Модель межкультурной сенситивности М. Беннета



Явление межкультурной сенситивности в большинстве случаев рассматривается как составляющая межкультурной компетентности. Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, по мнению М. Беннета, нужно развить у человека межкультурную сенситивность (чуткость, чувствительность). М. Беннет предложил модель освоения чужой культуры, в которой акцент сделал на чувственное восприятие и толкование культурных различий (Большакова О.Б. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности. 2012. №1 С. 94). Модель М. Беннета динамична: она предполагает не просто определённые фиксированные стадии развития, но акцентирует внимание на изменениях, происходящих с человеком внутри каждой стадии. Модель (DMIS, IDI) рассматривает шесть стадий межкультурной сенситивности. Первые три стадии описывают этноцентрические стадии развития, другие три — этнорелятивистские стадии. Под этноцентризмом в науке понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и её культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Как правило, на эту роль претендует собственная, родная культура. Релятивизм ставит акцент на разнообразии и различиях культур, форм знания, концептуальных схем, теорий, ценностей. Другими словами, этнорелятивизм предполагает согласие человека с существованием различных этнических культур и принятие их как реальности. Рассмотрим стадии модели, предложенной Беннетом.

1. Отрицание. Суть этой стадии заключается в отрицании того, что культурные различия вообще существуют. Зачастую, люди на этой стадии физически или психологически изолированы от других культурных групп. Или они могут воздвигать физические или социальные барьеры, чтобы дистанцироваться или отгородиться от подобных различий. Это наиболее примитивная этноцентрическая стадия.

2. Защита. Эта этноцентрическая стадия характеризуется тем, что человек признаёт наличие культурных различий но различными способами предохраняет себя от них, так как различия воспринимаются как угрожающие «Я-концепции». Способы защиты от культурных различий здесь - очернение других с сохранением уничижительных установок по отношению к ним; с другой стороны — формируется оценка собственной культурной группы как превосходящей другие. Существует и более изощрённый способ защиты от культурных различий - направленность двух этих процессов меняется, выражаясь в очернении собственной культурной группы и оценке других как превосходящих.

3. Преуменьшение. На третьей стадии этноцентризма имеет место признание того, что культурные различия существуют, но одновременно преуменьшается их влияние на собственную жизнь индивида или их значимости для нее. Наиболее распространённый способ, к которому человек на этой стадии прибегает — это преуменьшение, представляющее собой «универсализацию» культурных различий, когда те дают о себе знать («Все люди одинаковы, поэтому зачем мне беспокоиться по поводу различий?»).

4. Принятие. На этой первой стадии этнорелятивистского развития культурные различия не только признаются, но и вызывают уважение. Уважение проявляется на двух уровнях: сначала на уровне различных поведенческих манифестаций культурных различий, а затем на уровне культурных ценностей, которых придерживаются представители разных культур.

Адаптация.

 На следующей стадии этнорелятивистского развития индивиды приспосабливаются к культурным различиям, которые они теперь признают, и начинают приобретать новые навыки для того, чтобы установить отношения с представителями  других культур и общаться с ними. Один из этих навыков - эмпатия - способность ощущать эмоции и переживания другого человека, встав на его точку зрения. Когда мы устанавливаем контакты с людьми из различных культур и адаптируемся к этим различиям, проявление эмпатии (в отличие от симпатии) означает, что мы не только понимаем ситуацию этих людей когнитивно, но можем ощущать ее так, как будто она значит для нас то же самое, что и для них. Второй навык относится к понятию плюрализма. Индивидуумы начинают постигать философию плюрализма (множественности) применительно к своему пониманию ценностей, идей и установок, мысленно создавая множество культурных контекстов, которые содержат их понятия о множественности и различиях. Плюрализм в этом смысле тесно связан с терминами бикультурность и многокультурность.

6. Интеграция. Последняя стадия этнорелятивизма предполагает включение плюрализма как философии и осознанного понимания в способность оценивать культурные различия с точки зрения контекста, в котором они проявляются. Различия оцениваются на основании множественности и контекста, а не с какой-то одиночной культурной позиции. Этот уровень интеграции может привести к конструктивной маргинальности, при которой индивиды могут мысленно жить внутри границ различных культурных систем, адекватно включаясь в эти культурные системы и выходя из них в соответствии с социальным контекстом.

Таким образом, развитие межкультурной сенситивности и принятие этнорелятивизма способствует тому, что различия когнитивно оцениваются на отрицание защита преуменьшение принятие множественности культур, эмоционально принимаются, а на уровне поведения учитывается контекст проявления культурных различий. М. Беннетт рассматривает межкультурную сенситивность в виде индивидуального процесса и при этом делит на уровни личностного развития – принятие и распознавание культурных различий. О развитии межкультурной сенситивности можно говорить, тогда, когда личность имеет способность распознавать и принимать различия в восприятии культур в мире и при этом не быть в эмоциональном плане равнодушным (Bennett J.M. Developing Intercultural Sensitivity. An integrative Approach to Global and Domestic Diversity. Handbook of Intercultural Training. Sage Publications. 2004. P. 147-165). Модель межкультурной сенситивности Беннетта является в некотором смысле уникальной. В ней представлены не только стадии развития от этноцентризма до этнорелятивизма, но так же и когнитивные способности, специфические навыки, эмоциональные процессы, связанные с каждой стадией. Когда происходит рост межкультурной коммуникативной компетентности у лю- дей, то тогда они более связанны друг с другом в глобальных и культурных отношениях. Коммуникация является основой культурного релятивизма, но это не единственный главный компонент в межкультурной компетентности (Мацумото Д. Человек, культура, психология. С. 537). Исходя из определения, которое даёт М. Беннетт понятию межкультурной сенситивности («конструкция реальности, всё более способная примирять культурные различия, которые составляют развитие»), можно предположить, что в центре внимания находится некая картина или модель мира, существующая в сознании индивида и предполагающая факт культурно обусловленных различий между людьми. Эта картина носит адаптационный характер, так как «способна примирять культурные различия». Согласно определению, культурные различия сами по себе предполагают развитие. Вопрос в том, о каком развитии идёт речь: самого индивида, общества, представлений о различиях с другими людьми, системы взаимодействия с этими людьми или каком-то другом? Модель развития межкультурной сенситивности (DMIS) предстаёт перед нами как процесс, в ходе которого индивид меняется, становится более толерантным к культурным различиям. В то же время, в результате этого процесса индивид становится межкультурно сенситивным. Это значит, что межкультурную сенситивность можно  рассматривать и как процесс, и как результат.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 2148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!