ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА II ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ГУБЕРНСКИХ ОТДЕЛОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



 

Товарищи, минувший год прошел под знаком организации. С прошлого съезда весь год был употреблен на установление правильных отношений с партией, с Красной Армией и с профсоюзами... В общем и целом нужно считать, что организационный период у нас закончен и предстоит углубить политико-просветительную работу. На внешние, организационные отношения придется обращать уже меньше внимания, а все внимание придется сосредоточить на углублении работы.

В отчетах с мест постоянно повторяется одна и та же фраза, из которой видно, что нужно все внимание обратить на работу среди крестьянства, на работу в деревне. В настоящее время можно считать, что в уездах более или менее налаживается работа. Не везде и всюду, но налаживается. До деревни же еще только в очень немногих пунктах докатилась струя политпросветов. Что касается волостных политпросветов, то мы только в данном докладе[7] имеем указание, что есть надежда на их укрепление. В некоторых местах их связь с Главполитпросветом начинает крепнуть, и вот от укрепления этой связи и нужно идти.

Я с удивлением слушала товарища из Брянской губернии: он жаловался на то, что перегрузили азбуками и вообще «слишком снабдили». Признаться, в первый раз в жизни слышу жалобу на то, что чересчур снабдили. Обычно бывают жалобы на то, что не снабжают или мало снабжают. Я думаю, что беда небольшая в том, что чересчур много снабдили, – можно поправить.

Уж если начали говорить о ликвидации безграмотности, так нужно сказать все до конца. У нас в центре было весьма и весьма неблагополучно: т. Брихничев ушел, не было товарища, который мог бы его заменить. Сменивший т. Брихничева т. Чучин повел линию, по-моему, неправильную – отделить избы-читальни. Точка зрения эта неверна, потому что ликвидация безграмотности – это только первая ступень, дальше должна следовать школа малограмотных, затем изба-читальня, так что нельзя брать изолированно школы ликвидации безграмотности. На этот непроизводительный спор ушла масса времени.

Я надеюсь, что работа наладится дальше, – по крайней мере мы примем все меры к тому, чтобы ее поставить на должную высоту, потому что хотя нельзя все сводить к ликвидации безграмотности, но надо отдать себе отчет, что эта работа чрезвычайно важная. Без элементарной грамотности никакого социалистического строя у нас не будет. Значение грамотности в начале XIX в. было отмечено даже буржуазными фабрикантами, которые при помощи ланкастерской системы пытались сделать трудящихся грамотными...

Нам, когда мы говорим о социализме, необходимо, чтобы население обладало хотя бы элементарной грамотностью. Поэтому на ликвидацию безграмотности необходимо обращать гораздо большее внимание, чем на местах обращают. В некоторых губерниях работа идет интенсивно. Возьмем, например, Татарскую республику. Там за минувший год мы имеем 65 тысяч ликвидировавших безграмотность. В других местах безграмотных еще больше, но цифры по ликвидации гораздо меньше. Поразительно иногда устраивают школы: например, в Костромской губернии всего пять учащихся! Это недопустимо. На это следует обратить внимание.

Наряду с задачами политического просвещения, общего поднятия уровня и пробуждения сознательности не следует забывать нашей обязанности перед населением – дать ему элементарное знание, дать трудящимся массам необходимое орудие труда – газету, книгу.

Что касается изб-читален, то товарищ из Брянской губернии говорил: «Это только на бумаге». Это не так. В разных губерниях картина разная. Главная причина неудовлетворительности работы – это отсутствие в избах-читальнях оживляющего элемента, без которого невозможно их существование, – отсутствие газет. Если газеты не доходят до мест и снабжение случайно, то никакого функционирования изб-читален не может быть, как бы местные товарищи ни пытались это сделать. Так что создать избы-читальни – также одна из наших задач по ликвидации безграмотности.

Следующая задача – это создать школы для малограмотных. В центре мы до сих пор мало обращали внимания на эту сторону. Но нельзя же прямо из школы грамоты поступать на рабфаки. Нужно иметь какую-нибудь вечернюю школу, где можно было бы доучиться.

Затем, помимо поступления в высшее учебное заведение, надо научиться пользоваться книгой, надо приобрести ту сумму знаний, которая необходима для организации окружающей жизни. Поэтому школа для безграмотных и для полуграмотных, вечерние школы на местах, связанные с текущей работой на фабрике или в деревне, должны быть выдвинуты на первый план.

И советско-партийные школы надо всячески укрепить. Это, понятно, не всегда легко сделать, но каждый партийный работник обязан уделять силы и на совпартшколы. Об этом довольно недвусмысленно говорилось в наших партийных организациях... Совпартшколу необходимо поставить на должную высоту. Мы просим из состава свердловцев[8] увеличить число лекторов, которые будут помогать местным лекторам в их работе. Мы в этом отношении для совпартшкол делаем все, что возможно, но необходимо на эту сторону дела обратить самое серьезное внимание и на местах. Необходимо обратить внимание на новый тип школ – на шестинедельную совпартшколу, которая имеет громадное значение для мест как рассадник политической сознательности...

Я кончаю призывом к товарищам обратить как можно больше внимания на работу политпросветов. По отчетам видно – и это прямой закон – работа политпросветов может развиваться только тогда, когда комитеты партии будут ей содействовать.

Есть и другое условие развертывания этой работы – печать. Если губполитпросвет не имеет возможности печататься, то его работа сводится на нет. В худшем случае мы должны добиваться странички с отчетом о нашей работе, обращенном к широким массам населения[9]; там же, где можно, мы должны создать орган печати и освещать в нем работу, которую мы ведем.

1921 г.

 

КАК НАДО ЧИТАТЬ

 

Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:

1. Лучше читать немного, но основательно. «Глотание» книги – самое непроизводительное занятие.

2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Если захочется читать по какому-либо вопросу, то прежде всего надо либо посоветоваться со знающими людьми, либо запастись рекомендательными списками книг по данному вопросу. Выбрать самые хорошие, самые нужные книги, а из них ту, которая по силам, с которой надо начать.

3. Читая, временами надо останавливаться и отдавать себе отчет в прочитанном. Если есть непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит, потом записать в особую тетрадку и самое слово и его значение, а также придумать несколько фраз, где бы это слово употреблялось, и их записать. Если непонятно какое-нибудь место, то полезно еще раз перечитать его и отдать себе отчет в том, что именно непонятно: слово, выражение, мысль и т. д. Затем выписать непонятное место, потом – что именно непонятно. Не оставлять непонятные вопросы неразрешенными: надо либо спросить кого, либо найти ответ где-нибудь в книге.

4. По окончании чтения каждой главы, пока еще прочитанное свежо в памяти, записать у себя в тетради содержание прочитанного.

Если читающий не привык к такому записыванию, пусть попробует сначала записывать содержание газетных статей.

5. Если какая-нибудь мысль в читаемой книжке особенно поразит или понравится, ее тоже надо переписать в тетрадку. Хорошо записывать по памяти, потом сравнивать с текстом и тогда уже еще раз записывать по памяти уже точный текст. Это развивает навык точно передавать чужие мысли, а это навык очень важный.

6. Надо также выписывать себе в тетрадку все то, что надо запомнить: года событий, имена, цифры.

Часто бывает полезно не только выписать цифры, но и составить к ним соответствующую диаграмму, чтобы нагляднее представить себе дело.

7. По окончании чтения книги надо дать себе отчет в том, что дала нового эта книга – если дала, – чего не дала, что еще надо узнать по тому же предмету, в чем читающий согласен или не согласен с автором и почему.

Конечно, вначале такой способ чтения покажется очень медлительным и трудным, но уже четыре-пять книжек, прочитанных таким образом, дадут навык к серьезному и сознательному чтению. Навык же этот чрезвычайно важный.

1922 г.

 

КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Иногда под кружковыми занятиями понимаются занятия, которые ведет преподаватель по какому-нибудь предмету (или вопросу) с сравнительно небольшой (не более двадцати) группой учащихся, особенно интересующихся данным вопросом. Эти занятия покоятся обычно на самодеятельности учащихся. Тем не менее основная работа лежит на преподавателе. Он вырабатывает план кружковой работы, распределяет функции между слушателями, дает все нужные указания. Этого типа кружок наиболее гарантирован от ошибок, но все же в таком кружке «учитель учит, ученики учатся». Это скорее не кружок, а семинарий.

Рассчитывать на руководителей громадному большинству кружков рабочей молодежи не приходится. Надо строить работу наиболее типичного кружка молодежи на взаимопомощи, на помощи более знающих товарищей менее знающим. Такие кружки должны быть меньше по числу членов (не больше десяти), которые зато должны лучше знать друг друга, знать объем знаний, способности, условия работы каждого, должны лучше сработаться, внимательнее относиться друг к другу, больше помогать друг другу. В этом отличительная черта этих кружков, в этом их сила. Более знающий товарищ сможет помочь другим членам кружка, но он и сам получит много, так как «уча учимся», то есть, передавая свои знания другим, лучше ими овладеваем, глубже подходим к вопросу.

Каждый кружок, приступая к работе, прежде всего должен поставить себе цель, а затем выработать план достижения этой цели. Цели могут быть весьма различны. Например, можно поставить себе целью изучить всю историю революционных движений, или же историю, скажем, Великой французской революции, или вопрос о народном образовании во времена Конвента, или прочесть книжку Лейтейзена (Линдова) о французской революции. Начинающим надо ставить у себя в кружках цели попроще, легче достижимые, и, только научившись работать хорошо с книгой и работать производительно в кружке, можно цели расширять.

Необходимо также с самого начала распределять функции между членами кружка: на одного возлагается своевременный и аккуратный созыв собраний, на другого – протоколирование прений, на третьего – подбор литературы по данному вопросу, на четвертого – ведение дневника кружка и т. д. Важно, чтобы каждый нес какую-нибудь функцию.

Самая работа кружка должна вестись примерно следующим образом.

Группы в два-три человека, чаще всего встречающихся между собою, берутся прочесть каждая какую-нибудь книжку по данному вопросу. Потом на общем собрании кружка каждая группа делает доклад о прочитанном, останавливается на наиболее заинтересовавших ее фактах, мыслях, лицах. Другая группа дополняет сказанное на основании прочитанной ею книжки, а потом докладывает кружку и о той книжке, которую она прочитала. В результате ряда таких докладов у членов кружка складывается уже определенная сумма знаний по данному вопросу. Тогда намечается тема доклада, с которым кружок собирается выступить на общем собрании Коммунистического союза молодежи. План доклада сообща разрабатывается, а самый доклад поручается тому или другому товарищу по общему решению кружка. Сначала темы для докладов надо выбирать более узкие, с которыми легче справиться. Если в кружке мнения членов расходятся, надо выставлять содокладчика.

Кружковая работа является подготовительной работой ко всякого рода докладам, рефератам, дискуссиям и делает их более содержательными и интересными.

Чтобы помочь работе кружков, необходимо самым детальным образом разработать программы работ всякого рода кружков, начиная с более узких и кончая программами кружков, изучающих отдельную какую-нибудь дисциплину.

Тут речь у нас идет только о кружках, где ведется работа исключительно с книгой. Конечно, желательны и кружки, ставящие себе чисто практические цели, но о них следует говорить в другой связи.

1922 г.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

Октябрьская социалистическая революция открыла перед трудящимися – рабочими и крестьянами – широчайшие возможности перестроить всю жизнь на новых началах. Рабочий почувствовал себя хозяином в предприятии, исполнилась заветная мечта крестьянина: он получил землю. Все это разбудило в них стремление к деятельности, вдохнуло в них небывалую энергию.

Однако и рабочий и крестьянин очень скоро почувствовали, как связывает их но ногам и рукам отсутствие у них самых элементарных знаний. Война вырвала деревню из старой ее обособленности, замкнутости, приподняла для крестьянина завесу над жизнью человечества. Он узнал, как велики завоевания науки, узнал, как при помощи знания можно обновить всю землю, черпать громадные силы, богатства из ее недр. Рабочий и раньше знал это.

Революция, сделав трудящихся хозяевами жизни, пробудила в них стремление использовать науку для своих целей. Это стремление обострило у рабочего и крестьянина сознание отсутствия у себя знаний, пробудило потребность овладеть знанием.

Советская власть идет навстречу этому стремлению учиться.

В то время как при царизме так называемое внешкольное образование влачило самое жалкое полулегальное существование, Советская власть обратила особое внимание на работу среди взрослых, не жалела денег для этой цели.

Ликвидация безграмотности пошла быстрым темпом, возникло около 80 тысяч изб-читален, около 30 тысяч библиотек, целая сеть совпартшкол, клубов и пр. Использована была в широчайшей мере пресса, велась художественная агитация, проводились агиткампании, создавались всякого рода курсы.

Работа политпросветов в деле распространения среди населения знаний была за пять лет существования Советской власти достаточно обширна и интенсивна.

Красная Армия также служит могучим рассадником культуры. Через Красную Армию проходит вся мужская молодежь, и те два года, что она проводит в ней, она не теряет даром. Всюду существуют красноармейские школы (для красноармейцев разной подготовки), библиотеки, клубы (в данный момент[10], например, насчитывается свыше 1200 красноармейских клубов, объединяющих вокруг себя 6200 политических, общеобразовательных, сельскохозяйственных и прочих кружков с 130 тысячами с лишком членов).

Не менее велика была просветительная работа профсоюзов, женотделов, союза молодежи.

Чтобы открыть доступ в высшие учебные заведения рабочим и крестьянам, созданы особые, льготные для них условия приема, широко выдаются стипендии. Облегчен прием детей рабочих и крестьян в средние учебные заведения. Созданы специальные школы для подготовки рабочих и крестьян в университет и другие высшие учебные заведения – так называемые рабфаки.

Но, конечно, всего этого далеко не достаточно, чтобы удовлетворить существующий запрос на знания со стороны трудящихся. Долгое время у нас в России самообразование будет еще играть совершенно исключительную роль.

Но для того чтобы самообразование давало надлежащие результаты, необходимо знать, что читать, как читать, как наилучшим образом организовать свои занятия.

Мы наблюдаем ежечасно, как беспомощен отрывающийся от станка и сохи рабочий и крестьянин, когда он приступает к пополнению своих знаний. Он не знает, с какой стороны взяться за занятия, что и как читать; у него нет самых элементарных навыков, необходимых для занятий с книгой. Человек еле читает, а берется не меньше как за «Капитал» Маркса и видит, что не может с ним справиться.

Менее энергичные и настойчивые падают духом и бросают работу, которая оказалась им непосильной. А непосильной она оказалась потому, что взявшийся за чтение Маркса, не имея навыков и приемов для овладения предлагаемым автором материалом, пошел, что называется, с голыми руками на медведя.

Более энергичные и упорные добиваются поставленной цели, но затрачивают при этом массу непроизводительного труда и – бывает это – надрываются над работой.

Сейчас очень много говорится и пишется у нас об организации труда и о производственной пропаганде. При этом подразумевается главным образом организация производства.

Тейлор и ряд других инженеров и специалистов подробнейшим образом разработали вопрос о том, как надо организовать физический труд. Целые тома написаны об организации труда на предприятии, о том, как должны быть расставлены машины в мастерской, как должны раздаваться инструменты, как должен быть разделен и распределен труд, как должны даваться распоряжения, учитываться работа. Все эти вопросы обсуждаются с точки зрения, как избежать излишней траты времени и энергии. Наилучшим, наиболее квалифицированным рабочим с точки зрения разумной организации труда считается тот рабочий, который все необходимые движения производит целесообразно, быстро, с наименьшей затратой времени и энергии.

Но если по отношению к физическому труду постоянно подчеркивается мысль, что правильная организация труда имеет громадное значение, то по отношению к труду умственному эта столь очевидная истина упускается из виду, между тем как она имеет для учащихся и для тех, кто вынужден пополнять свои знания самообразованием, громадное значение.

ВЫБОР ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

 

Область человеческих знаний необъятна. За многие века миллионы людей приобрели невероятное количество знаний относительно жизни общества и окружающего человека мира, и никто не может охватить всех этих знаний: на усвоение их не хватило бы и десяти человеческих жизней. Но человеку нет никакой надобности знать все. Из моря человеческих знаний ему необходимо выбрать лишь самое важное – лишь те знания, которые делают человека сильным, дают ему власть над природой и событиями, учат, как использовать силы природы и ее богатства, как преобразовать всю жизнь человеческого общества. Из всей необъятной массы знаний надо выбрать то, что имеет наибольшее значение для современного человека.

Мы живем в эпоху социальной революции, в момент, когда старый, капиталистический строй умирает, разлагается и когда нарождается новый строй, коммунистический. Капиталистический строй был строем, основанным на эксплуатации, на угнетении, строем, который уперся в империалистическую войну, до основания потрясшую весь мир. Империалистическая война со всеми ее ужасами сорвала с капитализма его идеалистическую мантию, дала возможность самым широким массам увидеть всю несправедливость, все темные стороны капиталистического строя. Мысль трудящихся масс усиленно работает и ищет новых форм общественной жизни. Россия уже начала строительство новой жизни. Оно происходит при чрезвычайно тяжелых условиях. Само собой, что все это пробуждает громадный интерес к вопросам современности, и люди стремятся разобраться в совершающихся событиях, понять их смысл.

. Конечно, желающий разобраться в совершающихся событиях – а они имеют сейчас громадное значение – должен читать газеты, и такие газеты, как, например, «Правда», дают ему возможность понять многое. Но, понятное дело, газета может лишь заставить работать мысль в известном направлении, обратить внимание на определенный факт, дать подход к вопросу, то есть, по существу дела, сделать то, что может сделать талантливый и осведомленный лектор или оратор, – дать толчок мысли в определенном направлении, дать перспективу, подход, наметить важные вопросы. Но, чтобы разобраться в вопросе, необходимо параллельно с чтением газеты прочесть и более основательную литературу. Не понимая хитрой механики капиталистического строя, нельзя понять и частных проявлений общей системы. Таким образом, тот, кто хочет понимать текущие события, должен изучить капиталистический строй, всю его структуру, связь капиталистической экономики с капиталистической идеологией, понять внутренние противоречия капиталистической системы, понять, каковы те силы, враждебные капитализму, которые зарождаются и развиваются в его недрах. В этом лежит ключ к пониманию текущих событий.

Другой не менее важный вопрос – это вопрос о том, куда идет развитие человеческого общества. Вопрос этот крайне существенный, вопрос кардинальной важности. Коммунисты утверждают, что капиталистическое общество в силу определенных законов своего развития идет к коммунизму. Для того чтобы понять, куда идет человеческое общество, надо изучать законы общественного развития. Наиболее явственно, в наиболее простой форме законы развития общества выступают в истории первобытной культуры, поэтому изучение ее необходимо. Но нельзя останавливаться на первобытной культуре, надо проследить, как дальше развивалось общество, как в дальнейшей истории проявлялись те же законы, как они осуществляются в капиталистическом обществе, – тогда ясно станет, куда идет общественное развитие.

Наряду с вопросами общественного порядка стоят вопросы, касающиеся явлений природы. Человек, являясь членом человеческого общества, в то же время является и членом животного царства, на него влияют не только люди, не только общественная жизнь, но и природа и ее явления.

Мы должны поэтому изучать природу и ее явления во всем их многообразии, изучать законы природы, неживой и живой. Естествознание выработало определенный метод подхода к явлениям природы: наблюдение, заключение, проверка заключения опытом. Изучая шаг за шагом таким методом явления природы и ее силы, наука – накопленный и организованный человеческий опыт – овладела целой массой чрезвычайно важных познаний в этой области, благодаря чему ей удалось использовать в широчайших размерах в интересах человека богатства природы и ее силы. Необходимо ознакомиться с объемом человеческих знаний в области естествознания, так как это дает представление о нарастающей мере человеческой власти над природой.

И еще одна сторона естествознания имеет особый интерес. Как к вопросам общественной жизни мы подходили, беря их в их развитии, так необходимо подходить и к вопросам естествознания. Как произошла Земля, как возникла жизнь на Земле, как произошли существующие виды растений и животных, как произошел человек – все это надо знать тому, кто хочет понять свое место в природе, осознать себя сыном Земли. Конечно, важно знакомиться не только с конечными достижениями науки; важно также знакомиться с тем, как это узнали, путем каких наблюдений, при помощи каких инструментов, на основании каких фактов. Важно, чтобы человек не верил на слово, а понял, что это действительно так. Когда-то, в давно прошедшие времена, люди создали ряд легенд о происхождении Земли, о происхождении видов и человека. Эти легенды живут и по сию пору, хотя их опроверг ряд наблюдений, исследований, фактов. И с этим надо познакомиться.

Теперь вошло в моду говорить, что книга есть орудие труда, а не средство для выработки мировоззрения. «Книга – для производительной работы, а не для приобретения знаний, не для «выработки законченного и цельного мировоззрения», как говорили раньше, – вот что должно быть нашим девизом. Нужно, – говорят, – сделать книгу слугой серпа и молота».

В этих словах много размаху, но мало основательности. Что значит «книга для производительной работы, а не для приобретения знаний»? Какой человеческий смысл это имеет? Книга именно служит для приобретения знаний, которые дают возможность сделать работу более производительной.

И далее – «книга – для производительной работы, а не для «выработки законченного и цельного мировоззрения», как говорили раньше». И опять неверно.

Что такое мировоззрение? Это то или иное разрешение основных вопросов, определяющих наше отношение к явлениям окружающей жизни и природы. Можно оставлять эти основные вопросы без разрешения или нельзя? Нельзя, ибо иначе мы ни в чем не разберемся и будем соваться в жизни во все стороны, как слепые котята.

Что значит «цельное» мировоззрение? Это значит хорошо продуманное – такое, при котором продуманы ответы на все основные вопросы и эти ответы не находятся в противоречии между собой, а согласованы, представляют своего рода целое.

Хорошо или плохо, если человек продумал все основные вопросы и не впадает в противоречие с самим собой? Хорошо, особенно если он правильно разрешил их. Такой человек будет знать, что и для чего ему надо делать, он будет тем, что называется «сознательным человеком». Есть все основания предполагать, что работа сознательного человека будет много производительнее, чем работа человека, который не понимает, что к чему. А посему не следует считать, что забота о выработке у себя правильного мировоззрения есть что-то отжившее, незаконное. По крайней мере, всякий коммунист старается стать хорошим марксистом, убежденным сторонником материалистического мировоззрения. Он считает, что это поможет ему работать и действовать более целесообразно, а следовательно, и более производительно.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!