И.А. Бунин. Основные образы рассказе «Кукушка». Смысл названия и проблематика.



В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет – свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества. Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы. В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели. В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажи, образы животных и пейзаж. Автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

Старый солдат Кукушка потерял дом в миг, который он осознал намного позже. Кукушка жил и не тужил в барском лесу, он любил лес и всегда внутри себя чувствовал страх потерять свое место, которое незаметно для него стало его настоящим домом. Когда приказчик ударил солдата, он понял, что дома как такового нет, он никто. Это сломало старика. А когда вернулась Кукушка и увидел, что стало с волчатами, он осознал, насколько его жизнь бесценна, потому что никому не нужна и ничего не стоит. Поэтому он сравнил свою жизнь с жизнью пойманного волчонка.

В чем смысл названия рассказа «кукушка» И А Бунина?

А смысл простой: отставной солдат - старик без жилья, без родных, без еды; что кукушка - простой бедняк, который ничего не имел, который сам ходил с протянутой рукой.

Явный конфликт рассказа происходит между Кукушкой и приказчиком.

Скрытый конфликт в душе Кукушки, он знал, но не хотел верить, а когда "прозрел", душа его сломалась.

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов ХХ в (по выбору).

 

Билет № 22

И.С. Шмелев. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

Шмелев – удивительный писатель, замечателен оригинальный язык его прозы. Он любил Россию всегда. Эта любовь проявилась и в рассказе «Русская песня». В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия. Конец рассказа звучит почти гимном русской народной песне. А восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, близко восприятию народному. И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека.

2. Проблема истинного и ложного в рассказе Б.Л. Васильева «Экспонат №…»

Б.Л. Васильев считает решающим влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения. Несколько страниц рассказа вбирают четыре десятилетия одинокой, тоскливой, по-своему героической жизни Анны Федотовны. В рассказе Б. Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат. Писатель предъявляет суровый моральный счет современной школе. Бюрократический стиль мышления показывает, что в условиях господства формы и растут глухие, слепые, бесчеловечные функционеры. Вот почему название рассказа звучит с иронией и усмешкой.

В рассказе Б. Л. Васильева "Экспонат №..." речь идет о женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. И это письмо у неё украли пионеры из соседней школы. На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть". Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.

       В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.

       В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 2211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!