К УЧИТЕЛЯМ СОЦИАЛ- ДЕМОКРАТАМ



 

При старом режиме для учителей социал-демократов двери школы были закрыты. И не удивительно, что на состоявшемся Всероссийском съезде учителей учителя социал-демократы составляли ничтожное меньшинство и влияние их было слабо.

Товарищи учителя и учительницы, стоящие на почве программы Российской социал-демократической рабочей партии! Мы должны сплотиться, должны выработать свою педагогическую платформу, вытекающую из классовой точки зрения, и проводить ее в жизнь.

Переживаемое время – время строительства, дорога каждая минута. От нашей сознательности и организованности в известной мере зависит, будет ли школа в России орудием освобождения или орудием порабощения народа.

Товарищи учителя! Записывайтесь в социал-демократическую группу петроградского учительства (Петроград, Моховая, 32, Тенишевское училище, бюро группы, от 3 до 5 час).

Принимайте деятельное участие в ее работе; живущие в провинции, связывайтесь с нашей группой.

К следующему учительскому съезду (он намечается в мае) нам надо выступить сплоченными рядами.

Мы обращаемся также ко всем партийным организациям. Указывайте всем входящим в ваш состав учителям социал-демократам на необходимость примыкать к социал-демократической группе петроградского учительства, на необходимость социал-демократическому учительству сплотить свои силы.

Адрес для сношений: Петроград, Дмитровский пер., д. 17, кв. 5. Бюро учителей.

Апрель, 1917 г.

 

ШКОЛЬНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

1. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Война втянула новые, очень широкие слои женщин в промышленную жизнь; дороговизна, тяжелые условия жизни заставили идти на фабрику не только жен рабочих, но и жен и дочерей мелких торговцев, служащих и т. п. Матери вынуждены на целый день уходить из дому и оставлять своих детей без всякого призора. Смертность детей в России была всегда чрезвычайно высока, умирала до 5 лет половина всех родившихся детей. Беспризорность, заброшенность, ухудшение общих условий жизни могут способствовать лишь усилению смертности. Рахитизм, золотуха и другие болезни, вызываемые плохим питанием, отсутствием воздуха и света, свирепствуют среди детей городского населения, особенно среди бедных его слоев. А эти болезни оставляют след на всю жизнь.

Городское самоуправление должно в первую голову позаботиться о том, чтобы дать возможность всем матерям, занятым работой вне дома, и вообще всем тем, кто не в состоянии уделять время на уход за детьми, отдавать их на известное число часов или на целый день в ясли' или -материнские школы, где бы их кормили, ухаживали бы за ними, растили бы в здоровых условиях, развивали их внешние чувства.

Поэтому городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста.

Необходима тесная связь учреждений дошкольного воспитания с педагогической академией (учреждением, занимающимся научным изучением жизни ребенка) и учебными заведениями, изучающими эту отрасль науки. Необходимо это для того, чтобы поставить дело выращивания детей научным, наилучшим образом.

 

2. ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

 

Социал-демократия стремится к тому, чтобы все дети получали возможность всестороннего развития всех своих физических и душевных сил.

Здесь мы не развиваем взгляда на то, какой школы хотят социал-демократы. Это сказано в нашей партийной программе, и мы подробно будем говорить об этом в другой статье. Школа должна быть бесплатная, всеобщая, светская, обучение должно быть в ней связано с производительным трудом и т. д. Здесь мы укажем лишь те практические меры, которые надо принять местному самоуправлению, чтобы помочь делу осуществления хороших школ.

1) Необходимо озаботиться оборудованием достаточного количества школьных зданий, светлых, сухих и теплых, с ваннами, залами, столовыми и пр.

2) Одновременно с этим должны быть устроены детские дома, где бы дети могли проводить все внешкольное время. При детских домах должны быть организованы детские общежития, детские площадки для игр, читальни, мастерские и пр.

3) Должны быть организованы летние школы, в которых дети (не только больные, но и здоровые) могли бы проводить летние месяцы. В деревенской обстановке дети не только будут физически крепнуть, но и готовиться к всестороннему труду, расширять свой умственный горизонт и пр. Социалисты борются за то, чтобы человек не был всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда. К такой всесторонней деятельности и должна подготовлять школа подрастающее поколение. Чтобы уничтожалась пропасть между городом и деревней, необходимо, чтобы каждый был способен и к городскому, и к сельскому труду.

4) Следует обратить самое серьезное внимание на даровое питание школьников. Голодные дети не могут развиваться ни физически, ни умственно. Не заботясь о питании учащихся, мы обрекаем детей на болезни, вырождение. Постановка питания школьников сократит расходы на лечение детей, на школы для отсталых и т. п. Если желание предоставить детям возможность всестороннего развития не пустая фраза, те питание школьников должно стать делом общественным. К организации этого дела должны быть привлечены как сами школьники, так и местное население.

5) Необходимо также снабжение детей одеждой, учебными пособиями и пр.

6) Чтобы обучение могло стать всеобщим на деле, обратить внимание, кроме питания школьников, на охрану детского труда. Социал-демократы должны требовать законодательного запрещения детского наемного труда до 16 лет. Это запрещение тесно связано с организацией общественного труда подростков через посредство школ. Чтобы запрещение детского наемного труда не оставалось только на бумаге, необходимо, чтобы на помощь фабричной инспекции пришло население, -профессиональные союзы, самоуправление.

Местное самоуправление должно содействовать надзору за соблюдением закона о запрещении эксплуатации детского труда, особенно в домашней промышленности, путем устройства особых районных комитетов надзора из среды самого населения.

7) Чтобы подорвать классовый характер современной школы, необходимо, чтобы школа была едина для всех классов населения, чтобы не было того, что для детей рабочих и крестьян существовали бы низшие начальные школы, а для господ – средние и высшие; нужно, чтобы для всех была одна общая школа, подготовляющая всех детей к труду и физическому, и умственному, к пониманию жизни, дающая им свет знания. Поэтому в общей единой школе обучение должно быть тесно связано с производством, с производительным трудом. Дело это новое. Чтобы помочь ему, местное самоуправление должно озаботиться устройством при школах мастерских, подвижных музеев, научных кинематографов, экскурсий и пр. С другой стороны, оно должно выяснить те отрасли труда, где по гигиеническим и другим условиям возможно применение общественного производительного труда детей и сорганизовать этот труд совместно с представителями учительских организаций, профессиональных союзов, кооперативов и пр.

8) Единая общая школа, в которой обучение будет тесно связано с самым разнообразным производительным трудом, будет развивать общую трудоспособность молодежи, предоставлять широкое поприще для самодеятельности ребенка, для приложения его индивидуальных наклонностей и талантов к различным областям труда. В такой школе, которая ставит себе целью ознакомить ребенка на практике со всеми областями труда, каждый ребенок найдет себе работу по душе, которой сможет отдаться с увлечением, которая будет дальше развивать его природные дарования. Такая школа даст возможность свободно и сознательно выбирать себе профессию – одну или несколько. Единая всеобщая трудовая школа сделает ненужными специальные профессиональные школы современного типа, на которых, как и на современной средней школе, лежит печать сословности. Специальные знания будут приобретаться в процессе работы под руководством особых техников и будут связаны с прохождением особых курсов, организуемых при самих фабриках и заводах.

Внимание местного самоуправления должно быть обращено на содействие организации единой всеобщей трудовой школы, а не на поддержку школ, предназначенных для различных классов, для белой и черной кости, каковыми являются наши гимназии, профессиональные школы и пр.

9) Необходима организация при школах лекций для населения, чтобы заинтересовать его в постановке школьного дела, получить его содействие в этой области, вызвать его инициативу. Учителя должны на открытых собраниях давать населению отчет о своей деятельности. При муниципальных библиотеках должны существовать педагогические отделы. Вообще школы должны стать организационными центрами для населения, интересующегося вопросами воспитания и обучения.

10) На местном самоуправлении лежит организация выборов учителей населением. Всякий желающий может записаться в число учащих. Должна быть организована особая школьная комиссия. В нее должны войти, с одной стороны, педагоги-специалисты, выбираемые учительским Союзом; с другой стороны, соответствующее число выборных от населения. Важны непосредственные выборы, а не назначенные местным самоуправлением, так как прямые выборы устанавливают всегда более живую связь с населением. Школьная комиссия должна путем экзаменов, практических занятий и пр. выяснить педагогическую пригодность записавшихся в учителя и на основании этого составить списки кандидатов на учительскую должность. Отказ от занесения в список кандидатов должен быть мотивирован. Заседания комиссии – открытые. На обязанности местного самоуправления лежит организация выборов учителей населением. Выбирать должны не только отцы семейств, но все население, без различия пола, на основе прямого и тайного голосования. Учитель должен быть отозван немедленно, если этого требует известный процент населения данного школьного района.

В деле внутреннего устройства школ, в деле преподавания школа автономна. Школьная комиссия наблюдает лишь за тем, чтобы соблюдались общие основные принципы (чтобы не вводилось религиозное преподавание, чтобы преподавание было связано с производительным трудом, чтобы не было в школе наказаний, грубого обращения с детьми и т. п.).

Пункт о выборности учителей очень важен. Пока за центральной властью будет оставаться право назначать учительский персонал, она будет подбирать его так, чтобы он послушно исполнял ее веления, и школа будет служить в руках правительства орудием классового господства. Только выборность учителей может уничтожить бюрократический (чиновничий) характер школы, может гарантировать, чтобы школа не служила никаким посторонним целям, кроме цели всестороннего развития подрастающего поколения.

Вместе с тем непосредственное участие всего населения в выборах учителей и в контроле над ними является лучшим средством для того, чтобы заинтересовать в деле преподавания и воспитания все население, привлечь его к участию в этом деле и сделать, таким образом, из школы то, чем она должна быть, – могучий двигатель в деле развития человечества.

Май. 1917 г.

 

СОЮЗ МОЛОДЕЖИ

 

Буржуазные педагоги очень много говорят и пишут о необходимости «гражданского воспитания» молодежи, причем под гражданским воспитанием они понимают воспитание уважения перед частной собственностью, перед существующими государственными порядками, воспитание шовинизма (или, как они говорят, патриотизма), презрения к чужим нациям и т. д. Чтобы укрепить все эти чувства в детях, они стараются устраивать всякого рода союзы молодежи, вроде «бойскаутов», в которых молодежь с ранних лет могла бы упражняться в этих чувствах. Дети рады, что им дается возможность приложить к чему-нибудь свои силы, проявить свою активность, ловкость, сообразительность, и совершенно не замечают и не понимают, какой яд вливают при помощи этих союзов в их души. Это – яд буржуазного мировоззрения, буржуазной морали. Это – яд, который делает молодежь неспособной принять участие в великом освободительном движении пролетариата, в движении, которое освободит весь мир от гнета эксплуатации, уничтожит деление на классы и даст всему человечеству возможность счастливого существования. Результаты такого гражданского воспитания мы видели у нас в России, в Питере, когда учащихся средних учебных заведений вовлекли в демонстрацию в защиту Временного правительства и, окруженные враждебной рабочему классу толпой, они шли среди котелков и разряженных дам и присоединялись к тем, кто говорил о том, что Ленин при помощи немецких денег подкупил рабочих, кто ругал социалистов мерзавцами, кто избивал ораторов за то, что они имели мужество в враждебно настроенной толпе открыто выражать свои мысли. Молодежь уверяли, что она исполняет свой гражданский долг, демонстрируя с этой враждебной рабочему классу толпой.

Не всякий союз молодежи хорош: есть союзы молодежи, которые, может быть, доставляют много удовольствия детям, но которые развращают их.

Есть другое «гражданское воспитание». Это гражданское воспитание, которое дает рабочей молодежи жизнь. Она воспитывает в них великое чувство пролетарской классовой солидарности, делает для них близким, дорогим, полным глубокого смысла лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», ставит их в ряды борцов «за братский мир, за святую свободу!» Рабочая молодежь всех стран образовывает свои, пролетарские союзы молодежи. Они объединены в единый «Интернационал молодежи», который идет рука об руку с рабочим классом, ставит себе те же цели. «Интернационал молодежи» не распался во время войны. И среди кровавой бойни он призывал рабочую молодежь всех стран в свои ряды, звал к борьбе. Германской секцией «Интернационала молодежи» долгое время руководил Карл Либкнехт, так мужественно выступивший против теперешней грабительской хищнической войны, открыто бросивший упрек в лицо правительству собственной страны и приговоренный за это к каторге.

Когда вслед за женской международной конференцией в 1915 г. была созвана международная конференция рабочей молодежи, от российской секции «Интернационала молодежи» не могло быть правильного представительства. Не могло быть потому, что при самодержавии рабочие и работницы-подростки не могли создать правильно оформленной организации, и потому еще, что война так затруднила сношения между странами, что не было возможности снестись с Россией. Но ЦК РСДРП послал на эту конференцию своего делегата, чтобы заявить от имени рабочей молодежи России, что она всем сердцем с рабочей молодежью всех стран, что она идет с ней под общим знаменем Интернационала. И ЦК не ошибся; это доказали заводские ученики и ученицы Петрограда, уже объединившие в своих рядах около 50 тысяч. Они положили начало российской секции «Интернационала молодежи», они зовут к объединению всю рабочую молодежь, не только работающую на фабриках и заводах, но и ремесленных учеников и учениц, и торговых мальчиков, и маленьких газетчиков, – всех тех, одним словом, кто с юных лет вынужден продавать свою рабочую силу. Они зовут присоединиться к ним рабочую молодежь Москвы, Московской области, Екатеринослава, Харькова, – словом, всей России. Они зовут их всех к борьбе за лучшее будущее, к борьбе за социализм.

Да здравствует российская секция «Молодого Интернационала»!

Май, 1917 г.

 

ПИСЬМО В МОСКВУ

 

Дорогие товарищи!

Получила через «Правду» ваше письмо и пользуюсь оказией, чтобы переслать вам ответ, ибо письма идут непомерно долго. Расскажу о положении дел в Петербурге. Среди учащихся средних учебных заведений ведется очень определенная буржуазная пропаганда, со специальным натравливанием на большевиков. Учащиеся принимают участие в кадетских демонстрациях за Временное правительство и т. д. Из всей массы учащихся среднеучебных заведений выделился лишь сравнительно небольшой «Союз социалистической молодежи». Туда входят и социал-демократы, и анархисты, и эсеры. Считают они в своих рядах несколько сот, но активных членов – человек 100, из них большевиков – человек 6–10. Адрес их ЦК такой: В. А. Тартаковский, Таврическая, 11, кв. 6, Петроград. Рабочая молодежь сорганизовалась отдельно – под влиянием местной организации считают они сорганизованной рабочей молодежи тысяч 50. Каждый район сорганизовался отдельно. Каждый завод посылает своего делегата в районный комитет молодежи. Всех районов – 8 (не все районы его сорганизованы, вообще-то их в Петрограде больше). Каждый район из своей среды посылает делегатов в Центральный совет юношества. Надо сказать, – что в Петрограде со стороны может показаться не очень отрадно, – молодежь настроена очень угнетенно, но ведет энергичную работу; среди них, как очень сильной публики, много здорового пролетарского инстинкта, но не знают они еще меры своих сил. Затребовал у них Совет Рабочих и Солдатских Депутатов устав. Чтобы писать устав, нужен опыт, советчиком к ним попал какой-то нелепый тип, мнящий себя великим писателем, не то эсер, не то просто либерал. И соорудили они нелепый устав, причем, – когда пришлось с ними говорить, – вложили они в него совсем не то, что там написано. Есть еще и другое – не знают меры своих сил. Если кто будет судить по уставу, отнесется к Петроградскому союзу молодежи отрицательно, но все это дело поправимое, и питерская молодежь стоит на правильном пути. Скоро выпустим в книгоиздательстве «Прибой» брошюру по вопросу, как организовываться рабочей молодежи.

Думаю, что рабочей молодежи и учащимся надо пока что организоваться отдельно. Тем из учащихся, которые вполне разобрались в партийных вопросах, следует входить в союзы рабочей молодежи и работать там, но стремиться слить организацию учащейся и рабочей молодежи не следует, у них разная среда, разные интересы, возникает много недоразумений, не вполне определившаяся публика из учащихся будет вносить нежелательный дух в рабочие организации. Организациям рабочей молодежи придавать чисто партийный характер не следует, так как в такие организации необходимо втянуть самые широкие слои рабочей молодежи. Молодежь очень старательно охраняет свою независимость, боится навязывания каких-либо взглядов со стороны и пр. Из этой здоровой боязни вытекают часто наивные задачи, которые она себе ставит. Например, петроградская рабочая молодежь собирается выработать свою собственную программу. Конечно, в ходе работы найдена будет мера сил, по существу же стремление к независимости во взглядах – стремление здоровое. Очень обяжете, товарищи, если будете писать подробно, как обстоит дело с организацией рабочей молодежи в Москве.

Май, 1917 г.

 

БОРЬБА ЗА РАБОЧУЮ МОЛОДЕЖЬ

 

За кем рабочая молодежь, за тем – будущее. Зная это, социалисты всех стран идут в среду юношества и ведут там свою пропаганду. Они идут туда с открытым забралом, не скрывая своих взглядов и того, кто они. Они ясно и определенно говорят, чего они хотят, говорят, за что они борются. Они говорят рабочей молодежи: вы – дети пролетариата, вам предстоит впереди тяжелая борьба. Чтобы победить в этой борьбе, надо быть сознательными, организованными, ясно видеть, куда идешь. И чем раньше поймете вы, в чем задачи пролетариата, тем лучше. Работая на фабриках, на заводах, вы и теперь волей-неволей самой жизнью вовлечены в классовую борьбу пролетариата, вы не можете от нее оторваться, не изменив классовой солидарности. Юношеские социалистические организации в Западной Европе представляют собой пролетарские организации, и их газеты и журналы носят вполне определенный политический характер.

Буржуазные партии хотят отвлечь рабочую молодежь от партии пролетариата, ослабить классовый характер их организаций. Но прямо, открыто звать к этому они не смеют: они знают, что, сделай они это прямо, рабочая молодежь просто отвернулась бы от них. И потому они идут к молодежи не под видом членов той или иной партий, а чаще всего под видом добрых, сочувствующих молодежи людей. Пользуясь доверчивостью молодежи, они стараются прежде всего приобрести их расположение, они прямо не говорят, что рабочая партия плоха, но говорят: «Товарищи, вы еще не зрелы, вам рано еще заниматься политикой, рано навешивать на себя ярлык, надо сначала поучиться, приобрести знания, и только тогда вы можете сознательно решить, к какой партии вы принадлежите, не давайте влиять на себя, охраняйте свою индивидуальность, независимость!» И часто товарищи подростки идут навстречу этим призывам, сознавая, как мало они знают, как много им надо еще учиться; они считают, что говорящий так – прав. Они не замечают, какая грубая лесть заключается в этих словах: «Охраняйте свою духовную независимость!» Разве человек малознающий может сохранить свою духовную независимость? Ему предлагают вместо политики заниматься историей, литературой и пр. Но в каждой исторической книжке, в каждой истории литературы отражается мировоззрение того, кто эту книжку написал. В историческую книжку, написанную буржуазным писателем, вложены мысли этого буржуазного писателя, и они влияют на того, кто эту книжку читает. Значит, и при помощи исторических и литературных книжек можно тоже оказать влияние на малознающего юношу.

Не разбираясь в окружающем, он и не заметит этого влияния. Буржуазия так и старается чаще всего повлиять на молодежь: не прямо, не открыто, а тайком.

И такое влияние самое худшее. Тот, кто говорит: вам рано заниматься политикой, не давайте никому влиять на себя, – в сущности говорит: не давайте влиять никому на себя, кроме меня и моей партии.

Организация молодежи в России только складывается. Первые шаги самые важные, самые ответственные. От них в значительной степени зависит то, по какому пути пойдет все движение: будет ли организация молодежи в России организацией пролетарской, пойдет ли она рука об руку с рабочей организацией своей страны и с «Интернационалом молодежи» и будет издавать свой, пролетарский орган, где простым, понятным языком будут обсуждаться все вопросы экономической и политической борьбы, или же организация рабочей молодежи оторвется на время от рабочего движения, станет издавать орган культурно-просветительного характера с сильно выраженным буржуазным влиянием, где будут обсуждаться разные отвлеченные вопросы. В первом случае петроградской организации рабочей молодежи предстоит, вероятно, почетная роль – сплотить около себя всю рабочую молодежь России, во втором – наделать ряд ошибок и на время задержать развитие организации. Мы не сомневаемся, что революционная пролетарская молодежь Петрограда пойдет по первому пути.

Май, 1917 г.

 

ИЗ БРОШЮРЫ «МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕРЕСМОТРУ ПАРТИЙНОЙ ПРОГРАММЫ»[38]

 

К пункту 13 программы-минимум (политическая часть) надо добавить: полная светскость школы.

(Это добавление необходимо, так как отделение школы от церкви еще не гарантирует светскости школы. И при отделении школы от церкви может быть введено преподавание закона божия в качестве предмета учебной программы, кадеты уже и теперь толкуют о необходимости религиозного преподавания в школе светскими учителями.)

Пункт 14 надо формулировать так:

Бесплатное и обязательное общее и политехническое ( знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесная связь обучения с детским общественно- производительным трудом.

(Вместо «профессиональное» надо сказать «политехническое». Цель школы – подготовить не узких специалистов, а людей, способных ко всякого рода труду. Маркс повсюду настаивает на необходимости именно политехнического образования, которое имеет и громадное общеобразовательное значение; в понятие «политехнический» входит и обучение сельскохозяйственному труду, и техническому, и художественно-ремесленному; практическое знакомство с всевозможными отраслями способствует также всестороннему физическому развитию, выработке общих трудовых навыков. Всеобщего политехнического образования требовали во время Великой французской революции Лавуазье и Кондорсэ, их поддерживали в этом отношении широкие народные массы; требовали и такие демократы, как Руссо, Песталоцци; его пытался осуществить Роберт Оуэн; Маркс и Энгельс постоянно говорят об этом. Надо добавить о необходимости тесной связи обучения с детским общественно-производительным трудом. Современная буржуазная педагогика устанавливает необходимость связи обучения с производительным трудом, но производительный труд, который она имеет в виду, носит в большинстве случаев несерьезный характер. Необходимо этот труд связать, как указывает Маркс, с производством, тогда он будет иметь громадное воспитательное значение. Без требования участия – через посредство школы – детей и подростков в производстве нельзя выставлять требование запрещения работы детей до 16 лет; это значило бы оторвать их от рабочего класса и отдать под влияние буржуазии. Одно должно дополнять другое. Только тесная связь обучения с общественно-производительным трудом может уничтожить классовый характер современной школы, как указывает на это Маркс в «Коммунистическом Манифесте». Разделение школы на среднюю и профессиональную есть выражение классового характера современной школы, создающей два типа образования, одно – среднюю школу, для белой кости, другое – профессиональное, для черной кости. Вот почему требование профессионального обучения совершенно недопустимо для социал-демократии.)

Далее, следует добавить § 15:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!