ЗА РЕОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА «ДРУГ ДЕТЕЙ» ( РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ЦК ВЛКСМ)



 

РАСТЕТ И УЧИТСЯ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

 

Товарищи, вопросы охраны детей, вопросы воспитания ребят – одни из самых насущных. Уже несколько лет внутри Наркомпроса ставится вопрос о необходимости создать в этом направлении настоящее большое движение. В области хозяйственной – все сознают – нам надо «догнать и перегнать все капиталистические страны», но надо сказать, что и в области культурной мы должны проделать громадную, напряженнейшую работу, чтобы создать действительно такие условия, которые дадут возможность изменить взаимоотношения людей друг к другу. Мы должны позаботиться о том, чтобы наше подрастающее поколение, наша молодежь росла в таких условиях, чтобы действительно из нее вышло поколение, которое сможет продолжать начатое дело и довести его до конца. Сейчас общественное мнение все же порядочно взволновал пионерский слет. Мне приходилось наблюдать, как в Совнаркоме выступали пионеры. Они очень организованно защищали вопрос о том, какая школа должна быть в деревне, какая школа должна быть для крестьянской молодежи. Члены Совнаркома с интересом слушали выступления ребят. Впечатление у присутствующих создалось такое, что у нас молодежь здорово растет и учится, но что это не очень нами замечается. Это было не только в Совнаркоме. По наркомату проходили секции по обсуждению различных вопросов народного образования. Все немножко даже были удивлены той деловитостью, с которой ребята подходили к вопросам. Педагоги радовались и говорили, что новое поколение хорошо растет. Но был актив, конечно, а надо, чтобы поголовно все ребята росли в условиях, в которых можно было бы правильно развиваться. Надо создать эти условия. Но пионеры также говорили и об этом. Мы видим, что ребятам приходится жить зачастую в тяжелых и нездоровых условиях.

 

ПРИВЛЕЧЕМ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОБЩЕСТВЕННИКОВ

 

Надо сказать, что охрана детства, забота о детях у нас порядочно-таки отстает не только от того, что должно быть, но даже от того, что есть в Европе. Если взять Швейцарию, Данию, то мы видим там очень большую заботу о детях. Правда, она связана с большим одурманиванием ребят, воспитанием их в духе религии, в духе слепого послушания и т. д., но надо сказать, что ребята не так заброшены, как часто у нас бывает. Как идти? Надо создать вокруг этого вопроса общественное движение. Мы на опыте культурного похода знаем, что когда берется всерьез общественность за какое-нибудь дело, то это значит, что здесь можно работу продвинуть. Возьмем вопрос ликвидации неграмотности. Пока не удалось широко привлечь общественность к этой работе, это дело шло, как говорится, «не шьет, не порет», а тут все, кто мог, стали работать. Теперь, после того как общественность широко развилась по линии ликвидации неграмотности, – и ассигновки увеличены на это дело, и отделы народного образования стали относиться внимательнее, уже завоеваны определенные позиции. И, конечно, вокруг дела охраны детства, дела воспитания, создания надлежащей обстановки для ребят необходимо точно так же организовать общественность. Если мы посмотрим на то. что у нас есть, мы должны сказать, что еще очень много недочетов. Если мы возьмем законодательство, то в законодательстве у нас есть мало таких постановлений, которые охраняют ребят. Если мы возьмем Наркомтруд, то многие из положений в Наркомтруде недостаточно четко формулированы, так что настоящей защиты труда не получается. В этом отношении интересны высказывания батрачат по этому вопросу. Было предложение запретить труд детей до 16 лет. Тогда кто-то из пионеров-батрачат говорит: «Если запрещать труд, тогда надо высчитать, сколько детских домов нужно открыть для тех ребят, которые сейчас работают батрачатами». Это замечание показывает трезвость мысли пионеров. Они понимают, что нельзя издавать такой закон, который ставил бы в невозможное материальное положение, ставил бы ребят перед невозможностью существования.

По вопросам охраны труда нет у нас надзора над тем, чтобы имеющиеся законы исполнялись. Это недостаточно четко формулировано в законе.

Точно также право ребят на учебу не обеспечено. Говорят, у нас нет достаточного количества школ, чтобы ребят учить. Тем не менее мы можем проводить ликбезовскую работу среди ребят, так же как проводим ее среди взрослых. Мы должны энергичнее добиваться того, чтобы это право ребят – быть грамотными, примкнуть к самообразовательной работе – было осуществлено.

Элементарное право ребят – право на существование – наиболее плохо обеспечено. Нужно обеспечить ребятам возможность какого-то питания, какой-то возможности найти кров, какое-нибудь пристанище. Это необходимо. Тут сделано очень мало. Это особенно чувствуется на фоне слета. Когда мы смотрим на наше пионердвижение, на слет, мы видим, какой огромный шаг вперед сделан в деле пробуждения в ребятах сознательности и активности. Но каждый знает, что это только передовой отряд, что перед нами огромное поле, на котором надо начать работать, и общественность должна быть тем трактором, который все это поле должен вспахать.

 

"ДРУГ ДЕТЕЙ" ДОЛЖЕН СТАТЬ ВСЕРОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ

 

Тут, на собрании, присутствуют члены общества «Друг детей». Я не знаю достаточно близко работу этого общества, но мне представляется – об этом мне достаточно приходилось слышать, – что это общество не представляет собой единого целого, не представляет всероссийского общества. Оно существует по разным городам, по отдельным организациям городского или районного масштаба, но нет единого общества. А по-моему, здесь объединение необходимо. Затем, не ясно, какие права и обязанности имеют члены общества «Друг детей». Скажем, имеет ли право член общества «Друг детей» вмешаться, когда он видит, что бьют детей, или имеет ли он право вмещаться, когда он видит эксплуатацию детей в какой-нибудь форме; и не ясно, что он обязан сделать. На вокзале мать бьет у всех на виду девочку 6 лет. Все смотрят, будто это так и полагается, а, если здесь есть член общества «Друг детей», обязан ли он вмешаться или нет? Необходимо, чтобы принадлежность к обществу «Друг детей» была связана с определенными правами, потому что без этого членство сводится к внесению членских взносов и настоящей работы по охране ребят, по созданию обстановки, в которой они могли бы расти и развиваться по-настоящему, нет.

Мы здесь многому должны поучиться у буржуазных стран. Мне пришлось долго жить в эмиграции и наблюдать, как некоторые вещи просто разрешаются в Швейцарии. Приходит ребенок в школу, и учительница спрашивает: «Как у вас дома – каждый день обедают?» И, если ребенок говорит, что не каждый день, тогда не спрашивают даже родителей – записывают ребят на завтраки и обеды. Швейцария выделяется из других стран в этом отношении. Где-нибудь во Франции вы этого не найдете, но показательно то, что здесь не надо никаких формальностей. Когда у нас материальное положение будет лучше, тогда и мы сможем обеспечивать каждого нуждающегося ребенка, но здесь дело в том, насколько все это делается без всяких формальностей, без всякой волокиты.

Или другой пример: достаточно матери заявить в школе, что нет у ребенка сапог, – ребенку дают сапоги, правда простые, стучащие, слышно по улице, как ребенок идет в казенных сапогах, и поэтому швейцарцы не очень любят эти простые сапоги, – но все-таки достаточно простою словесного заявления, чтобы дали сапоги.

 

ВНИМАНИЕ ДЕТЯМ

 

Дальше. Какая-нибудь малюсенькая девочка приходит с корзиночкой, в которой в бумажке завернуты деньги и в записке написано, чего дать. Малышку пропускают вперед, дают то, что в записке написано, и еще конфетину, так что ребята очень охотно ходят в кооператив. Но никому в голову не придет обсчитать ребенка или отнять у него продукты. Я хотела бы посмотреть, как происходило бы у нас, если бы ребята-дошкольники ходили в кооперативы. Я думаю, что, если бы друзья детей занимались тем, что охраняли ребят, которые ходят в кооперативы, у нас скоро узнали бы, что всякий защитит ребенка, если его обижают.

Это не значит, что мы представляем себе, что в буржуазных странах все хорошо. Мы прекрасно знаем, как там давят ребят работой, как психологически их воспитывают рабами. Мы будем воспитывать ребят по-иному, в другом духе, но многому у них мы должны поучиться, точно так же, как наши инженеры и агрономы учатся технике и агрономии у буржуазных стран.

Возьмем Германию. Там еще в 1902 г. социалисты образовали общество охраны детства. Члены этого общества имели право вмешиваться, если они видели, что родители бьют ребят. Они шли к родителям, убеждали их и, в случае если битье переходило границы, поднимали дело.

Возьмем право на посещение школы, обязательность обучения. В Германии не понимают так обязательность обучения, что это только директива или бумажное постановление какое-нибудь. Если родители там не посылают ребенка в школу, то за это с них берется штраф. Я, помню, искала обменный урок, чтобы мне обучать русскому языку, а меня обучали бы за это немецкому языку. Мне пришлось говорить с одной – не знаю, кто она была: жена торговца или что-нибудь в этом роде. Она жаловалась на немецкие законы: «У меня служит девочка лет 14, и от меня требуют, чтобы девочка ходила в дополнительную школу. Мне нельзя ее отпускать, у меня много работы, а приходит полицейский и требует, чтобы я девочку посылала в дополнительную школу, иначе угрожает штрафом». Этому нам надо поучиться, чтобы не было такого произвола, чтобы какой-нибудь реакционный родитель или самодур говорил: «Мы росли, не учившись, пускай и наши дети растут, не учась». Надо, чтобы обязательность обучения проводилась действительно, чтобы тот был ответствен, кто детей своих в школу не посылает. Но это можно провести только при содействии широкой общественности. Надо выявить, кто не посылает и почему не посылает. Надо, чтобы кто-то за этим смотрел. Надо подумать над тем, как нам организовать общество «Друг детей», чтобы оно могло развернуться гораздо более широко. Надо подумать, какие права должны иметь члены общества «Друг детей» и какие обязанности должны нести. Затем, не хватает плана работ. Необходимо, чтобы был план работ, чтобы в каждой местности было ясно, что нужно сделать обществу в данном месте и на какой вопрос надо обратить внимание. Нужно, чтобы была ясна картина, чем в данном месте помочь. Важно, чтобы общество «Друг детей» было связано с другими организациями, например с Советами, с ККОВами (крестьянские комитеты взаимопомощи. – Ред.) в деревне, со школой, с органами народного образования.

С чего начать? Я думаю, что в больших городах надо начать с обследования того, в каком положении находится детвора.

 

ПРОТИВ БЕЗНАДЗОРНОСТИ РЕБЯТ

 

Перед приездом сюда я была в санатории в Железноводске. Мне пришлось столкнуться с таким явлением: приходит врач и говорит: «Мы, врачи, наблюдаем, что тут делается с детворой. Детвора (дети служащих) все совершенно беспризорны. Служащие на курорте получают оплату труда только за 4 месяца, а на зиму курорт закрывается, и служащие получают лишь пособие по безработице – 10 рублей в месяц. Понятно, что во время сезона они. стараются заработать побольше. Работают с утра до вечера, сдавая последний угол жильцам, а сами ютятся в сараях, на дворе и т. д. Ребята остаются безнадзорными и живут в ужасающих условиях». Врачи говорили о необходимости организации детской площадки, о необходимости обеспечить ребятам возможность хоть два раза выпить чашку молока (хлеб с собой принесут). Надо было видеть, как инспектор ОНО (он же заведующий школой-семилеткой) в штыки встретил мысль об этой площадке: «У нас есть своя площадка на 40 человек – этого совершенно достаточно». Начался спор. Врачи говорят: для 40 человек площадка недостаточна, надо еще открыть 1–2 площадки на сотни ребят, а отдел народного образования говорит, что этого достаточно.

Как же решить вопрос? Это может решить обследование. Мы должны выяснить, в каком положении, например, в Москве, находится детвора. Надо выяснить, в каких условиях живут подростки. Надо поделить город на участки так, чтобы в каждом участке было выявлено, что там делается, чтобы была ясна вся картина жизни ребят. Товарищи, работающие в этой области, должны знать, какие есть недостатки, чем ребята болеют, в чем нуждаются, как они учатся, в каком положении находятся, насколько они оторваны от общественной жизни и т. п. После этого надо, чтобы в каждом районе Москвы был разработан четкий план работы общества «Друг детей», где должны быть установлены ведущие начала и вскрыты вопиющие недостатки. Сейчас чувствуется полное отсутствие общественности. Я не знаю, есть ли сейчас дежурство у т. Калинина, но иногда приходишь и видишь, как люди сидят на тротуаре в ожидании, когда их примет т. Калинин. Они обращаются к нему с вопросами по народному образованию, на которые он ответить не всегда может. Он эти дела не всегда знает. Вот в таких местах, как, например, у т. Калинина, необходимо устроить информбюро и выяснение того, где что есть. Это есть предпосылка того плана работ, который необходимо развернуть. Из обследований будут ясны все больные места в городе, будет ясно, чего не хватает в охране труда, чего не хватает в жилищном строительстве, чего не хватает по вопросам охраны здоровья.

Можно было бы в порядке инициативы внести в Моссовет и проработать целый ряд предложений, которые Моссовет проведет и издаст определенные распоряжения. Это относится не только к Москве. Важно, чтобы это было проведено и в других больших городах.

Необходимо как-то ребят взять пол общественную опеку. Надо также заботиться о создании наиболее благоприятных условий для развития ребят. Необходимо, например, обеспечить им возможность разумно проводить досуг. Тов. Кошелева в профсоюзе подняла вопрос о том, чтобы профсоюзы выделили в клубах определенное число комнат, где утром могли бы собираться ребята. Я не знаю, как подвинулось это дело, – возможно, оно на точке замерзания. Друзья детей, члены профсоюзов должны в своих союзах снизу напирать на профсоюзников, чтобы они углы эти детям дали. Точно также есть масса учреждений, пустующих по вечерам. Конечно, не всегда и везде можно ребят пустить. Но есть масса учреждений, где можно выделить одну-другую комнату, где ребята могли бы проводить определенное время. Затем, должны быть устроены комнаты при жилтовариществах. Надо также обеспечить ребятам возможность читать книги. Тут многое нужно сделать. Мы в Наркомпросе с Госиздатом на эту тему разговаривали. Важно, чтобы тут создалось определенное общественное мнение.

 

ЗАВОД И КОММУНА ВОСПИТАЮТ НОВЫХ ЛЮДЕЙ

 

Сейчас мы создаем фабрично-заводские семилетки. Сейчас дело происходит таким образом, что у школы есть соглашение только с управлением завода или с директором завода о том, что завод будет отчислять такую-то сумму денег на школу. Тем дело и ограничивается. А надо как? Надо, чтобы завод чувствовал эту школу своей, чтобы он знал, что в этой школе делается, чтобы отдельные рабочие помогали вести общественно полезную работу, чтобы они заботились о том, чтобы ребята могли в этой школе правильно заниматься, чтобы отдельные выделенные представители от рабочих посещали школу, смотрели, как занятия происходят, делали свои замечания, чтобы эти вопросы обсуждались.

Как идет дело с воспитанием ребят в сельскохозяйственных коммунах? Коммунары в целом ряде коммун обращают много внимания на воспитание ребят. Если воспитание в деревне чрезвычайно заброшено, то надо сказать, что в целом ряде коммун начинается правильный подход к воспитанию ребят. Мать в коммуне может быть спокойна, если ребенок заболеет; она знает – ее сынишка или дочь не останутся беспризорными в случае ее смерти: коммуна позаботится о том, чтобы им были обеспечены кров и пища и возможность учиться. Это изменяет отношение к школе: родители принимают участие в обсуждении содержания обучения в школе и в воспитании. Таким образом, население в коммунах и колхозах начинает поближе подходить к этому вопросу, начинает ближе интересоваться им. Мне кажется, что друзья детей многое могут сделать, связавшись с коммунами. Вопросы коллективизации должны стать близкими друзьям детей.

Надо, чтобы около журнала «Друг детей» создалась большая общественность, чтобы там не только помещались статьи, а учитывалось все, что надо сделать по охране детства и для воспитания ребят. Этот орган должен являться организующим общественность, и поэтому журнал «Друг детей» надо сделать таким, чтобы это был орган, который помогал бы все это дело организовывать.

 

С ДЕТСТВА РАБОТАТЬ ПО- КОММУНИСТИЧЕСКИ

 

Вот, мне кажется, по этому пути надо было бы пойти. Комсомол предлагает созвать большое совещание в связи со слетом. Такое совещание нужно приветствовать. Там будут разрешены вопросы о том, как организовать помощь ребятам, чтобы ребята выросли сознательными людьми, выросли пионерами, а из пионеров в комсомол шел бы прямой путь для ребят. Думать, что во всяких условиях это будет, что не важно создать материальные предпосылки, или думать, что эти предпосылки можно создать только путем сбора средств, было бы ошибкой. На этом большом собрании нужно было бы провести составление точного положения и этим положением положить начало большой работе общества «Друг детей» и организации практической работы членов этого общества.

Несколько лет тому назад я присутствовала на одном собрании, когда Моно устраивал собеседование для друзей детей. Признаться, у меня осталось очень тяжелое впечатление от этого собрания, потому что была такая картина: Моно сделал доклад, а что хочет сказать общество «Друг детей», все те добровольные работники, которые работали в этом обществе, – это как-то не было заслушано. «Вот сейчас слепые ребята будут играть, будет концерт». Какое-то развлечение устраивали для общества «Друг детей», когда был ряд наболевших вопросов, по которым члены общества «Друг детей» имели что сказать. Есть целый ряд важных вопросов в деле воспитания детей, требующих немедленного разрешения, и, только опираясь на общественность, можно их разрешить.

Конечно, коммунисты – друзья детей – будут образовывать фракции, которые будут более детально обсуждать вопросы, как воспитывать в коммунистическом духе. Таких вопросов будет много. Взять хотя бы частный вопрос: только ли мы воспитываем ребят в духе трудолюбия, или мы ребят учим коммунистическому труду; что значит коммунистический труд и как действительно нужно воспитывать, чтобы ребята с детства научились именно по-коммунистически работать? Фракция должна обсуждать вопросы о внутренней дисциплине, о коллективной работе, о том, как ставить эти вопросы на практике, и все это выносить потом на общие собрания, влиять на всю массу членов. Я думаю, что если по этому пути пойти, то можно дело охраны и воспитания детей двинуть более быстрыми шагами.

1929 г.

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ПИОНЕРЫ

 

В 1918 г. на I Всероссийском съезде по народному образованию Владимир Ильич говорил: «Русская же школа отныне освобождается от этой опеки буржуазии и вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом вступает в новую жизнь на началах социализма, братства и равенства». В конце этой своей речи Ильич сказал: «Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год»[40].

Из вышеприведенных слов Владимира Ильича видно, какое исключительное значение придавал он построению трудовой школы, освобожденной от влияния буржуазии; он видел в ней орудие перевоспитания всего человечества, орудие воспитания поколения, проникнутого началами братства, равенства и социализма.

Если мы посмотрим на путь нашей единой трудовой школы за те одиннадцать лет, которые протекли со времени этой речи, мы увидим, что путь этот был не из легких. В 1918 г. очень неясны были еще контуры этой трудовой школы; ясно было только то, что новая школа не должна ни в чем походить на старую. Семь лет спустя у нас было уже ясное представление о том, какой эта новая единая трудовая школа должна быть и в отношении учебы, и в отношении трудового воспитания, и в отношении коммунистического воспитания. Но надо сказать, что осуществлять эту школу было чрезвычайно трудно благодаря отсутствию материальных средств, трудностям подготовки и переподготовки учительских кадров, благодаря тому что общественное внимание было сосредоточено на других вопросах – вопросах гражданской войны и хозяйственного строительства, а также и в силу того, что социалистическое строительство у нас вынуждено было идти весьма сложными путями.

Сейчас мы вылезаем из нищеты, мы создаем экономическую базу строительства в деревне. Коллективизация сельского хозяйства изменяет темп всего нашего социалистического строительства, и вновь ставятся со всей остротой вопросы, выдвинутые Октябрем, в том числе и вопрос о трудовой школе.

Сейчас этот вопрос имеет уже известные предпосылки для практического своего разрешения. Возьмем вопрос о политехнизме в школе. Он достаточно уже подработан, и нужна лишь помощь хозяйственников. Возьмем вопрос о коммунистическом воспитании. Мы имеем уже 2 миллиона организованных ребят-пионеров. Это – могучая сила, способная помочь школе стать тем, чем она должна быть.

Покажу это на примере. Наша трудовая школа ведет общественно полезную работу: она участвует в перевыборах Советов, в работе над поднятием урожайности и т. д. и т. п.

В апреле 1920 г. Ильич писал: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу... труд, как потребность здорового организма.

Всякому ясно, что до широкого, действительно массового применения такого труда нам, т. е. нашему обществу, нашему общественному укладу, еще очень и очень далеко»[41].

Чем дальше, тем больше и больше мы имеем примеров коммунистического труда. Возьмем пример. Совхоз «Гигант» должен был засеять в этом году тысячи гектаров к определенному числу. От этого зависел урожай. Но пошли дожди – сеять было невозможно. Тогда рабочие совхоза решили работать день и ночь, чтобы кончить посев к определенному числу. Инициатива исходила со стороны самих рабочих. Как решили, так и сделали. Это яркий пример коммунистического труда.

Наша трудовая школа, проводя общественно полезный труд, становится на путь создания коммунистического отношения к труду. Однако мы видим много недостатков в проведении общественно полезного труда. Он проводится часто по постановлению педагогов, а не по желанию самих детей и поэтому теряет свой воспитывающий характер или проводится по постановлению форпоста, а остальные ребята принимают в нем участие против воли. Выбор труда бывает часто неудачен. Например, общественно полезным трудом считают постановку спектаклей. Бывает и так, что берутся за непосильный труд, возьмутся за дело и бросят на полпути, доканчивают другие. Такой труд только отбивает интерес к общественно полезному труду.

Пионеры могут сделать очень много, чтобы направить общественно полезный труд школы в коммунистическое русло. Для этого они должны заботиться о правильном выборе общественно полезного труда. Надо, чтобы ребята все поголовно обсуждали, в чем, в какой помощи нуждается население. Иногда полезно этот вопрос обсудить вместе с населением. Но важно, чтобы тут проявлялась широкая инициатива ребят и все ребята были убеждены, что та работа, которая начинается, действительно нужна, полезна, что ее надо сделать. Надо брать только посильную работу. Другой вопрос – это чтобы все ребята поголовно были втянуты в эту работу. А то бывает так: три-четыре человека из ребят делают доклады, а остальные ничего не делают. А надо, чтобы каждый делал в меру своих сил.

Третий вопрос: надо, чтобы был ясный план работы. Все теперь знают о пятилетнем плане социалистического строительства в нашей стране. Все знают, что есть Госплан. Но надо, чтобы каждый сознавал, что проведение пятилетки – общее дело и что для се осуществления надо, чтобы каждая организация училась работать планово, рассчитывая спои силы, время, возможности. Пусть школьная организация при помощи пионерорганизации начнет строить четко и ясно сначала пятичасовые планы своей работы, потом пятидневные, но строить так, чтобы это был действительно план, а не подобие плана, было разделение труда, взаимопомощь в труде, трудовая дисциплина.

О трудовой добровольной дисциплине особенно должны заботиться пионеры. Но, чтобы такая дисциплина была возможной, надо, чтобы на слабых, на новичков не сваливали скучной или тяжелой работы, надо, чтобы те, кто посильнее, позакаленнее, не старались выделиться, а помогали в работе более слабым. Надо, чтобы труд был коллективный в настоящем смысле этого слова. Важно, чтобы ребята в процессе работы наладили контроль , чтобы они следили, правильно ли, ровно ли идет работа, и своевременно укрепляли слабые участки. И, наконец, должен быть поставлен учет работы.

Если все это будет налажено, можно будет сказать, что общественно полезная работа воспитывает коммунистическое отношение к труду.

Ильич придавал коммунистическому отношению к труду величайшее значение.

«Недостатки, ошибки, промахи в таком новом, таком трудном, таком великом деле неизбежны. Кто боится трудностей строительства социализма, кто дает себя запугать ими, кто впадает в отчаяние или малодушную растерянность, тот не социалист.

Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это – работа многих лет и десятилетий.

Это – благодарнейшая и благороднейшая работа.

Счастье наше, что, низвергнув буржуазию и подавив ее сопротивление, мы могли завоевать себе почву, на которой такая работа стала возможной.

И мы возьмемся за эту работу со всей энергией»[42].

На призыв Ильича взяться за эту работу юные ленинцы отвечают: «Всегда готовы!».

Они помогут школе наладить это дело.

Много еще других задач стоит перед советской трудовой школой.

С каждым годом она будет становиться более коммунистической, пока не станет такой, какой ее мыслил Ильич. Никакие силы не смогут сломить воспитанного в ней поколения.

1929 г.

 

ПИОНЕРАМ О БИБЛИОТЕКЕ

 

О КНИГАХ

 

Многие пионеры (к сожалению, не все) любят читать. Они знают, как много интересного можно узнать из книг. Можно узнать из книг о том, что делается на всем земном шаре, на дне морском, что делается в жарких странах и в странах, где лежит вечный лед; можно узнать о жизни растений и животных, о том, как борется человек с природой, как все больше покоряет ее себе. Можно узнать из книг о труде человека на Земле, о всем прошлом и настоящем человечества, о том, как менялась жизнь людей, как организовывалась эта жизнь. Можно узнать, как боролись люди за лучшую жизнь, узнать про горе и радости человека, про думы и дела отдельных людей. Трудно перечислить все то, что можно узнать из книг.

Книги помогают лучше работать, лучше понимать окружающую жизнь, лучше организовываться, лучше налаживать всю жизнь. Книги дают знания, а знания – большая сила.

Вот почему царская власть, защищавшая интересы помещиков и капиталистов, старалась держать рабочих и крестьян в темноте, старалась заградить им доступ к книге, к знанию. Спокойнее было, когда народ оставался безграмотным. Тем же из рабочих и крестьян, которые выучивались читать, царские чиновники старались подсунуть такие книжки, которые засоряли бы им головы всяким мусором, а полезные книги, которые открывали бы им глаза на их положение, запрещали. Студенты духовной академии – так назывался вуз, готовивший попов для высших духовных должностей, – распространяли разные изуверские книги вроде «Хождения богородицы по мукам» или описания жизни разных святых и т. п. Такие же книжки, как Некрасова, как Дарвина, как Чернышевского, старались разными способами не допускать в народные библиотеки. Книжки же о рабочем движении, о том, как бороться с капиталистами, с царским правительством, книги против религии строго запрещалось печатать. Такие книжки приходилось печатать тайком, в тайных типографиях. Если про такую типографию узнавала полиция, типографию и работавших в ней людей арестовывали. Людей держали в тюрьме, посылали потом в ссылку. Печатавшиеся в тайных типографиях книжки назывались «нелегальными». Вот теперь книжки, написанные Лениным, печатаются в сотнях, тысячах экземпляров, а тогда такие книжки Ленина, как, например, «К деревенской бедноте» или «Что делать?», могли печататься и распространяться только тайно.

Пионерам надо много читать потому, что им надо много знать.

Пионерам надо заботиться о том, чтобы рабочие, батраки, бедняки получили возможность читать, чтобы те знания, которые были им недоступны раньше, они могли теперь получить через книги.

Пионер, читай и помогай другим доставать книги для чтения!.

 

КАК ДОСТАВАТЬ КНИГИ

 

Казалось бы, чего проще: иди в книжную лавку и покупай. Но, чтобы купить книгу, нужны деньги. У людей богатых, у нэпманов за деньгами дело не станет. Была бы лишь охота покупать. И мы видим, что у людей богатых целые полки заставлены дорогими книгами: читай сколько влезет. Другое дело – хуже оплачиваемые рабочие, технические служащие, батраки, беднота, середняки. У всех у них каждая копейка на счету. Им трудно покупать книги. Если покупают, то только дешевые. Как же быть?

Надо организовывать библиотеки. Библиотека делает книгу доступной всякому. Она особо важна малоимущим. Она открывает массам доступ к книге. К сожалению, масса не знает часто, что такое библиотека и как ею пользоваться.

Пионер, записывайся в библиотеку и вербуй для нее подписчиков! Принимай участие в библиотечном походе!

 

ОТБОР КНИГ В БИБЛИОТЕКАХ

 

В буржуазных странах, например в Америке, много больших, хороших библиотек, доступных массе. На первый взгляд, как будто все благополучно. В библиотеках масса книг, у читателя свобода выбора. Американская буржуазия нуждается в знающем рабочем, он нужен ей, чтобы развивать промышленность. Поэтому американская буржуазия и развернула так широко библиотечное дело. Но она старается, чтобы рабочий читал такие книжки, которые ей хочется. Когда рабочий приходит в библиотеку, он обращается обыкновенно за советом к библиотекарю. Тот дает ему рекомендательные списки. И списки эти составлены так, что там рекомендуются книжки, морочащие голову рабочему, – книжки о религии, о том, как хорош буржуазный строй, как вредны революции, о том, как выгодно слушаться капиталистов.

В наших народных библиотеках при царской власти было много буржуазного и черносотенного хлама, были книги, восхвалявшие царей, духовенство, натравливающие русских на евреев и другие народности, книги духовного содержания и пр. Когда стала Советская власть, библиотеки были очищены от всего этого хлама, но после очистки полки библиотек наполовину опустели.

Пионер, записывайся в друзья библиотеки и помогай ей раздобывать полезные, нужные, хорошие книги! Агитируй, чтобы те, у кого есть такие книги, жертвовали их в библиотеки!

 

НАДО БЕРЕЧЬ КНИГИ

 

У нас в библиотеках мало книг. Но и те, которые есть, часто имеют ужасно растрепанный, засаленный вид.

Получая книгу, надо завертывать ее в газету. Нельзя Делать на книге никаких надписей, рисунков. Надо класть дома книгу в такое место, чтобы она не была забрызгана супом или жиром. Надо класть книгу в такое место, чтобы ее не могли достать и разорвать маленькие детишки.

Бывает и так: книга не испорчена, но взявший книгу из библиотеки не возвращает ее обратно. Книга ему понравилась, он уложил ее в комод или увез в другой город, а читатели библиотеки ждут не дождутся книги.

Пионер, береги библиотечные книги, возвращай их вовремя, заботься о том, чтобы и взрослые берегли книги и не зажиливали их! Помогай библиотекарю переплетать книги и подклеивать их!

 

НАДО ПОМОГАТЬ БИБЛИОТЕКАРЮ

 

Часто бывает так – читателей много, а библиотекарь один, ему не справиться: и выставку книг надо устроить, и списки рекомендательные составить, и пришедшим подписчикам быстро книги выдавать, и справки давать, и заботиться о том, чтобы в библиотеке было чисто, уютно, тихо. Во французских народных библиотеках стоит жандарм и следит за порядком. Нам жандармов не надо, о тишине и порядке будут заботиться сами читатели. Но помочь тому, чтобы дело шло как можно лучше, должны друзья библиотеки. Друзья библиотеки – друзья не только на словах. Они организуются около библиотеки. Обсуждают, чем и как можно помочь ее работе. Одни помогают переплетать книги, другие заботятся о том, чтобы помогать читателю как можно скорее получить нужную книгу, дают советы, справки, помогают организовывать книжные выставки, рисовать плакаты, вербуют читателей, организуют читки, читательские кружки, разносят книги, собирают книги и деньги на библиотеку, пишут о ней в газету и т. д.

Пионер, записывайся в друзья библиотеки и помогай библиотекарю!

 

НАСЕЛЕНИЕ МАЛО ЗНАЕТ О БИБЛИОТЕКАХ

 

Население мало знает о том, что такое библиотека. А надо, чтобы все знали туда дорогу так же хорошо, как знают ее в кооператив. О том, что такое библиотека, знают обычно лишь служащие и учащиеся, а те, кому особенно важно читать – работницы, батраки, беднота, иногда целые деревни, – понятия не имеют, что такое библиотека. Надо ознакомить с ней население. Пионер может тут сделать немало. Он должен заботиться о том, чтобы все дети, особенно те, что не ходят в школу, побывали хоть раз в библиотеке. Он может повести туда свою мать, сестру, повести туда соседей и вообще тех, кто не бывал еще в библиотеке, кто еще стесняется туда пойти, .не знает, в какие часы библиотека открыта, не знает, что в библиотеке книги выдают бесплатно.

Пионер, води побольше народу в библиотеку, вербуй для библиотеки читателей, особенно среди тех, для кого раньше не было доступа к книге!

 

„КРАСНЫЕ ЧТЕЦЫ"

 

Многие не идут в библиотеку потому, что они не знают, как много интересного можно узнать из книг. Надо заинтересовать их книжкой, надо почитать им вслух.

Пусть пионер соберет несколько человек ребят, не бывавших в библиотеке, и почитает им какую-нибудь интересную книгу, пусть пионер или пионерка почитает дома родителям, почитает собравшимся на завалинке женщинам. Пусть пионер станет «красным чтецом», идет читать туда, куда попросит его пойти библиотекарь, или пионерорганизация, или делегатка. Тов. Ленин придавал очень большое значение «красным чтецам», заинтересовывающим книгой тех, кто еще не привык пользоваться книгой, библиотекой. Необходимо, чтобы каждый мужчина, каждая женщина в нашей Стране Советов не только умели читать, но и читали книжки, брали их из библиотеки.

Пионер, делайся «красным чтецом», заинтересовывай книгой и растолковывай всем, что нужные интересные книжки можно получать в библиотеке!

 

ПЕРЕДВИЖКИ

 

Не сразу человек приучается ходить в библиотеку – то далеко, то часы неудобные, то стесняется. И вот библиотекари придумали устраивать передвижки. Отберут книжки поинтереснее и несут их туда, где собирается много народу: в мастерские, в цеховые уголки, в спальни, в жилтоварищества, в школу, в соседнюю деревню, в колхоз, на хутор. Эти передвижки разносят странствующие библиотекари, или, как их называют, книгоноши. Много среди книгонош добровольцев. Много их среди друзей библиотеки. Пионерам надо присматриваться, как работают книгоноши, и самим становиться книгоношами, получать от библиотекаря нужные указания и помогать таким образом обслуживать нуждающееся в книге население. Пионер, будь книгоношей!

 

КРАСНЫЕ УГОЛКИ

 

Очень важно, чтобы те, кто хочет пользоваться передвижками, устраивали красные уголки. Красные уголки – это место, где можно собраться почитать сообща книги, куда приходит книгоноша раздавать книги, где есть карта, справочник. Красные уголки устраиваются в деревнях, в жилтовариществах, в цехах. Нужно и важно устраивать также пионерские красные уголки и вообще детские красные уголки. Чем больше будет красных уголков, тем лучше.

Пионеры, устраивайте пионерские и детские красные уголки, помогайте взрослым устраивать их!

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

 

У нас пока что с библиотечным делом обстоит очень плохо. Библиотек очень мало, и книг в них еще мало, часто нет самых нужных книг. У нас библиотечное дело поставлено куда хуже, чем, например, в Америке. Народ становится грамотным, хочет читать, а библиотек нет. Необходимо развернуть широкую агитацию за это дело. Надо выносить решения об открытии библиотек. Собирать деньги на покупку книг для пополнения библиотек. Устраивать субботники по сбору книг для библиотек.

Пионер, агитируй за библиотеки, помогай устраивать субботники, собирать . деньги для библиотеки!

 

ЛЕНИН И БИБЛИОТЕКА

 

Ленин проводил очень много времени в библиотеках. Когда он жил в Самаре, он брал очень много книг из библиотеки. Когда приехал в Питер, он целыми днями просиживал в Публичной библиотеке, брал книжки и из библиотеки «Вольно-экономического общества» и из ряда других. Даже когда он сидел в тюрьме, сестра носила ему книги из библиотеки. Он делал выписки из этих книг. В 3-м томе нового (третьего. – Ред.) издания сочинений Ленина установлено, что для того, чтобы написать свою книжку «Развитие капитализма в России», ему пришлось пользоваться 583 книгами. В «Развитии капитализма в России» есть ссылки на эти книги. Мог ли Ленин купить себе все эти книги? Многие из них не поступали даже в продажу, например особенно ценные для Ленина земские статистические сборники. Но, кроме того, Ленин жил тогда, как студент, в небольшой комнатушке, тратил на себя гроши. Не было у него возможности истратить столько денег – не меньше тысячи – на покупку этих книг, не было времени бегать по книжным лавкам разыскивать эти книги, не осталось бы времени на чтение, без книжных библиотечных каталогов он даже не знал бы о существовании многих из этих книг. И наконец негде ему было держать эти книги. Прочтя эти книги, он не только смог Записать такую большую и важную книгу, как «Развитие капитализма в России», но в то же время прекрасно изучил тогдашнюю жизнь рабочих и крестьян. А без этого не мог бы из него выйти тот Ленин, которого мы все знаем. Книжка «Развитие капитализма в России» была издана в 1899 г.

Попав за границу, Владимир Ильич еще усерднее стал пользоваться библиотеками. Он знал иностранные языки и прочел на них массу книг. Он никогда не мог бы купить их, потому что в эмиграции приходилось рассчитывать каждую копейку, экономить деньги на трамвай, на еду. А не читая книг, не читая иностранных газет и журналов, Ильич не мог бы вести той работы, которую он вел, не было бы у него тех знаний, которыми он был так прекрасно вооружен.

 

ЗАБОТА ИЛЬИЧА О ПОСТАНОВКЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА У НАС

 

Зная по опыту, как важна возможность пользования библиотеками, Ильич хотел, чтобы у нас было поставлено библиотечное дело как можно лучше. Ильичу особенно нравилась постановка библиотечного дела в Швейцарии. Библиотеки там доступны самому широкому населению, они бесплатны, в них имеются прекрасные каталоги, открытые полки, с которых читатель может брать любую книгу. Кроме того, если читатель спрашивает какую-нибудь книжку, а ее нет в каталоге библиотеки, ее тотчас достают из другой библиотеки, иногда даже выписывают из другого города. Можно также пользоваться книгами какой-нибудь библиотеки, живя где-нибудь в глухой деревне. Например, я пользовалась всегда книгами из педагогической библиотеки имени Песталоцци, и, когда летом уехала в глухую деревушку в горах, мне туда высылали бесплатно нужные мне книги, обернутые в папку. Ильичу очень хотелось, чтобы каждому рабочему, каждому крестьянину была доступна любая книга. Он обращал особое внимание на библиотечное дело. Постоянно требовал данные о состоянии этого дела и от Наркомпроса и от РКИ (Рабоче-крестьянская инспекция. – Ред.). В ноябре 1920 г. Владимир Ильич провел декрет о централизации библиотечного дела. Он следил за всем, что писалось о библиотеках, вызывал к себе библиотечных работников. В своей статье от 7 февраля (1921 г. – Ред.) он требовал, чтобы газеты и книги даром распределялись по библиотекам и читателям. «Надо добиваться и добиваться того, – писал он, – чтобы газеты и книги, по правилу, распределялись даром только по библиотекам и читальням, по сети их, правильно обслуживающей всю страну, всю массу рабочих, солдат, крестьян. Тогда народ во сто раз сильнее, быстрее, успешнее потянется к грамоте, к свету, к знанию. Тогда дело просвещения двинется вперед семимильными шагами»[43]. Из этих слов видно, какое громадное значение придавал Ильич библиотекам и правильному их снабжению.

«Почему бы нам не научиться, поступая таким же образом, достичь того, чтобы в один год – даже при теперешней нищете – дать народу, по 2 экземпляра на каждую из 50000 библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники?»[44]. В этой же статье Ильич писал о необходимости развития передвижек.

Мы видим, что Ильич считал могучее развитие библиотечного дела необходимой предпосылкой культурного подъема масс, культурной революции.

Товарищи пионеры, вы считаете себя детьми Ленина, вам надо работать над тем, чтобы все то, к чему стремился Ленин, было проведено в жизнь.

Ленин хотел, чтобы в нашей стране не было неграмотных, – вы помогайте ликвидировать неграмотность.

Ленин хотел, чтобы библиотеки обслуживали широкие массы города и деревни, чтобы каждая хорошая и нужная книга попадала во все библиотеки и через библиотеки становилась доступной каждому рабочему и работнице, каждому батраку, бедняку, середняку. Ленин хотел, чтобы дети, молодежь как можно больше читали и имели хорошие детские книги.

Дорогие ребята, обсудите по звеньям и по отрядам, что ваше звено, ваш отряд может сделать для того, чтобы помочь устройству библиотек и красных уголков в нашей местности. Обсудите, чем и как можете вы помочь работе тех библиотек и красных уголков, которые имеются в вашем селе, на вашей фабрике, в вашем городе.

Обсудите и беритесь за дело.

Ваша помощь очень нужна!

1929 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!