Проблемы взаимодействия государства, личности, общества.



 

 

 

 


Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство неограниченно в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между н ими. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон, либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (социально-правовая модель) предполагает разграничение интересов гражданского общества и государства.

Государство, обладая суверенитетом, выступает в качестве регулятивно-управленческого механизма, функции которого заключаются в координации интересов различных социальных групп, поддержании социальной стабильности, обеспечении условий для поступательного социально-политического развития.

Гражданское общество является обособленной частью социальной системы и, в силу этого, обладает определенной автономностью в политической (возможность формирования легальной политической независимости); экономической (осуществление частнопредпринимательской деятельности) и социальной (непосредственная зависимость уровня благосостояния от результатов своего труда) сферах общественной жизни.

В рамках социально-правовой модели государство сочетает участие в решении общезначимых проблем (оборона, перспективное планирование, формирование и реализация национального бюджета и т.д.) с заботой о социально незащищенных группах населения (пожилые люди, инвалиды, подростки и т.д.). В отношении других членов сообщества государство занимает «негативную» позицию, т.е. не мешает и не помогает им самостоятельно реализовать свои позитивные намерения.

Социальное государство может вмешиваться в сферу частных интересов, однако это вмешательство должно осуществляться только в соответствии с закрепленной законом процедурой и возможно в условиях чрезвычайной ситуации, в процессе реализации программных задач общегосударственного характера, а также при совершении правонарушений (принцип социальной государственности впервые получил свое юридическое закрепление в Конституции ФРГ 1949 г.).

Тема 10. Место и роль права в системе социального регулирования.

Исторические предпосылки права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова. Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен), формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву) и эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства). Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Вот что по этому поводу пишет Е.Б. Пашуканис: «Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, то есть способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний».

Третий подход - антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

В юриспруденции близкая точка зрения была высказана ещё в Х1Х веке Г. Мэном. Он считал, что право возникло до общеобязательных норм регулирования в форме древних судебных решений. В современной юридической литературе эта идея изложена шведским историком права Э. Аннерсом. Древнее право он именует примирительным правом родового строя, связывая его в основном с процедурами разрешения межобщинных конфликтов.

Из этих трёх подходов наиболее убедительным представляется третий. Напомним, что специфический признак права - общеобязательность - означает, что именно оно (право) обеспечивает целостность, нормальное функционирование общества. Существование права в таком случае доказывается лишь исторически, то есть с позиции завтрашнего дня мы сможем с большей или меньшей убедительностью определить, например, какие из законов, принятых парламентом той или иной страны, выражали право. Другими словами, само существование общества доказывает существование права. Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!