ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ ДАГЕСТАНА



В 19-20 ВЕКАХ

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CRAFTS OF DAGESTAN

IN THE 19TH AND 20TH CENTURIES

Д.Т. Дугужева,магистрант 2 курса обучения, по направлению подготовки 46.04.01 История, направленность (профиль) программы: «История и культура регионов России» Карачаево – Черкесский государственный университет, г. КарачаевскА.С. Байрамуков,к.и.н., доцент, Карачаево – Черкесский государственный университет, г. Карачаевск D. Т .  Duguzheva,2nd year undergraduate student, in the direction of training 46.04.01 History, profile (profile) of the program: "History and Culture of Russian Regions" Karachayevo – Cherkessk State University, Karachayevsk,A.S. Bayramukov,Candidate of History, Associate Professor, Karachayevo - Cherkessk State University, Karachayevsk В настоящей работе рассматривается развитие художественных традиционных ремесел Дагестана в различные исторические периоды, в период, когда Дагестан был включён в состав Российской империи, затем находился в составе Советского Союза и в постсоветский период 90-х гг. XX века. В заключении мы приводим свои выводы по проблематике.Ключевые слова: Северный Кавказ, Дагестан, традиционные художественные ремесла Дагестана, центры ремесел Дагестана, период Российской империи, период Советского Союза, традиционные ремесла в постсоветский период.

This paper examines the development of traditional art crafts of Dagestan in different historical periods, during the period when Dagestan was incorporated into the Russian Empire, then it was part of the Soviet Union and in the post-Soviet period of the 1990s. XX century. In conclusion, we present our findings on issues.

Key words: North Caucasus, Dagestan, traditional art crafts of Dagestan, centers of crafts of Dagestan, the period of the Russian Empire, the period of the Soviet Union, traditional crafts in the post-Soviet period.

 

 

В XIX веке художественные ремесла Дагестана развиваются по следующему алгоритму: большое развитие получают ремесла, опирающиеся на народные традиции, существенно увеличивается интерес к эстетически отделанным бытовым вещам, орнаментального декору на изделиях, производство многих изделий приобретает массовый характер, наблюдается рост и потребление высокохудожественный изделий. А в XIX веке мы можем наблюдать бережное сохранение традиций художественной культуры мастеров и этносов Дагестана. Прослеживается увеличение спектра разнообразных ювелирных и других художественных изделий мастеров.

Системный анализ развития различных видов художественного ремесла в Дагестане позволяет нам утверждать, что при всех их различиях в технике исполнения, форме и узорах изделий, их ассортименте и особенностях эволюции того или иного ремесла, традиции художественной ремесленной культуры Дагестана объединяет не только единая территория, но и следующие характеристики.

Во всем ассортименте художественных изделий дагестанских мастеров XIX века чётко прослеживается влияние художественных традиций предыдущих столетий лишь за редким исключением все художественные изделия мастеров Дагестана XIX века несут на себе отпечаток культурных традиций, сформировавшихся в XVIII, XVII веках и более раннем времени. Полагаем, что с середины XIX века художественная ремесла Дагестана трансформируется в общекавказское явление, художественное ремесло Дагестана начинает оказывать влияние на самосознание, хозяйство и быт многих этносов Северного и Южного Кавказа, Закавказья и других сопредельных территорий. В значительной мере этот факт обусловлен массовым вывозом из Дагестана разнообразных ремесленных изделий, отходничество мастеров из Дагестана практически на всю территорию Российской империи. Параллельно с этим наблюдается и другое явление: значительное влияние культуры народов Кавказа на художественное творчество мастеров Дагестана, творчески воспринявших многие сокровища духовной культуры сопредельных народов.

Для народных ремесел Дагестана XIX века характерно появление центров, в которых под влиянием исторических или географических факторов наибольшее развитие получили те или иные уникальные ремесла. В подтверждение наших слов мы можем привести следующие примеры: в оружейном деле особо отличались изделия кубачинских и лакских мастеров, в чеканке по меди широкое признание получили работы мастеров лакского селения Хури или аварского селения Гоцаль.

Художественная обработка металла в Дагестане имеет длительную многовековую историю сформировалась богатая культура и самобытные традиции техника обработки металла. Одним из древнейших центров металлообработки считалась селение Кубачи, свое высокое мастерство выделки металла кубачинцы старались последовательно развивать и передавать от поколения к поколению. Считаем необходимым отметить, что ремесленная обработка металла заменила жителям Кубачи как скотоводство, так и земледелие.

Для экономики Дагестана в описываемый период художественное ремесленное производство стало существенной частью экономической сферы. Совокупность развития товарно-денежных отношений в период XIX века привело к существенному увеличению числа промыслов и графического ареала художественного ковроделия, медночеканного, гончарного и ювелирного ремесла. При этом параллельно развивалась домашние ремесленное производство в Дагестане превратившись в значительный фундамент для развития новых направлений и видов промыслов. С конца XIX - начала XX века в Дагестан вторгаются товары фабричного производства, при этом усиливается влияние стиля городской культуры, что приводит к усилению конкуренции промышленных товаров и ремесленных изделий в Дагестане, из-за экспансии промышленных товаров в Дагестане определённая часть промыслов угасла и их изделия стали носить эклектический характер, заметно снижается художественный уровень многих изделий.

Процесс упадка в традиционном художественном ремесле Дагестана в начале XX века был обусловлено еще и тем что были ослаблены культурные связи Дагестана со странами Востока. Цивилизационно и исторически художественные ремесла Дагестана имели тесные связи с культурами стран Ближнего и Среднего Востока и испытывали их существенное влияние. После включения Дагестана в состав Российской империи в стране наблюдается большее усиление влияния европейской культуры, которая значительно отличается от культур стран Востока.

Наиболее рельефно данный процесс проявился в начале XX века. Правительство Российской империи было всерьёз обеспокоено данным процессом регресса и предприняло ряд шагов по реанимации и поддержке традиционных ремесел Дагестана. Были созданы специальные комитеты, которые оказывали разнообразную помощь мастерам, аналогичный Кустарный комитет был создан в Дагестане. в Дагестане это структура преимущественно сконцентрировать свои усилия на поддержке традиции ковроткачества.

Весьма позитивно отразились на развитии ювелирных промыслов Дагестана усилия Правительства России по насыщению дагестанского ювелирного рынка соответствующим количеством драгоценных металлов востребованных ювелирной промышленности и введение Пробирного устава 1896 года. Системный анализ традиционных ремесел страны горы позволяет нам сделать вывод, что Дагестан внес весомый вклад в развитие общекавказской художественной культуры и в осуществлении довольно мощного культурного и экономического скачка в конце XIX - начале XX века. В указанный период Дагестан приобретает устойчивый имидж территории высокоразвитого художественно - ремесленного производства.

К специфическим особенностям развития художественных ремесел Дагестана в период XIX - начала XX века считают появление так называемых региональных художественных стилей отделки изделий, к ним относят северо-кавказский и дагестанско - азербайджанские стили отделки. В ходе этого процесса наблюдалось стирание этнической специфики таких изделий направлений ремесла как: медная посуда, пояса, ворсовых ковров и оружия. Данные факты объясняют, как спецификой развития экономической сферы Дагестана, так и широким распространением деятельности мастеров - отходников по всему югу Российской империи.

Ремесленное отходничество народных мастеров относят к специфическим явлением Дагестана. Ремесленным отходничеством занимались медники, гончары и ювелиры, но на начальном этапе развития отходничества в города и селения Северного Кавказа отправлялись на заработок и кузнецы Дагестана. Ремесленное отходничество мастеров Дагестана поражает своим географическим охватом территории, так в начале XX века мастеров медников и лудильщиков Дагестана встречали практически во всех губерниях Российской империи.

Полагаем, что ремесленное отходничество мастеров Дагестана как явление экономического плана являлось одной из форм интенсификации традиционного художественного ремесла, в процессе которого отходничество мастеров Дагестана привело к такому интересному явлению, как формирование ряда городских ремесел на территории всего Кавказа.

С установлением Советской власти в Дагестане ситуация для традиционных художественных ремесел коренным образом изменилась. Это выразилось в резком сокращении сектора и роли рыночных механизмов в экономической сфере СССР, тяжёлые последствия гражданской войны, присвоение монополии государства на внешнюю торговлю, пресечением возможности свободного выезда за границу, политика коллективизации и вторжение Третьего Рейха Советский Союз. В дальнейшем отрицательное влияние на развитие традиционных художественных ремесел Дагестана оказала политика Н.С. Хрущева и его преемников по ограничению индивидуального бизнеса в сфере ремесленных промыслов. Угнетающими факторами на художественные ремесла Дагестана стали процессы усиления влияния промышленной культуры на бытовую сферу как городского, так и сельского населения и повышение влияния городской урбанистической культуры.

В советский период истории в Дагестане исчезли многие традиционные рынки реализации изделий традиционного художественного ремесла. Этому содействовали отрицание традиционной культуры Дагестана в первые десятилетия Советской власти, общее падение уровня жизни населения, появление новой элиты с ориентацией эстетических установок на урбанизированной культуру. Соответственно традиционные художественные ремесла Дагестана стали значительно терять свое влияние в новой системе культуры.

Однако со временем в процессе становления советского государства, осознав перспективы торговли высокохудожественными изделиями, необходимость восстановления разрушенного народного хозяйства в годы гражданской войны и интервенции власть проводит политику создания соответствующих кооперативных артелей и оказание им государственной поддержки. В ходе этой новой политики советской власти государственные комбинаты, художественные артели и другие организации мастеров начинают получать необходимое сырье и материалы по системе государственного снабжения. Позднее мастера художественных ремесел Дагестана начинают выполнять важную идеологическую задачу по повышению престижа Советской власти и Советского государства. В период Советского Союза под давлением власти оказались мастера традиционных художественных ремесел, которые трудились индивидуальное или группами родственников. Поскольку государство создавало такие условия, при которых мастера – индивидуалы испытывали большие трудности для приобретения драгоценного сырья и материалов в возможности реализации продукции, они были вынуждены работать на полулегальном положении. Ситуация изменилась в лучшую сторону в период 60 -80 - х гг. ХХ века, когда государство предприняло комплекс мер с целью реабилитации традиционных художественных ремесел. Москва надеялась на экспортные возможности изделий дагестанских мастеров.

В XIX веке художественные ремесла Дагестана развивается по следующему алгоритму большое развитие получает ремесла, опирающиеся на народные традиции существенно увеличивается интерес эстетические отделанное бытовые вещи орнаментального декору из изделия производство многих изделий приобретает массовый характер наблюдается рост и потребление высокохудожественный изделий. А в XIX веке мы можем наблюдать бережное сохранение традиции художественной культуры мастеров и этносов Дагестана. Прослеживается увеличение спектра разнообразных ювелирных и других художественных изделий мастеров.

Системный анализ развития различных видов художественного ремесла в Дагестане позволяет нам утверждать, что при всех их различиях в технике исполнения, форме и узорах изделий, их ассортименте и особенностях эволюции того или иного ремесла, традиции художественной ремесленной культуры Дагестана объединяет не только единая территория, но и следующие характеристики.

Во всем ассортименте художественных изделий дагестанских мастеров XIX века чётко прослеживается влияние художественных традиций предыдущих столетий, лишь за редким исключением все художественные изделия мастеров Дагестана XIX века несут на себе отпечаток культурных традиций, сформировавшихся в XVIII, XVII веках и более раннем времени. Полагаем, что с середины XIX века художественные ремесла Дагестана трансформируются в общекавказское явление, художественное ремесло Дагестана начинает оказывать влияние на сознание, хозяйство и быт многих этносов Северного и Южного Кавказа, Закавказья и других сопредельных территорий. В значительной мере этот факт обусловлен массовым вывозом из Дагестана разнообразных ремесленных изделий, отходничество мастеров из Дагестана практически на всю территорию Российской империи. Параллельно с этим наблюдается и другое явление: значительное влияние культуры народов Кавказа на художественное творчество мастеров Дагестана, творчески воспринявших многие сокровища духовной культуры сопредельных народов.

Для народных ремесел Дагестана XIX века характерно появление центров, в которых под влиянием исторических или географических факторов наибольшее развитие получили те или иные уникальные ремесла. В подтверждение наших слов мы можем привести следующие примеры: в оружейном деле особо отличались изделия кубачинских и лакских мастеров, в чеканке по меди широкое признание получили работы мастеров лакского селения Хури или аварского селения Гоцаль.

Художественная обработка металла в Дагестане имеет длительную многовековую историю сформировалась богатая культура и самобытные традиции техника обработки металла. Одним из древнейших центров металлообработки считалась селение Кубачи, свое высокое мастерство выделки металла кубачинцы старались последовательно развивать и передавать от поколения к поколению. Считаем необходимым отметить, что ремесленная обработка металла заменила жителям Кубачи как скотоводство, так и земледелие.

Высочайшим качеством изготовления отличались оружейные и ювелирные изделия мастеров селений Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Верхнее Казанище, Чох. Всеобщее признание получили работы чеканки по меди мастеров из аварских селений Гоцатль и Ичичали, лакского Кумуха, даргинского Кубачи. Большим спросом пользовались деревянные украшенные серебром курительные трубки, трости, ручки зонтов. Высоко ценилась керамика селений Балхар, Джули, Кала, Испик и Сулевкент. Высокого качества ковры выделывали мастера в Дербенте, селениях Ахты, Микрах, Хучни, Ерси, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель и других населенных пунктах Дагестана.

Для экономики Дагестана в описываемый период художественное ремесленное производство стало существенной частью экономической сферы. Совокупность развития товарно-денежных отношений в период XIX века привело к существенному увеличению числа промыслов и графического ареала художественного ковроделия, медночеканного, гончарного и ювелирного ремесла. При этом параллельно развивалась домашние ремесленное производство в Дагестане превратившись в значительный фундамент для развития новых направлений и видов промыслов. С конца XIX - начала XX века в Дагестан вторгаются товары фабричного производства, при этом усиливается влияние стиля городской культуры, что приводит к усилению конкуренции промышленных товаров и ремесленных изделий в Дагестане, из-за экспансии промышленных товаров в Дагестане определённая часть промыслов угасла и их изделия стали носить эклектический характер, заметно снижается художественный уровень многих изделий.

Процесс упадка в традиционном художественном ремесле Дагестана в начале XX века был обусловлено еще и тем что были ослаблены культурные связи Дагестана со странами Востока. Цивилизационно и исторически художественные ремесла Дагестана имели тесные связи с культурами стран Ближнего и Среднего Востока и испытывали их существенное влияние. После включения Дагестана в состав Российской империи в стране наблюдается большее усиление влияния европейской культуры, которая значительно отличается от культур стран Востока.

Наиболее рельефно данный процесс проявился в начале XX века. Правительство Российской империи было всерьёз обеспокоено данным процессом регресса и предприняло ряд шагов по реанимации и поддержке традиционных ремесел Дагестана. Были созданы специальные комитеты, которые оказывали разнообразную помощь мастерам, аналогичный Кустарный комитет был создан в Дагестане. в Дагестане это структура преимущественно сконцентрировать свои усилия на поддержке традиции ковроткачества.

Весьма позитивно отразились на развитии ювелирных промыслов Дагестана усилия Правительства России по насыщению дагестанского ювелирного рынка соответствующим количеством драгоценных металлов востребованных ювелирной промышленности и введение Пробирного устава 1896 года. Системный анализ традиционных ремесел страны горы позволяет нам сделать вывод, что Дагестан внес весомый вклад в развитие общекавказской художественной культуры и в осуществлении довольно мощного культурного и экономического скачка в конце XIX - начале XX века. В указанный период Дагестан приобретает устойчивый имидж территории высокоразвитого художественно - ремесленного производства.

К специфическим особенностям развития художественных ремесел Дагестана в период XIX - начала XX века считают появление так называемых региональных художественных стилей отделки изделий, к ним относят северо-кавказский и дагестанско - азербайджанские стили отделки. В ходе этого процесса наблюдалось стирание этнической специфики таких изделий направлений ремесла как: медная посуда, пояса, ворсовых ковров и оружия. Данные факты объясняют, как спецификой развития экономической сферы Дагестана, так и широким распространением деятельности мастеров - отходников по всему югу Российской империи.

Ремесленное отходничество народных мастеров относят к специфическим явлением Дагестана. Ремесленным отходничеством занимались медники, гончары и ювелиры, но на начальном этапе развития отходничества в города и селения Северного Кавказа отправлялись на заработок и кузнецы Дагестана. Ремесленное отходничество мастеров Дагестана поражает своим географическим охватом территории, так в начале XX века мастеров медников и лудильщиков Дагестана встречали практически во всех губерниях Российской империи.

Полагаем, что ремесленное отходничество мастеров Дагестана как явление экономического плана являлось одной из форм интенсификации традиционного художественного ремесла, в процессе которого отходничество мастеров Дагестана привело к такому интересному явлению, как формирование ряда городских ремесел на территории всего Кавказа.

С установлением Советской власти в Дагестане ситуация для традиционных художественных ремесел коренным образом изменилась. Это выразилось в резком сокращении сектора и роли рыночных механизмов в экономической сфере СССР, тяжёлые последствия гражданской войны, присвоение монополии государства на внешнюю торговлю, пресечением возможности свободного выезда за границу, политика коллективизации и вторжение Третьего Рейха Советский Союз. В дальнейшем отрицательное влияние на развитие традиционных художественных ремесел Дагестана оказала политика Н.С. Хрущева и его преемников по ограничению индивидуального бизнеса в сфере ремесленных промыслов. Угнетающими факторами на художественные ремесла Дагестана стали процессы усиления влияния промышленной культуры на бытовую сферу как городского, так и сельского населения и повышение влияния городской урбанистической культуры.

В советский период истории в Дагестане исчезли многие традиционные рынки реализации изделий традиционного художественного ремесла. Этому содействовали: нигилизм к традиционной культуре Дагестана в первые десятилетия Советской власти, общее падение уровня жизни населения, появление новой элиты с ориентацией эстетических установок на урбанизированной культуру. Соответственно традиционные художественные ремесла Дагестана стали значительно терять свое влияние в новой системе культуры.

Однако со временем в процессе становления советского государства, осознав перспективы торговли высокохудожественными изделиями, необходимость восстановления разрушенного народного хозяйства в годы гражданской войны и интервенции власть проводит политику создания соответствующих кооперативных артелей и оказание им государственной поддержки. В ходе этой новой политики советской власти государственные комбинаты, художественные артели и другие организации мастеров начинают получать необходимое сырье и материалы по системе государственного снабжения. Позднее мастера художественных ремесел Дагестана начинают выполнять важную идеологическую задачу по повышению престижа Советской власти и Советского государства. В период Советского Союза под давлением власти оказались мастера традиционных художественных ремесел, которые трудились индивидуальное или группами родственников. Поскольку государство создавало такие условия, при которых мастера - индивидуалы испытывали большие трудности для приобретения драгоценного сырья и материалов в возможности реализации продукции, они были вынуждены работать на полулегальном положении. Ситуация изменилась в лучшую сторону в период 60 -80-х гг. ХХ века, когда государство предприняло комплекс мер с целью реабилитации традиционных художественных ремесел. Москва надеялась на экспортные возможности изделий дагестанских мастеров.

В постсоветский период в процессе перехода к рыночной экономике в девяностых годах 20 века отмены запретов и ограничений в сфере традиционных художественных ремесел Дагестана первоначально дали хорошие возможности для деятельности мастеров, стало наблюдаться возрождение многих техник и приемов декоративно-прикладного искусства, значительно увеличился ассортимент изготовляемых изделий.

Полагаем, история художественных ремесел Дагестана показывает нам, что в данном регионе сформировались мощные центры различных народных промыслов, способные производить первоклассные изделия при любых социально – политических условиях. Традиции художественных ремесел Дагестана продемонстрировали огромный потенциал и в аспекте высокого мастерства, и в аспекте значительных экономических возможностей и большого воспитательного воздействия.

 

Литература:

1. Алигаджиева З.А. Культура и искусство Дагестана (курс лекций) Махачкала: ИД «Султанбегова Х.С.», 2013.144 с.44

2. Асваров Н.А., Амирова З.М., Гасанов М.Р. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: учебный курс Махачала: Алеф, 2012. 512с.

3. Гаджимурадов М.Т. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: курс лекций. Махачкала: Алеф, 2012. 232с.

4. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г., СПб., 1884.

5. Н. И. Воронов, Из путешествия по Дагестану, «Сборник сведений о кавказских горцах» (далее — ССОКГ), вып. III, Тифлис, 1870, стр. 36.

6. «Дагестанская область. Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Закавказья», Тифлис, 1890, стр. 158.

7. Козубский Е.И. Очерк кустарной промышленности в Дагестанской области, «Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа», Тифлис, 1902.

8. Магомедов А.Д. Традиционное художественное ремесло Дагестана, XIX-XX вв. История, современные проблемы, автореферат док. дис, Махачкала, 1999, стр. 44.

9. Згленицкий В.К. Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинском районе и Дагестане и предполагаемые меры для упорядочения и развития оного, «Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа», Тифлис, 1902, - 190 с.

10. 4. Хасбулатов Х.М. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Махачкала: ДГИНХ, 2012. – 359 с.

11. Габиев Д.-М.С. Металлообработка у лаков, автореферат канд. дис, Тбилиси, 1957, стр. 44.

12. Культура народов Дагестана XIX – XX вв. http:\\ biofile.ru›История›25372.htm

13. История и Культура Дагестана http:\\ pro-Dagestan.ru

14. Народы Дагестана http:\\ narodidagestana.ru

 

 

УДК 93/94

АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 1950-1960 ГОДЫ
      ANTI-CHURCH PROPAGANDA IN THE SOVIET UNION IN THE YEARS 1950-1960

Д.Е.Егоров,

Магистрант 1 г.о., направление «Отечественная История»,

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

С.В. Лебедев,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России,

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

D . E . Egorov ,

Undergraduate 1 of G. O., the direction of the "national History»,

Astrakhan state University, Astrakhan

S.V. Lebedev,

candidate of historical Sciences, associate Professor of history of Russia,

Astrakhan state University, Astrakhan

Глобальные изменения в государственно-церковных отношениях, наступившие на стыке десятилетий 50-х и 60-х годов, сопровождались в определённой степени к истокам в советской религиозной политике и, соответственно, воспроизведением некоторых элементов нажима в первые годы установления советской власти. Важной составной частью «антицерковной политики» - явились громкие антирелигиозные пропагандистские кампании. Не миновала этого и последний «штурм небес» предпринятый руководителями партии в 1950е-1960е годы.

Ключевые слова: антирелигиозная кампания, пропаганда, тотальный контроль, Хрущёв, научный атеизм, церковь, религиозные пережитки, агитация

Global changes in Church-state relations, which occurred at the junction of the decades of the 50s and 60s, were accompanied to some extent by the origins of Soviet religious policy and, accordingly, by the reproduction of some elements of pressure in the early years of the establishment of Soviet power. An important part of the "anti - Church policy" - were loud anti-religious propaganda campaigns. Not over this and recent "storming of heaven" taken by the leaders of the party in 1950 е -1960s.

Keywords: anti-religious campaign, propaganda, total control, Khrushchev, scientific atheism, Church, religious remnants, agitation

 

 

Пропаганда являлась средством утверждением и распространением среди советских людей идеологически правильных, с точки зрения партийного руководства, атеистических взглядов. Материалы антирелигиозного характера передавались по различным каналам, можно сделать акцент на двух таких направлениях. Первое направление- выступление партработников и агитаторов с лекциями, публичными выступлениями или же с семинарами, в парторганизациях, в колхозах, на заводах и фабриках с целью поднятия уровня пропаганды. Так в статье «Повышать уровень научно-атеистической пропаганды» газеты «Волга» давалось описание собрания партийного актива Марфиского района. Собрание обсудило вопрос о состоянии научно-атеистической пропаганды в районе и мерах по ее улучшению, а также на собрании приводились примеры, как в отдельных селах района в результате запущенности воспитательной работы среди рыбаков-колхозников усилилось влияние религиозной идеологии. [1] Вторым направлением является использование средств массовой информации, т.е. публикация книг, журналов и брошюр, а также работы художников и деятельность кинематографа.

Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв полагал, что причина роста религиозных настроений в стране было связано с низкой антирелигиозной политикой. И усиленная активная воспитательная работа среди народных масс, по мнению Никиты Сергеевича, могла дать положительный результат.

Началом идеологического наступления на церковь, послужил выход постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» от 7 июля 1954 года. Оно предписывало партийным, комсомольским, общественным организациям развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки». В частности, улучшить подготовку кадров в лице агитаторов, лекторов, усовершенствовать постановку лекций по естественно-научных знаний, вводился план издания атеистической литературы, начать выпуск серии фильмов антирелигиозного содержания, и обеспечить им широкий показ в кинотеатрах, учебных заведениях, а также в преподавание таких предметах как история, литература, физика, химия насытить атеистическим содержанием. Из этого выходит ещё один пункт по пропагандистской работе, это вовлечение молодых людей на различные научные кружки, тем самым стараясь выбивать их из-под орбиты влияния священнослужителей. [5, c 428-433] В связи с этими мерами, в справках райкомов КПСС о состоянии атеистической пропаганды писалось о частом проведении всех тех мер, о которых говорилось выше (показ фильмов, проведение научных лекций, публикаций атеистической литературы), в связи с этим снижалось посещаемость религиозных учреждений. Но вместе с этим из справки 1954 года заведующего сектором отдела пропаганды агитации Астраханского обкома КПСС С. Полунина можно увидеть, что государственная регистрация брака в ЗАГСе еще не заменила навсегда церковного венчания. Некоторые работники государственных учреждений, совмещали основную деятельность с посещением религиозных учреждений. [7, c.2-3]

Сам факт нормализации отношений государства и религии в постановление за 7 июля 1954 года характеризовался как нечто негативное и не правильное. Появились две противоборствующие стороны, с одной стороны религиозные организации со своими институтами, с другой преданные партией коммунисты, задачей для которых сдерживать предрассудки, связанные с религией, поставить точку влиянию церкви. [6, c. 2] Так как священнослужители также искали способы привлечения населения, всячески пытались заинтересовать потенциально новых прихожан, а именно молодое население, вели индивидуальную работу, проповедовали и занимались публикаций. Перед партийными, профсоюзными и другими организациями была поставлена задача: в очень короткие сроки усилить антирелигиозную пропаганду.

 Тотальный контроль над служителями церкви резко прекратились в связи с принятием постановления ЦК КПСС «Об ошибках в провидении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 года. Всего лишь через четыре месяца после появления ЦК «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», которое для атеистов являлось сигналом для начала наступления на религию. Ноябрьское же постановление должно было остудить пыл богоборцев, партия, располагая сведениями о жестоких спорах и оскорблении чувств верующих вместо систематической идеологической работы как предписывал центральный комитет «Исправления ошибок, не должны привести к ослаблению пропаганды, являющейся составной части коммунистического воспитания трудящихся и имеющих своей целью распространение научных, материалистических знаний в массах и освобождение верующих людей из под влияния религиозных предрассудков» [5, с. 446-448].

В 1950-е - 1960-е годы, повседневной формой пропаганды оставалась лекционная работа, так как не все могли приобретать и читать книги и газеты. Слепая абсолютизация лекционной работы приводила к такому, что качество такой деятельности пропорционально соотносилась с уровнем религиозности в стране. Парторганизации видели причины неудач в плохо поставленной агитаторской работе. Большие затруднения вызывали у пропагандистов отсутствие серьезных научных исследований по таким вопросам, как состояние религиозных верований, причины живучести религиозных пережитков и пути их преодоления [4, с. 82]. Снижение можно проследить на примере Марфинского района Астраханской области. Только за восемь месяцев 1956 года было прочитано двенадцать лекций, из тридцати четырех членов общества выступали только пять-шесть человек, сами лекции были поверхностны и оторваны [1]. Лекции по «атеизму» действительно не могли принести нужного результата. Они адресовались не к верующим, а к тем же самым атеистам, которым эта проблема была малоинтересна.

Одним из немаловажных приемов антирелигиозной борьбы являлось привлечение в эту кампанию отрекшихся от служб священнослужителей. В печатных изданиях стали появляться заявления бывших священников. Пятого декабря 1959 года в газете «Правда» была опубликована статья А.А. Осипова, профессора ленинградской духовной академии. Являлся бывшим протоиреем и богословом, а с 1959 года становится атеистом, выпускал множество книг и брошюр по антирелигиозной теме, разъезжал со своими лекциями по стране. [3, с.2] Яркий образец использования заявления отступников в пользу пропаганды атеизма - это открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию, от бывшего настоятеля Никольского молитвенного дома города Михайловки Николая Николаеича Спасского. Автор излагает свои мысли о том, что стал сомневаться в существовании Бога, критически подходить к чтению Священного Писания. Со скептицизмом пишет о существовании загробной жизни, и верит, что нет бессмертия души, каким бы праведником человек не был при жизни. То есть, другими словами, стоял за научную точку зрения. Спасский изобличает епископа Сергия в хищении приходских денег и трате их на свои личные нужды (покупка дома, званные обеды и т.д.). В ответ на эти обвинения епископ стал очернять автора письма, называя бывшего настоятеля «предателем Родины». [8, с. 8-10, 18-19, 21-22, 31]

Кризисному состоянию научно-атеистической пропаганды способствовал бюрократический стиль работы идеологических структур. Иначе говоря, они были заняты бумажной волокитой. Так, работники Сталинградского ГК в октябре 1954 года ограничивались только переписыванием планов районных отделов при проверке выполнения решений по атеистической пропаганде. [2, с. 4]

Постановление ЦК КПСС подчеркивало необходимость распространения среди советских людей материалистического мировоззрения, в этой связи оживилась работа творческой интеллигенции. Антирелигиозное творчество графиков связано с «Агитплакатами» и журналом «Крокодил». Сатирические антирелигиозные листы были посвящены критике духовенства, обличению связи церкви на Западе с «агрессивной политикой империализма». Главное место в антирелигиозной живописи заняла тема отхода от религии и связанные с ним внутрисемейные противоречия, основой которых часто бывает борьба за влияние на детей между верующими и неверующими членами семьи. Можно отметить, что антирелигиозная графика и живопись 1950-1960-х годов не заняли того места, которое то же искусство занимало в 1920-1930-е годы, в них был охвачен незначительный круг тем, мало произведений, раскрывающих сущность религиозной идеологии. [9, с. 212-213]

Подводя итог, отметим низкую подготовку агитаторов, формальный подход к делу. Идеологическое наступление было малоэффективным и затратным делом, показывая низкие результаты. Верующие несмотря на притеснения партийных органов все равно ходили на службы, посещали святые места и осуществляли религиозные обряды. Сама пропагандистская база в виде антирелигиозных книг, научных публикаций, и творчества была недостаточна проработана. Вслед за снятием Н. С. Хрущева с занимаемых им постов на Пленуме ЦК КПСС 14 октября 1964 г. последовало смягчение официальной политики в отношении религиозных организаций. Новое руководство стремилось продемонстрировать отход от одиозных форм «хрущевского» ­ курса, вызывавших раздражение среди значительной части населения. К тому же откровенные гонения на Церковь не принесли желаемых результатов. «Хрущевская» ­ кампания противопоставляла верующих и советскую­ политическую­ систему вместо того, чтобы обратить людей в атеистов; загоняла религиозную жизнь в подполье, что было для режима опаснее, чем открытая религиозность; привлекла симпатии многих неверующих людей к страданиям верующих и пробудила интерес мировой общественности к положению религиозных организаций в Советском­ Союзе. К тому же государство не могло обойтись без Церкви в решении ряда важных внешнеполитических­ вопросов, например, в диалоге с христианскими­ объединениями западных стран для поиска­ путей смягчения последствий «холодной» войны.

 

 

Литература:

1. Волга. 8 окт. 1954.

2. Горбатов А.В. Пропаганда и СМИ в период Хрущевской антирелигиозной кампании (1954-1964 гг.) //Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59) Т. 2.

3. Кашеваров А.Н. Пропагандистский аспект антицерковной кампании 1958-1964 гг. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. № 14 (4).

4. Намерян И. «Пропаганда атеизма-наше общее дело» // Наука и религия.1960 № 1.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференция и пленумов ЦК. Т.8. М.: Издательство политической литературы,1985

6. Одинцов М. Хождение по мукам// Наука и религия 1991. № 7

7. Соловьева М. И. Сталинградская епархия в 1953-1964 гг: по материалам центра документации новейшей истории Волгоградской области. // Отечественная история. 2011. № 1(19)

8. Спасский Н.Н. Не хочу обманывать. / М.: Советская Россия,1960.

9. Шурыгин Я. Н. Советское искусство и преодоление религии/ АН СССР. По этапам развития атеизма в СССР. М., 1965.

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!