ЗАДАЧИ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ



 

Мировая война, революция, все, что за ней последовало, вырвали деревню из ее вековой оторванности, изолированности, втянули в общие интересы страны, в круг жизни человечества и чрезвычайно расширили горизонт крестьянина. Стремясь сбросить всякую эксплуатацию, видя, что попы за бар, против народа, крестьянин освобождается от их влияния.

В еще большей мере все это относится к рабочему.

Война и революция вспахали почву для антирелигиозной пропаганды.

И антирелигиозная пропаганда велась. Может быть, велась поверхностно, упрощенно, больше под влиянием чувства, но все же велась. Надо сказать, что наша литература далеко в недостаточной мере обслуживала эту пропаганду. Что издано за первые годы существования Советской власти в целях антирелигиозной пропаганды? Увесистая книга Каутского «Возникновение христианства»; книжка, тоже большая, Кунова «Происхождение религиозных верований»; переделка И. Степановым другой книжки Кунова, вышедшая под названием «Происхождение нашего бога»; четыре книжки журнала «Революция и церковь» и брошюрок 20–25, частью оригинальных, частью переводных. Достаточно ли этого? Книжки журнала «Революция и церковь» хотя могут быть прочтены с великой пользой, но они не рассчитаны на широкую публику – в них много места уделяется специально юридическим вопросам. Книжка Каутского «Возникновение христианства», как и книжки Кунова, рассчитана на вполне подготовленного читателя и касается лишь отдельных областей антирелигиозной пропаганды. Из брошюрок часть, несмотря на малый объем их, малодоступна для неподготовленного читателя, рассчитана на человека, хорошо знающего историю (например, брошюры Энгельса, Лафарга); часть носит чересчур агитационно-упрощенный характер (смотри, например, брошюру Минина. «Религия и коммунизм»); часть (некоторые брошюры Степанова, брошюра Мещерякова) посвящена лишь отдельным вопросам.

Тому, кто хочет подготовиться к ведению антирелигиозной пропаганды, надо собрать все вышедшие брошюры и книжки и самостоятельно проделать большую работу – извлечь из этих книжек то, что носит наиболее революционизирующий характер, что наиболее способно разбудить мысль, особо задеть того, к кому мы обращаемся с нашей антирелигиозной пропагандой.

Сейчас вопрос об антирелигиозной пропаганде имеет большую актуальность.

Переход на мирное положение вернул массы крестьянства к их обычному занятию – земледелию, притом земледелию в первобытных формах, когда земледелец целиком зависит от стихий, совладать с которыми он не в силах. Общая разруха, застой в промышленности, развал транспорта – все это действует в направлении, обратном тому, в котором действовали война и революция, все это вновь отрывает деревню от остального мира. А оторванность, беззащитность перед палящим солнцем, засухой и прочим вновь создают предпосылки для возрастания религиозных верований. Надо ковать железо, пока горячо, не рассчитывая на то, что с поднятием земледелия, улучшением транспорта, развитием промышленности условия жизни деревни изменятся. Все это придет, а пока что надо не давать заснуть разбуженной войной и революцией мысли. Нельзя дать заглохнуть созданному недавними событиями отрицательному отношению к церкви. Под это отрицательное отношение, построенное больше всего на чувстве, надо подвести фундамент, надо дать ему научное обоснование – объяснить, что такое религия, как она возникла, как развивалась, чём была и что есть в данный момент, – и тогда отрицательное отношение к церкви будет прочно закреплено.

Новая экономическая политика дала возможность высказываться в печати направлениям, чуждым идеологии рабочего класса. И, как тараканы из щелей, посыпались из чистеньких томиков всяких издательств религиозные настроения, речи о боге и пр.

Пока все это прикрывается еще фиговыми листочками, но явственно слышны уже аккорды настраиваемых на мистицизм струн. Это понятно. Если война и революция подорвали религиозные чувства рабочей и крестьянской массы, то в помещичье-буржуазной среде та же самая революция обострила религиозные настроения до крайности. Еще бы! Революция вырвала у них из-под ног почву, опрокинула все их существование, выгнала из насиженных мест... Что же и остается им, как не уповать на бога! И чем дальше, тем эта религиозная пропаганда тех, кто раньше был хозяином жизни и это свое положение потерял, будет становиться все напористее. Этой пропаганде надо противопоставить твердую, столь же страстную, богато научно обоснованную антирелигиозную пропаганду, которую надо систематически повести среди учащейся молодежи, среди учительства и т. д.

И надо вооружиться для этой борьбы. Как?

Во-первых, нужно немедленно же составить руководство, которое можно было бы положить в основу антирелигиозной пропаганды.

По форме оно должно быть написано самым простым языком, с расчетом, что у читателя имеются самые минимальные знания в области истории, естественных наук и пр. В этом руководстве надо избежать отвлеченных рассуждений, а больше основываться на конкретном материале; конечно, материал должен быть строго проработан с научной точки зрения. Необходимо дать прежде всего статистику распространенности тех или иных религиозных верований на земном шаре с краткой их характеристикой. Затем должна быть дана картина развития религиозных верований – от грубого анимизма до очень утонченного философского идеализма, причем иудейство, христианство, ислам, буддизм должны рассматриваться как звенья одной общей цепи; нужно вскрыть, как отражались степень познания сил природы и представление о жизни человеческого общества в ту или иную эпоху на религиозном воззрении данного народа, в данную историческую эпоху; надо показать, как человек творил бога по своему образу и подобию.

Не менее важно указать на различие религиозных верований в различных классах общества; на разницу в религиозных верованиях господствующих и эксплуатируемых классов; на борьбу этих религиозных верований; на использование известных религиозных верований господствующими классами в качестве орудия классовой борьбы; на организацию распространения выгодных государству религиозных верований; на гонение против иноверующих. Наконец, следует осветить значение идеализма и противопоставить ему философию пролетариата – диалектический материализм.

Такое руководство значительно облегчит ведение антирелигиозной пропаганды. Затем необходимо обратить самое серьезное внимание на издание литературы, способствующей возможно полному освещению того или иного вопроса. Необходимо осветить полностью вопрос о том, существовал ли Иисус Христос как историческая личность, или существует только миф о Христе. На русском языке только в брошюре Энгельса затронут этот вопрос да еще в брошюре Виппера, которая начинается обоснованием мысли, что Христа не существовало, а кончается выпадами против материализма. Бывает труднее всего расстаться со старыми, привычными верованиями. Расставшись с ними, человек не так легко уже попадает в ловушку. Кто вырос с мыслью, что евангелие какое-то особое, необыкновенно возвышенное учение, которое проповедовал и за которое умер Христос, тому, раз он убедится, что и Христа никакого не было, не захочется, вероятно, другой раз попасть в положение верующего – в фикцию, в то, чего не было.

Затем чрезвычайно мало у нас книг, подвергающих христианскую религию критике с точки зрения интересов эксплуатируемых классов. Чрезвычайно распространено мнение, что христианство – религия современных трудящихся и обремененных, религия современного пролетариата. И по целому ряду других вопросов, относящихся к истории религиозных верований, нужны книжки. Пусть они даже написаны не марксистами – беда не велика. Книжку надо снабдить только обстоятельным предисловием. Такова, например, работа Древса «Миф о Христе», двухтомное исследование вопроса. Сам Древс – идеалист, представитель философской теории Гартмана, но его книга все же имеет громадную ценность. Царская цензура вполне правильно оценила революционизирующее значение этого исследования, предав сожжению напечатанный перевод второго тома этой книжки. С учеными и художниками такая вещь случается нередко: логика исследователя, внутренние законы творчества заставляют ученого или художника своим исследованием доказывать то, что льет воду на мельницу противников его мировоззрения. Конечно, все это надо растолковать читателю.

Наконец, нужен небольшой журнальчик по антирелигиозной пропаганде, который учитывал бы опыт антирелигиозной пропаганды, отзывался на злобы дня, был бы организующим центром. Тогда антирелигиозная пропаганда будет обслужена идейно в достаточной мере, а задача пропагандистов будет значительно облегчена. Тогда вопрос будет упрощен, сведен к вопросу организационному – как поставить работу в деревне, в Красной Армии, в профсоюзах, среди учащейся молодежи. Идейное содержание этой работы будет разработано.

Веками религия была путами для широких трудящихся масс. Надо помочь им освободиться от этих пут. Это дело, для которого стоит поработать.

1922 г.

 

РАБОТНИЦА И РЕЛИГИЯ

 

Если вы зайдете в церковь, то увидите, что там женщин куда больше, чем мужчин. Из мужчин больше всего стариков, а женщин много и пожилых и молодых. Крестный ход идет – опять-таки толпа состоит почти из одних женщин. Даже те, кто развитее, крепко держатся за обрядность. Случается, и коммунистки иконы у себя держат. Почему так? Почему женщине труднее порвать с верой, с обрядностью?

Основная причина тут та, что рабочий обычно больше знает, чем работница. Среди мужчин больше грамотных, больше ходивших в школу, больше привычных к книге. А кроме того, женщина больше привязана к дому хозяйством, детьми и пр. Рабочий бывает больше среди товарищей, больше слышит дельных разговоров, больше бывает в разных городах, видит разных людей, разные порядки. Голова у него свободнее от мелких забот, которые целиком охватывают женщину-работницу.

Учила я как-то в вечерне-воскресной школе. Вот на уроке рассказывает ученица, жена рабочего, что она дня два тому назад лекцию ходила слушать: «Так уж хорошо рассказывал, так хорошо», – говорила она о лекторе. – «О чем же рассказывал?» – спрашиваю. – «Недосуг мне, матушка, помнить: стирка у меня была». Работнице страшно мешает в приобретении знаний женский недосуг. Потому она легче верит и в бога, и в черта, и в батюшкины слова, и в россказни соседки, в сны верит, во всякие приметы...

И то сказать, трудно ей расстаться с тем фантастическим миром, в котором она живет. Спрашивает меня одна молоденькая сиделка, деревенская девушка: «Неужто вы в бога не верите?» – «Не верю», – говорю. – «Совсем?..» – «Совсем...» – «И в святых не верите?» – «Ну уж в бога не верю, неужто в святых буду верить!» Она помолчала. Потом говорит: «Думаю, скучно вам!» Я потом часто думала над ее словами. Однообразная работа изо дня в день, одно и то же, одни и те же мелочи, одни и те же заботы. Нельзя так жить, если нет никакой перемены впечатлений, никакого отвлечения от обыденных забот, никакой красоты, – заест серая жизнь. А на женщину, которая крепко привязана к дому, церковное благолепие, церковное пение, людская толпа производят сильное впечатление: очень уж бедна и сера ее обычная жизнь, очень уж мало в ней ярких впечатлений.

А потом еще и то: домашние дела держат, как тесто, к рукам липнут – от них не отвязаться, ну а уж в церковь божию надо идти – это для бога, никто не осудит. Вот почему держатся так женщины, и работницы в том числе, за религиозную обрядность, вот почему больше из женщин состоит та толпа, которая не дает изымать церковные ценности, для того чтобы накормить умирающих в муках голода людей. Воображение у них бедное, как умирают люди от голода, представить себе им трудно, а того, что будет меньше благолепия, блеску, – этого они боятся, этот блеск играет крупную роль в их жизни. Католическая церковь прекрасно учитывает влияние форм богослужения на чувства: пение всеми прихожанами, украшение церкви цветами, статуями, таинственный полумрак католических церквей и прочее – все это бьет на чувства.

Есть еще одна сторона, которую забывают, когда говорят о религии. Церковные богослужения удовлетворяют потребность в общежитии, дают ряд коллективных переживаний. И у женщин эта потребность опять-таки сильнее. Мужчина, уходя на заработки, служа в армии и т. д., общается с людьми на другой почве. Женщина же больше привязана к дому, живет больше замкнутой жизнью. Мне как-то говорила одна крестьянка: «Только и людей видишь, что в церкви».

Наконец, самое главное – тяжелая жизнь. Трудная работа, нехватки, заботы, болезни, смерть близких.

И часто ниоткуда нет помощи, ничего нет впереди. В такие минуты человек ищет опоры, надежды, и так как помощи искать ему неоткуда, то ищет он ее у бога; чем тяжелее ему, тем жарче молится. И женщина опять-таки в силу своей эмоциональной натуры, в силу своей большей оторванности от общественной жизни, большей беспомощности, большей зависимости особенно держится за бога.

Предтеча буржуазной французской революции Вольтер осыпал самыми ядовитыми насмешками церковь и попов, насмехался над церковными представлениями о боге, Христе, богоматери... В то же время Вольтер писал: «Если бы и не было бога, его следовало бы выдумать», – и в своем имении, в Ферне, близ Женевы, он выстроил церковь для местных крестьян.

Коммунисты смотрят иначе. Они считают, что и рабочие и крестьяне должны знать всю правду, как бы тяжела и горька она ни была. Трудящиеся – не дети, которых надо было бы тешить сказками. Трудящимся надо строить свой мир, социалистическое общество. Им необходимо иметь для этого новый взгляд на вещи, надо смотреть правде в глаза и не быть ни рабами человеческими, ни рабами божьими.

И коммунисты вскрывают поповские обманы, рассказывают, как у людей возникло представление о боге. Коммунисты раскрывают трудящимся глаза на истинное положение вещей.

Для того чтобы работница и крестьянка порвали навсегда с церковью, надо, во-первых, чтобы вся жизнь наша была хорошо организована, чтобы не было нищеты. Кто заботится об организации производства, об организации народного хозяйства, тот тем самым борется с женской религиозностью.

Надо облегчить женщине, особенно трудящейся, домашнюю работу. Тот, кто работает над устройством детских яслей и садов, над устройством общественных прачечных, починочных мастерских и т. п., борется с женской религиозностью.

Надо, чтобы работница и крестьянка зажили общественной жизнью. Надо приобщить их к великому движению пролетариата, втянуть их в общественную, советскую работу.

Наконец, надо, чтобы работнице и крестьянке в большей мере стало доступно искусство. Надо, чтобы им был открыт доступ в хороший театр, в хороший кинематограф. Надо, чтобы они принимали участие во всенародных празднествах, вроде 1 Мая или 7 ноября.

Надо воздействовать на разум, но одновременно надо создавать условия, которые сделают церковь и ее обряды ненужными трудящейся женщине.

1922 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!