Вопросы по литературе (25 баллов)



МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 2018–2019 уч. г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

11 класс

Задания и ответы

I. [20 баллов] ОТ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ

Придумайте по предложению для каждой схемы. Все указанные морфологические и смысловые признаки и указанная последовательность слов должны быть сохранены.

 

1. Подлежащее, выраженное существительным или местоимением + сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида + второе сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида + дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога + союз И + третье сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида + дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; в предложении выражается одновременность действий.

2. Подлежащее, выраженное существительным или местоимением + сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида + дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога + второе сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида + дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога + союз И + третье сказуемое, выраженное глаголом несовершенного вида; в предложении выражается последовательность действий.

3. Подлежащее, выраженное существительным + глагол-связка + именная часть сказуемого, выраженная существительным; значения существительного-подлежащего и существительного-сказуемого соотносятся как вид и род.

4. Согласованное определение + подлежащее, выраженное существительным + глагол-связка + именная часть сказуемого, выраженная существительным; значения первого и второго существительного разные, но предмет (референт), который за ними стоит, один и тот же.

5. Подлежащее, выраженное существительным + глагол-связка + именная часть сказуемого, выраженная существительным; значение второго существительного – это метафора предмета, названного первым существительным.

 

Ответ.

1. Валя сидит, пьёт чай и читает книгу.

2. Ира закрывает книгу, убирает тетрадку и уходит.

3. Малина – (есть) ягода.

4. Мой брат – (есть) пианист.

5. Жизнь – (есть) сон.

Возможны любые другие предложения, удовлетворяющие схемам. За каждое правильное предложение – 4 балла. Любая ошибка в предложении обнуляет баллы за это предложение. Всего 20 баллов.


II. [30 баллов] ПРОВЕРКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭРУДИЦИИ: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Прочитайте отрывки из поэмы В.В. Ерофеева «Москва–Петушки».

Ответьте на вопросы по пунктам (связный текст в каждом из пунктов и в целом не обязателен)

1. [13 баллов] Прокомментируйте первый отрывок: перечислите и объясните крылатые выражения, имена собственные, цитаты из художественных произведений и связь между ними.

2. [7 баллов] Назовите произведение мировой культуры, аллюзии на которое присутствуют во 2-м отрывке. Выпишите из текста 2-го отрывка неточные цитаты из найденного вами произведения. Какой известный русский писатель ХХ века написал повесть, использующую сюжет этого произведения? Укажите его имя, фамилию и название произведения.

3. [10 баллов] Дайте комментарий, объясняющий реалии 3-го отрывка.

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938–1990)

Москва – Петушки (отрывки)

1) Я кое-как пригладил волосы и вернулся в вагон. Публика посмотрела на меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами…

Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где всё продаётся и всё покупается: …глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза… Девальвация, безработица, пауперизм… Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой – вот какие глаза в мире Чистогана…

Зато у моего народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! Какая духовная мощь! Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий – эти глаза не сморгнут. Им всё божья роса…

Мне нравится мой народ. Я счастлив, что родился и возмужал под взглядами этих глаз. Плохо только вот что: вдруг да они заметили, что я сейчас там на площадке выделывал?.. Кувыркался из угла в угол, как великий трагик Фёдор Шаляпин, с рукою на горле, как будто меня что душило?

Ну, да впрочем, пусть. Если кто и видел – пусть. Может, я там что репетировал? Да… В самом деле. Может, я играл бессмертную драму «Отелло, мавр венецианский»? Играл в одиночку и сразу во всех ролях? Я, например, изменил себе, своим убеждениям: вернее, я стал подозревать себя в измене самому себе и своим убеждениям; я себе нашептал про себя – о, такое нашептал! – и вот я, возлюбивший себя за муки, как самого себя, – я принялся себя душить. Схватил себя за горло и душу. Да мало ли что я там делал?..


 

2) Я ей сказал:

– Давай, давай всю нашу жизнь будем вместе! Я увезу тебя в Лобню, я облеку тебя в пурпур и кручёный виссон, я подработаю на телефонных коробках, а ты будешь обонять что-нибудь – лилии, допустим, будешь обонять. Поедем!

А она – молча протянула мне шиш. Я в истоме поднес его к своим ноздрям, вдохнул и заплакал:

– Но почему? – заклинаю – ответь – почему???

Вот тогда-то она и разрыдалась и обвисла на шее:

– Умалишённый! Ты ведь сам знаешь, почему! Сам – знаешь, почему, угорелый!

 

3) А я, сидя в своём президиуме, слушал эти прения и мыслил так: прения совершенно необходимы, но гораздо необходимее декреты. Почему мы забываем то, чем должна увенчиваться всякая революция, то есть «декреты»? <…> Например, декрет о земле: передать народу всю землю уезда, со всеми угодьями и со всякой движимостью, со всеми спиртными напитками и без всякого выкупа? Или так: передвинуть стрелку часов на два часа вперёд, или на полтора часа назад, всё равно, только бы куда передвинуть. Потом: слово «чёрт» надо принудить снова писать чрез «о», а какую-нибудь букву вообще упразднить, только надо подумать, какую. И, наконец, заставить тётю Машу в Андреевском открывать магазин в пять тридцать, а не в девять...

 

Ключи (примерный вариант ответа):

1) [13 баллов] «Мир чистогана» – штамп советской прессы о западном мире (1 балл). «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…» –начало стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (2 балла).

«Божья роса» – фрагмент русской пословицы: «плюй в глаза – всё божья роса» (2 балла). Не продадут и не купят – ирония, основанная на переносном значении слова «продать» (1 балл). «Кувыркался из угла в угол, как великий трагик Фёдор Шаляпин, с рукою на горле» – Шаляпин, исполняющий роль Бориса Годунова в одноимённой опере (2 балла). Отсюда по ассоциации герой переходит к «Отелло», задушившему Дездемону. «Возлюбивший себя за муки» (1 балл) – неточная цитата из «Отелло» (1 балл) У. Шекспира (1 балл): «Она меня за муки полюбила, // А я её – за состраданье к ним» (слова Отелло) – 2 балла за цитату.

2) [7 баллов] Библия (1 балл). Конкретно – книга Ветхого Завета «Песнь песней» Соломона (2 балла). Скрытые (неточные) цитаты из этой книги: «… облеку тебя в пурпур и крученый виссон»; (1 балл) «будешь обонять что-нибудь – лилии» (1 балл). А.И. Куприн (1 балл) написал повесть «Суламифь» (1 балл) на материале библейской книги «Песнь песней». В ней два главных героя – царь Соломон и его возлюбленная Суламифь. Намёк на их любовь даётся в отрывке поэмы.


3) [10 баллов] Декрет о земле – один из первых документов советской власти (1 балл). В. Ерофеев пародирует реформы правительства первых лет советской власти: календарь (1 балл), «декретное» время (1 балл), «новая» орфография 1918 года, упразднившая некоторые буквы (2 балла). Последняя реформа орфографии, отменившая, в частности, написание «чорт», произошла в 1956 году (1 балл). В 1960-х гг (годы написания поэмы, 1 балл) готовилась ещё одна орфографическая реформа, однако принята не была (2 балла). В этом ряду пародийно выглядит требование открывать магазин, торгующий спиртным, в 5.30, как станции метро (1 балл).

 

III. [55 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ (ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

Прочитайте отрывок из статьи В.В. Маяковского «Как делать стихи». Ответьте на вопросы.

 

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ? (отрывок)

 

<…> (1)Поэзия начинается там, где есть тенденция.

(2)По-моему, стихи «Выхожу один я на дорогу...» – это агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами. (3)Одному, видите ли, скучно. (4)Эх, дать бы такой силы стих, зовущий объединяться в кооперативы!

(5)Старые руководства к писанию стихов таковыми, безусловно, не являлись. (6)Это только описание исторических, вошедших в обычай способов писания. (7)Правильно эти книги называть не «как писать», а «как писали».

(8)Говорю честно. (9)Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. (10)Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. (11)А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, так как эти надоевшие мотивы чересчур часто встречаются – вроде: «Вниз по матушке по Волге».

(12)Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. (13)Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90 %, в практической работе моей не встречаются и в трёх.

(14)В поэтической работе есть только несколько общих правил для начала поэтической работы. (15)И то эти правила – чистая условность. (16)Как в шахматах. (17)Первые ходы почти однообразны. (18)Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. (19)Самый гениальный ход не может быть повторён при данной ситуации в следующей партии. (20)Сбивает противника только неожиданность хода.

(21)Совсем как неожиданные рифмы в стихе.

(22)Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?

(23)Первое. (24)Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. (25)Социальный заказ. (26)(Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)

(27)Второе. (28)Точное знание, или, вернее, ощущение желаний вашего класса (или группы, которую вы представляете)в этом вопросе, т.е. целевая установка.

(29)Третье. (30)Материал. (31)Словá. (32)Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретёнными, обновлёнными, произведёнными и всякими другими словами.

(33)Четвёртое. (34)Оборудование предприятия и орудия производства. (35)Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождём, жилплощадь определённого количества шагов, которые нужно сделать для работы, связь с бюро вырезок для пересылки материала по вопросам, волнующим провинции, и т. д. и т. п., и даже трубка и папиросы.

(36)Пятое. (37)Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размер, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. и т. д.

(38)Например: социальное задание – дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. (39)Целевая установка – разбить Юденича. (40)Материал – слова солдатского лексикона. (41)Орудия производства – огрызок карандаша. (42)Приём – рифмованная частушка.

(43)Результат:

   Милкой мне в подарок бурка

   и носки подарены.

(44)Мчит Юденич с Петербурга,

  как наскипидаренный.

(45)Новизна четверостишия, оправдывающая производство этой частушки, – в рифме «носки подарены» и «наскипидаренный». (46)Эта новизна делает вещь нужной, поэтической, типовой.

(47)Для действия частушки необходим приём неожиданной рифмовки при полном несоответствии первого двухстрочья со вторым. (48)Причём первое двухстрочье может быть названо вспомогательным.

(49)Даже эти общие начальные правила поэтической работы дадут больше возможностей, чем сейчас, для тарификации и для квалификации поэтических произведений.

(50)Моменты материала, оборудования и приёмы могут быть прямо засчитываемы как тарифные единицы.

(51)Социальный заказ есть? (52)Есть. (53)2 единицы. (54)Целевая установка? (55)2 единицы. (56)Зарифмовано? (57)Ещё единица. (58)Аллитерации? (59)Ещё пол-единицы. (60)Да за ритм единица – странный размер требовал езды в автобусе.

(61)Пусть не улыбаются критики, но я бы стихи какого-нибудь аляскинского поэта (при одинаковых способностях, конечно) расценивал бы выше, чем, скажем, стихи ялтинца.

(62)Ещё бы! (63)Аляскинцу и мёрзнуть надо, и шубу покупать, и чернила у него в самопишущей ручке замерзают. (64)А ялтинец пишет на пальмовом фоне, в местах, где и без стихов хорошо.

(65)Такая же ясность вносится и в квалификацию.

(66)Стихи Демьяна Бедного – это правильно понятый социальный заказ на сегодня, точная целевая установка – нужды рабочих и крестьян, слова полукрестьянского обихода (с примесью отмирающих поэтических рифмований), басенный приём.

(67)Стихи Кручёных: аллитерация, диссонанс, целевая установка – помощь грядущим поэтам.

(68)Тут не придётся заниматься метафизическим вопросом, кто лучше: Демьян Бедный или Крученых. (69)Это поэтические работы из разных слагаемых, в разных плоскостях, и каждая из них может существовать, не вытесняя друг друга и не конкурируя.

(70)С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата, переданное новыми словами, выразительными и понятными всем, сработанное на столе, оборудованном по НОТу[1], и доставленное в редакцию на аэроплане. (71)Я настаиваю – на аэроплане, так как поэтический быт – это тоже один из важнейших факторов нашего производства. (72)Конечно, процесс подсчёта и учёта поэзии значительно тоньше и сложнее, чем это показано у меня.

(73)Я нарочно заостряю, упрощаю и карикатурю мысль. (74)Заостряю для того, чтобы резче показать, что сущность современной работы над литературой не в оценке с точки зрения вкуса тех или иных готовых вещей, а в правильном подходе к изучению самого производственного процесса.

(75)Смысл настоящей статьи отнюдь не в рассуждении о готовых образцах или приёмах, а в попытке раскрытия самого процесса поэтического производства.

Вопросы по литературе (25 баллов)

 

1. [5 баллов] Согласны ли Вы с Маяковским, что перечисленные им 5 пунктов позволят создать поэтическое произведение?

2. [2 балла] В предложении 73 сказано о «заострении, упрощении, карикатури-вании» мысли. Назовите стилистическую фигуру, обобщающую все эти способы выражения мысли.

3. [13 баллов] Проиллюстрируйте схему из пяти пунктов, предлагаемую Маяковским (предложения 38–42) на примере стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии».

4. [5 баллов] Согласны ли Вы с мнением Маяковского о лермонтовском стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? Обоснуйте свой ответ.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!