Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников



ОГЛАВЛЕНИЕ   Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………………6 1.1 Сущность и содержание эстетического воспитания…………………………6 1.2 Театральное искусство как средство эстетического развития детей младшего школьного возраста………………………………………………14 1.3 Психологические особенности развития младшего школьного возраста…18 Глава 2 Педагогические приемы и средства эстетического развития средствами театрального искусства…………………………………………22 2.1 Педагогические приемы, использованные в ходе работы над музыкально-сценической постановкой……………………………………………………….22 2.2 Практическое исследование по эстетическому воспитанию младших школьников в ходе работы над музыкально-сценической постановкой……..25 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы……………………………………………………………....33

Введение

 

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" (15).

Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" (10).

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" (15).

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: театр, музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление (6). Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в музыкально-сценическом представлении как жанре театрального искусства включено музыкальное, театральное, литературное и изобразительное искусство. Данный широкомасштабный синтез развивает эстетический интерес и восприятие младших школьников различных видов искусства, формирует способность свободно реализовать себя в них, стимулирует фантазию, творческую активность ребенка.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Учитывая данное положение можно утверждать, что оптимальной формой эстетического воспитания является та, которая соединяет в себе несколько видов искусств.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами театрального искусства".

Предмет исследования - использование средств театрального искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей театрального кружка и музыкально- сценического представления как жанра театрального искусства в качестве средства эстетического воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в культурологической деятельности средства искусства, а именно средства театрального искусства, музыки, литературы.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к театральному искусству и постановке музыкально сценического представления.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыкально сценического представления как жанра театрального искусства.

База исследования: театральный кружок «Гарэзы» "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №2" им. С.К. Тока с. Сарыг-Сеп.


Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!