Семинар №3 Ж.-Б. Мольер, «Тартюф»; «Дон Жуан»
1. История создания комедии «Тартюф».
2. Понятие «высокой комедии» в творчестве Мольєра.
3. Система образов в комедии: антагонисты и жертвы.
4. Образы Тартюфа и Оргона, их структура и способы создания.
5. Особенности конфликта. Сатирическое и комичное начала в комедии
6. Истоки сюжета «Дон Жуана», своеобразие мольеровской интерпретации.
7. Основная тема трагикомедии, особенности ее развития. Образы Дон Жуана и Сганареля.
8. Пьеса «Дон Жуан» и каноны классицизма.
Конспектирование + письменная работа
1. Шайтанов И. Мольер // Искусство европейской комедии в XVII веке http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102006
2. Выпишите из текста в две колонки все положительные и отрицательные характеристики Тартюфа, которые дают ему персонажи комедии.
Практические задания
1. Прокомментируйте авторское понимание жанра комедии (Предисловие Мольєра к «Тартюфу», первое Прошение, поданное королю относительно комедии // Мольєр «Тартюф» (любое издание); Мольєр «Критика «Школы жен»» (любое издание)).
2. Приведите примеры комизма положений и комизма характеров в пьесе «Тартюф». Обоснуйте ответ.
3. Покажите на примерах из текста, как реплики персонажей раскрывают их характеры (Мольєр «Тартюф». Действие І). Какие театральные амплуа использует Мольєр (резонер, инженю, простак, и тому подобное). (См.: Луков Вл.А. Амплуа [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3769.html [2009] )?
|
|
4. Объясните значение финала пьесы «Тартюф». Попытайтесь определить мотив установления гармонии в финале.
5. Придерживается ли автор правила трех единст в пьесе «Дон Жуан»? Докажите.
6. В чем заключается критика аристократической морали в пьесе «Дон Жуан»? Приведите примеры.
7. Докажите, что в образе Дон Жуана Мольер воплотил черты аристократа-либертена (вольнодумца). Какие его поступки об этом свидетельствуют?
8. Можно ли отнести характер Дон Жуана к класицистическому типу (однолинейность, статичность)? Докажите на примерах из текста.
9. Определите черты «высокой комедии» в пьесе «Дон Жуан».
Литература
1. Мольер. Тартюф. Дон Жуан (любое издание).
2. Обломиевский Д.Д. Мольер // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 146-152.
3. История французской литературы. Т.1. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
4. Обломиевский Д. Французский классицизм. – М.: Наука, 1968.
5. Гликман И. Мольер. – М.; Л.: Худож. лит., 1966.
6. Бояджиев Г. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967
7. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (любое издание).
8. Бордонов. Мольер. – М.: Искусство, 1983.
9. Мольер Ж.-Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 392-405.
|
|
10. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы: Статьи и лекции по зарубежной литературе. – М.: Гослитиздат, 1956. – С. 335–390.
Семинар № 4 Поэзия барокко
1. Барокко как важнейшее художественное направление XVII в.: социально-философские истоки, концепция мира и человека.
2. Художественное и проблемно-тематическое своеобразие национальных вариантов поэзии барокко:
а) культеранизм и консептизм в испанской литературе XVII в.;
б) поэзия периода Тридцатилетней войны в Германии;
в) Джон Донн и «метафизическая школа» английской поэзии;
г) либертинаж и прециозность как варианты французского барокко.
3. Значение и исторические судьбы барокко.
Найти в словаре литературоведческих терминов значение терминов: «культеранизм», «консептизм», «прециозность», «либертинаж», «метафора», «концепт», «метафизика»
Конспектирование
1. Плавскин З.И. Введение // Испанская литература XVII-середины XIX века. – М., 1978. – С. 7-14. http://padaread.com/?book=47402&pg=15
2. Подковыркин П.Ф. «ТЕМНЫЙ И ТРУДНЫЙ СТИЛЬ» В ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII ВЕКА http://druslit.ru/gongorism.html
3. Исламова М. Салон, или 120 слов жаргона / Как француженки XVII века создали альтернативную светскую культуру https://nplus1.ru/material/2017/01/13/preciosity-salon-language
|
|
Литература
1. Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.
2. История всемирной литературы. Т.4. – М., 1987.
3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – М., 1981.
4. Макаров А. Світло українського бароко. – К., 1987.
5. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977.
6. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.
7. Барокко // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1983.
8. Плавскин З. Испанская литература XVII–середины ХІХ века. – М., 1978.
9. Макуренкова С. Джон Донн: поэтика и риторика. – М., 1994.
10. Виппер Ю. Поэзия классицизма и барокко. // Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.
11. Гинзбург Л. Разбилось лишь сердце мое. – М., 1983
Практические задания
1. Л. де Гонгора. Сравните несколько отрывков из стихотворений Гонгоры и попытайтесь объяснить специфику его метафорических портретов возлюбленной!:
О влага светоносного ручья,
Бегущего текучим блеском в травы!
Там, где в узорчатой тени дубравы
Звенит струной серебряной струя,
В ней отразилась ты, любовь моя:
Рубины губ твоих в снегу оправы…
Лик исцеленья - лик моей отравы
Стремит родник в безвестные края
***
Я пал к рукам хрустальным; я склонился
|
|
К ее линейной шее; я прирос
Губами к золоту ее волос,
Чей блеск на приисках любви родился;
Я слышал: в жемчугах ручей струился
И мне признанья радостные нес;
Я обрывал бутоны алых роз
С прекрасных уст и терний не страшился.
2. Ф. Кеведо. Проанализируйте развитие темы быстротечности жизни в нескольких сонетах поэта и выясните особенности кеведовского консептизма: "
Жизнь не длинней дневного перехода
Живая смерть, укрытая в личины
И мы с рожденья, Ликий, до кончины
В себе ее хороним год от года
Эй, жизнь моя!… Молчание ответом?
Вотвсе,что я оставил за собою,
А краткий век мой, загнанный судьбою,
Исчез из глаз, и путь его неведом".
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 695; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!