ПРЕКРАСНЫЙ ПОЧИН СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН ( РЕЧЬ НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ЖЕН ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ И ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ)



 

Товарищи! Позвольте прежде всего приветствовать вас, с такой горячностью, с таким энтузиазмом примкнувших к великой социалистической стройке.

Товарищи, Владимир Ильич Ленин говорил, что гвоздь строительства социализма в организации. Делу организации он придавал громадное значение. Со времени Октябрьской революции наша партия проделала громаднейшую организационную работу. И в последнее время мы наблюдаем уже итоги этой громадной работы, которая проводится сейчас под руководством Политбюро нашей партии. Мы видим результаты этой колоссальной работы, которую ведет наша партия изо дня в день по перестройке всей жизни на новых началах.

Мы каждую минуту чувствуем, как перестраивается весь наш общественный уклад, как коллективизация изменила лицо старой деревни. Недавно я получила письмо из далекой Сибири, из Омска, от колхозниц. Колхозницы пишут о том, что их интересует. Я знаю старую деревню. Я знаю, как мелкое индивидуальное хозяйство суживало горизонт крестьянина и крестьянки, как часто пятнадцатилетняя девушка даже не бывала в городе, который находился в 10 верстах от деревни. Ей было неинтересно, ее интересовал только свой дом, свое хозяйство. Коллективизация положила конец этой ограниченности. Наша колхозница сейчас уже смотрит на весь мир раскрытыми глазами.

О чем пишут омские колхозницы, что они хотят знать? Они хотят знать, кто такие доподлинные стахановцы, потому что, пишут они, «нам докладчик говорил, а нам этого мало, мы сами хотим прочитать об этом в наших советских книгах». Они сами хотят стать стахановцами колхозных нолей. Они спрашивают:

«Вот наши женщины работают в Советах, занимают различные должности в советских учреждениях, – какие у них достижения?»

И знаете ли, когда это читаешь, так чувствуешь на себе огромную ответственность и спрашиваешь себя: а что ты сделала?

Когда колхозницы спрашивают, много ли голодных за границей и как сделать, чтобы их не было совсем, и хватит ли для всех пищи, то видишь, что до этих колхозниц не дошли еще сведения о фашизме, о том, что делается в западных странах. Они не знают, отчего в капиталистических странах так много голодных, безработных. Значит, нет настоящей заботы об их культурном обслуживании.

Колхозницы хотят, чтобы все жили счастливой, радостной жизнью. А как это сделать – не знают. Об этом пишут колхозницы, крестьянки, мысли которых прежде не шли дальше деревенской околицы.

Что пишут они еще?

Они волнуются: будет или не будет война, вот с немцами будет война или нет? Они не употребляют слово «интернационал», но пишут: «Рядом есть колхоз немецкий, так они, эти немцы, такие же землеробы, как и мы».

И видно, как бьет ключом чувство интернационализма у этих колхозников далеких сибирских равнин.

Еще они, рассказывая о своих успехах, говорят: «Может быть, ты к нам приедешь, у нас такой чистый пшеничный хлеб».

А как они этого добились? Они пишут, что добросовестно проделали работу по снегозадержанию.

«Мы, – говорят они, – вывезли на наши колхозные поля из хлевов весь навоз. На будущий год урожай будет еще лучше, хлеб будет еще чище».

Это письмо колхозниц Сибири говорит о том, как перестраивается наша жизнь и какие благодаря громаднейшей повседневной работе нашей партии мы имеем теперь достижения.

Другой вопрос – о стахановском движении. Это вопрос, который в свое время чрезвычайно волновал Ленина. Он говорил: отношение к труду, сознательное отношение к труду, только оно поможет поднять производительность труда на высокую ступень, но надо, чтобы сами рабочие взялись за это.

Нельзя без волнения слушать и читать то, что пишется о стахановском движении. Ведь это тоже организационная работа. Партия руководит ею. Началась она с низов. Рабочие массы работают над перестройкой всего нашего хозяйства, они становятся доподлинными хозяевами всего производства. И вот, товарищи, в связи со стахановским движением мы наблюдаем и большое движение среди людей науки, среди наших инженерно-технических работников. Захватывает их, товарищи, стахановское движение, захватывает их то, что делается на нашей великой Родине. Действительно, немыслимо остаться в стороне от того мощного движения, которое растет во всей стране.

В этом году, стахановском году, мы видели ряд слетов, знаем о ряде бесед руководителей нашей партии и правительства с ударниками различных областей. Тут были и трактористы и пятисотницы. Все это люди труда, у которых в старое время безвестно пропадала жизнь. А теперь мы видим, как новые и новые кадры выдвигаются как борцы за новую организацию труда, за новый уклад жизни, как превращаются они в знатных людей нашей Страны Советов.

Конечно, все это не может не повлиять на перестройку быта. У нас есть такая фабрика, которую вы знаете, наверное, – «Трехгорка». Стахановки «Трехгорки» предложили на Октябрьские дни взять ребят из детских домов. Я была на заключительном совещании после праздников, на котором были стахановки, ряда московских фабрик, отозвавшиеся на призыв стахановок «Трехгорки» и уделившие большое материнское внимание воспитанникам детских домов.

Это было замечательное собрание. Заведующие детдомами рассказывали, какое впечатление произвело на ребят то, что их берут на праздники работницы к себе домой. Ребята решили: у нас новые пана и мама. Но полюбили своих маленьких гостей не только стахановцы и стахановки, полюбили ребят-детдомовцев и дети наших стахановцев. Они спрашивали: когда же придут братишка и сестренка из детского дома? Ребята из детских домов, которые считали себя до сих пор беспризорными, вдруг почувствовали, что у них тоже есть семья. И рассказы о том, как ребята это переживали, были очень интересны. Пробыли они в гостях недолго, 3–4 дня, но вернулись в детские дома совершенно другими. Это рассказывали заведующие детскими домами.

Интересно, что говорили работницы. Они говорили, что дети, приходя из детских домов, аккуратно складывают одежду, они знают песенки, а жизни не знают. Так вот наша задача, говорили работницы, – поставить их поближе к жизни.

Такова забота стахановцев о детях, лишенных семьи. Я хотела бы еще сказать следующее. Ребята у нас теперь выходят из детских домов 14 лет и идут учиться работать на завод, но часто настоящей заботы о них нет. И я думаю, что женам инженеров нужно материнским глазом на этих ребят поглядеть.

Само собой, та перестройка, которая идет по всей линии, перестройка всей жизни, не может не отразиться и на быте. Раньше жены инженеров, жены ответственных работников обычно далеко стояли от рабочей массы, жили своей особой, замкнутой жизнью. Я помню, как в 1929 г. я с Марией Ильиничной была на Северном Кавказе в совхозе «Хуторок». Мы там устроили собрание работниц этого совхоза, просили их рассказать о своей жизни. Меня поразило, что, о чем бы они ни рассказывали, они обязательно говорили о жене директора. Уж чего про эту жену ни говорили: и 15 копеек каких-то она зажилила и еще что-то в этом роде. Думаю: что такое, что за ужасная женщина? А потом мы пошли к директору на квартиру. Смотрю я – жена, как жена, очень славная, симпатичная женщина, но живет замкнуто, не связана с рабочими, стоит вдали от всякой общественной работы. Живет, как в старину говорили, вне общественных интересов. И видать, что ей самой тоскливо, скучно, что не знает она, чем ей заполнить время. И стало мне ее жаль и стало понятно, почему так к ней придираются: ее не знают – она далека. Потом я думала: как сильны пережитки старого в быту! Ведь был уже 1929 год. Сколько уже времени прошло с Октябрьской революции, а вот пережитки старые остались.

Я когда-то работала в Ленинграде в вечерней рабочей школе за Невской заставой. Там была суконная фабрика Торнтона. Торнтон старался своих рабочих как можно подальше держать от рабочих металлообрабатывающих заводов, которые были более революционно настроены. На так называемом Шлиссельбургском тракте было много металлообрабатывающих заводов, а фабрика Торнтона была на другой стороне Невы. И вот Торнтон, чтобы помешать общению своих рабочих с рабочими-металлистами, всячески затруднял переезд на ту сторону. Женщинам-ткачихам и прядильщицам внушалось, что их могут рассчитать с работы, если они будут ездить часто на противоположную сторону. И многие работницы никогда не бывали на другой стороне Невы.

Я была в 1930 г. в Ленинграде, а когда в Ленинград приедешь, обязательно побываешь в Володарском районе. Поехала я в этот район с товарищем из райкома. Он мне говорит: «А знаете, до сих пор есть тут женщины, которые никогда не бывали на той стороне». Я так и ахнула. Я работала за Невской заставой в 90-х годах, когда был Торнтон. После этого была революция 1905 г., произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Сколько лет прошло, как Советская власть существует, и вдруг оказывается, есть еще такие женщины, которые на той стороне Невы не были. Меня поразило, как крепко держатся пережитки старого в быту.

Об этом случае я рассказывала в Свердловском университете[45]. После моего выступления ко мне подходит одна студентка и взволнованно спрашивает;

– Вы откуда это слышали? Я сказала.

Она говорит-

– А знаете, моя бабушка тоже ни разу на той стороне не была.

Так переплетаются остатки старого с новым: бабушка ни разу не была на другой стороне Невы, а внучка кончает Свердловский университет.

Быт, отношения между мужем и женой, отношение родителей к детям, вся повседневная домашняя жизнь – это в прежнее время считалось частным делом, и там царило больше всего пережитков старого.

Когда мы жили в эмиграции, за границей, нередко приходилось наблюдать, как на собрании человек выступает очень радикально, решительно, говорит громкие слова, а домой придет – таким мещанином себя держит: на жену кричит, детей своей собственностью считает, напивается – и все это считается частным делом. Сказывалось влияние окружающей буржуазной среды, которое чрезвычайно сильно отражалось на быте.

Я помню одну замечательную книгу Джона Рида «Дочь революции». В этом произведении рассказывается о том, как внучка борца за Парижскую Коммуну, дочь социалиста, сестра социалиста, стала проституткой не из-за нужды, не из-за голода, а потому, что видела в домашнем быту мещанскую пошлость, недопустимое отношение к женщине.

У нас в Стране Советов нет сейчас ни помещиков, ни капиталистов. У нас в Стране Советов нет эксплуатации человека человеком. Мы построили социалистическое общество. Мы строим новую жизнь и перестраиваем весь быт, но пережитков старого в быту еще немало.

Вопрос о перестройке быта встал сейчас во весь рост. Я помню, в 1933 г. пришел ко мне товарищ из Донбасса и говорит: получена телеграмма от шахтерок, требуют, чтобы ты написала статью о том, как женам разводиться с мужьями-прогульщиками. Я рассмеялась, но написала письмо шахтеркам по вопросу о семье и быте. Писала о том, что нужно создать дома соответствующую обстановку, стать настоящим товарищем мужа. Если жена интересуется успехами производства, если ее интересует работа мужа, если она хочет, чтобы он был ударником, стыдится, если он прогульщик, – это очень хорошо.

Это письмо получило большой отклик, попало в точку. Шахтерки разослали его по целому ряду районов, и тогда у меня была очень интересная переписка по этому поводу. Что было в ней характерного? Тот общественный подход, с которым работницы подошли к этому письму. Они стали заботиться не только о своем доме, они стали интересоваться тем, как живет в общежитиях молодежь. Часто молодежь в общежитиях живет очень грязно и неуютно. И вот жены ударников-шахтеров вмешались в это дело. Когда я получала письма об общественной работе жен шахтеров, я думала: вот как общественность влияет на быт.

Сейчас под влиянием стахановского движения мы видим огромнейшую тягу к учебе. Жажда учиться громаднейшая, а сил культурных не хватает. Получаешь постоянно письма, что на том или ином заводе, на котором считалось, что нет безграмотных, вдруг оказывается 500. безграмотных и тысячи две малограмотных. Нажимаешь. Отвечают, что столько-то человек «охвачено» учебой. А когда начнешь проверять, как посещают занятия, оказывается, что посещают плохо. Почему? Потому что вопрос о ликвидации неграмотности неразрывно связан с вопросами бытовыми: детей не на кого оставить, далеко идти и т. д., и тут чрезвычайно важно, чтобы кто-нибудь посмотрел глазом хозяйки, как дело наладить, как устранить бытовые помехи.

Мы имеем массу примеров того, что там, где в дело включаются культурные силы и подходят не формально, удается достигнуть серьезных результатов. Вы знаете, что есть специальное постановление ЦК партии и Совнаркома о необходимости ликвидировать неграмотность. Ленин говорил: «...в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя»[46].

Вот только что товарищ с «Красного треугольника» говорил, что они думали, что на заводе все грамотные, а когда стали проверять, выявили неграмотных. Надо добиться, чтобы в нашей стране не было неграмотных.

Жены инженеров – большая культурная сила... Недаром товарищ Орджоникидзе столько внимания уделяет движению жен инженерно-технических работников. Ведь жены инженеров могут проводить большую работу по ликвидации неграмотности и малограмотности, по преподаванию в школах взрослых, по обслуживанию рабочих библиотеками, лекциями, удовлетворению их запросов по линии учебы. А должна сказать вам, что эта преподавательская работа, работа по обучению взрослых, вам самим даст очень много. Мне приходилось заниматься в вечерней воскресной школе. Я пять лет занималась с неграмотными и малограмотными, с рабочими, разно подготовленными, и книгоношей там была и лектором. Учила, как умела; может быть, можно было бы лучше это делать, но сама я в процессе этой работы научилась очень многому.

Те пять лет, которые я пробыла в вечерней воскресной школе, дали мне понимание марксизма, живого марксизма, понимание запросов рабочих, умение подходить к рабочей массе. То, чему нас Ленин учил, – это внимательно вглядываться в жизнь. Большинство из вас живет в таких условиях, что может учиться в ходе общественной работы, приобретать много знаний, передавать их рабочим. Тесно смыкаясь с рабочей средой, вы сами получите очень много.

Владимир Ильич как-то писал, что в революции 1905 г. металлисты шли впереди других рабочих. В 1917 г. он говорил о шахтерах, об их революционном почине. И вот сейчас, получая с какого-нибудь металлургического завода сведения о том, что там много неграмотных, я говорю: товарищи, вот в революционном движении вы шли впереди, а как же теперь, в культурной революции? Неужели вы не хотите идти впереди? Работники металлообрабатывающей промышленности, шахтеры не должны отставать. Они сейчас чувствуют глубоко, как никогда, как им нужна культура, нужны знания.

И не случайно, что в общественную работу включаются прежде всего жены инженеров тяжелой промышленности. Вы, товарищи, можете очень много сделать. Каждая из вас может многое сделать, если будет внимательно вглядываться в жизнь, если будет тесно смыкаться с рабочей массой, если будет сама много учиться.

Знать учение Маркса – Энгельса – Ленина надо каждому, и партийцу и непартийному большевику, потому что, только овладев этим учением, можно как следует разобраться в окружающей жизни, часто очень сложной. Мы все учимся, иначе не выходит. Вот в Наркомпросе работаешь, так каждый вечер уроки готовишь. Жизнь ставит тот или иной вопрос, и, для того чтобы ответить на него, чтобы в нем разобраться, надо ряд книг перечитать, с рядом материалов познакомиться.

Товарищи, вес мы, советские работники, учимся так же напряженно, как учатся наши ребята. И нам надо больше и больше учиться. Чем больше мы будем знать, тем лучше будет налажена наша работа.

Вот приходится работать, например, по линии библиотеки. Вчера подходит ко мне одна делегатка и говорит с гордостью: «Я библиотекарша».

Два года назад было постановление ЦК, которое обращало внимание на массовые библиотеки. Когда начали мы эту работу, то нередко приходили библиотекарши и плакались: того пет, другого нет, помещения нет. Я им говорила: «Знаете ли что, товарищи, этак, если бы мы плакали, партия никогда не стала бы мошной партией, какой она стала. Наша страна никогда бы не стала мощной социалистической страной, к которой сейчас приковано внимание всего мира, если бы мы умели только жаловаться. Не жалуйтесь, а боритесь, добивайтесь сами».

А сейчас, когда приходится с библиотекаршами говорить, они начинают с сообщения: вот я то-то и то-то сделала, так-то и так-то боролась и добилась того-то и того-то.

Я думаю, что жены инженеров очень многого могут добиться и по улучшению яслей и детских садов, и по ликвидации неграмотности, и по устройству школ повышенного типа, и по налаживанию всей культурной жизни.

Мы хотим вырастить из наших ребят смену, которая бы докончила великое дело, начатое Лениным, которое проводит наша партия. Дело большое, дело важное: мы из наших ребят должны вырастить смену крепкую, смену физически сильную, чтобы гемоглобина было столько, сколько нужно, и чтобы легкие были здоровые. Мы должны вырастить таких ребят, которые бы могли и радостно жить, которые в то же время были бы людьми знающими, вдумчивыми, двигающими вперед науку, умеющими ставить ее на службу построения коммунистического общества – людьми, умеющими коллективно жить, работать, наслаждаться жизнью. Чтобы вырастить таких ребят, надо и самим нам расти.

Часто вот приходят ко мне пионеры. С ними мы живем в большой дружбе. Стараешься вглядеться в них и рассмотреть, как они живут.

Приехали как-то из Украины детдомовцы-пионеры. Вес в красных галстуках. Рассказывают формально об учебе. Я говорю:

– А как вы, играете или нет?

Они испуганно на меня смотрят: как это в Наркомпросе их спрашивают, играют они или нет? Может, нельзя играть. Я спрашиваю:

– А в пятнашки умеете играть?

Ребята молчат. Наконец, кто-то вскрикивает:

– В ловитки?

Это по-украински – пятнашки. Я говорю:

– Да, в ловитки.

И завязался у нас разговор о том, во что и как веселее, интереснее играть, чему игра научить может.

Надо уметь подойти к ребятам. Большинство из вас – матери, у вас есть материнский инстинкт, вы понимаете, как надо подойти к ребенку, не формально, а по-настоящему, и своим примером, своим серьезным отношением к жизни показать, чему и как нужно учиться, как относиться к товарищам, как помогать друг другу.

Конечно, все это весьма сложно. С трибуны разговаривать легко, а в жизни сделать – это, конечно, гораздо труднее. Но я думаю, что начало вами положено. Вы начали принимать участие в социалистической стройке, и это поможет вашему росту, поможет вам научиться быть настоящими воспитателями ребят, действительными товарищами и друзьями своих мужей.

В заключение я скажу о том, чего я боюсь. Я боюсь, как бы вы не стали замыкаться в узкую организацию жен инженеров (Реплика с места. «Мы будем работать вместе с женами стахановцев»).

Я крепко надеюсь на это.

Позвольте, товарищи, на этом закончить и пожелать вам успеха в вашей работе, пожелать, чтобы, ведя эту работу, вы внимательно прислушивались к директивам Коммунистической партии и Советского правительства, которые руководят миллионами трудящихся, строящих коммунистическое общество. Под руководством партии вы вырастете в настоящих организаторов.

Привет, товарищи!

1936 г.

 

КРЕПКАЯ СОВЕТСКАЯ СЕМЬЯ

 

После широкого обсуждения на собраниях трудящихся и на страницах печати проекта постановления «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» ЦИК и СНК СССР утвердили его, внеся некоторые добавления и уточнения.

Проведение декрета в жизнь связано с очень большими затратами со стороны Советского государства. Но наш Союз Советских Социалистических Республик стал настолько мощным и богатым, что может взять на себя эти затраты.

Почему правительство идет на такие большие затраты? Потому, что считает мероприятия, намеченные в декрете, очень важными в деле перестройки быта, в деле фактического раскрепощения трудящейся женщины, в деле налаживания правильных семейных отношений.

Именно потому, что принятый закон имеет такое важное значение, он предварительно и был поставлен на обсуждение трудящихся.

Такое обсуждение имеет громадное значение. Во-первых, всенародное обсуждение проекта декрета привлекло к нему всеобщее внимание, довело декрет до сознания самых широких масс. Каждый высказывал свои пожелания. Конечно, внести в декрет оказалось возможным лишь небольшую часть пожеланий, самых важных, самых существенных. Но высказывания поставили целый ряд серьезных вопросов, разрешение которых поможет правильному проведению декрета в жизнь.

Работники Наркомюста, Наркомздрава, Наркомпроса будут еще и еще раз перечитывать высказывания различных слоев трудящихся, чтобы быть в состоянии по-настоящему, по-советски, так, как хотел этого Ленин, как требует этого Сталин, проводить декрет в жизнь.

Всенародное обсуждение декрета поможет правильному проведению его в жизнь. Всенародное обсуждение декрета мобилизует общественную бдительность, поможет наладить деловой общественный контроль над этим делом.

Всенародное обсуждение декрета учит массы управлять. Для того чтобы управлять, надо знать дело. Обсуждение декрета помогает этому знанию, вкладывает в декрет живое, конкретное содержание. Обсуждение декрета дало возможность собрать огромный конкретный материал о жизни и быте трудящихся. Секции Советов смогут взяться вплотную за перестройку быта, не передоверяя его бюро секции. Работа секций Советов по линии, перестройки быта развернется гораздо шире и глубже.

Вопросы, разрешенные декретом, близко касаются каждой семьи и особенно волнуют женщин.

Женщины особенно активно участвовали в обсуждении декрета, и это имеет, конечно, чрезвычайно важное значение.

Все знают, какое громадное значение придавал Ленин делу раскрепощения женщины, поднятию ее сознательности, вовлечению ее в общественную работу.

В этом направлении велась все время большая работа.

Разве десяток лет тому назад могло государство затратить столько средств на родильные дома, ясли, детсады? Разве можно было десяток лет тому назад так широко поставить обсуждение декрета, втянуть в это обсуждение деревню, разве так громко звучал бы тогда голос крестьянок?

Особо горячее обсуждение вызвал пункт об абортах.

В 1920 г. были разрешены аборты. Просматривая свои старые статьи, я нашла среди них одну, в которой я подробно останавливалась на вопросе об абортах. Статья эта была помещена в № 1-2 журнала «Коммунистка» за 1920 г. Она называлась «Война и деторождение»[47].

«Война, – писала я в этой статье, – довела страну до крайнего предела нищеты и разорения. А нищета, как правило, – могила всех человеческих отношений. Нищета заставляет продаваться, продаваться не проститутку, которая делает из этого промысел, а мать семейства, часто ради детей, ради старухи матери».

Советское законодательство изменило характер брака. Но условия гражданской войны, постоянные эвакуации, ломка старого, веками сложившегося уклада – все это делало брачные связи очень неустойчивыми.

Неустойчивость брака и тяжелые материальные условия, гражданская война, разруха в стране, недостаток продовольствия привели к тому, что в целом ряде случаев вся тяжесть вскармливания и воспитания ребенка ложилась целиком и полностью только на мать.

«Как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения, вскармливания и воспитания? – писала я в этой статье. – Ответ ясен: надо, чтобы государство взяло на себя не только охрану материнства и младенчества, не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем те, какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать».

Советская власть ликвидировала старые воспитательные дома, навсегда отрывавшие ребенка от матери, ликвидировала «фабрики ангелов», существовавшие при старом режиме и являвшиеся по сути дела замаскированным детоубийством, открыла детдома, детсады и детясли, но все это было в тот период каплей в море.

Особенно тяжело было в деревне, где кулачье вело активную агитацию против яслей. В 1919 г. мы получали еще заявления, подписанные крестами, с просьбой не брать ребят в ясли, не отнимать их навек от родителей. Детские дома часто были учреждениями, которые обслуживали за счет детей «воспитателей», никакого отношения к педагогике, воспитанию и обучению детей не имевших.

И вот в 1920 г. остро встал вопрос об абортах. Аборт по закону до того времени был наказуем. Но наказуемость была направлена не на тех, кто принуждал к абортам, кто устраивал подпольные аборты в крайне негигиеничных условиях, способами, надолго подрывавшими здоровье матерей, – отвечала за аборт мать. Я писала тогда:

«Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для жизни, а должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые вызывают необходимость для женщины идти па аборт.

...Конечно, ненаказуемость аборта не может уничтожить у матери того тяжелого чувства, которое вызывает у нее аборт. Весь ее организм уже перешел, так сказать, на рельсы деторождения, в организме началось уже приспособление к питанию находящегося в нем плода, и перерыв этого процесса обычно субъективно ощущается матерью как преступление над собой и ребенком. Стоит посмотреть на часто возбужденный, полный тоски взгляд женщины, прибегнувшей к аборту, чтобы понять, какой дорогой ценой покупается матерью свобода.

Только горькая необходимость заставляет работницу отказываться от материнства.

Улучшение общих условий жизни и в особенности охрана материнства и детства и общественное воспитание детей устранят эту основную причину, которая в настоящую минуту заставляет женщину насиловать свои естественные инстинкты, отказываясь от материнства – этой величайшей радости.

Тот, кто серьезно хочет, чтобы с порядка дня сошли все эти кошмарные вопросы о детоубийстве, об абортах, средствах предупреждения, – тот должен не покладая рук работать над строительством новой жизни, где материнство займет подобающее ему место».

С тех пор, как писалась эта статья, прошло 15 лет.

И по-новому встал вопрос об абортах. Страна наша стала богатой, мощной и зажиточной. Выросли, культурность и сознательность населения. Женщина в колхозе стала силой. Она стала общественницей. Много среди женщин стахановок, они упорно учатся.

Партия и правительство окружают ребят общественной заботой, создают для них счастливое детство...

В новых условиях по-новому встал вопрос о семье, об абортах. Вышедший декрет сыграет крупнейшую роль в деле перестройки бытовых условий.

Надо как можно шире развернуть работу по проведению принятого декрета в жизнь, нужно бороться за качество родильных домов, яслей, детсадов. Работы предстоит много.

Перед комсомолом стоит в числе других задач важнейшая задача – довести до конца так настойчиво проводимое нашей Коммунистической партией дело раскрепощения женщины во всем Союзе Советских Социалистических Республик.

Нет надобности повторять о тех громадных сдвигах, которые мы имеем в области раскрепощения женщины, в области роста ее сознательности. Это всем известно.

В этой статье я хочу остановиться на некоторых конкретных задачах, которые стоят сейчас перед комсомолом, в частности перед женским активом комсомола.

Надо ни на минуту не забывать, что актив должен вести за собой всю женскую молодежную массу в городе и в деревне. У нас замечательный женский комсомольский актив, но если мы посмотрим на всю массу женской молодежи в целом, то увидим, что много еще есть в жизни, в быту пережитков старого. И тут нужна большая повседневная работа.

Один из пережитков старого – это женская отсталость на культурном фронте. Эта культурная отсталость чрезвычайно мешает женщине, девушке в их работе, общественной деятельности.

Всеобщее обязательное обучение играет здесь исключительно большую роль. Только надо следить за тем, как оно проводится в жизнь, чтобы девочек не задерживали дома по разным якобы «уважительным» причинам, чтобы загрузка девочек домашней работой не мешала им учить уроки, и т. д.

Но вопрос не только о девочках – они находятся уже в неизмеримо лучших условиях, чем раньше.

Вопрос о вооружении знаниями все еще остро стоит в отношении женской молодежи, особенно в деревне.

Всякая девушка знает слова Ильича, что все должны уметь управлять государством, но этому надо ведь учиться, это надо уметь делать, для этого надо много знать, гораздо больше, чем раньше.

Надо ликвидировать неграмотность. Однако простая грамотность перестала удовлетворять массы. На том уровне хозяйственной и общественной жизни, на котором находится наша Страна Советов, массам необходимы такие знания, которые открывают путь к самостоятельной творческой работе, к повышению своей квалификации.

Обобществленное крупное социалистическое производство, коллективизация сельского хозяйства, плановое государственное хозяйство требуют высокой культурности трудящихся, требуют глубоких знаний миллионов трудящихся – активных участников строительства социализма. Сейчас понятие малограмотности расширяется. Человек, не знающий географии, основных этапов развития человечества, не понимающий явлений природы, не умеющий осмыслить окружающее, не понимающий, как ставить на службу преобразования труда и быта науку, как, откуда почерпнуть нужные ему знания, – человек малограмотный.

Комсомол должен всячески бороться за самое широкое развитие школ взрослых, не только повышенного типа, но за всю систему школ взрослых. Комсомол должен добиваться, чтобы вся молодежь была обслужена школами взрослых.

Особенное внимание надо уделять той молодежи, которая до сих пор осталась неграмотной или малограмотной. Вся молодежь, и особенно женская и колхозная, должна овладеть знаниями в объеме семилетки. Дело большое, серьезное.

Надо обращать, особое внимание на вооружение знанием подростков, своевременно не попавших в школу. Надо обращать внимание на работу с так называемыми переростками. Их очень много среди девушек. Работа среди них очень важна.

Перестраивающаяся жизнь поставила перед нами во весь рост вопрос о семье, о взаимоотношениях между мужем и женой, между родителями и детьми, вопрос о воспитании подрастающего поколения.

Правильно разрешить этот вопрос можно лишь на основе коммунистической морали. Тут большие трудности, и главная трудность в том, что старые взгляды сплошь и рядом одеваются в новые, модные одежды. Тут нужна большая бдительность. Самая большая бдительность должна быть направлена по линии борьбы с мелкособственнической моралью, с мелкособственническими взглядами на семью, на воспитание детей.

Еще Маркс и Энгельс писали о том, что только в недрах пролетариата могут зародиться новые формы брачных отношений – брак не по расчету, а на основе взаимного влечения, взаимной любви, взаимного доверия, общности взглядов.

В Стране Советов созданы условия, раскрепощающие женщину от старых, тяжелых форм брачных отношений.

Но в быту есть еще пережитки старого. Мелкособственническая психология зачастую пытается залезть во все щели.

Пока господствовало мелкособственническое, единоличное хозяйство с его замкнутостью, отрывом от общественной жизни на селе, особенно долго держались в быту пережитки старого, медленно изживались они. Коллективизация сельского хозяйства, изменение всей организации труда раскрепостили женщину. В колхозе женщина стала силой, и это повело за собой изменение и в отношениях между мужчиной и женщиной; семейные отношения стали в корне меняться.

В нашей стране уже построен социализм, растет не по дням, а по часам сознательность трудящихся масс. Внимание партии, комсомола, профсоюзов, Советов особенно заострено на поднятии культурного уровня всей массы населения. Созданы материальные предпосылки для перестройки всего бытового уклада (новые жилищные условия, растет число столовых, яслей, детских садов, клубов, парков культуры и отдыха и пр.). Поэтому с каждым днем все больше укрепляются новые формы семьи, основанные на глубоком взаимном доверии, чувстве любви, на идейной близости, на естественном влечении.

И, наконец, вопрос о воспитании.

Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты – тоже великая сила, они дают матери великую радость.

Мать – естественная, воспитательница. Велико ее влияние на детей, особенно на малышей. А мы знаем, какую печать кладут па весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни. Весь вопрос в том, как воспитывать.

Один из великих основоположников марксизма – Фридрих Энгельс, друг Маркса и его единомышленник, – писал, что если те идеи, за которые боремся мы, дети нового времени, истинны, то не далека уже пора, когда женские сердца начнут биться за идеал современного духа так же горячо, как они бьются за набожную веру отцов, – и лишь тогда наступит победа нового, когда молодое поколение станет его впитывать вместе с молоком матери.

Сейчас, когда смотришь на наших работниц, на наших колхозниц, видишь, как горячо бьются их сердца за осуществление социализма, за учение Маркса – Энгельса – Ленина, и чувствуешь, какое это громадное значение имеет для воспитания подрастающего поколения.

И Маркс, и Энгельс, и Ленин, и Сталин много уделяли внимания вопросам воспитания. Наши дошкольные учреждения, наша советская школа должны служить показом матери, как надо воспитывать из ребят новых людей – строителей социализма. Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, когда сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создаст замечательное поколение людей. Женская комсомольская молодежь, как и весь комсомол в целом, должна развернуть в этом направлении широкую работу.

1926 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!