ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 55 страница
Род в искусстве
Романский стиль
«общее место» и т. п. приобретают негативный смысл. Хотя элементы Р. продолжают жить в новой и новейшей лит-ре (В. Гюго, Маяковский, М. Цветаева ничуть не менее «риторичны». чем любые поэты предшествовавших эпох), Р. как целостная система подхода к действительности и творчеству уходит из худож. культуры.
РОД в искусстве — первоначально (начиная с «Поэтики» Аристотеля) одна из трех разновидностей словесного худож. творчества: эпос, лирика, драма. В истории эстетики такое членение на Р. в и. обосновывалось по-разному. Обоснование, предложенное Гегелем и разделявшееся Белинским, исходит из предмета изображения в иск-ве: предмет эпического изображения — объективное бытие, лирики — внутренний мир субъекта, драмы — единство объекта и субъекта. На совр. этапе развития эстетической мысли в связи с теорией Р. в и. обсуждаются два вопроса: ограничиваются ли данными тремя Р. возможности отражения жизни в иск-ве слова и свойственно ли родовое членение только лит-ре или его можно обнаружить и в др. видах искусства? Применительно к родовому строению иск-ва слова выдвигается идея о возникновении в лит-ре нового и новейшего времени четвертого P., в к-ром синтезированы эпос, лирика, драма: таким новым Р. одни ученые считают роман, др.— киносценарий. Правомерность обнаружения родового членения не только в лит-ре усматривается в видоизменении структуры каждого иск-ва под влиянием др. видов иск-ва. В иск-ве слова, согласно этой идее, деление на Р. возникает как результат влияния на него музыки (лирика), театра (драма) и его самоутверждения как уникального способа худож. освоения мира (эпос). Аналогично и в др. областях худож. творчества: в изобразительном искусстве выделение монументально-декоративной живописи, скульптуры, графики есть следствие требований архитектуры, выделение сценографии— плод влияния на них театра, выделение книжной иллюстрации — ответ на потребности лит-ры, а станковая живопись,
|
|
графика, скульптура — область самоутверждения этих иск-в, в к-рой раскрываются их собственные, особенные качества. Точно так же музыка, танец, сценическое искусство предстают как системы родов, к-рые порождаются необходимостью каждого иск-ва существенно видоизменяться в процессе взаимодействия иск-в (Синтез искусств), приспосабливаясь к «смежному» иск-ву, и одновременно искать собственный язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида. Р. в и., в свою очередь, распадается на более или менее широкий спектр жанров: скажем, эпический Р.— на народный эпос, сказку, повесть, роман и т. д., драма — на трагедию, комедию, фарс, водевиль и т. д., лирика — на гражданскую, любовную, пейзажную и т. д. Родовое деление иск-ва, т. обр., соединяет видовое и жанровое членения, свидетельствуя о стремлении человечества худож. воссоздавать жизнь во всем богатстве ее идейно-эмоциональных и эстетических проявлений.
|
|
РОК-МУЗЫКА (от англ. rock — качаться, раскачиваться) — тип совр. молодежной музыкальной культуры, сложившийся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Возник в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде западной молодежи (хиппи, «новые левые» и др.), но затем был интегрирован коммерческой поп-культурой. Р.-м. ведет также свое происхождение от негритянского городского песенно-танцевального фолькло-•ра, ритм-энд-блюза (вокально-инструментальные модификации блюза) и музыки кантри (коммерциализированные формы евроамер. народной музыки). Она представлена множеством стилевых форм и направлений, национальных и региональных разновидностей. Для нее характерны эклектичность стилистики, случайный характер названий мн. направлений, зачастую являющихся не более чем «товарным знаком», «этикеткой». В совр. Р.-м. можно выделить 6 осн. стилевых групп в зависимости от того, к какому из видов музыкального иск-ва они примыкают по своим
|
|
социальным функциям и стилистике: мэйнстрим-рок (сохраняющий преемственность с традиционными формами Р.-м.), поп-рок (относящийся к сфере поп-культуры), фольк-рок (опирающийся на фольклорные традиции), джаз-рок (синтез джаза и Р.-м.), арт-рок (нацеленный на сближение с академическим иск-вом) и авангардный рок (экспериментальные направления). Более частные модификации Р.-м. дифференцируются в зависимости от классо-во-политической программы музыкантов, отношения к официальной культуре, приверженности той или иной идеологической доктрине, обращенности к определенной возрастной категории слушателей, от способа, характера и степени воздействия на эмоциональную и сенсомоторную сферы сознания слушателей, от исполнительских средств и технической оснащенности рок-группы (электро-рок, электронный рок), места возникновения данной разновидности рока или обусловленности ее создания инициативой к.-л. фирмы звукозаписи. Кроме того, существуют специфически индивидуальные, «именные» исполнительские рок-стили {рок-перформенс), связанные с культом «звезд» (т. наз. «старизм»), их манерой держать себя на эстраде (имиджем) и характерными для них стереотипами интерпретации. Р.-м. чрезвычайно разнородна и неравноценна в своих проявлениях. Наряду с социально-прогрессивными, демократичными, творчески активными ее направлениями на Западе существуют политически инертные, коммерческие, бунтарско-анархические, проповедующие идеи отчуждения и бегства от социальной действительности, индивидуализм и религиозный мистицизм, прагматизм и культ силы, сексуальную «свободу» и наркоманию. Эти проявления Р.-м. нередко являются извращенной формой стихийного протеста против фальшивых ценностей, существующих в совр. об-ве эстетических идеалов и моральных норм, против жестокого и антигуманного отношения к человеческой личности. В коммерциализированных формах Р.-м. утрачивает свой нонконфор-мистский, оппозиционный характер,
|
|
превращается в разновидность сугубо развлекательного или политически ангажированного иск-ва.
РОКОКО (от фр. rocaille — раковина) — стиль в иск-ве Западной Европы XVIII в., развивавшийся в промежуточный период между барокко и классицизмом. Наиболее полно выразился в архитектуре и декоративном иск-ве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Для Р. характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью их внутреннего убранства. В иск-ве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мей-сонье, Г. Ж. Боффрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше), стиль Р. вплоть до середины XIX в. называли «стилем Людовика XV». Для обозначения и характеристики особенностей этого стиля понятие «P.» впервые использовано в работах эстетиков школы швейц. историка и философа культуры Я. Бурк-хардта, связавших его с эстетической категорией «изящное» и трактовавших расширительно, не ограничивая только рамками XVIII в. (напр., «эллинистическое Р.»).
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. rornanus — римский) — стилевое направление в западноевроп. иск-ве Х—XII вв. (в ряде стран также XIII в.), выразившее стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи. Р. с. полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов, располагавшихся на возвышенностях и благодаря этому господствовавших над местностью. Он характеризуется органическим слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций с высокой экспрессивно стью многофигурных скульптурных композиций, в к-рых темы Нового завета
Романтизм
Романтизм
(прежде всего страшный суд), выражены пластическим языком, имеющим мало общего с античными образцами. Программный характер Р. с., пронизанного стремлением отразить пугающее могущество божества, ясно выражен в надписи на портале собора XII в. в Отене (Франция): «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!» Тем не менее элементы мирского мироощущения (напр., изображения животных и растений), гротеска и сатиры проникали в произв. Р. с., что вызывало резкий протест отцов церкви во главе с Бернаром Клервос-ким, писавшим о прихожанах: «Им интереснее разглядывать эти изображения, чем читать священные книги». Наличие такого рода элементов сближает Р. с. с древнерус. иск-вом Вла-димиро-Суздальской земли (Древнерусская эстетика). Их наследует и развивает иск-во готики. До конца XIX в. Р. с. не выделяли из общего представления об иск-ве раннего средневековья. Интерес к его специфике характерен для исследователей XX в.
РОМАНТИЗМ (фр. romantis-me) — идейное и худож. движение в европ. культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет к-рого приходится на конец XVIII — начало „.XIX в. Р. был порожден совокупностью мн. причин, как социально-исторических, так и внутрихудож. Важнейшей среди них было воздействие нового исторического опыта, к-рый принесла с собой Великая фр. революция. Этот опыт требовал осмысления, в т. ч. и худож., и вынуждал пересматривать творческие принципы. Мн. идеи Р. почти за полувековой период его существования претерпели заметную эволюцию, но общие мировоззренческие установки развивались в русле единой эстетической ориентации и находили поддержку у представителей различных его школ. Гл. центром романтического движения стала Германия: именно в произв. немец, поэтов и философов черпали впоследствии свои идеи романтики Англии и Франции, Польши и России. Эпоха P., пришедшая на смену эпохе
Просвещения, во мн. была ее противоположностью. Однако уже просветительская культура породила внутри себя своеобразное явление, т. наз. пред-романтизм. Гл. его представителями были поэты «веймарского классицизма» (Гёте, Шиллер, К. М. Виланд), а также такие мыслители, как Лессинг, Гердер и Винкельман. Не порывая с традициями просветительской эстетики (Просвещения эстетика), предшественники Р. сумели разглядеть ее слабые стороны и критически их оценить, выступив прежде всего против абсолютизации -формальных моментов худож. деятельности и прямолинейно-рассудочной ее интерпретации. Продолжившие криуику творческих принципов просветителей, романтики рассматривали иск-во как сферу раскрепощения многообразных способностей личности, ее свободной и непринужденной самореализации. Это обусловило тот факт, что и философия, и филология, и даже интерес к естественным наукам, как правило, приобретали в Р. эстетический оттенок, были неразрывно связаны с проблемами эстетики и теории иск-ва. Гл. авторитетами романтической эстетики и философии иск-ва были братья А. и Ф. Шле-гель (организовавшие журнал «Атене-ум», сыгравший большую роль в консолидации движения), Новалис, Шел-линг, Ф. Шлейермахер — мыслители раннего, т. наз. иенского P., исторически первого и наиболее яркого периода эволюции этого направления. Эстетические манифесты иенского Р. получили свое развитие в творчестве таких его глашатаев в лит-ре, как И. К. Ф. Гёль-дерлин, Л. И. Тик, а впоследствии — Гофман. В Англии ранний Р. был представлен поэтами Вордсвортом и С. Т. Колриджем, во Франции — Ф. Р. Шатобрианом. Затем Р. быстро разветвляется и возобновляется во все новых формах (Дж. Н. Г. Байрон — в Англии, В. Гюго — во Франции, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов — в России), захватывает живопись (Ф. О. Рунге и К. Д. Фридрих — в Германии, Т. Жерико, Э. Делакруа — во Франции), а позднее музыку (нем. композиторы К. М. Вебер, Р. Шуман,
Р. Вагнер). Мн. романтикам представлялось, что иллюзии, рожденные подъемом фр. революции, найдут воплощение в реальности буржуазного об-ва. Поэтому они так мучительно переживали крушение этих иллюзий. Двойственность этого романтического мироощущения соответствовала объективной картине событий, о к-рых Энгельс писал: «...установленные «победой разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (т. 19, с. 193). Сложный опыт фр. революции укрепил в романтическом сознании идею много-мерности объективной действительности (как природной, так и социальной), неисчерпаемого богатства скрытых в ней возможностей. Именно на раскрытие этой темы направлены гл. усилия романтической эстетики и худож. практики. Важное место в эстетике Р. занимает концепция иронии. И как философская позиция, и как своеобразный худож. прием, романтическая ирония представляет собой способ диалектически объемного отображения окружающего мира. Увиденные через призму романтического «притворства», сомнения, недоверия, внутренний мир человеческой личности и драматизм объективного исторического процесса обнаруживают богатство скрытых возможностей, воспринимаются неоднозначно и многопланово. Однако попытка романтиков возвыситься над прозой бытия не превращается у них в процесс отвлеченной «эстетизации» жизни, т. к. неразрывно связана с отрезвляюще-критической работой сознания. Эстетизм проявляется лишь в позднем Р. и постромантизме. И происходит это. поскольку ослабевает присущая ранне-романтическому восприятию способность к саморефлексии. На смену артистически игровому изображению действительности приходят утопии либерально-гуманистического ее истолкования. Двойственной реакцией романтиков на события фр. революции, заставившей их «видеть все в средневековом, романтическом свете...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 32, с. 44), во мн. обуслов-
лен и их интерес к демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры (Ренессанс в искусстве). Романтики наследуют от средневековья не столько мрачную фантастику, сколько вкус к сказке и поверью, свободный дух карнавальной вольности (Карнавал), страсть к гротескному преувеличению и игровой непринужденности арабески. Объединить все эти моменты должна, по их мнению, поэзия в высшем смысле слова. Наиболее же адекватной формой для такого универсального поэтического синтеза им представлялся роман. Этот жанр объединяет поэзию и философию, устраняет границы между худож. практикой и теорией, становится отражением в миниатюре всей литературной эпохи, соединяя худож. ее осмысление с историческим. Классическими примерами экспериментов в этом направлении являются романы «Люцинда» (1799) Ф. Шлегеля и «Генрих фон Офтердин-ген» (1802) Новалиса с их изящным юмором, тонкими аллегориями, сказочными образами и многочисленными поэтическими вкраплениями. Хотя поздние варианты романтических тенденций в понимании мира и бытия как эстетической целостности существуют в иск-ве (и в науке) очень долго, мн. мечты романтиков о воплощении эстетической теории в худож. практику остались неосуществленными в исторических рамках Р. Если связь лит-ры с теорией была более очевидной и адекватной, то музыка, живопись и театр адаптировали эстетическое наследие Р. постепенно, испытывая его значительное влияние вплоть до середины XX в., сливаясь с неоромантическими тенденциями и исканиями в худож. культуре. Идеи Р. находят продолжение в последующих худож. и эстетических течениях. Трепетное отношение к действительности во всем ее многообразии делает романтиков заметными предшественниками реалистического иск-ва (Реализм). В то же время смелость романтических экспериментов в области формы привлекала к себе внимание представителей самого радикального лите-ратурно-худож. авангардизма.
Романтика революционная
Р ОМАНТИКА РЕВОЛЮЦИОННАЯ — открытое, непосредственное, эмоционально возвышающее проявление в жизни и в иск-ве устремленности к революционному идеалу, одухотворенности мечтой об освобождении народа и коренном обновлении мира. «...Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток» (Ленинский сборник XXXVII, с. 212). Понятие Р. как содержательно-пафос-ной характеристики худ. произв. не совпадает с понятием романтизма — локализованного во времени творческого метода и направления, отличного от реализма. Р.— эстетическое свойство, проявляющееся на разных этапах истории худ. культуры, в т. ч. в иск-ве реалистическом. Будучи одной из разновидностей лиризма, авторской идейно-эмоциональной настроенности, «заражающей» читателя, зрителя, слушателя, Р. в иск-ве выражает окрыленность стремлением к лучшему, желаемому в соответствии с теми или иными идеалами, целями, представлениями о совершенном, прекрасном, возвышенном в человеке и окружающем его мире. С исторической сменой и столкновениями различных идеалов в обществе менялся и характер Р. В иск-ве прошлого Р. р. (напр., в картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» или романе Чернышевского «Что делать?»), выражая свободолюбивые, гуманистические и демократические чаяния, противостояла романтизации отжившего, консервативного. Но даже в передовом иск-ве прежних эпох Р. не была лишена элементов утопизма или отвлеченности. Лишь идеалы пролетарской революции сообщили Р. р. ясность и верность понимания исторической перспективы, небывалую силу мобилизующего воздействия на народ как сознательного творца своей судьбы. Эти свойства, кристаллизовавшиеся уже в раннем пролетарском иск-ве («Интернационал» Э. Потье и П. Дегейтера), получили широкое развитие в XX в. и во мн. определили новаторскую природу социалистического иск-ва в мировой худож. культуре, пафос творчества Горького и Маяковского, Брехта - и
Н. Хикмета, И. Шадра и М. Сарьяна, Эйзенштейна и бр. Васильевых, Л. Арагона и Р. Гуттузо, Д. Д. Шостаковича и М. Теодоракиса и мн. др. художников. Реалистическую Р. р. социалистического иск-ва отличает зрелость исторического оптимизма, опирающегося на научно обоснованные идеалы борьбы и созидания нового мира, на опыт их претворения в жизнь. Р. р. составляет в иск-ве особые содержательныы и стилевые слои, доминирует в образном строе произв. ряда художников (таково, напр., творческое наследие А. Веселого, Э. Г. Багрицкого, А. П. Гайдара, Довженко, А. А. Дейнеки). Арсенал поэтики, выражающей Р. р., отнюдь не сводится к таким худ. средствам, как подчеркнутая условность, иносказание, патетический слог, обращение к экзотике или фантастике и т. п. Наряду с аллегорическими, символическими, сложно-ассоциативными формами выражения («Песня о Буревестнике» Горького, «Человек» Э. Межелайтиса) Р. р. не менее часто проявляется и в жизнеподобном повествовании, содержащем детализированные картины повседневного быта, углубленный психологизм, достоверную обрисовку реальных жизненных коллизий («Как закалялась сталь» Н. А. Островского, романы А. А. Фадеева, «Дневные звезды» О. Ф. Берггольц, «Джамиля» и «Первый уччтель» Ч. Айтматова). Р. р. социалистического иск-ва несовместима с приукрашиванием, идеализацией окружающего. Наоборот, она предполагает острое, радикальное вскрытие противоречий действительности с целью ее преобразования, усовершенствования. Соответственно стратегическим установкам партии на этапе сОвр. революционной перестройки всей общественной жизни возникает эстетическая потребность в реалистической Р. р. для худож. осмысления современности и исторической перспективы, утверждения социалистиччского идеала.
РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712—78)—фр. философ, писатель, публицист. Социально-политические взгляды Р. характеризуются отрицанием как феодально-абсолютистского
строя, так и складывающихся отношений капитаюистической эксплуатации. В лит-ре Р. был представителем сентиментализма. Центральное место в эстетической концепции Р. занимал вопрос об отношении иск-ва и нравственности (Искусство U мораль). В его решении Р. расходился с др. мыслителями Просвещения, наиболее остро поставив социальные проблемы иск-ва. Его эстетическая концепция проникнута мелкобуржуазным эгалитаризмом (проповедью всеобщей уравнительности), свойственным и его социально-политическим идеям. Р. исходил из того, что в классово-антагонистическом об-ве прогресс культуры ведет к нравственному регрессу и достижения цивилизации развращают доброго, честного и трудолюбивого по природе своей «естественного человека». Распространяя свой призыв вернуться назад к природе на сферу эстетических отношений, Р. пришел к выводу, что иск-во, порожденное рассудочной цивилизацией и воплощающее все ее свойства, порочно и вредно, что «искусства обязаны своим происхождением нашим порокам». Развитие изящных искусств являлось, по мнению P., причиной падения Египта, Греции и Рима. Р. доказывал, что иск-во требует неоправданных затрат времени, денег, порождает лень и испорченность. Идеал иск-ва для Р.— народные зрелища, проникнутые духом патриотизма. Для народа он считал необходимым заменить профессиональное искусство праздничными зрелищами и увеселениями, песнями, танцами, играми и т. п. Содержание и форму совр. ему иск-ва Р. критиковал с демократических позиций. Он предлагал изображать в качестве положитель-
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!