КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕРЕВЕНСКИЙ ЖУРНАЛ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ



 

Наконец, о журнале.

Я указывала уже, что не очень правилен подход, который существует у большинства наших журналов по самообразованию. Там говорится, часто в популярной форме, об очень полезных вещах, но сам прием говорить о том и о другом довольно печален: немножко о биологии, немножко о сельском хозяйстве, потом немножко о международном положении, – как-то все это не увязано в одно целое.

Недавно мне казалось, что надо издавать такой журнал, который представлял бы собой по существу целый учебник, учебник вроде того, о котором я говорила, но теперь мне кажется, что такой подход был бы неправилен. Обдумывая этот вопрос, я прихожу к заключению, что лучше иначе построить журнал по самообразованию: брать те вопросы, которые являются существенными, – скажем, взять целую сводку того, что было в наших последних газетах и журналах за предыдущие месяцы, и выбрать самое главное. Надо брать при этом наиболее яркие факты и постараться разъяснить их. Тут же надо подробно дать такие сведения, которые бы увязали эти факты с рядом других основных знаний, которые помогли бы работающему с журналом приобрести ряд сведений, которые помогли бы ему сознательно относиться ко всяким другим аналогичным фактам. Может быть, это и будет правильным.

Если по текущему моменту брать основные вопросы, наиболее важные для жизни, и стараться их связать с вопросами знания, подвести под отдельные газетные сообщения серьезную общеобразовательную базу и показать, как все это одно с другим связывается, то это было бы гораздо более жизненно, чем то, что пишется у нас сейчас. Нужно подбирать материал и учить разбираться в нем. Это, мне кажется, имеет самое главное, основное значение.

 

ТРИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Таким образом, работа в этом году должна идти прежде всего по созданию учебников; затем – по пути организации кружков, разработки программ для этих кружков, по подбору материалов для работы этих кружков и, наконец, по пути создания таких журналов по самообразованию, которые самообразовательные вопросы связывали бы с вопросами текущей жизни.

Может быть, практика мест опередила все эти указания. Места, может быть, уже решили, какой тип журнала должен быть создан; создаются, может быть, уже в практике новые учебники, новые книжки, но мне кажется, что все же эти три вопроса – основные вопросы.

Вот несколько замечаний, которые я хотела сделать. Работа по самообразованию сейчас имеет громадное значение. Надо, чтобы на местах каждый человек, который хочет учиться, находил бы помощь, а не метался бы и не шел пешком в Москву для того, чтобы, пометавшись еще и тут и не найдя возможности получить место на рабфаке, возвратиться обратно. Надо прийти таким людям на помощь на местах. Задача эта чрезвычайно важная, трудная, но разрешить ее можно.

1925 г.

 

ПЕРЕД ЛИЦОМ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (РЕЧЬ НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ОБЩЕСТВА «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ»)

 

I Всероссийский съезд ОДН происходит во время второй годовщины смерти т. Ленина, и потому уместно еще раз остановиться на вопросе о том, как смотрел Владимир Ильич на вопросы нашего культурного развития.

В своей статье «О нашей революции», продиктованной за год до смерти – 17 января 1923 г., Владимир Ильич писал, возражая тем, кто считал, что в России нельзя построить социализм:

«Для создания социализма, – говорите вы, – требуется цивилизованность. Очень хорошо. Ну, а почему мы не могли сначала создать такие предпосылки цивилизованности у себя, как изгнание помещиков и изгнание российских капиталистов, а потом уже начать движение к социализму?»[27]

В другом месте той же статьи Владимир Ильич повторяет ту же мысль:

«Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры»...), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы»[28].

В статье «Лучше меньше, да лучше», относящейся к тому же времени, Владимир Ильич говорит: «Нам тоже не хватает цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и имеем для этого политические предпосылки»[29].

Но для этого нужна «целая полоса культурного развития всей народной массы»[30]. «...Это будет особая историческая эпоха, – говорит Владимир Ильич в статье «О кооперации», – и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности... без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т. д., – без этого нам своей цели не достигнуть»[31].

«...Раньше мы центр тяжести, – пишет Владимир Ильич дальше, – клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество, если бы не международные отношения, не обязанность бороться за нашу позицию в международном масштабе. Но если оставить это в стороне и ограничиться внутренними экономическими отношениями, то у нас действительно теперь центр тяжести работы сводится к культурничеству»[32]

И далее Владимир Ильич говорит: «... у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим»[33].

Что это значит: «мы стоим перед лицом культурной революции»? Это значит, что сами рабочие и крестьянские массы с величайшим напряжением будут добиваться знания, возьмут его, что называется, с бою.

Перед рабочим классом и крестьянством СССР стоит задача строить социализм; и в процессе этого строительства рабочий класс и крестьянство поднимут свой культурный уровень, их борьба за поднятие его примет небывалый размах. Эта самая нужная, самая важная сейчас задача.

Оторванность or культурной жизни, безграмотность масс, оставшаяся нам в наследство от царизма, колоссальна". Ясно, что обычным административным путем с ней не справиться. Только что прошла одна конференция по всеобщему обучению, строится сеть школ I ступени, и статистики спорят, удастся ли построить ее в семь или десять лет. Да, если пойдем только административным путем, может быть и в десять лет не построим.

Но есть другой путь, тот путь, которым мы делали наши революции, – напором миллионов. Этот путь придаст всей работе другой размах.

«Если сами массы возьмутся» – в этом вся суть. Об этом Владимир Ильич говорил в 1920 г. на съезде союза молодежи:

«Все говорят о ликвидации безграмотности. Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала, или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело. Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных. Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность подрастающей молодежи была посвящена на это дело. Вы знаете, что скоро превратить Россию из темной безграмотной страны в грамотную нельзя; но, если за это дело возьмется Союз молодежи, если вся молодежь будет работать на пользу всех, тогда этот союз, объединяющий 400 000 юношей и девушек, имеет право называться Коммунистическим союзом молодежи. Задача Союза состоит еще в том, чтобы, усваивая те или другие знания, помочь той молодежи, которая сама не может высвободиться из тьмы безграмотности»[34].

Начинает уже чувствоваться приближение грядущей культурной революции. Население выписывает все больше и больше газет, создает красные уголки, избы-читальни, сельскохозяйственные кружки. Каждая библиотека, попавшая в деревню, зачитывается до дыр. Население устраивает у себя школы для подростков, школы для взрослых, оплачивая их из своих средств. Мы присутствуем при том, как само население строит школы, заключая с отделами народного образования договоры о содержании школы и учителя. Надо только поддержать эту инициативу, помочь ей влиться в определенное русло.

Надо отдать себе отчет в одном ликвидацию безграмотности нельзя брать отдельно от поднятия всего уровня культуры. Нельзя ликвидировать безграмотность там, где нет ни газет, ни книжек, – где нечего читать. Нельзя ликвидировать безграмотность, не разжигая жажды знания, не научая применять знание к улучшению жизни, к лучшей организации ее. Одна балка должна крепить другую. Нельзя говорить о ликвидации безграмотности среди взрослых, не ставя ее в связь с проведением всеобщего обучения детей и подростков, не заботясь о распространении газет, об организации библиотек, самообразования.

Образуйте кружки ОДН!

Каждый член ОДН должен осознать себя борцом за культуру вообще, а ОДН должно быть форпостом борьбы с темнотой, форпостом той культурной революции, перед лицом которой мы стоим.

1926 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!