В ней есть душа, в ней есть свобода,



В ней есть любовь, в ней есть язык...

Природа живет своей тайной жизнью, но человек может ее услышать - ведь природа говорит с ним на языке лесов и звезд, сходит лучами в душу человека, цветет в его груди весной, "Языками неземными, волнуя реки и леса", с человеком совещается "в беседе дружеской гроза". Тех же, кто не способен внимать голосу природы, Тютчев сравнивает с глухонемыми, души которых "не встревожит и голос матери самой!". Природа в поэтическом мифе Тютчева предстает единым живым существом, имеющим душу и разум:

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды. ("Летний вечер" )

Все явления природы у Тютчева одушевлены: солнце "глядит исподлобья", день "сходит по лестнице", деревья "смеются" и "поют", "полдень мглистый" "лениво дышит", сад "сладко дремлет". Природа порой полна любви и неги:

Наш дольний мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил.

 

Природа говорит "языками неземными": ночью в саду ключ "слышнее говорит", ветер поет свои "страшные песни", весенние воды гласят: "Весна идет! Весна идет!". Весна хохочет в лицо зиме, а та ворчит, как злая старуха. Природа может и молчать, и в этом молчании скрывается тайна и глубина.Только природа обладает подлинным бытием, а человек – лишь "греза природы", созерцатель и свидетель чуда, пытающийся постичь её тайны. И все равны перед той "всепоглощающей и миротворной бездной", из которой все вышли и в которую все рано или поздно уйдут. Жизнь человека - лишь "подвиг бесполезный". Этим широким пантеизмом, как замечает В. Брюсов, объясняется едва ли не вся поэзия Тютчева.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Природа представлена в  лирике Тютчева во всех своих четырех натурфилософских ипостасях - стихиях: Огня, Воды, Воздуха, Земли. Торжество света, солнца, буйство красок отличают дневную лирику Тютчева.

Уже полдневная пора

Палит отвесными лучами, -

И задымилася гора

Своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи

И с камней, блещущих на зное,

В родную глубь спешат ручьи...

И между тем как полусонный

Наш дольний мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил, -

Горя, как божества родные,

Над издыхающей землей,

Играют выси ледяные

С лазурью неба огневой. ("Снежные горы")

 

Первым условием жизни матери-Земли является для Тютчева свет. Не случайно Вл. Соловьев, создавая свою философию Великого Всеединства, опирался на поэтические открытия Тютчева. В трактате "Красота в природе" (1889) пишет: «Мировое всеединство и его физический выразитель - свет - в своем собственном активном средоточении - солнце. Солнечный восход - образ деятельного торжества светлых сил. Отсюда особенная красота неба в эту минуту, когда по всей

Неизмеримости эфирной

Несется благовест всемирный

Победных солнечных лучей».

 

В одном из  писем Тютчев писал: "Ничто так кротко и утешительно не соединяет живых, как свет. Древние хорошо это понимали; недаром они всегда говорят о свете с умилением".

Образ солнца, солнечного сияния - один из излюбленных в дневной лирике Тютчева. Его восхищенный взор следит, как солнце проникает в жизнь природы: золотит нити дождя, превращает фонтан в фантастический столб огнецветного влажного сияния.

Культ воды в поэзии Тютчева. Этот культ как признание ее первичной и благой мирообразующей стихией. Тютчев предрасположен к эстетическому восприятию воды в природе. Вода - это живая и гармоническая стихия, самая древняя, ведь волны пели еще у колыбели земли. "Ток подземных вод" организует таинственную жизнь в глубинах земли. Вода – самая могущественная стихия. Эта "великая зыбь" является источником жизни, ее истоком и последним прибежищем — об этом Тютчев говорит в стихотворении «Последний катаклизм»:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 757; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!