Тема: Древнерусские библиотеки в IX–XIII в.в.



Тема: Средневековые библиотеки стран Европы и Азии.

 

Библиотеки Византии.

В империи была широко распространена грамотность. Существовали многочисленные начальные и средние школы. Уже с IV в. открывались университеты, причем не только в столице, но и в провинции.

Важную роль в интеллектуальной жизни Византии играли библиотеки. Одной из самых знаменитых была императорская библиотека, созданная в IV в. императором Константином I Великим. Его потомки продолжали заботы о библиотеке, и уже к концу                  V в. она представляла собой значительное собрание, насчитывающее около 120 тысяч книг.

В середине IV в. сын Константина Великого – Константий II - основал в столице государственный скрипторий - мастерскую по созданию рукописных книг. Император назначал руководителя скриптория – специального чиновника – архонта, под началом которого состояло множество каллиграфов.

Константий II был создателем константинопольской публичной библиотеки – первой публичной библиотеки средневековья. Она славилась своими богатыми фондами и просуществовала по некоторым данным по падения Византийской империи.

Наряду с императорской и публичной библиотеками существовали библиотеки религиозных учреждений, учебных заведений и частных лиц.

Книжные собрания имелись во всех церквах и монастырях. До нас дошли сведения о библиотеке Константинопольского Патриаршества, библиотеках Студийского и Афонского монастырей.

Многочисленные светские учебные заведения имели свои библиотеки. Но из всех этих библиотек выделяется библиотека Константинопольского университета, созданная еще в начале V в. Заведовал ею специальный служитель, которого называли “библиофил”.

Славилась Византия и частными книжными собраниями. Личные библиотеки имелись не только у императоров, вельмож и иерархов церкви, но и у ученых, профессоров, учителей.

В среде византийских собирателей книг была предпринята первая в средние века попытка библиографического описания коллекции. Один из образованнейших византийцев IX в. – патриарх Фотий – написал сочинение “Мириобиблион”, что означает “Тысячекнижие”. Это было описание более чем 300 книг – античных и христианских. Писатель кратко излагал содержание книги и сообщал сведения об авторе. Иногда Фотий не ограничивался простым пересказом и включал в аннотацию собственные размышления и критические заметки.

Судьба византийских библиотек незавидна. Невосполнимый ущерб им причинили вторгшиеся на территорию империи крестоносцы. В начале XIII в. они захватили Константинополь штурмом и разграбили город. Сохранились свидетельства о том, что крестоносцы беспощадно уничтожали книги и проносили на копьях через весь город письменные принадлежности.

Во второй половине XIV в. Константинополь был восстановлен и вновь стал столицей империи. Вместе с разрушенным городом восстанавливались и библиотеки, но это спокойствие было недолгим. В середине XVI в. Византийская империя пала под натиском турков-осман, и снова это сопровождалось разрушениями, сожжением и расхищением книгохранилищ. Историки писали о кораблях, увозивших книги, о груженых рукописями телегах, о том, что золото и серебро, украшавшие переплеты, безжалостно сдирались и продавались.

 

 

Библиотеки Арабского халифата.

В начале VII в. началась эпоха мусульманства. Ислам охватил большую часть арабского мира – от Персии до Марокко - и за 800 л. существования Арабский халифат стал могущественной державой.

Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VII-IX в.в.

В VIII-IX в.в. халифат стал мировым центром производства бумаги. Бумага была очень удобным и по сравнению с пергаментом дешевым материалом. Развитие бумажной промышленности в Самарканде, Каире, Дамаске и других арабских городах создало условия для невиданного расцвета книгоиздательского дела. Только в одном испанском городе Кордове ежегодно изготовлялось по 16–18 тысяч книг. В кон. Х в. в одном только Багдаде насчитывалось 100 книготорговцев.

Естественно, что при таком обилии скрипториев и книжных лавок в стране имелась и обширная сеть библиотек.

Особенно отличались своим богатством библиотеки правителей-халифов и их сановников. Все наиболее значительные правители Багдада, Каира, Кордовы, Дамаска были книголюбами.

Подражая правителям, арабские аристократы составляли богатые частные библиотеки. Библиофилия в Арабском халифате считалась проявлением хорошего тона не только среди аристократов. Были собиратели книг и среди людей простого сословия и небольшого достатка.

В IX в. на смену “Домам мудрости”, в которых библиотечные функции сочетались с архивными, стали приходить “Дома науки”, в стенах которых чтение было тесно связано с обучением.

В Арабском халифате существовали и так называемые “присоединенные библиотеки”: они создавались при каких-либо учреждениях – мечетях, мавзолеях, больницах. Фонды присоединенных библиотек обычно были профилированными.

Присоединенные библиотеки – это прообраз специальных библиотек. Некоторые из них, развиваясь и расширяясь, постепенно приобретали самостоятельность. Часть из присоединенных библиотек, находившихся в столицах эмиратов, со временем превратилась в национальные специальные библиотеки.

Кроме типичных для всех средневековых государств библиотек (дворцовых, личных, учебных заведений и научных учреждений) в Арабском халифате получил распространение специфический тип библиотеки – вакфная библиотека. Вакф – это особая форма феодальной собственности, при которой библиотека не являлась частной собственностью государя или феодала, а находилась в “вечном пользовании” исламской общины. Главной особенностью вакфных библиотек была их общедоступность.

Литературу в вакфные библиотеки передавали по особой юридической процедуре, которая предусматривала обязательное составление списка передаваемых книг. Этот список служил одновременно юридическим документом и каталогом. Фонды были, очевидно, организованы по предметному признаку, а в самых больших библиотеках расставлялись по отраслям знаний.

К сожалению, исламские библиотеки постигла та же участь, что и библиотеки Средиземноморья. Они погибали не только в результате многочисленных войн, частых пожаров, но и вследствие того, что с XII в. началось снижение интереса к знанию. Но самый большой ущерб арабским библиотекам нанесли походы христиан-крестоносцев в XI-XIII в.в.

Европейские библиотеки в средние века.

О средневековых библиотеках Европы мы имеем еще более скудные сведения, чем об античных книжных коллекциях.

Европа в средние века не отличалась высоким уровнем библиотечного дела. Даже накопленное в предшествующую эпоху было утрачено.

По Европе в V-VI в.в. появились, а в IX-X в.в. получили широкое распространение монастыри, церкви, монастырские школы и библиотеки при них.

Одним из первых монастырей Европы был Виварий. Он обязан своим созданием культурному деятелю Кассиодору Сенатору (487-578 г.г.). Это был подлинный, хотя и не типичный для Европы середины VI в., центр культуры. Именно в Виварии Кассиодор хотел сохранить для потомков те литературные и научные ценности античного мира, которые еще не погибли. Он организовал в монастыре школу для мальчиков. Была создана библиотека и скрипторий. Виварий был местом не только хранения и копирования текстов, но и плодотворной литературной работы по редактированию, корректированию, переводу текстов и даже созданию оригинальных произведений.

Кассиодор прожил 100 л., из них 50 он посвятил Виварию. Виварий вместе с библиотекой и скрипторием ненадолго пережил своего организатора – он прекратил существование в конце VI–нач. VII в.

В монастырских скрипториях, которые были неотъемлемой частью библиотеки, усердно переписывались книги. Переписывание церковных книг приравнивалось к апостольскому подвигу, а имена некоторых переписчиков после их смерти были окружены легендарным ореолом. Не каждому монаху позволялось браться за такое богоугодное дело. Переписыванием книг занимались не только молодые грамотные монахи, но и почтенные члены монашеских орденов, нередко даже сами аббаты.

Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений монастырских книгохранилищ. Иногда, правда, существовали и иные источники комплектования. Так, английские и ирландские монахи специально ездили на континент за книгами для монастырских библиотек. Фонды пополнялись и за счет пожертвований.

Основную часть фондов составляли обычно священное писание, жития святых, сочинения отцов церкви, литургическая литература. Реже в монастырских библиотеках встречались книги античных авторов.

Иерархи католической церкви, взявшие на себя право суровой регламентации и жесткой цензуры, внимательно следили, чтобы языческие и еретические сочинения не проникали за стены монастырей.

Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего – самому настоятелю. Впоследствии была выделена особая должность монастырского библиотекаря. В его обязанности входило содержание фонда в порядке, составление простейших инвентарных описей и выдача книг для чтения монахам.

Располагая библиотеками, скрипториями, школами, монастыри в раннем средневековье естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения, но на рубеже XII-XIII в.в. положение изменилось. Уровень грамотности и образованности среди монахов значительно снизился. Даже в монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха. В других обителях скриптории стали восприниматься как источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: из книгохранилищ изымали старинные фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.

В более поздние времена – XIV-XV в.в. – стала проявляться большая забота об устройстве монастырских библиотек. Если ранее небольшие фонды в несколько сотен томов хранились в сундуках или шкафах в часовнях или за алтарем, то с увеличением числа книг стали создаваться специальные помещения. Комната для хранения и чтения книг была оборудована прочными и удобными пюпитрами. Чтобы рукопись не украли, книги “приковывали”.

К XVI в. фонды монастырских библиотек насчитывали до полутора тысяч книг и более. Изменилась тематика и жанровый состав фондов. Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научного, так и беллетристического содержания. На библиотечные фонды составлялись каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени.

Расширялся круг читающей публики. Среди читателей по-прежнему преобладали представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Начиная с XIV в., правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись.

В XIII в. появилось первое пособие по устройству библиотеки – труд настоятеля Амьенской церкви Ришара де Фурневаля “Книгознание”. В образной форме он представляет читателям библиотеку как сад, где имеются грядки (тематические комплексы литературы), расположенные в определенной последовательности. Растения на грядках – это отдельные рукописи. Таким образом, Фурневаль изложил собственную систему расстановки книг, и хотя с современных позиций она кажется нелогичной и очень запутанной, следует признать, что это была первая попытка решения сложного вопроса классификации библиотечных фондов.

Даже в раннем средневековье господство церкви в жизни общества не было абсолютным, и владельцами библиотек часто были светские лица. Большое значение имела личность правителя. В библиотечной истории раннего средневековья известны имена Карла Великого и Альфреда Великого, которые создали в своих государствах благоприятные условия для развития просвещения, науки и библиотек в то время, как по всей Европе царили мрачные времена засилья церкви.

Сведения о создании и бытовании частных библиотек в средневековой Европе скудны.

Только с XII в. с ростом и расцветом городов, развитием торговли и ремесел увеличилось количество грамотных людей, и появились крупные частные библиотеки. Среди них особенно выделялись королевские библиотеки, успешное развитие которых было предопределено целым рядом привилегий.

Раньше других возникла библиотека французских королей.

Начиная с XVI в., королевская библиотека по особому указу короля, стала получать обязательный экземпляр всех выходящих в стране изданий.

В XII-XIII в.в. библиофилия стала модной сначала в аристократической, а затем и в бюргерской среде. Владельцами библиотек были крупные феодалы, государственные сановники, деятели церкви, ученые и другие образованные люди. Бароны и рыцари собирали в своих замках рыцарские романы и поэтические сочинения трубадуров, реже – научную и религиозную литературу. Ученые – преподаватели, медики, юристы – составляли библиотеки в соответствии со своими профессиональными интересами.

Одной из самых знаменитых частных библиотек средневековья была библиотека Ричарда де Бери (1286-1354 г.г.). Книга де Бери “Филобиблон” – первая, полностью дошедшая до нас работа о книге, поэтому ее автора считают “отцом европейской библиофилии”.

В XII в. на основе епископских и городских школ стали создаваться университеты, сыгравшие выдающуюся роль в распространении образования и развитии библиотечного дела. К 1400 г. в Европе действовали 55 университетов. При каждом университете существовала библиотека и скрипторий.

Пополнялись университетские библиотеки из собственных скрипториев и за счет даров и пожертвований. Фонды университетских библиотек соответствовали профилю обучения. Значительную часть коллекций составляла религиозная литература, так как теологические факультеты имелись во всех университетах и занимали особое положение.

Наиболее высокий уровень библиотечной организации был в библиотеке Парижского университета. Ее каталоги считают вершиной средневекового уровня каталогизации. Библиотека имела топографический каталог, который указывал место книги в фонде, и алфавитный указатель к каталогу, который облегчал поиск книги. Должность библиотекаря была выборной. Он избирался советом университета сроком на один год. Как правило, обязанности библиотекаря совмещались с преподавательской работой.

 

 

Библиотеки в эпоху Возрождения.

Одним из ярких представителей Возрождения был Франческо Петрарка (1304-1374 г.г.). На протяжении всей жизни он собирал книги, отдавая предпочтение произведениям античных авторов. В результате всех этих усилий ему удалось собрать замечательную библиотеку, изумлявшую в свое время Европу. В 1362 г. Петрарка обратился к правительству Венеции с предложением передать в будущем свою знаменитую библиотеку собору святого Марка. Венеция приняла дар, но желанию поэта не суждено было сбыться. Библиотека Петрарки была рассеяна, и судьба ее ныне не вполне ясна.

Создание первой в Европе публичной библиотеки связано с именем итальянского библиофила Никколо Никколи (1365-1437 г.г.). Никколи был известен своей коллекцией манускриптов. Книги ему доставляли специальные уполномоченные, агенты из разных стран. Издания, которые невозможно было приобрести, Никколи заказывал переписывать.

Двери библиотеки Никколи были открыты для знатоков. К концу жизни собрание Никколи насчитывало 800 манускриптов. Никколо Никколи завещал свою библиотеку родному городу с обязательным условием: книги должны быть доступны всем желающим. Однако воля покойного не была выполнена сразу: на библиотеке Никколи лежали долги, и ее должны были распродать по частям. Благодаря вмешательству правителя Флоренции Козимо Медичи этого не произошло. Медичи расплатился с кредиторами и, более того, решил пополнить библиотеку новыми книгами.

Для первой публичной библиотеки Флоренции по воле Медичи было перестроено здание монастыря святого Марка. Был назначен библиотекарь, который привел библиотеку в образцовый порядок и составил опись этого собрания. Продолжали пополнять библиотеку и наследники Козимо Медичи. Сегодня книги из библиотеки монастыря святого Марка хранятся в фондах Государственной библиотеки Флоренции.

Вслед за Италией публичные библиотеки открываются в Англии (XV в.), Германии и Швеции (XVI в.), Франции (XVII в.). Все чаще в собственность городов передаются монастырские библиотеки. В кругу именитых и образованных горожан стало модным завещать свои книжные собрания городу или местному университету.

В историю Франции и всемирную историю библиотечного дела вошла “библиотека Мазарини”. Мазарини сумел воплотить в жизнь идею создания публичной библиотеки. Желая, чтобы его библиотека богатством книжного собрания, великолепием помещения и тщательной организацией превзошла все известные библиотеки Европы, Мазарини пригласил для устройства этого дворца-музея знающего человека, Габриэля Нодэ                         (1600-1653 г.г.). Свой опыт работы в библиотеке, а также впечатления от осмотра многих частных библиотек Франции и Италии, он изложил в трактате “Советы по устройству библиотеки”(1627 г.).Идеальная библиотека, писал Нодэ, создается по правилу: “Каждый должен найти в ней то, что он ищет”. Таким образом, Нодэ своей книгой, а затем и своей практической деятельностью, начал осуществлять реальный переход к перспективной и прогрессивной идее публичности библиотечного дела. Большое внимание автор уделил раскрытию методов комплектования и устройства библиотек, их оборудования; обоснованию необходимости и важности ведения алфавитного и систематического каталогов.

Завершая обзор развития библиотек в средние века и эпоху Возрождения, можно сделать следующий вывод: в период с V до середины XVII в.в. библиотеки в своем развитии прошли длинный эволюционный путь от небольших книжных собраний в монастырях до библиотек университетов и частных собраний.

 

Тема: Древнерусские библиотеки в IX–XIII в.в.

Развитие письменности в Киевской Руси.

Письменность у славян появилась довольно рано. Академик С.П. Обнорский считал, что уже в VI в. у руссов существовали примитивные формы письменности в виде простейших счетных знаков в форме черточек и зарубок, родовых и личных знаков, маршрутных схем и календарных заметок. Конечно, такое письмо было непригодно для записи военных и торговых документов, богослужебных текстов и исторических хроник. Для этого славяне использовали греческие и латинские буквы. На протяжении двух-трех столетий греческое и латинское письмо приспосабливалось к передаче фонетики славянского языка.

Известно, что в середине IХ в. видел и “обрел” книги, написанные древнерусскими буквами будущий изобретатель славянской азбуки Константин Философ, более известный нам под своим монашеским именем – Кирилл. Тем не менее, существование “протокирилловского” письма долгое время оспаривалось учеными, пока в 1949 г. не было найдено прямое доказательство существования. Археологическая экспедиция, работавшая недалеко от Смоленска, при раскопках курганов обнаружила надпись из восьми букв, начертанную на корчаге (сосуде типа амфоры): слово “гороухша”, то есть горчица. Удалось установить примерную дату изготовления корчаги – нач. Х в. Таким образом, не вызывает сомнения, что письменность у славян возникла в дохристианский период.

Упорядочили славянскую азбуку просветители Кирилл и Мефодий. По повелению византийского императора Михаила и патриарха Фотия им было поручено разработать славянскую азбуку и перевести на славянский язык основные богослужебные книги. Кирилл и Мефодий за несколько месяцев упорядочили славянскую азбуку и ввели в нее новые знаки, передающие звуки, которые были в славянской речи, но отсутствовали в греческой. Впоследствии они перевели на славянский язык основные богословские тексты. Это произошло в 863 г.

С Х в. на основе славянской азбуки начинается активное распространение литературы духовного содержания. Количество этих книг постепенно увеличивается после официального принятия христианства (988 г.). Памятники письменности постепенно собираются князьями и духовенством в церковных соборах, при монастырях или монастырских школах.

 

Библиотека Киевской Софии – первая русская библиотека.

Первое дошедшее до нас летописное упоминание о библиотеке на Руси относится к 1037 г. Ярослав Мудрый собрал писцов и поручил им сделать копии с многих книг, которые к тому времени были написаны на славянском языке, и приказал перевести греческие книги на славянский язык. Князь, кроме того, приобрел много других книг. Все это книжное богатство Ярослав поместил в Софийском соборе в Киеве. Так была основана первая известная нам библиотека на Руси.

Работа по переписыванию и переводу книг, начатая при Ярославе Мудром, была продолжена его потомками, поэтому фонд первой русской библиотеки непрерывно увеличивался. Вероятно, библиотека Софийского собора в Киеве для своего времени была самым полным собранием рукописных книг Киевской Руси. Точное число книг неизвестно, но летопись свидетельствует, что переписывание и приобретение книг было организовано широко и велось из года в год.

Хотя фонд Киевской Софии не сохранился (до нас дошли всего лишь две рукописи, которые предположительно были созданы в скриптории при библиотеке) и отсутствуют какие-либо описи библиотеки, ученые попытались определить ее состав. Помогла им в этом одна из сохранившихся рукописей – “Изборник” 1073 г. Она представляет собой сборник из 400 статей энциклопедического характера, составленный на основе книжных фондов Киевской Софии. Фонд состоял преимущественно из религиозной литературы. Кроме того, составитель“Изборника” включил в его состав материалы из источников светского содержания – исторических хроник, естественнонаучных сочинений, философских и юридических трактатов.

Естественно предположить, что в фонде библиотеки Киевского Софийского собора хранились и важные государственные документы, созданные в Киевской Руси – первый сборник законов “Русская правда”, “Церковный устав”, первые отечественные летописи и оригинальные произведения русских книжников – “Слово о законе и благодати” Иллариона и другие.

Хотя круг читателей библиотеки был очень ограничен, сам факт собирания и хранения литературы способствовал увеличению на Руси числа грамотных и образованных людей.

Библиотека Святой Софии неоднократно гибла и возрождалась вновь.

В библиотеке при Киевском Софийском соборе находилось самое полное для того времени собрание книг Киевской Руси. По рукописям, хранившимся в этой библиотеке, списывались новые книги, выверялись находившиеся в обращении тексты, делались переводы. Библиотека являлась не только центральным книгохранилищем митрополии, но и государственной библиотекой, осуществлявшей сбор и хранение важнейших государственных документов.

Долгие годы эта библиотека служила примером для учреждения других книжных собраний. По образцу библиотеки, созданной стараниями Ярослава Мудрого и преумноженной его потомками, стали создаваться библиотеки в других русских городах.

 

Монастырские библиотеки древнерусского государства.

Со времен княжения Ярослава Мудрого начинается история русского монашества, появляются русские монастыри, которые играют не только роль религиозных центров, но и своего рода академий наук и университетов. В ХI-XIII в.в. были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах.

По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои летописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи.

Устав монастырей предусматривал в них особую должность книгохранителя и вменял в обязанности монахам чтение книг. По монастырским правилам книги также читались и вслух во время общей трапезы.

Устав обязывал книгохранителя бережно хранить книги, предусматривал меры наказания нерадивых читателей.

Основным источником поступления книг в монастырь было переписывание книг наиболее образованными монахами. Но существовал еще и другой источник книжных поступлений. В те времена был обычай делать в монастыри и церкви вклады книгами. На многих древнейших рукописях имеются пометки, рассказывающие кто, когда и по какому поводу пожертвовал книги.

Наиболее богатыми книжными собраниями владели новгородский Софийский собор и владимирский Успенский собор.

Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром. Здесь было много грамотных людей, переписывались книги, велись летописи. Новгород, как и все древнерусские города, много раз страдал от пожаров, но избежал монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода.

Здесь, при новгородском Софийском соборе была создана другая древнейшая русская библиотека. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории России древнейшие славянские рукописи, в том числе «Остромирово Евангелие» (датируется                  1056-1057 г.г., в настоящее время хранится в РНБ), “Изборник” Святослава (датируется 1073 г., сейчас хранится в Государственном историческом музее), древнейший список “Русской правды” (1280 г.) и другие. Библиотека Софийского собора находилась под наблюдением и в ведении новгородского владыки.

В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Значение книжного собрания новгородской Софии огромно. Достаточно сказать, что новгородские рукописные книги легли в основу книгохранилища Новоиерусалимского монастыря, основанного в XVII в. патриархом Никоном. Около 2000 книг увезли в 1859 г. в Петербургскую духовную академию. И поныне многие книжные сокровища Софийской библиотеки Новгорода хранятся в фондах РНБ.

Самым поразительным является то, что знаменитую библиотеку собора можно осмотреть и в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд, собранный сейчас в Новгороде в Софийском соборе, насчитывает около 1000 рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. К сожалению, это издания более позднего времени: ни одной книги, созданной в пору учреждения новгородской Софии, в фонде сегодня нет.

Книжные собрания были и в Спасском соборе Чернигова. Собор этот в XI в. после киевской Софии был самым роскошным храмом на Руси. Черниговские князья Святослав и Всеволод славились своей образованностью и способствовали собиранию книг. В черниговском княжестве при Спасском соборе активно шла работа по переписыванию рукописей. Известно, что отсюда вывозились книги в северо-восточную Русь и на берега Черного и Азовского морей.

Значительными были и библиотеки в смоленском Успенском соборе, в Софийском соборе Полоцка, в Киево-Печерском монастыре.

Монастырская древнерусская библиотека XI-XIII в.в. не являлась библиотекой в современном понимании этого слова. Ныне библиотековедение понимает под библиотекой развивающуюся систему, включающую четыре взаимосвязанных элемента: книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база. В давние же времена из этих элементов присутствовал по существу лишь один – книга. Древнюю монастырскую библиотеку называли именно “книгохранительницей”.

 

Личные библиотеки на Руси.

Во многих летописях и других памятниках древнерусской письменности подчеркивается ценность книг и знания, приводятся свидетельства о князьях и духовных лицах, прославившихся своей начитанностью и собиранием книг.

В Изборнике Святослава 1076 г. приводится обширное поучение о чтении книг: не надо спешить, читая; следует раздумывать о значении каждого слова и книги в целом; нужно трижды возвращаться к прочитанному, чтобы все хорошо усвоить.

Исследователи предположительно определили, что в период XI-XIII в.в. на Руси должны были обращаться не менее 85 тысяч одних только церковных книг, а общее количество книг, находившихся в обращении с Х в. по 1240 г., предположительно исчислялось порядком сотен тысяч единиц.

Число грамотных людей, по мнению советского историка Б. В. Сапунова, составляло примерно 2%, а это приблизительно 100 тысяч человек.

Грамотой владели не только ученые монахи, но и многие светские лица. Летописи сохранили имена некоторых из них – чаще всего князей. И если монахи обычно не имели больших личных библиотек в связи с дороговизной книг, то князья нередко собирали богатые библиотеки. Так, собиранием книг занимался Ярослав Мудрый. Покровителем книжного дела и обладателем личной библиотеки был сын Ярослава – Святослав. Книговеды предполагают, что уже в середине ХI в. у него имелась обширная библиотека богословской и светской литературы.

Князья имели богатые возможности для приобретения книг, но иногда и для них это оказывалось непосильным делом.

Библиотеки на Руси в период монгольского нашествия.

Огромный ущерб библиотекам и всей книжной культуре древней Руси нанесло в XIII в. монголо-татарское нашествие. В летописях есть многочисленные упоминания о гибели книг. Например, при взятии Владимира татарами в 1238 г. множество людей было “побито”, зданий порушено и книг сожжено. В 1240 г. был захвачен Киев, разграблен собор святой Софии и все монастыри. Видимо, тогда же в очередной раз была расхищена и библиотека этого собора.

Даже много позднее, в 1382 г., во время захвата Москвы ханом Тохтамышем “многое множество” книг со всего города и из сел “сохранения ради” было сложено в соборных церквах и все это “безвестно пропало”.

Историки отмечают, что в Московской Руси конца XIII-XV в.в., по сравнению с домонгольским периодом, упал уровень образованности, уменьшилось количество грамотных людей даже среди высшей знати.

Двухсотлетнее монголо-татарское иго привело к практически полному исчезновению книг домонгольского периода на юго-востоке, в центре и, отчасти, в западных областях Руси. Древние рукописи этого периода сохранились лишь в Новгороде, не подвергшемся нашествию татар.

Одновременно с нашествием на русскую землю татар с запада участились нападения немецких рыцарей. Они разоряли города и истребляли население. Гибли при этом и книги.

Таким образом, после принятия христианства на Руси отличительными чертами ее культурного развития стали скорое и относительно распространение грамотности; интенсивный рост числа монастырских библиотек и школ, личных книжных собраний князей и высшего духовенства. В этот период закладывался высший авторитет и престиж книги и книжного знания в нашей стране.

Старорусская библиотека сыграла немаловажную роль в отечественном просвещении. В пределах своих реальных возможностей, значение которых не следует преувеличивать, она заботливо хранила и собирала книги.

Феодальная раздробленность и монголо-татарское нашествие приостановили развитие культуры книжного дела и библиотек на Руси.

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!