Некоторые технические моменты чтения Слова Божия



Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом Святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами (особенно важно так предварительно читать апостольские послания, которые и были написаны для целостного чтения). Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием (Втор. 6:6-9)[16]. Впрочем, очень важно соблюдать тишину – прежде всего, внутреннюю, – ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (3 Цар. 19 гл.). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири[17].

Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными моментами. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения – можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.

Более важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Св. Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием[18]. 

И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто – для самооправдания).

Это неверно и точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия – это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (т.наз. «широком контексте»).

Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.

Один из самых верных способов чтения Св. Писания – в связке с житиями святых. Подражая их подвигам в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.

Путь изучения Слова Божия

Святоотеческая традиция чтения Св. Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозит иногда стать самодостаточной, и интеллектуальная работа – подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам». В таком молитвенном чтении важно именно то, что открывается человеку здесь и сейчас, как «насущный хлеб» на день.

Существует и традиция учебного чтения, когда ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, для того, чтобы прийти к единому пониманию веры.

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Св. Писания.

Разные формы чтения Св. Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве.

Изучение Св. Писания в группе может частично заменить катехизацию, тогда его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов. Однако чтение в группе может быть и молитвенным, тогда целью будет услышать, что Бог говорит через данный текст и через братьев и сестер мне в данный момент.

Чтение Св. Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого индивидуально и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!