Жанровые особенности рассказа А.П. Чехова «Тоска».



Жанровые особенности рассказа (на примерах из изученных в 9-ом классе произведений А.П. Чехова).

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события. В. Г. Белинский еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено.
  • Единство действия. Рассказ должен ограничиваться описанием какого-то одного события.
  • Единство персонажа. В пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько.
  • Ограниченное число действующих лиц.
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • Несколько, но чаще один, важный эпизод из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • Всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • Повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Имеется меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

Рассказы Чехова

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор был неистощим на неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи, — он умел их замечать в жизни. Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны («Тоска», «Хамелеон»).

По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Ранние чеховские рассказы можно назвать комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами. И основания для этого, безусловно, есть: новелла динамична, в ней важен сюжет, событие (не столько даже событие, сколько авторский взгляд на него), для этого жанра характерно внимание к поведению героев, настоящее время, новелла обязательно стремится к результату, она не может закончиться «ничем» (отсюда ее динамизм). Все это мы находим в ранних рассказах Чехова. Поэтика поздних его рассказов иная, и она выражена в жанровом определении — «сатирический рассказ».

Но, оказывается, «простые» чеховские рассказы на самом деле очень сложные, и продолжает оставаться ощущение недоговоренности, неисчерпанности тайны жанра. Жанровая специфика рассказа Чехова порождена необычным союзом, сплавом анекдота и притчи.Взаимодействие жанров оказалось чрезвычайно плодотворным для чеховской поэтики: от анекдота — необычность, яркость сюжета, оригинальность, «сиюминутность» ситуаций, сценок и в то же время жизненная достоверность и убедительность, выразительность диалогов, придающих рассказам Чехова абсолютную подлинность в глазах читателя; от притчи — мудрость, философичность, глубина, универсальность, всеобщность рассказываемой истории, поучительный смысл которой является долговечным. Зная эту особенность поэтики чеховских рассказов, серьезный, подготовленный читатель увидит в них не только комические ситуации, не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и так далее, но и повод задуматься о жизни своей и окружающих.

Опыт создания юмористических сценок формирует особенный чеховский психологизм. Душевные переживания персонажей изоб­ражаются через фиксацию внешних признаков, через мимику, жес­ты. Этих жестов немного, но они выразительны. Именно поэтому так много значит в рассказах А. П. Чехова деталь. Чехов очень внимателен к бытовым подробностям жизни ге­роя, всматривается в его жесты, в мельчайшее движение мысли и чувства. Деталь у Чехова носит символический характер.

Сам писатель так сформулировал художественное своеобразие своих рассказов: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Или: «Краткость – сестра таланта». В его произведениях отсутствуют обширные вступления, детально разработанные предыстории героев. Че­хов, по сути дела, вводит читателя прямо в середину действия, которое кончается совершенно неожиданно, без «закругленной» развязки.

Ситуации, конфликты в чеховской прозе обычные, взятые из жизни. Для творчества этого писателя характерно скептическое отношение ко всякого рода идеям, «догме» и «ярлыку», отсюда и его обращение к быту, к негромкой, «безыдейной» повседневности. Многие рассказы Чехова — это рассказы о том, как под влиянием не каких-то выдающихся событий, а обычного, рутинного хода жизни, под влиянием времени и обстоятельств происходит деградация человеческой личности.

Автора (прежде всего в поздних рассказах) интересуют не события, а настроения героев, подробности их быта; у Чехова внешне ничего экстраординарного не происходит: “Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным... нужны только формы, новые формы”.

Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника».

В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова - «Смерть чиновника», что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А.Чехонте. Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души.

У произведения есть свой жанр: «сценка», где главным героем является некий чиновник, имя которого – Иван Червяков, что случайно обрызгал генерала Бризжалова, чихнув в его сторону. Герой после всего случившегося терзает себя за содеянное, не может найти себе места, успокоиться, он постоянно извиняется перед генералом в надежде, что тот смилостивиться и простит, но тому и дела нет до этого. Червякова он давно забыл, а тот всё мучается в душе, находится не в своей тарелке. В результате Антон Павлович в своем рассказе поднимает важную проблему: «маленький человек» перед обществом.

Чехов явно показывает читателям, что он протестует против того, чтобы человек терял своё достоинство, подавлял в себе личность. Это не приемлемо для писателя. И Червяков как раз такой герой, который своей нелепой настойчивостью убивает же самого себя. Он вызывает и смех, и жалость. Каждый раз, извиняясь перед Бризжаловым, персонаж только и делает, что понижает свой уровень. И что же? Иван Червяков умирает в финале произведения не из-за испуга, когда на его крикнул генерал, у которого сдали нервы, нет, он погиб от нарушения генералом принципов героя. Это очень трагичное произведение, которое заставляет задуматься над своей жизнью и вынести необходимые уроки.

Рассказ наполнен множеством важных деталей, что играют свою роль. В центре произведения необычный случай, а не характер или идея. Вследствие чего Чехов изображает то или иное обстоятельство, благодаря которому раскрывается как раз таки характер героя.

Так, в название рассказа Чехова заложена глубокая проблема: противостояние человека и чина. Главной темой произведения является, несомненно, внутренний мир человека. Этому писатель уделяет весьма особое значение.

Анализ рассказа Чехова «Тоска».

Одиночество человека в окружении множества людей - вот суть рассказа «Тоска». Опубликован он был в январе 1886 года в «Петербургской газете». Многими исследователями творчества Чехова этот рассказ признаётся вершиной мастерства. Писатель впервые оказался в Петербурге в декабре 1885 г., который произвёл на него своей суетой не самое благоприятное впечатление. Это впечатление в определённой степени подвигло его к написанию рассказа.

Идея произведения проста и грустна. Человек живёт в окружении множества других людей и, при этом, остаётся совершенно одиноким до такой степени, что лучшим его собеседником является животное. Сюжет рассказа незамысловат и прост. Главный и единственный герой рассказа - старый извозчик Иона похоронил недавно своего сына, умершего от горячки. Рана от горя ещё свежа, и у него есть настоятельная необходимость поделиться с кем-нибудь своим горем, чтобы его кто-то выслушал, посочувствовал, повздыхал вместе с ним, он хочет выговориться. Старик всё время делает попытки заговорить со своими седоками. Но людям нет никакого дела до его горя, у каждого свои проблемы. В конечном итоге единственным существом, кому он смог излить свою душу, оказалась его лошадь.

Писатель удивительно точно рисует образ и внутреннее состояние героя, который напоминает маленького заблудившегося мальчика, до которого никому нет дела. Его седоки озабочены своими проблемами, им нет дела до какого-то старого извозчика, их души и сердца закрыты для сострадания. Что говорить о них, если даже коллега Ионы, такой же извозчик, только моложе, остался равнодушен к душевному порыву коллеги. Единственное, что услышал Иона от своих пассажиров: «все помрём».

Рассказ об Ионе Потапове, единственном главном персонаже рассказа, о его горе до боли реалистичен. Жизнь предстаёт в своей неприглядной реальности без прикрас. В небольшом объеме рассказа автор помнит обо всех деталях. С первых минут чтения невольно погружаешься в обстановку рассказа, видишь как наяву застывшего на облучках заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь шум улицы и крики прохожих. Трудно не проникнуться участием к горю главного героя, не получается остаться равнодушным.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 3381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!