ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ



 

GENRE STRUCTURE OF CHILDREN'S SONG FOLKLORE OF THE PEOPLE OF KARACHAY-CHERKESSIA

А.А. Аширова,

бакалавр 4-го года обучения, направление подготовки «Педагогическое образование (профиль «музык» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Б.Б. Карданова,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования

Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

A . A . А shirova ,

Bachelor of the 4th year of training, direction of preparation "pedagogical education (muzyk profile of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

B.B. Cardanova,

candidate of art criticism, associate professor of music education of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

 

 

В статье рассматриваются детские песни народов Карачаево-Черкесии как единая система, в которую входят разные жанры и жанровые групп. Они выполняют разные бытовые функции, отличаются этнической спецификой и стилевыми особенностями.

Ключевые слова: детский песенный фольклор, жанры, потешки, пестушки, приговорки, приуроченные песни, стилевые особенности.

In article children's songs of the people of Karachay-Cherkessia as a uniform system which different genres and genre groups enter are considered. They perform different household functions, differ in ethnic specifics and style features.

Keywords: children's song folklore, genres, nursery rhymes, pestushka, prigovorka, the dated songs, style features.

 

 

Детский песенный фольклор является неотъемлемой частью традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии, сохранивших свою самобытность и по сегодняшний день. Но при этом отметим, что данный песенный пласт региона освещен в научной литературе неравномерно. Если тексты детских песен в печати публиковались в значительном количестве, то нотные публикации встречаются эпизодично, а теоретических работ, посвященных исследованию детских песен, опубликовано в незначительном количестве. Определенные сложности создает и отсутствие четкой и общепринятой жанровой классификации. К публикациям, в которых затрагиваются проблемы детской песенности ногайского народа, относятся отдельные статьи автора данной статьи, в их числе: сборник детского фольклора народных песен, пословиц и поговорок «Как-как, каргалар» [4], в который вошли нотные записи ногайских колыбельных и детских песен; цикл статей о детском песенном фольклоре с анализом ногайских детских песен: характеристикой поэтических текстов и музыкальной стилистики («Детские песни ногайцев» [2]; «Жанровая, функциональная и стилевая специфика песен, связанных с периодом социализации детей, у кубанских ногайцев» [3]; «Функционально-семантические аспекты изучения материнского фольклора кубанских ногайцев» и др.). Абазинский детский фольклор рассматривается в монографии В. Б. Тугова «Память и мудрость веков» [6]. Автор характеризует детские заговоры, заимствованные детьми из взрослого репертуара.

Как видим, детский песенный фольклор народов Карачаево-Черкесии изучен неравномерно, что делает данную проблему актуальной. Цель данной статьи – охарактеризовать детские песенные жанры народов Карачаево-Черкесии в целостности и многообразии жанров и стилей. Научная новизна работы заключается в том, что впервые рассматривается детский песенный фольклор региона как система, в которой прослеживаются общие и отличительные (этнические) признаки, единая бытовая функциональность и морфологические особенности жанров.

У народов Карачаево-Черкесии бытовали почти все традиционные детские песни, встречающиеся и у других народов Северного Кавказа. Все жанры, объединенные нами в разряд детских песен, включают 1) произведения, обращенные к детям; 2) созданные и исполняемые детьми. К собственно детским песням относится приуроченные песни, связанные с рождением и воспитанием детей. Большинство детских песен представляют собой своеобразный тип народно-песенной художественной формы, сложившийся под влиянием древнейших попевок. В то же время – это результат своеобразного детского мировосприятия и миропонимания.

Различные потешки, пестушки, приговорки, как правило, сопровождаются играми с руками, пальцами, глазами, бровями и т.д. К таким песенкам относятся абазинские песни «Ци-ци», «Туда пошел!», «Что говорят пальцы», «Что говорит ласточка», ногайская песня «Тук-тук» и др. Многие слова абазинских пестушек и потешек на современном языке семантически бессмысленны. Их основное назначение – создать эмоциональный эффект посредством увлекательного звукового состава и забавной юмористической интонации.

Пестушки - песенки, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы его жизни. Свое русское название жанр получил от слова «пестовать» (нянчить, растить, воспитывать). Исполняются пестушки ребенку в том возрасте, когда он начинает понимать речь. Содержание пестушек касается только вопросов физического воспитания. Пестушки часто рифмуются парно («Ножками топ, топ, ручками хлоп, хлоп»).

Потешки – песенки, сопровождающие игры и забавы взрослого с ребенком. Их функциональное назначение - развеселить, позабавить ребенка, подготовить его р к познанию окружающего мира. Дети стремятся к звукоподражаниям и к показу действий («Ладушки, шу-у-у! »), повторам слов и фраз («Ладушки, ладушки», «Полетели, полетели») [5, с. 21]:

Ой, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели на люли,

Стали думать и гадать,

Чем (имя ребенка) годувать,

Чи пряничком, чи медком,

Чи сладеньки сахарком.

Все игровые песенки и приговоры исполняются самими детьми, которые создаются и исполняются в движении. Поэтому ритм их стихов чрезвычайно динамичен. Многие прибаутки, потешки и игровые песни имеют диалогические формы изложения (не предполагающие обязательного ролевого исполнения). Песни-диалоги широко распространены и в детском фольклоре других народов Кавказа.

Огромный и самостоятельный пласт представляют детские приуроченные песни: календарные (земледельческие) и свадебные песни. Дети в различных обрядах участвуют самостоятельно или совместно со взрослыми. Например, в Рождество в казачьих станицах звучат церковные тропари («Рождество твое, Христе Боже наш» и др.), которые традиционно исполняются при обходе дворов, помимо мужчин и церковнослужителей, группой мальчиков. Под Старый Новый год - 13 января, девочки ходят щедровать вместе с девушками и женщинами. Особые посевальные песни дети (большей частью мальчики) поют утром Нового года (14 января), при обходе дворов, аналогичном вечернему. За исполнение песен детей обязательно одаривали съестными подарками. 

Уникальными являются обрядовые песни, побуждающие детей ходить, бытовавшие у всех народов Карачаево-Черкесии. Обряды проводились тоже примерно одинаково. Ребенка брали обеими руками у подмышек так, чтобы он стоял впереди взрослого, и напевали ему песенку, ритмизирующую шаговые движения ног не только ее напевом, но и ритмичными повторами слов; «мима–мима», «ди-ди», «топ-топ» и т.д. Ребенок легко схватывал ритм такой песни и приспосабливался к нему.

 Песни, побуждающие ходить, у народов республики имеют разные названия – «Сабий зегъакуэ» - буквально, «детей, побуждающие ходить», «Лъэтейвэ уэрэд» - «песня первого самостоятельного шага». «Лъэтеувэ» (буквально-становление ног) – обрядовый праздник в честь того, что ребенок научился ходить. Приготавливали обрядовую пищу – обрядовую лепешку (чурек) из муки, собирали женщин и детей. Праздник открывала бабушка, которая ставила перед собой ребенка и пела песню, побуждающую делать первые шаги.

Дети принимают участие и в свадебном обряде - выкупе косы невесты. В этом обряде участвуют младшие братья и сестры новобрачной, они-то и «продают косу» жениху. Продажа косы сопровождается пением [5, с. 24]:

Ты, братишка, не лякайся (не ругайся)

А получше постарайся,

Не продай своей сестры

Ни за рубль и не за три.

Знай, что деньги, как полова,

А сестричка черноброва.

Самостоятельный жанровую группу составляют шуточные и сатирические песни, в которых убедительно показан народный дух - его оптимизм, жизнелюбие, находчивость, потребность в здоровом веселье, доброй шутке, смехе. От других разновидностей песен, в которых содержится некоторая доля сатиры и юмора, данная группа отличается тем, что песни эти не имеют обрядовой приуроченности. В их текстах присутствует обязательное описание какой-либо бытовой сцены, которая могла бы вызвать всеобщий смех ил и порицание людских пороков. Песни эти имеют как сольную, так и коллективную форму исполнения. Почти обязательным во всех случаях является использование инструментального сопровождения: струнных, духовых инструментов, в более позднее время гармоники. Напевы шуточных и сатирических песен насыщены «скороговорками» - речевым интонированием («Бардым, бардым», «Оппа кызым»), но некоторые песенные напевы имеют четкий танцевальный ритм.

Самостоятельную группу составляют песни о животных и птицах. Тексты их представляют яркие зарисовки различных персонажей (повадки птиц и животных, их образ жизни), объектом внимания детей в песнях являются, преимущественно, домашние животные и птицы, хорошо знакомые им в быту (киска, козочка, курочка): «Миявкей, «Эшки» и другие. Реже фигурируют в них дикие лесные птицы и животные («Тук-тук» - дятел и др.). Мелодика и ритм в этих песнях несложные.

Богата и разнообразна система стихосложения детских песен. В большинстве детских песен присутствуют ласкательные, уменьшительные слова, параллелизмы («Юлдузум»), приемы идеализации («Меним балам алтын шаш»). Основными видами стихотворных строк в большинстве песен являются семисложные строчки, которые сочетаются с другими стихотворными строчками.

Таким образом, детские песни являются самобытным и интересным пластом песенно-обрядового фольклора народов Карачаево-Черкесии. Все произведения этой жанровой группы можно рассматривать как единую систему, в которую входят множество жанровых групп. Все произведения выполняют разные бытовые функции, отличаются этнической спецификой и стилевыми особенностями. Эта область музыкальной культуры региона до настоящего времени остается не изученной и ждет своих исследователей.

 

Литература:

1. Карданова Б. Б Функционально-семантические аспекты изучения материнского фольклора кубанских ногайцев //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. № 4 (66). - С. 201-205.

2. Карданова Б. Б. Детские песни ногайцев //Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Изд-во «Адыгея», 1991. С. 150-164.

3. Карданова Б. Б. Жанровая, функциональная и стилевая специфика песен, связанных с периодом социализации детей, у кубанских ногайцев //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-то, Грамота 2017. № 12-1 (86). С. 92-94.

4. Карданова Б. Б. Как-как, каргалар. Черкесск: Черкесское книжное издательство, 1989. 40 с.

5. Куракеева М. Ф. Семейная обрядность казаков (к 300-летию Кубанского казачьего войска). – Черкесск, 1996. – 86 с.

6. Тугов В. Б. Память и мудрость веков. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2002. – 348.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!