Архитектура Московский Кремля



Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых - Михаил. Кремль масштабно реконструировали. На средства князя

В 1624 -1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Бажен  Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной, т.е. Красивой.

 

  Спасская башня Московского кремля

 

 

История Московского кремля в картинах А. Васнецова

 

Московский кремль в XVII веке
Расцвет Кремля в XVII веке

 

Новым явлением XVII в.  стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий, например, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов. Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

 

  Колокольня Новодевичьего монастыря  
Церковь Покрова в Филях (Москва)  

Живопись

В живописи XVII века можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия, представители которого работали по заказам царского двора. В то же время возникает новое художественное направление – «строгановская» школа. Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Эти иконы обычно небольшого размера, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной проработке деталей, к тому, чтобы икона, прежде всего, была красивой.  

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании было связано с именем Симона Ушакова. Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился придать изображению сходство с реальной жизнью.

Возглавляя иконописную мастерскую,  он  выразил свой взгляд на задачи иконописи в сочинении, где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир и желает уподобить ему живописный образ. С помощью многослойных плавей, т.е. мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход от одного тона к другому, он применяет светотени в образе ликов.

Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный».

 
«Спас Нерукотворный» 1673 г. Художник С. Ушаков Архангел Михаил, попирающий дьявола 1676 г. Х удожник С. Ушаков
Деталь иконы Божией Матери «Кикская» 1668 г.   Художник С. Ушаков Т роица Художник Симон Ушаков

Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или

«Насаждение древа государства Российского»

Одной из самых известных икон Симона Ушакова является Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Она же носит название  «Насаждение древа государства Российского». За стенами Московского Кремля узображен Успенский собор, из которого произрастает древо. В центре, среди его ветвей и цветов находится медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр. По сторонам от них представлена здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. От древа произросшего в центре Московского государства, идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Главными же его плодами являются русские святые, изображенные в двадцати медальонах со свитками – молениями в руках. Кремль - духовный и политический центр. В иконе нашло отражение представление о единой истории Руси и Русской Православной церкви.

 

    Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского».

Похвала Владимирской иконе Божией Матери («Насаждение древа государства Российского»). 1668 г.                                                                                                                                   

Художник С. Ушаков

 

Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портретыпарсуны, писались в старой иконописной манере, яичными красками, на доске, то во второй половине века уже   масляными красками на холсте. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображающие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина – Шуйского.

 

Парсуна Иван Грозный 17 век Парсуна. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский 17 век

 

Театр

Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для толпы. Главным героем этих представлений был Петрушка, говорящий народным языком со всеми его грубостями и резкостями. 

Царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори  создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев, в основном немцев, в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники.

Однако, этот первый театральный опыт в России не прижился, поскольку был далек от реальной жизни. Сразу после смерти царя в 1676 г. театр был закрыт. 

Таким образом, главной отличительной чертой развития русской культуры XVII века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви.

Историческая живопись

 
Восстание И. Болотникова Художник Г.Н. Горелов, 1964 г.
 
Воззвание Минина к народу Художник А. Кившенко
 
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г. Художник Э. Лисснер
 
Восстание в Москве в 1648 году (Соляной бунт) Художник Э. Лисснер
 
Медный бунт.1662 Художник Э. Лисснер, 1938 г.
 
Переяславская Рада Художник М.Н. Хмелько
 
Степан Разин Художник В. Суриков

Исторические повести

«Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» была написана в XVII веке, как предполагают, одним из участников «азовского сидения» и посвящена событиям самоотверженного подвига казаков, которые в 1637 г. захватили турецкую крепость Азов и долго ее удерживали. Повесть была создана для того, чтобы повлиять на решение Земского собора о включении ее в состав России. Но, как известно, Земский собор отклонил предложение казаков, крепость была возвращена Турции, так как у России не было возможности воевать в Турцией.

 

 
Памятник казакам, погибшим в «азовском сидении» в Азове

Термины:

 

«Дивное узорочье» - отход от строгих церковных канонов и традиций в русской архитектуре, которое проявилось в стремлении к внешней нарядности,

Обмирщение русской культуры - освобождение культуры  от  господствующего влияния церкви

Барокко (нарышкинское или московское) – новый архитектурный стиль в конце XVII века, его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов

Парсуна портрет, написанный в иконописной манере

 

Исторические деятели:

Бажен Огурцов  (XVII в.) – архитектор, участвовал в возведении шатра над Спасской башней, принял участие в возведении Теремного дворца царя Михаила Федоровича

Василий Данилович Поярков (ок.1610-1667) – русский землепроходец, в 1643-46 годах руководил экспедицией, которая  впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану

Ерофей Павлович Хабаров – (ок. 1603-1671) – русский землепроходец, он составил первый «Чертеж реки Амур».

Иоанникий Лихуд (1633-1717), Софроний Лихуд (1652-1730) – греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения России

Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673) – русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки, казачий атаман, торговец пушниной. Первый мореплаватель, прошедший Беренгов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски

Симеон Полоцкий (ок.1630-1680) – деятель культуры, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, московский придворный. Был наставником детей Алексея Михайловича: Федора и Софьи

Симона Ушакова (1626-1686) - русский московский иконописец, график

Михаил Васильевич Стадухин (?-1666) - русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, одним из первых достиг рек Колымы, Анадыря и северной части Охотского моря. Был помором, в 1633 г. исследовал реку Лену

 

 

Задания:

1. Дайте определение следующих понятий.

· «Обмирщание» культуры - ___________________________________________

· Парсуна ___________________________________________________________

· Московское (нарышкинское) барокко __________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

· Московское узорочье_________________________________________________

___________________________________________________________________

 

2. По какому принципу образованы ряды?

· Василий Поярков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров_______________________

· Братья Лихуды, Симеон Полоцкий, Василий Бурцев ______________________

· Дионисий, Симон Ушаков, Андрей Рублев ______________________________

 

3. Расположите в хронологической последовательности имена иконописцев

1) Дионисий

2) Симон Ушаков

3) Андрей Рублев

4) Феофан Грек

       

 

4. Какие два положения из перечисленных свидетельствуют о новых явлениях в русской культуре XVII века?

1) в городах прекращается деревянное строительство

2) в архитектуре появляется шатровый стиль

3) культура перестает быть исключительно церковной

4) проникновение в культуру западноевропейский влияний

5) появляется книгопечатание

   

 

5. Установите соответствие.

Памятники архитектуры Правители
А) собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) 1) Ярослав Мудрый
Б) Теремной дворец Московского Кремля 2) Иван III
В) Деревянный дворец в Коломенском 3) Иван IV
Г) Успенский собор во Владимире 4) Василий III
Д)Успенский собор Московского Кремля 5) Андрей Боголюбский
Ж) Грановитая палата 6)  Всеволод Большое Гнездо
З) Дмитриевский собор во Владимире 7) Алексей Михайлович
И)Колокольня Ивана Великого  
Й) Архангельский собор Московского Кремля  
К) Благовещенский собор Московского Кремля  
Л) Церковь Вознесения в селе Коломенском  

 

6. Прочитайте высказывание Симеона Полоцкого и укажите памятник архитектуры, о котором идет речь.

«Седьм дивные вещей древний мир читаше,

Осьмой див сей дом время имать наше»

1) храм Покрова на Нерли

2) церковь Вознесения в селе Коломенском

3) колокольня Ивана Великого в Москве

4) Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском

 

7. Рассмотрите изображение и выполните задания.

1. 2.   3.

 

8. Подпишите названия архитектурных сооружений.

9. Укажите номер, под которым указана постройка XVII века.

10. Напишите название архитектурного стиля, в котором выбранный вами храм сооружен___________________________________________________________

11. Перечислите характерные черты этого стиля:

· ______________________________________________________________

· ______________________________________________________________

· ______________________________________________________________

· ______________________________________________________________

 

12. Запишите термин, который используется для наименования русской портретной живописи XVII века?

_________________________________

 

13.  Установите соответствие.

Произведение Жанр
А) повесть о «Ерше Ершовиче» 1) житие
Б) «Житие протопопа Аввакума» 2) историческая повесть
Г) «Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» 3) сатирическая повесть
Д) «Повесть о шемякином суде» 4) научно-популярная литература
Е) Синопсис  

 

14. Установите соответствие .

 

Первопроходцы Открытия
А) Дежнев С.И. 1) вышел к Охотскому морю
Б) Поярков В.Д. 2) составил первый «Чертеж реки Амур»
В) Стадухин М.В. 3) первым открыл пролив между Азией и Америкой
Г) Хабаров Е.П. 4) первый русский землепроходец, совершивший плавание по Тихому океану  

 

15. Как называлось первое высшее учебное заведение в России?

___________________________________________________

 

16. Кто является создателем этого учебного заведения?

___________________________________________________

 

17. Как называлась первая в России рукописная газета?

____________________________________________________

 

18. Как называлась первая печатная книга по истории Российского государства?

____________________________________________________

 

19. Что из перечисленного относится к достижениям культуры России XVII века?

1) Строительство Троице-Сергиевой лавры

2) возведение храма Василия Блаженного

3) иконопись Андрея Рублева

4) творения иконописца Симона Ушакова

 

20. В конце XVII века в храмовом зодчестве появился новый стиль –

1) нарышкинское барокко

2) классицизм

3) рококко

4) шатровый стиль

 

21. Об «обмирщении культуры» XVII века свидетельствует

1) принятие закона об обязательном начальном образовании

2) открытие церковно-приходских школ

3) появление парсуны

4) начало книгопечатания

 

22. Кто из названных лиц был известным землепроходцем в XVII в.?

1) С.Дежнев

2) П.Нахимов

3) М. Шейн

4) К. Булавин

 

23. Какое из указанных событий произошло в России в XVII в.?

1) создание Славяно-греко-латинской академии

2) начало книгопечатания

3) учреждение Академии наук

4) открытие первого университета

 

24. Отражением стиля «нарышкинского» (московского) барокко является

1) Успенский собор Московского Кремля

2) церковь Покрова в Филях

3) Благовещенский собор в Москве

4) Храм Василия Блаженного

 

25. Церковная реформа патриарха Никона в XVII веке вносила изменения в

1) систему монастырского землевладения

2) правовое положение монастырских крестьян

3) церковные обряды

4) иерархию священнослужителей

 

26. Памятником архитектурного стиля, который современники назвали «дивное узорочье», построенным для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым, является

1) Теремной дворец Московского Кремля

2) Новоерусалимский монастырь

3) Большой Кремлевский дворец

4) церковь Покрова на Нерли

 

27. С именами С.Дежнева, В. Пояркова, В. Атласова связаны (-о)

1) крупные географические открытия

2) развитие научно-технической мысли

3) развитие университетского образования

4) появление новых жанров в литературе

 

28. Какие три из перечисленных деятелей относятся к периоду XV-XVII вв.?

1) Иосиф Волоцкий

2) Симеон Полоцкий

3) Сергий Радонежский

4) Михаил Глинка

5) Патриарх Никон

6) Василий Баженов

 

29. Расположите названия памятников русской культуры в хронологической последовательности их появления

1) «Слово о полку Игореве»

2) собор Василия Блаженного в Москве

3) белокаменный Кремль в Москве

4) «Повесть временных лет»

5) Софийский собор в Киеве

30. Расположите имена следующих религиозных деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности

1) митрополит Иларион

2) патриарх Никон

3) патриарх Филарет

4) Иосиф Волоцкий

5) патриарх Гермоген

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 818; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!