Оружие и доспехи в Древней Руси

Культура россии

IX - XIII века

Культура  Киевской Руси

Особенности древнерусской культуры

IX - XIIi ВЕКА

Письменность и образование

История письменности и образования на Руси связана с  принятием  христианства.  Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX веке византийскими монахами - братьями Кириллом и Мефодием. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги.

Вместе с письменностью на Русь пришла  обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» - Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, жития святых. Появились многочисленные переводы греческих церковных книг, жизнеописания христианских святых. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи и назывались пергаментом. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу.

 

Миниатюра из «Повести временных лет»

Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - миниатюрами.

 

Центрами образования в Древней Руси были монастыри. При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. Носителями грамотности, в первую очередь, были представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно, горожане. С XI в., после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой.

Литература

Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:

Летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор является составителем «Повести временных лет» (1113 г.). Эта летопись является сводом, т. е включает в себя исторические записи предыдущих лет. Предположительно самая первая летопись – Древнейший свод – была создана в конце  X- начале XI века. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095 г., ставший предтечей знаменитой Повести временных лет, которая была создана в первое десятилетие XII века при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считают автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

В первых строках летописец поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?». Уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях, которые поставил перед собой автор. Летопись действительно стала не обычной хроникой, которых в ту пору было немало, а взволнованным рассказом древнего историка, внесшего в повествование философско-религиозные обобщения, свой темперамент, свой стиль.

Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, договоры Руси с Византией, летописец разворачивает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси – становление общерусской государственности с центром в Киеве, - так и международные отношения Руси. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах «Повести временных лет» - князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Летописец рассказывает о военных походах и организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства. На страницах летописи рассказы о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, руководствуется в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Убийство, предательство,  обман, клятвопреступления Нестор осуждает, превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие нравственные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских государственных идеалов.

В 1116 -1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого и писалась «Повесть временных лет». Мономах отнял летописание у печерских монахов и  передал его в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором нового свода. В нем положительные оценки Святополка были приуменьшены, зато были подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но основная часть «Повести» осталась неизменной. И в дальнейшем, эта летопись входила непременной составной частью как в киевские летописи, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при Киевском соборе первую русскую библиотеку. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы. Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся по существу житием святых князей. В этом произведении воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия и человеколюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

Житие (агиография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского». В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Руси.

 Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовало торжественное произведение в жанре красноречия – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Это произведение относится к самым древним из известных произведений древнерусской литературы. Киевский митрополит Иларион был оратором, писателем, церковно-политическим деятелем. Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенностью формы. Его основной идеей является апология (защита) Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским. Автор утверждает свободу выбора религии со стороны Руси, отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином, сделавшим христианство государственной религией Римской империи. Говоря о первых русских князьях, Иларион гордо отмечает: «Не в плохой стране и не неведомой земле были они владыками, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Эта идея связи Руси с мировой историей затем нашла свое отражение и в «Повести временных лет». 

Литература XII века продолжает традиции русских сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения,

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Описывая княжеские дела и политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. В них находил он ответ на мучившие его вопросы, в них черпал нравственную опору. Он начинает цитировать Псалтырь с бессмертных слов: «Зачем печалишься душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». Его «Поучение» - это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в бессмысленность и обреченность зла. «…Воевал, много богатства видел, но в предсмертный час спрашиваю себя: а что более всего волнует в эти минуты душу? То, как будут вспоминать в народе о детях моих.». Он писал своим детям наставления, каким должен быть князь.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души…

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим…

На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод…

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело

Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный…

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».

Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же должен быть настоящий князь. Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий. Непременная черта настоящего князя – забота о Русской земле. По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные ссоры.

Цель «Поучения» - дать наставления потомкам. Владимир Мономах формулирует жизненные принципы, исходя из жизненного опыта. Русский князь в его представлении – это мужественный, смелый, деятельный, неумолимый и справедливый правитель. Князь призывает к единству Руси, распространению ее славы, стремится передать потомкам высокие нравственные качества.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран. Богомольный русский человек отправился к Гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время существовало государство крестоносцев. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился с ним у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли, около Гроба Христова он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

И «Поучение» и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

Русское народное творчество

Наиболее ярко особенности русской культуры прозвучали в эпическом произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве» (1185 г.).

 

 «После побоища Игоря Святославича с половцами» Художник В. Васнецов

 

Это было поэтическое, образное выражение целой эпохи. В основе сюжета неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгородсеверским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Произведение проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли является центральным в этом произведении. Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют крамолу» и «сеют по земле стрелы»). Автор рисует образы сильных и могущественных князей (Всеволода Большое Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую территорию, прославленных в соседних странах. Автор в то же время осуждает князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и почестями. Главная идея произведения – призыв к объединению русских князей и защите Отечества.

Фольклор – важная часть древнерусской культуры – это  песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.

Былины – русский героический эпос.  Их основной герой – богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет – с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Народные богатыри обладали также огромной чудодейственной силой, мудростью, хитростью. Так богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом, серым волком.

В былинных образах врагов угадываются и реальные противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина Змеевича просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом. Под именем Жидовина выводится Хазария, где государственной религией был иудаизм. Русские былинные богатыри служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непросто складывались отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды и непонимание. Но все они – и князь, и герои, - решали одно общее дело – защиты Русской земли. Ученые показали, что под именем князя Владимира Красное Солнышко слился обобщенный образ и Владимира Святославича – воевавшего против печенегов, и Владимира Мономаха – защитника Руси от половцев, и облик других князей – смелых, мудрых, хитрых.

В. Васнецов «Богатыри» 1881-1898 В. Васнецов «Прощание Олега с конем» 1899

Картина «Богатыри» занимает в творчестве Васнецова особое место. От рождения замысла картины до его полного воплощения прошло 30 лет. Сам художник признавался, что «Богатыри» стали его творческим долгом перед народом.

Многократное обращение к былинному эпосу, изучение материалов Императорского исторического музея позволили Васнецову сделать образы богатырей собирательными, обобщенными, ведь известно, что Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович жили в разное время. Однако, былины нередко объединяют их в одном сюжете.

В. Васнецов «Витязь на распутье» 1878  

 

Графическую композицию «Прощание Олега с конем» Васнецов написал в виде  древнерусской книжной миниатюры, выполняя заказ на оформление нового издания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе картины Васнецова и баллады Пушкина - летописный сюжет о предсказании кудесником князю Олегу смерти от его любимого коня. Несмотря на то, что Олег поручил коня заботам дружинников, предсказания кудесника сбылись.

Картину «Витязь на распутье» Васнецов писал по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Известные с детства слова из русских народных сказок: «Направо пойдешь, -коня потеряешь…», на самом деле вполне историчны. Отвечая на критику своих произведений, Васнецов отмечал, что «надписи эти отысканы мною публичной библиотеке».

Музыка

В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления:

- народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;

- христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.

Архитектура

Больших высот достигла в X-XIII веках архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с  распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах  возводились из дерева.

Вместе с христианством на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – возводились прежде всего храмы. Самая первая каменная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуня в 988 г. .а построена была в 996 г.

Десятинная церковь. Реконструкция

 

На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмами их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Архитектурным убранством Киев стремился подражать  Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие мастера из Константинополя.

В Киеве возводится Софийский собор (1037 г.), построенный в честь  победы над печенегами. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие. Софию киевскую венчали 13 куполов. Внутри храма находились мозаичные изображения Богоматери Оранты (так в греческой иконописи называли икону с изображением молящейся Богоматери).

Техника мозаики была чрезвычайно сложной, кусочки смальты, вносимые в сырую штукатурку специально ставились художником под разным  углом наклона. Падавший на них свет создавал искрящееся, хорошо видимое с любого места в соборе мозаичное изображение.

 

 

Софийский собор в Киеве Был построен Ярославом Мудрым в 1037 г. в честь победы над печенегами Софийский собор в Новгороде Построен в 1046-1050 гг. сыном Ярослава Мудрого  

 

 Стены храма были украшены и фресками (роспись по сырой штукатурке), которые являются уникальными. На них сохранились  семья Ярослава Мудрого, эпизоды придворной жизни, сцены охоты, скоморохи и музыканты, кулачный бой и т.д.  

 Киевская София была сооружена из камня и розового кирпича - плинфы, что придавало храму нарядный и праздничный вид.

В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Новгороде и Полоцке. Все три собора освящены в честь святой Софии. Новгородская София была расписана фресками.. Изображались евангельские сцены, лики святых, иногда князя и его детей. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость украшений, строгость и величественность форм.

По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. Это отразило возвышение Руси при Ярославе Мудром, который бросал вызов Византии и ее основной святыне – константинопольскому Софийскому собору.

 Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской Богоматери (с младенцем на руках). Впоследствии появились талантливые русские иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.

Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава»).

В XII веке начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившимися самостоятельными уделами. Прежде всего эти тенденции отразились в архитектуре. Заметно изменились архитектурные постройки Новгородской земли.

 

                                             Церковь Святого Георгия на Ладоге 1119 г.     Церковь Спаса на Нередицы под Новгородом   1198  г.

 

  Базовой моделью для строительства по-прежнему служат крестово-купольные  конструкции. Но Новгородская школа тяготеет к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке.

   В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую выразительность. Наиболее известными постройками новгородской школы являются церковь Святого Георгия на Ладоге, построенный в 1119 г., и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом, построенной в 1198 г. Эта церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены. На одной из них портрет Ярослава -  отца Александра Невского. В XIII веке в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись была построена на контрасте   ярких цветов. Характерной особенностью этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые света синих, белых и желтых одеяний святых.

  Совсем в ином роде развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное строительство здесь было развернуто князем Андреем Боголюбским. При нем в городе Владимире возводится большой Успенский собор (1160 г.). Город Владимир соперничал с великолепием Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимировский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени – 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком. В середине XII в. в нем были построены «Золотые ворота». Князь Андрей строит себе загородную резиденцию – Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и церковь Покрова на Нерли (1165 г.).Это одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности храм. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына. Эту небольшую однокупольную церковь назвали «поэмой из камня». Изысканная простота ее архитектурных линий  гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.

В конце XII в. при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор (1197 г.) . Стены собора украшены каменной резьбой: более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невидимых растений, а также орнамент,  вырезанный на камне талантливыми русскими мастерами. Внутри стены храма были украшены фресками.

 

   
Дмитриевский собор во Владимире 1197 г.   Успенский собор во Владимире 1160 г.  
     
«Золотые ворота» во Владимире Церковь Покрова (Богородицы) на Нерли 1165 г.  
   
Георгиевский собор в Юрьево-Польском 1234 г.   Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове Конец XII в.  

 

 

Традиции белокаменной резьбы нашли свое выражение в Георгиевском соборе в Юрьево-Польском  (1234 г.) - храм был покрыт каменными узорами от фундамента до купола.

Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка, Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и Чернигове была выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма. Обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального  движения. Такие храмы называют столпообразными. Классическим воплощением идеи столпообразного  храма считается церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.).

Таким образом, к XII веку византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Изменения произошли и в живописи. Уже в XII веке строгая, аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах – живописец Алимпий. Про него современники говорили, что он «иконы писать хитр был зело». Иконописание было главным средством существования Алимпия, но заработанные средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

Новгородская школа живописи

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика, складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII века до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей условности облика ангела чувствуется его трепетная и красивая душа. На иконе «Спас Нерукотворный» Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода.

 Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее – Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески украшали Дмитриевский собор.

 

 

 
  Икона «Ангел Златые власы XII в.   Икона «Спас Нерукотворный» XII в.

 

Ярославская школа живописи

В начале XIII века прославилась ярославская школа живописи. В монастырях, церквах Ярославля было написано немало превосходных икон. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображающая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую, властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские художники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это, прежде всего, мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.

     
  Икона «Ярославская Оранта» XIII  вв.     Икона «Успение Богородицы» XIII в.

Ювелирное мастерство

    Древнерусские ювелиры - золотых и серебряных дел мастера,  создавали изящные украшения: браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. Украшались оклады икон, книги. До сих пор вызывают сделанные киевскими мастерами серьги (XI-XII вв.) кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки серебра диаметром 0,04 см. 

 

зернь, скань скань
эмаль, скань зернь
филигрань чернь

 

Древние деньги

Гривна – денежная и весовая единица Киевской Руси. Это слиток из серебра или золота, который в последствии стали рубить на гривенки и новый слиток в половину денежной единицы назвали рублем, от слова «рубить».

 

Гривны

     

 

Оружие и доспехи в Древней Руси

Тело воина в Древней Руси было защищено доспехами. На туловище одевалась кольчуга, сделанная из мелких металлических колечек, доспехи из пластин. На голову одевался шлем со стержнем наверху, сзади и с боков к нему прикреплялась кольчужная сетка – бармица, которая защищала шею и плечи воина. 

Меч  изготавливался из стали, он был длиной около метра с заостренными краями с двух сторон. Меч князя украшался серебряным узором.

Кольчуга Шлем с бармицей
Щиты Меч знатного воина
   
Топор  Булава и кистень

 

    Боевые топоры с короткой рукоятью использовались для метания. Для рубящего удара изготавливался топор на длинной рукоятке.

    Булава являлась холодным оружием с деревянной или металлической рукоятью, шаровидной головкой – ударной частью с шипами.

 

Термины:

Кириллица - славянская азбука

Былины – русский героический эпос. Их основной герой – богатырь, защитник народа

Гривна – денежная единица в Древней Руси

Икона – изображение ликов святых, церковной истории по строгим канонам (правилам)          

Житие (агиография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью

Миниатюра – иллюстрация к тексту

Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного материала (смальты)

Летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев

Крестово-купольный тип храма – основной тип восточно-христианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой  Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В месте пересечения рукавов образуется крест. На него ставится четыре вертикальные опоры, соединенные арками. На них опирается купол.

Пергамент – специально выделанная телячья кожа, на которой изготавливались книги

Плинфа – характерный для русского домонгольского зодчества тонкий обожженный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине

Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия

Фрески

«Хождения - рассказы о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран

Устав  - строгие требования к написанию букв

Фреска– техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке

Фольклор –это песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки

Зернь - это мелкие платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0.4 мм, которые напаиваются в ювелирные изделия на орнамент из скани

Скань или филигрань - вид ювелирной техники ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

Эмаль – вид ювелирной техники, при которой на тонкой золотой пластине отливали углубленный контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянной массой разного цвета и обжигался в печи

Чернь –от слова «черный», «чернение» - это вид ювелирной техники, при котором смесь из сульфида серебра, свинца и меди с помощью которой украшают изделие, наносится на гравированную поверхность  в основном из серебря и обжигается

Исторические деятели:

Иларион (XI в.)митрополит Киевский и всея Руси. Первый митрополит русского происхождения в истории Русской православной церкви. Автор «Слова о законе и благодати»

Кирилл и Мефодий (ок. 820-885 гг.) – славянские просветители, братья, создали славянскую азбуку. С 860 г. проповедали христианство. Перевели на славянский язык основные богослужебные книги

Нестор (XI-XII вв.) – монах Киево-Печерского монастыря. Писатель, летописец. Канонизирован Русской православной церковью.

 

 

Задания:

1. Дайте определения следующим понятиям:

Крестово-купольный храм - ___________________________________________

____________________________________________________________________

Мозаика - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Плинфа - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Устав - ______________________________________________________________

Зернь - ______________________________________________________________

Скань - _____________________________________________________________

Финифть - ___________________________________________________________

Чернь - _____________________________________________________________

 

2. Заполните таблицу.

Архитектурное сооружение Храм Покрова Богородицы или Десятинная церковь в Киеве Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде
Имя киевского князя, при котором возведен храм      
Век или год создания      

 

3. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРЫ
А) «Слово о Законе и Благодати» 1) Феодосий Печерский
Б) «Повесть временных лет» 2) Илларион
В) «Поучение детям» 3) Мономах
  4) Нестор

 

4. Запишите термин, о котором идет речь.

Изображение или узор из скрепленных друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла, разноцветных камешков, эмали, дерева ________________________________________

 

5. Прочитайте имя правителя из летописи и укажите имя правителя, о котором идет речь.

  «В лето 1037 … заложил князь церковь  Святой Софии. И к книгам прилежал, читал их часто ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… Князь , книги многие написав, положил в церковь Святой Софии, которую создал сам».

1) Олег Вещий

2) Игорь Старый

3) Ярослав Мудрый

4) Владимир Мономах

 

6. По какому принципу образованы ряды?

Зернь, эмаль, скань -______________________________________________________________

Фреска, мозаика, икона -__________________________________________________________

«Слово», «Житие», «Поучение» - __________________________________________________

 

7. Напишите имя автора сочинения, фрагмент которого приведен.

«А теперь поведаю, вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров заключил я с половецкими князьями без одного 20…».

 

8. Напишите названия памятников древнерусской архитектуры. Укажите век их создания, город постройки, Определите общие черты и различия:

 

______________________________________________ ______________________________________________   _________________________________________________ _________________________________________________

Общие черты:

   
   

Различия:

   
   

 

 

9. Используя Атлас, составьте перечень городов Древней Руси, история которых насчитывает более 8 веков:

___________________

___________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

10. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идет речь.

«…Сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли, основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Дмитров на берегу Яхромы. Князь не имел добродетелей своего отца, великого Мономаха, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной.»

1) Даниил Галицкий

2) Юрий Долгорукий

3) Андрей Боголюбский

4) Всеволод Большое Гнездо

11. Рассмотрите иллюстрацию

1) Подпишите название архитектурного сооружения ________________________________________________________________   2) Укажите его назначение: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________  

 

12. Напишите имя князя, деяния и заслуги которого упомянуты в тексте

Князь не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимировской…. Кроме церкви Успения он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей

_____________________________

 

13. Рассмотрите изображения. Подпишите названия храмов. Укажите, в каком веке и в каких городах они построены, при каком князе. Чем знамениты?

   
       

 

14. Рассмотрите изображения. Подпишите названия храмов. Укажите, в каком веке и в каких городах они построены. Какие архитектурные черты их объединяют?

 

         

Какие архитектурные черты их объединяют?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

15. Рассмотрите изображения икон. Подпишите их названия и укажите  век их  создания,  к какой школе живописи они относятся.

 

       
       
       

 

16. Рассмотрите изображение иконы, получившей свое название по месту строительства храма в ее честь.

  Как называлась данная икона? __________________________________   Каким князем она была вывезена из Киева? ______________________________________   Как вы думаете, к какой школе живописи она принадлежит и почему так почиталась? _______________________________________

17. Исторический диктант

На развитие русской культуры большое влияние оказала _________________________, из которой на Русь пришло христианство. Византийские мастера сооружали на Руси каменные храмы, одновременно передавая секреты своего мастерства русским строителям. При князе Владимире в Киеве был построен первый на Руси каменный храм - _______________________________________. При Ярославе Мудром в Киеве был построен ________________________ собор. Аналогичные по названию соборы появились в городах – _________________и ___________________.

Храмы возводились из плоского бледно-розового кирпича, который назывался ___________. Внутри стены храмов украшались росписями по сырой штукатурке- _______________________.

Для украшения внутренних стен храмов использовали также изображения или узоры, выполненные из кусочков камня, керамики и специального материала - ______________. Такие изображения получили название _____________________. Лики (образы) святых художники писали на __________________, которые были обязательным украшением и принадлежностью храма.

Еще до принятия в __________ году христианства на Русь пришла славянская азбука. Ее создателями являются церковные деятели из греческого города Салоники ________________ и __________________________.

При монастырях велось летописание. Летописи украшались специальными рисунками - __________________. Существовали строгие правила рукописного текста - ______________. Первоначально рукописные книги писали на ________________________, специально выделанной телячьей шкуры, украшали золотыми окладами. Наиболее известным памятником летописания является летописный свод XII века ________________________________________________, автором которого является монах Киево-Печерского монастыря __________________.

Наряду с летописью распространяется другой жанр древнерусской литературы – жизнеописания (жития) русских святых. Первыми русскими святыми признаны ________________ и ____________________. Жития этих святых повествуют об их гибели от рук брата Святополка Окаянного в междоусобной борьбе в 1015 г.

В XI в. для новгородского посадника Остромира была создана книга. По имени посадника она получила свое название - __________________________________.

Памятниками устного народного творчества являются ___________________, прославляющие русских богатырей – надежных защитников родной земли. Наиболее известные персонажи богатырей это - ____________________________________, ___________________________________, __________________________________. Художник В. Васнецов в своем творчестве воплотил собирательные образы русских богатырей в таких знаменитых картинах как ____________________________________, ________________________________, _____________________________________________________.

Уже в первые века своего существования, Древнерусское государство обладало богатым культурным наследием, не случайно время правления Ярослава Мудрого получило название _________________________________________________.

 

18. Погодные записи событий в XI-XVIII вв.

1) летописи

2) жития

3) былины

4) хождения

19. Братья Кирилл и Мефодий известны как

1) первые русские святые

2) создатели славянской письменности

3) основатели Киево-Печерского монастыря

4) герои новгородских былин

20. Расположите в хронологической последовательности исторические события

1) возведение в Киеве Софийского собора

2) создание славянской азбуки

3) крещение Руси

4) постройка Десятинной церкви в Киеве

5) составление «Повести временных лет»

Ответ:

         

 

21.  Какие три из перечисленных терминов относятся к архитектурному убранству храмов Древней Руси?

1) миниатюры

2) фрески

3) мозаика

4) плинфа

5) зернь

6) иконы

Ответ: __________________________

 

22.   Установите соответствие между событиями и их датами

СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) составление «Повести временных лет» 1) IX в.
Б) «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона 2) X в.
В) Крещение Руси 3) XI в.
Г) перенос столицы Древнерусского государства в Киев 4) XII в.
  5)XIII в.

 

А Б В Г
       

 

23. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к техник е украшения ювелирных изделий.

зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь, плинфы, финифть

Ответ:___________________________

24. Какие три памятника архитектуры относятся к Владимиро- Суздальскому княжеству?

1) Дмитриевский собор

2) Софийский собор

3) Десятинная церковь

4) Церковь Покрова Богородицы на Нерли

5) Успенский собор

6) Церковь Спаса на Нередице

Ответ:_________________________

25. Установите соответствие между князьями и архитектурными сооружениями

 

КНЯЗЬЯ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
А) Владимир I Святой 1) церковь Покрова на Нерли
Б) Ярослав Мудрый 2) Дмитриевский собор
В) Андрей Боголюбский 3) Десятинная церковь
Г) Всеволод Большое Гнездо 4) Софийский собор
  5)церковь Спаса на Нередице

 

А Б В Г
       

 

 

26. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к созданию Русской рукописной книги

пергамент, устав, орнамент, миниатюра, переплет, мозаика

Найдите «лишнее» слово.

Ответ: ____________________

27. В честь победы над печенегами Ярослав Мудрый повелел построить

1) Успенский собор во Владимире

2) Десятинную церковь в Киеве

3) Софийский собор в Киеве

4) Церковь Покрова на Нерли

28. Установите соответствие между понятиями и определениями

 

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) чернь, скань, эмаль 1) жанры древнерусской литературы
Б) кириллица, глаголица 2) виды ювелирной техники
В) фреска, мозаика 3) виды письменности в Древней Руси
Г) летописи, сказания 4) виды древнерусской живописи
  5)архитектурные стили

 

А Б В Г
       

 

29. Какое произведение древнерусской литературы повествует о неудачном походе новгород-северского князя против половцев?

1) «Повесь временных лет»

2) «Слово о Законе и Благодати»

3) «Слово о полку Игореве»

4) «Сказание о Мамаевом побоище»

 

30. Запишите термин, о котором идет речь

Изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых и церковной истории называется

________________________________________

 

31. Продолжите предложения и вставьте пропущенные слова.

Предполагаемым автором летописного свода «Повесть временных лет» является _____________________________.

 

В «Сказании о Борисе и Глебе» воплотилась идея ____________________________________.

 

Житие – это ____________________________________________________________________.

 

К жанру красноречия относилось произведение ____________________________________, автором которого являлся ___________________________, первый русский _______________. Основной идеей этого произведения является ________________________

________________________________________________________________________________.

 

Основной идеей произведения «Поучение детям», созданного _______________________________ является ________________________________________

_______________________________________________________________________________.

 

В основе сюжета эпического произведения «Слово о полку Игореве» лежит ________________________________________________________________________________, главной идеей этого произведения является __________________________________________

________________________________________________________________________________.

 

Под именем князя Владимира Красное Солнышко в русском былинном эпосе подразумевается образ ____________________________________________________________,

________________________________________________________________________________.

 

           Основными героями  русского былинного эпоса являются ______________________________:

       ________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

       

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 828; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!