гг. до н.э.)  ̶  с водой, Анаксимен (560-480 гг. )  ̶  с воздухом, видя в нём бесконечность и легкость изменяемости вещей, Гераклит  ̶ с огнем и т.д. Только Анаксимандр субстанцией первоматерии считал нечто, лишенное чувственной определённости, беспредельное  ̶ апейрон. Первооснова (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, воздух, вода, огонь), что в последующем и создает богатство окружающего мира.

Первые представители Милетской школы объясняют мир, исходя из него самого, на основе материальных начал. Но они были гилозоистами (гилозоизм ̶ философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), то есть выражали идею одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Также они были пантеистами (философская позиция, в соответствии с которой «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание Богов, понимая под этим фактически природные силы.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Гераклит (540-480гг. до н.э.) ̶ выдающийся древнегреческий философ из Эфеса. Основатель первой формы диалектики («наивной диалектики»).

Ему принадлежат знаменитые слова: «Всё течет, всё изменяется», « В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Возникновение и исчезновение, рождение и гибель, бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Гераклит заметил, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным. Он указал, что если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исчезает всё. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки. В которую нельзя войти дважды. Движение ̶ это жизнь.

Гераклит считал первоначалом всего мира огонь. Огонь ̶ это энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь как душа космоса предполагает разумность и божественность. Разумность, то есть Логос, правит всем через всё: он всё направляет и всему даёт форму. Природа подчиняется скрытому закону природы ̶ Логосу.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века.

Пифагор (580-500 гг. до н. э.). Школа Пифагора просуществовала около двухсот лет. Источником и первоосновой мира для Пифагора является не то или иное природное вещество, а количественное отношение ̶ число. Оно владеет вещами, моральными и духовными качествами. Числа выступают как самостоятельные сущности («число владеет вещами»). «Всё есть число» ̶ закон порядка и совершенства всей природы. Само слово «космос», которое в наше время обозначает всё находящееся вне Земли, в переводе с греческого означает «порядок».

Всякая гармония выразима числовой пропорцией. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью чисел. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства.

Душа человека – часть мировой души, она бессмертна. Ему принадлежит идея переселения душ.

Гегель писал, что учение пифагорейцев ̶ один из промежуточных этапов на пути признания первоначал физическими, к признанию их идеальными, на пути от Милетской школы к Платону.

Античная атомистика

Левкипп вводит в философский оборот понятие «атом»,
но цельного философского учения не создает. Эту задачу решает Демокрит.

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) создает атомистическую концепцию вещества, которая решала противоречие между положением Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия. В природе может быть как бытие, так и небытие.

Разграничивая чувственное и разумное познание, Демокрит полагал, что только мышлением (познание «по истине») можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы ̶ атомы и пустоту. Чувственное познание недостоверно, поскольку порождает субъективные мнения (восприятия ̶ истечения эйдосов).

Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки.

Сократ(470-399 гг. до н. э.) из Афин. С него начинается классический этап развития греческой философии. Главной задачей изучения Сократ считал «дела человеческие». Он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, оказавший огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Сократ не оставил сочинений. То, что известно о Сократе, изложено в сочинениях его учеников – Платона и Ксенофонта Афинского.

Сократ согласен с Протагором, что «человек ̶ мера всех вещей». Но не согласен, «что все суждения истинны», что выгода важнее истины. Он критиковал софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждая, что такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (красота, мудрость и др.) и поэтому аморально торговать ими. Значит, мудрость неотделима от знания. Метод обретения человеческой мудрости ̶ «познание самого себя».

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздать страсти);

2) храбрость (знание, как преодолеть опасность);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человече- ские),

Основная задача познания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

В сфере социальной философии Сократ придерживался мнения, согласно которому государство выступает инструментом воплощения в жизнь общего понятия о справедливости и для воплощения этой цели власть должна принадлежать мудрым и добродетельным.

Человек и его место в мире, его отношение к семье, обществу, законам, не в последнюю очередь, отношение к богам стали центром философии Сократа.

Платон(427-347гг. до н.э.) ̶ ученик Сократа. В сорок лет основал собственную школу ̶ Академию, которой руководил до самой смерти.

Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим философским источником возникновения христианства.

Это первый известный философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои произведения он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство», «Федр», «Тимей» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика.

Главное место в философии Платона занимает учение об идеях. Идеи – нематериальные, вечные и неизменные сущности (греч. ̶ эйдос). Идеи ̶ суть прообразы реального мира, по которым сформированы предметы видимого мира. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего познания и мышления (объективный идеализм).

Центральная идея платоновской философии – идея Блага. Благо было основной целью сократовской философии, но у Платона она рассматривается более глубоко, выходя за пределы этики. Она уже становится как теоретико-познавательное и онтологическое обоснование целого и причиной всякого бытия.

Философия Платона и особенно его представление о государстве, морали, праве оказали огромное влияние не только на развитие античной, но и на последующей мировой культуры.

Аристотель (384-322 до н.э.) – мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. В течение двадцати лет был учеником Платона в его Академии. Около 342 г. до н.э. стал учителем Александра Македонского. Позднее основал в Афинах собственную школу ̶ Ликей.

По мнению Аристотеля, форма – первая сущность, а конечной формой всех форм является Бог. Бог ̶ это первичный неподвижный двигатель природы и конечная причина мира.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, даёт смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…».

Назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. С помощью воли человек формирует себя как личность, вырабатывает качества нравственного человека. Благо для человека – деятельность человека сообразно с разумом.

Аристотель впервые в античной философии проанализировал формы мышления и заложил основы формальной логики.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Аристотель усматривает причины возникновения государства в естественной склонности индивидов к общности. Известно его высказывание: «Человек по природе существо общественное». Язык для Аристотеля – также указание на то, что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться, что считать полезным, добрым, справедливым.

После трудов Аристотеля по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Если Сократ основной принцип нравственности выявлял в «душе» человека, Платон ̶ в мире божественных идей, Аристотель уже выстраивал социальную систему моральных отношений и в общественных отношениях искал основной принцип нравственности. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение на достижение справедливости. Справедливость понимается Аристотелем как то, что соответствует законам.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая богатством мысли, глубиной постановки принципиальных вопросов определила дальнейшее развитие философской мысли.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!