Лунная симфония Ашота Григоряна



Баришполь Екатерина, 7 класс, МБОУ «СОШ №2» г. Скопина

Научный руководитель: Арефьева Любовь Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Скопина

 

«Удел фотографа — прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа — отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки…»

Кто сказал, что путь к мечте лёгкий и быстрый? Бывает, что к своей мечте люди идут десятилетиями. В нашем городе таких людей очень много, но я хочу рассказать про Ашота Рубеновича Григоряна, фотокорреспондента и фотографа-художника.

Я люблю фотографировать. С тех пор, как родители подарили мне фотоаппарат, я стала смотреть на мир сквозь призму фотообъектива. 12 октября 2018 г. благодаря своему учителю я попала на открытие персональной выставки фотографий Ашота Григоряна в г.Москве. Ашот Григорян известная личность в нашем городе, я часто видела его на школьных мероприятиях, но и предположить не могла, что он еще и такой талантливый фотограф. Увидев его фотографии на выставке, я поняла, что фотография это целая наука. Эта выставка надолго осталась в моей памяти и легла в основу краеведческой работы. Мне захотелось не только узнать об этом человеке больше, но и рассказать о Ашоте Рубиновиче другим людям, которые не знакомы с его творчеством. Я использовала в своей работе воспоминания его друзей и близких, а так же фотографии автора.

Цель моей работы: рассказать жителям Скопина о нашем земляке, талантливом фотографе А.Р. Григоряне.

Для выполнения данной цели я поставила перед собой задачи: -проработать доступную литературу и Интернет-сайты о фотографе; -отследить по библиографическим данным жизнь А.Р. Григоряна; -поговорить с фотографом и людьми, с которыми он работает и дружит; -обобщить собранный материал, который лёг в основу данной работы, и передать его в краеведческий музей г. Скопина.

Чтобы наиболее полно передать все аспекты жизни этого интересного человека, я разбила работу на два блока: «А.Р. Григорян - фотокорреспондент» и «А.Р. Григорян - фотохудожник».

БИОГРАФИЯ

1953 г. - родился в г. Ленинакан.

1960-70 гг. - учеба в школе.

1970-73 гг. - учеба в студии киноактера.

1973-75 гг. - служба в армии.

С 1980 г. и по сей день работает фотокорреспондентом городской газеты «Скопинский вестник». Женат. Персональные выставки фотографий:

2000г. – «Скопин и люди», Скопинский краеведческий музей.

2002г. – «Старый город», Скопинский краеведческий музей.

2005г. – «Соль Земли», Скопинский краеведческий музей.

2007г. – «Дмитриевский монастырь», Скопинский краеведческий музей.

2009г. – «Соль Земли», Рязанская областная библиотека.

2014г. – «Дмитриевский монастырь», Рязанский дом печати.

2015г. – «Сергиева Лавра», Скопинский краеведческий музей.

2016г. – «Лунная симфония», Скопинский краеведческий музей.

2016г. – «Лица города», Скопинский краеведческий музей.

2018г. – «Лунная симфония», г. Москва.

«Мечтай, мечтай», - как то немного насмешливо сказала бабушка тогда ещё простому мальчишке из маленького Армянского городка. И он мечтал. Почти двадцать лет даже во сне видел себя фотографом. А где, да и на что было купить фотоаппарат в начале восьмидесятых? Оставалось только надеяться, что всё у него будет. Надо только подождать. Вот и ждал, и надеялся будущий известный фотохудожник Ашот Григорян, что он посвятит свою жизнь любимому делу.

А.Р. Григорьян – фотокорреспондент. Из воспоминаний А.Р. Григоряна: «Я родился в Армении в городе Ленинакан в 1953 году. Учился в школе, в 1970 году закончил, потом в Ереване поступил в студию киноактёра при Армен – фильме, после этого служил в армии, в 1975 году вернулся и поступил работать в театр кукол города Ленинакана. Через год поехал в Москву, чтобы поступить в институт культуры. Позже я узнал, что в ВГИКе – всесоюзном институте кинематографии Татьяна Лиознова, которая снимала фильм «Семнадцать мгновений весны», собирает группу. Мы с другом приехали туда. Она мне сказала: «Сейчас Вам 23 года, это уже много для того, чтобы учиться на актёра. Мы собираем людей сразу после школы, чтобы лепить из них того, кого мы хотим». Потом я волей судьбы приехал в Скопин, встретил девушку, женился и в 1998 году окончательно переехал в Скопин»

Так появился в нашем городке Ашот Григорян. Начались семейные будни. Встал вопрос о трудоустройстве. В районной газете нашли объявление, что на Автоагрегатный завод требуется фотокорреспондент. Ашот решил рискнуть: ведь до сих пор мечта в сердце живёт. Каково же было его удивление, когда в отделе кадров, не задав ни одного вопроса, дали заполнять анкету. Так началось восхождение к славе тогда ещё никому не известного фотокорреспондента заводской газеты. Но жизнь преподносит сюрпризы. И не всегда приятные. Зима 1984 г. стала страшной для армянского народа. Небывалое по силе землетрясение стёрла с лица земли армянские города и сёла. Не обошла страшная участь и родной город Ашота Григоряна. Молодой человек бросает все и едет помогать родным, близким и всем, кто в этом нуждался. Почти год Ашот пробыл на родине. А потом вернулся и уже никуда больше не уезжал.

Из воспоминаний А. Р. Григоряна: «…В 1980 году обо мне узнала Шахова Антонина Сергеевна, начальник отдела культуры г.Скопина. Она предложила мне работать у неё. Как то сложилась судьба, что я позвонил и сказал ей: «Когда можно приступить к работе?» - «Завтра с утра». Теперь с 10 апреля 1981 года я работаю фотокорреспондентом в «Скопинском вестнике».

Скоро человека с фотоаппаратом начали узнавать на улицах города. Ни одно мероприятие не обходится без А. Григоряна, а на страницах газеты все фотографии подписаны его именем.

Н.Исаева, главный редактор районной газеты "Скопинский вестник": «Ашот Григорян - старейший сотрудник редакции газеты "Скопинский вестник ". Он работает в районе почти 40 лет, поэтому смело можно сказать, что этого человека знают все. Корреспонденты меняются, а фотограф в районной газете - единственный и неповторимый вот уже много лет. Он важен и неспешен в своих действиях, как человек, который знает, что делает. К каждому кадру он присматривается, никогда не суетится и не торопится, все делает с чувством и ответственностью»

Ольга Семина, заместитель редактора газеты "Скопинский вестник": «Ашота Григоряна я знаю очень давно. Я помню его еще в своем детстве. Он периодически приходил к нам в гости, потому что общался с нашим дедушкой. Спустя годы, я пришла работать в редакцию газеты и вот уже 8 лет мы трудимся с Ашотом Рубеновичем вместе. Он таким и остался: интеллигентным, воспитанным, уравновешенным и по-прежнему творческим. Куда бы он ни отправлялся, неизменно с ним фотоаппарат, который успевает запечатлеть какие-то уникальные моменты, интересные лица и многое другое. Не могу представить городские мероприятия без этого человека с фотоаппаратом. Мы выезжаем и в поля во время уборки урожая, и на стадион во время соревнований, и на заседания городской думы. В любом месте Ашот Рубенович находит самый удачный ракурс, чтобы передать в фотографии суть события».

Поговорив с интересными людьми, я пошла в архив газеты «Скопинский вестник», где посмотрела выпуски, начиная с 1981г., когда газета называлась «Ленинское знамя», до 2018г. Сколько событий прошло за это время и нашло отражение в фотографиях Ашота Рубеновича! Я увидела, как меняется мой город, люди в нем и поняла знаменитую фразу: «фотография – это летопись народа».

За свой многолетний труд Ашот Григорян имеет много грамот и благодарственных писем, а так же медаль от союза армян России за развитие культурных связей между странами. Теперь, открывая газету «Скопинский вестник», я вижу не только фотографии, но и очень интересного человека, стоящего по ту сторону объектива.

 «Он выхватил из жизни этот миг.

Отснятый кадр – как будто пропуск в Вечность:

Миг оторвался – в кадре стал велик,

И ничего, что время быстротечно »

Если честно, то я не была ни на одной выставке Ашота Григоряна, которые ежегодно проводятся в нашем краеведческом музее. Хотя видела много раз красочные афиши. Всё время думала: «А что там может быть интересного? Это ведь не картины?». И вот я в Москве на фотовыставке Ашота Григоряна. На вернисаж приехало очень много известных людей: депутат государственной думы Рязанской области Е. Митина, зам. главы администрации г. Скопина И.Ланина, главный редактор областной газеты «Рязанские ведомости» Г.Зайцева, актриса В.Тарасова и многие другие. Что же привело всех этих людей на выставку скромного человека из провинциального города? Его фотографии. Стоит хотя бы раз увидеть эти фотографии, и еще долго не можешь забыть и печальные глаза стариков, и веселый смех детей, и прекрасную природу. Никогда бы не подумала, что фотография - это искусство. А ведь надо увидеть, подловить, почувствовать. Сделать сотню кадров, а выбрать один. Тот самый, который может многое рассказать. На стенах фотографии. Вот всем знакомый собор Василия Блаженного. Но я никогда не видела его в лучах заходящего солнца. А вот знаменитый канал Грибоедова в Питере! И снова на закате. Вода переливается всеми цветами радуги… Ветераны войны застыли перед Вечным огнём… Осенний лес… Ребёнок у памятника Ленину… Счастливая мать с младенцем на руках… Старушка, сидящая у окна… Радостный комбайнёр с горстью зерна… Сколько жизненных моментов на века останутся на фотографии! Не каждый сможет увидеть главное. Мне показалось, что многие люди на фотографиях – живые.

Из выступления А.Мирзояна, президента Рязанского регионального общественного фонда содействия патриотическому воспитанию граждан «Служу Отечеству»: «В своих работах Ашот показывает красоту Рязанского края, которую воспевал в своих стихах С.Есенин. Герои его фотопортретов не отмечены в светских хрониках, это обычные люди, что живут в Скопине. На его фотографиях скопинские гончары, старики, монахи, врачи. Это «соль земли русской», по выражению самого автора. Я могу назвать Ашота фотографом-философом, в его работах глубина сущности и правды человеческого бытия…»

Меня, как начинающего фотографа, заинтересовал самый главный инструмент Григоряна – фотоаппарат. «У меня было много фотоаппаратов» - ответил Ашот Рубенович – «от самого простого пленочного, до современного, пусть и не самого дорогого SONY a450. Но каким бы не был фотоаппарат, за ним всегда стоит человек, и только от него зависит красота кадра». Я спросила у Ашота Рубеновича, как происходит процесс съемки. «Фотографу порой приходится делать разные вещи, чтобы раскрыть человека» - смеется автор - «например, Надежду Серафимовну я просил печь печенье и читать стихи». В интервью Ашот Григорян привёл слова известного писателя, что «Фотография – это своеобразная летопись народа». И это правда. А ещё фотограф с каким-то трепетом сказал, что всему, чего достиг в своей жизни, он обязан Богу. Наверное, поэтому так много фоторепортажей и целая выставка, посвящены Дмитриевскому мужскому монастырю, который находится недалеко от нашего города.

Отец Амвросий, настоятель монастыря, давний друг А.Григоряна. Они встречаются много лет, и за это время у Ашота Рубеновича накопилось много портретов батюшки в разных ситуациях. Он говорит, что с отцом Амвросием работать и разговаривать очень интересно, поскольку у него свой особый взгляд на работы фотографа. «В работах Ашота люди видят душу человека, а не ее оболочку», рассказывал батюшка. С кем бы я не говорила, все отмечают особую душевность фотографий Ашота Григоряна. Из рассказа З.Г.Любомировой, жены: «…он ищет (открывает) в каждом человеке его черты характера, любит подчёркивать индивидуальность каждого человеке в портрете. Если он видит интересный объект, то сразу берет фотоаппарат и фотографирует с разных ракурсов, обсуждает с тем, кто находится рядом. У него особый творческий взгляд. Чувствует, осмысливает, каждый объект воспринимает по-своему. Например, фото, на котором изображено погибающее дерево, он воспринимает как дерево, стремящееся жить».

Многие фотографии А.Григоряна черно-белые и не имеют названия. Я спросила у автора, почему. «Потому, что цвет и названия отвлекают от сути» - ответил он мне. «Я стараюсь уловить самую глубинную сущность и правду человеческого бытия. Мои фотографии на особенного зрителя, думающего, чувствующего, но при этом не утерявшего вкуса к жизни во всех ее малейших проявлениях».

Так что же такое «Лунная симфония» Ашота Григоряна? «Все, что живет на этой земле, имеет свою мелодию» - говорит Ашот Рубенович, - «а с высоты Луны приобретает масштабы симфонии». Лунная симфония Ашота Григоряна, это музыка его фотографий, в которую собрана история моего города. Когда я соприкоснулась с творчеством такого талантливого человека, как Ашот Рубенович, то пришла к мысли, что сложно в одной работе описать, охватить, рассмотреть все аспекты жизни этого выдающегося фотографа. Еще более захватывает тебя мысль о том, что этот человек работает, создает свои произведения в твоём родном городе, и огорчает, как мало мое поколение сейчас знает о его творчестве.

Цель моей работы: рассказать жителям Скопина о нашем земляке, талантливом фотографе А.Р.Григоряне, и я надеюсь, что справилась с этой работой. Я выполнила задачи, которые поставила для себя в начале исследования. Мне пришлось начинать своё исследование с чистого листа. Первую информацию я получила в семье фотографа и в интервью с ним. Большинство видеоматериалов, фотографий и газетных вырезок, которые представлены в моем исследовании, также были предоставлены его семьей и редакцией газеты «Скопинский вестник». Много информации я получила, беседуя с людьми, знающими Ашота Рубеновича, и с посещения выставки «Лунная симфония» в г.Москве. Хочу сказать спасибо всем коллегам, друзьям фотографа за предоставленную информацию. Собранный материал мы с педагогом передадим в краеведческий музей г.Скопина и школу, для проведения классных часов, и надеюсь, что моя работа вызовет интерес к профессии фотографа у моего поколения.

I. Список литературы

1. Исаева Н. С днём рождения город мой // Скопинский вестник. – 2018. – 16 июня.

2. Исаева Н. 100 лет вместе с читателями // Скопинский вестник. – 2017. – 23 августа.

3. Семина О. Две выставки к юбилею родной газеты // Скопинский вестник. – 2017. – 16 августа.

4. Коллектив редакции. Нас поздравили в День российской печати // Скопинский вестник. – 2016. – 16 января.

5. Терешина Т.А. Преемственность // Ленинское знамя. – 1988- 24 ноября.

6. Санников Н. Дела и заботы школы искусств // Скопинской вестник -2003 - 18 февраля.

7. Архивные документы и фотоматериалы родственников и друзей музыканта.

8. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.

II. Интернет – Ресурсы

1. https://photar.ru/fotovystavka-ashota-grigoryana-lunnaya-simfoniya-fotocentr-na-gogolevskom/

2. http://russia-armenia.info/node/52078

3. http://ryazpressa.ru/tag/

 

Беспредельные дали театра

Жаркова Ангелина, 10 класс, МБОУ «СОШ №2» г. Скопина

Научный руководитель: Бокарева Марина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г. Скопина

Если в театральных кругах Москвы и Санкт-Петербурга поинтересоваться, известен ли кому-то населенный пункт под названием Скопин, то маловероятно, что кто-то ответит утвердительно. А назови фамилию Дель – окажется, что многим она известна. С творчеством этой талантливой семьи в театральных кругах познакомились еще в 90-х гг. прошлого века. Наверное, в нашем городе нет ни одного человека, который бы не слышал о них, не был хотя бы раз на спектаклях театра «Предел», основанного В.Ф.Делем. В 2018 г. театр отметил свое 30-летие.

В маленьком провинциальном городке тяга к театральному искусству была всегда. Скопин - город давних культурных и театральных традиций. Еще в конце XIX в. здесь сформировался круг театралов, ставились любительские спектакли. В начале ХХ в. театральные кружки объединились в Скопинское театральное общество (СТО). В тяжелые годы революции и гражданской войны в городе работали два театра «Труд» и «Луч», костяк которых составили актеры питерских и московских театров, бежавшие в провинцию от голода и разрухи. Это способствовало формированию особой театральной среды. Из неё впоследствии вышли: актер и режиссер дубляжа киностудии «Союзмультфильм» Дмитрий Попов, актриса Московского Камерного театра Любовь Ненашева, композитор Анатолий Новиков, драматург Александр Афиногенов, театральный режиссер Валентин Иванов, актер Иван Клюквин, снимавшийся у Эйзенштейна и Народный артист СССР, профессор ГИТИСа Василий Орлов. В 1960-х гг. в городе действовал народный драматический театр. С 1988 г. и по сей день в г. Скопине работает молодежный театр «Предел» под руководством Заслуженного работника культуры Владимира Фердинандовича Деля.

Я познакомилась с творчеством режиссера в школе. Мы всем классом не раз ходили на его спектакли. А чуть позже я сама прикоснулась к загадочному миру театрального искусства. Дважды принимала участие в постановках школьного театра «Рай-центр» под руководством В.Ф.Деля. Меня заинтересовало его творчество и захотелось узнать подробнее историю театра.

Рабочая гипотеза: многолетний успех театра и его выпускников кроется в беспредельной любви к людям и к своему делу, в умении зажигать страстью сердца зрителей и актеров, и в здоровом фанатизме его создателя. В процессе работы над темой я предполагаю доказать верность данной гипотезы.

Я считаю, что тема моей работы актуальна, потому вся деятельность Владимира Фердинандовича направлена на духовное развитие, воспитание и психологическую поддержку молодежи, что особенно важно в наше нелегкое время, когда многие люди не могут найти свой жизненный вектор.

Цели работы: изучить основные этапы становления и развития творческой деятельности режиссера В.Ф.Деля и молодежного театра «Предел»; показать значимость его работы для формирования духовного мира подрастающего поколения.

Задачи исследования: подбор и изучение материала по данному вопросу; обобщение информации, полученной из различных источников, а также из бесед с людьми, имеющими отношение к театру; обработка и анализ материалов, используемых в ходе исследования.

Методы исследования: работа с источниками; интервьюирование; обработка данных.

Работая над темой моего исследования, я беседовала режиссером (В.Ф.Делем) и художественным руководителем театра (И.В.Дель), встречалась с бывшими актерами театра, которым Владимир Федорович дал путевку в жизнь. Это Наталья Пономарева, Михаил Сиворин, Екатерина Стафурова, Роман Цымаховский, Илья Дель. Также я изучала публикации в газетах и специализированных журналах, книгах о театре.

Практическая значимость: изученные мною материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории нашего края. Возможно, моя работа заинтересует школьников и будет способствовать их увлечению театром.

2.1. Родом из детства. Владимир Дель родился 17 июня 1955 г. в шахтерском пос. Комсомольский, в 20 км от Скопина, в семье обрусевшего немца Фердинанда Деля и русской крестьянки Марии из д.Кучугурки. Эти люди, потерявшие на войне своих близких, встретились здесь на шахтах и создали семью. Володя был младшим ребенком в семье. В школе слыл прилежным учеником, а после уроков часто проводил время в поселковой библиотеке. Именно там, по его же воспоминаниям он полюбил читать. Читал произведения Э.Золя, О.Бальзака, А.Дюма, Ч.Диккенса. Они оказали колоссальное влияние на его мировоззрение.

«В поселковый клуб часто приезжали концертные бригады для обслуживания шахтеров. Мне очень нравились выступления клоунов. Они привлекали мое внимание. Мне хотелось быть похожим на них: радовать людей, смешить, ставить сценки. Этим мы и стали заниматься в школе» - вспоминает Владимир Фердинандович. Еще он участвовал в конкурсах чтецов, выступал в городе, занимал призовые места. У него до сих пор хранятся книги 70-х гг. прошлого века с благодарственными надписями. В марте 1969 г. в клуб приехали Л.М.Бахаева и З.И.Попова, которые искали юные дарования для художественной самодеятельности. Володя читал стихотворение П.Антокольского «Письмо о сыне». Его проникновенное исполнение им очень понравилось и мальчика пригласили на большую сцену ДК. «Помню, с каким колотящимся сердцем я слушал приглашение выступить на сцене Дворца культуры, не осознавая тогда, что в этот момент решается моя судьба», - рассказывал мне В.Дель. Именно Л.М.Бахаева и З.И.Попова посоветовали ему после школы поступать в Тамбовский институт культуры на режиссерско-театральное отделение.

2.2. Студенческие годы. Владимир Федорович рассказывал мне: «Поехал поступать я с маленьким чемоданчиком, в котором лежали брюки, белая рубашка, книги и кусочек мыла. Денег на проживание не было, поэтому две недели жил на вокзале, ел беляши и пончики. Каждое утро бегал к реке умываться. Стояло прекрасное лето, дни были счастливыми и длинными, жизнь впереди казалась нераскрытой книгой. В институт поступил легко и весело. На вступительных пел частушки, читал Есенина. Учился легко». Он до сих пор считает, что ему очень повезло с педагогом курса Василием Петровичем Трескиным, которого В.Дель называет своим главным учителем в профессии.

2.3. Начало творческого пути. После института вернулся в Скопин. Возглавил народный театр. Хотелось поставить что-то неординарное, новое. Первый спектакль, который был создан совместно с журналистом В.Абаньшиным и преподавателем музыкальной школы В.Конидзе назывался «Помню», о судьбе убитого кулаками комсомольца Алексея Гришина. По тем временам это было очень необычно. Но проработал всего 3 месяца, и забрали в армию. Жизнь в ДК тогда кипела. Работало много творческих коллективов. Среди девушек, танцующих вальс, Владимир и присмотрел свою будущую жену - Ирину Зыкину. Вместе с ней после армии уехали в Липецк по приглашению Трескина. Итак, Владимир оказался в Липецке, где прожил целых 10 лет. Это были годы самой сумасшедшей молодости, жадной до впечатлений и любимой работы. Именно здесь он сформировался как режиссер и актер. Руководил детской студией «Подсолнушки», играл в Молодежном театре, потом возглавил его. Был актером Липецкого драмтеатра.

Вместе с мужем работала и Ирина: сначала на заводе, потом администратором Молодежного театра. В Липецке были поставлены его первые спектакли «Тиль Уленшпигель», «Мы, нижеподписавшиеся», «Снимается кино», «Прощание в июне» и др. После спектакля «Случай в зоопарке» по Олби, Трескин назвал молодого режиссера своим преемником. Потом были и другие постановки. Например, «Из жизни насекомых» по Чапеку. Из воспоминаний Ирины Дель: «Это был хулиганский спектакль, протест существующим порядкам. И поэтому его быстро отменили. В театре все было непросто. Именно тогда Володю и заметил Иосиф Райхельгауз. Он посоветовал ему в этой тупиковой ситуации хотя бы временно заняться актерским мастерством».

Неизвестно, как сложилась бы жизнь дальше, но вмешались семейные обстоятельства – заболела мама. Ее забрали в Липецк, но потом, по предложению Л.М.Бахаевой семья вернулась в Скопин. Им дали трехкомнатную квартиру и возможность работать. Никто тогда и не предполагал, что Скопин – это навсегда, что именно здесь им будет суждено осуществить важнейшие дела своей жизни.

2.4. Рождение театра. Шел 1988 г. В стране неразбериха - время перестройки. В Скопине тоже не все спокойно. Драки между молодежными группировками обычное явление, пойти – то молодым некуда. А Владимир Федорович предложил им нечто другое, близкое по духу. Он стал создавать новый театр. Ходил по школам, ПТУ, собирал ребят, искал материал для спектакля, близкий подросткам. Первая постановка была по пьесе Ю.Щекочихина «Ловушка 46, рост 2». В ней были заняты Р.Цымаховский, Е.Суркова и др. Спектакль с успехом показали в Рязани и Питере. По словам Романа Цымаховского, это было начало настоящего братства близких по духу людей. Для ребят, занятых в постановках началась новая жизнь, полная интересных встреч и новых ярких открытий. Многих занятия в театре в буквальном смысле спасли от кривой дороги в жизни. После уроков они бежали туда, где им всегда были рады помочь, выслушать, посоветовать и дать возможность самореализоваться. И это в то время, когда повсеместно закрывались учреждения для досуга и развития молодежи.

Вскоре у театра появилось название «Предел». Это название родилось из шуточного «Беспредел», но оказалось, что оно наполнено глубочайшим смыслом. Предел – это Родина, участь, судьба, которая выпала семье Ирины и Владимира Дель. Им выпала участь делать на малой родине настоящий театр, ставший их судьбой. Позже у театра, благодаря тогдашнему главе города И.М.Еганову появилось свое отдельное помещение. А ведь до этого приходилось репетировать дома.

2.5. Дорога в жизнь. Театр стал трамплином в жизни для многих скопинских юношей и девушек. У всех был свой путь к нему, чаще всего случайный. Например, Р.Цымаховский рассказал мне, что его В.Ф. заметил на дискотеке и пригласил, М.Сиворина встретил в фойе ДК, куда тот зашел погреться с другом, Н.Пономарева тоже пришла в театр, когда у нее в семье были большие неприятности. Кто-то узнавал о необычном театре от друзей. Приходили посмотреть и оставались надолго. Театр стал настоящей отдушиной и лучом света для многих ребят. Театр – это настоящая семья. Это видно по тому, как общаются между собой и с семьей Дель бывшие и нынешние актеры. Видно, что им вместе хорошо. Театр – это их второй дом. Тем более, что режиссер, как талантливый психолог находит и настраивает самые тонкие струнки детской души. Дает каждому ребенку ощущение его талантливости и нужности. Для многих театр стал трамплином в профессию. Профессиональными актерами стали Илья Дель (актер Александрийского театра С-Пб, лауреат многих престижных премий), Наталья Пономарева (Театр Поколений С-Пб), Роман Данилин (актер Театра на Соборной, снимается в кино), Михаил Сиворин (актер театра и кино, приз за лучшую роль в фильме «Скоро все кончится»). Роман Цымаховский и Екатерина Стафурова, имея театральное образование, работают не по профессии. Хотя Екатерина продолжает играть в «Пределе». Да и Роман сказал мне о том, что у него много друзей в театральной среде, и он сам с удовольствием вернулся бы в профессию.

Из бесед с ними я сделала вывод, что Владимир и Ирина Дель для них стали самыми важными и дорогими людьми. Владимир Федорович гордится всеми своими учениками, помнит их. Но особенно ему дороги успехи сына Ильи, который буквально с малых лет играл с родителями на сцене. Как говорил сам Владимир Федорович: «Театр – это способ существования нашей семьи, моего сына, моей жены. Постоянная помощь с ее стороны придает мне силы, энергию и мечту. Вся семья день и ночь думает о театре, живет театром. У нас нет ничего другого, кроме театра».

2.6. Грани таланта. Творческая деятельность режиссера не ограничивается только постановками в «Пределе». В начале 2000-х он преподавал в ГИТИСе, ставил спектакли в Белгороде, Тамбове, Липецке, Орле; проводил мастер-классы; работал в содружестве с З.Прилепиным, по творчеству которого поставил два спектакля. Один из них до сих пор имеет большой успех. Это моноспектакль «Ты че такой похнюпый», в исполнении М.Сиворина. По инициативе Владимира Федоровича был организован «Театр Директоров» школ города.[2.7] Он поставил несколько спектаклей с их участием: «Верните плату за обучение», «Маленький принц», «Свадьба». Премьерный показ обычно проходил в День Театра 27 марта. Уже два года он возглавляет ученический театр «Рай-центр» в нашей школе. Два года подряд «Рай-центр» становится победителем православного слета со спектаклями «Век матушки Серафимы», «Княгиня-Не-Знаю». Я сама играла в этих спектаклях. Они стали для меня настоящим открытием, открытием чуда, коим является театр. Постановка «Век матушки Серафимы» на фестивале «Есенинская Русь» получила приз высокого жюри.

2.7. БесПРЕДЕЛьные дали театра. За годы своего существования «Предел» с неизменным успехом представлял спектакли более чем на 100 фестивалях в разных городах и странах мира. Были среди них и совместные проекты с французом П.Донтанелем. Самым значимым фестивалем В.Дель считает «Рождественский парад в Петербурге», на котором и зажглись профессиональные актерские звезды. Спектакль «Моцарт и Сольери» российскими критиками занесен в десятку лучших пушкинских постановок ХХ в. «Это семейный спектакль, но отнюдь не домашние радости “для своих”. Он не нуждается в скидках на провинциализм и “домашность”, решительно не заслуживает ни снисхождения, ни оговорок. Его хранит, словно талисман, спокойное внутреннее достоинство и профессиональная чистота тона»[1.2]

Среди самых значимых постановок «Малыш и Карлсон», «Красный угол», «Гуссенбах-Кучугурки», «Ловушка 46, рост2», «Интимный дневник отличницы», «Девочка-Снегурочка», «Моцарт и Сольери» и многие другие. А.Шульпин в книге «Свой театр» одну из глав посвятил творчеству В.Ф.Деля и его театра. По заказу Министерства кинематографии снят документальный фильм «Дель и его Предел». Критики почти всегда благосклонны к творчеству режиссера, хотя и не всегда согласны с его смелыми трактовками классики. Высшая похвала из их уст звучит так: «Мы не знаем, как это сделано». А значит это сделано в минуты вдохновения. А оно вне логики.

Заключение. Работая над темой, я много узнала В.Ф.Деле: о его работах на различных театральных сценах, о личности самого режиссера, о том, как он пришел к своей профессии, как сделал ее делом всей своей жизни. Многое для меня стало открытием. Мне очень лестно, что и я могу считать себя частью прекрасного мира театра, созданного режиссером для нас. К счастью, творчество Владимира Фердинандовича оценено по заслугам. Он является Заслуженным деятелем культуры РФ, лауреатом премии СТД «Признание». Чтобы перечислить все его награды не хватит и целого дня. Но иначе и не может быть. Потому что всего себя безраздельно он посвятил театру. В свое время он сказал: «У каждого мужчины всегда должно быть дело с большой буквы, которое определяет его жизнь». У Владимира Фердинандовича оно есть. Во многом благодаря жене – Ирине Дель, верной помощницы и соратницы во всех его начинаниях. Она - его опора и поддержка на протяжении большей части жизни не только в семье, но и в профессии. Я считаю, что цель моего исследования достигнута. Гипотеза доказана словами самого режиссера: «Я люблю людей. Все что я делаю, я делаю только для них. Мне бы очень хотелось, чтобы люди на моих спектаклях научились сострадать, понимать друг друга, говорить на одном языке, выходить за пределы своей реальности»[1.3] Жаль, что в рамках данной работы невозможно отразить все стороны многогранной, творческой натуры режиссера. Хотелось бы продолжить эту работу в следующем году, чтобы изучить творческий путь всех членов этой талантливой семьи.

Источники и литература:

1.Литература

1.1. Шульпин А.П. Свой театр. Очерки театрального движения конца XX начала XXI веков / А.П. Шульпин.-М.: ГИИ, 2010.- 275 с.

1.2. Горфункель Е. Родился я с любовью / Е.Горфункель // Экран и сцена. – 1998.-№16.

1.3. Новикова В. Беспредельное / В.Новикова // Театральная жизнь.-2005.-№3.

1.4. Соколов Д. Сцена без границ / Д.Соколов // Рязанские ведомости.-2015.-№113.

1.5. Соколов Д. Огонь, вода, пух и перья / Д.Соколов // Рязанские ведомости.-2015.-№119.

1.6. Скорочкина О. Время колокольчиков / О.Скорочкина // Петербургский театральный журнал.-1999.-№17.

1.7. Цекиновский Б. Пушкин в российской глубинке / Б.Цекиновский // Театральная жизнь.-1997.-№8

2. Интернет источники

2.1. Демидов О. Театр- это кафедра [Электронный ресурс].-http://www.vperyod.ru/id18693.htm?PHPSESSID=bf859b736..

2.2. Коренева Е. Где-то на белом свете [Электронный ресурс].- http://rv.ryazan.ru/news/2011/2/11/6524.html

2.3. Маринова Ю. Успех 2010 [Электронный ресурс].- http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/artic..

2.4. Мозалева З. На пределе чувств [Электронный ресурс].- http://www.russkiymir.ru/magazines/article/141802/

2.5. Новикова В. Белый свет и черный человек [Электронный ресурс].- http://newspaper.ryazan.ru/nomer10022011_05/183.html

2.6. Новикова В. Нетеатр [Электронный ресурс].- http://novgaz-rzn.ru/nomer25112010_47/115.html

2.7. Сафронова Е. Отчаянная авантюра директоров школ [Электронный ресурс].- http://rv.ryazan.ru/news/2010/04/07/1366.html


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!