А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 173 страница



...пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть... Это: ...степь и ветры, . И ты, мой отчий дом. Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе: О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Иначе для Есенина и не может быть: также, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе. Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и «белая береза под моим окном», и трогательные строки:   Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. «Страной березового ситца» называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны. В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль «начертательницы третьего Завета», При этом верит, что путь страны — «с крестьянским уклоном». В нашествии «стальной конницы» он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И потому герой его послереволюционных стихов с горечью замечает: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам л тоже здесь не нужен... Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает: Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. И он хочет «на родине любимой, все любя, спокойно умереть». Поэтому поэт не только примиряется с действительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь — сельская, патриархальная, пусть убогая, но .полная затаенной прелести и силы. Разлюбив «нищую» Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Ой пытается увидеть через «каменное и стальное» образ иной страны: Мне теперь по душе иное... Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской — он не может, в силу   931   природы своего дара, стать певцом индустриальной, городской России, подобно Брюсову, Маяковскому. И потому в конце своего жизненного пути С. Есенин пишет: И теперь, когда вот новым светом И моей -коснулась Жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» стали колыбелью его поэзии. Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.   Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Не видатоъ конца и края — Только синь сосет глаза. ПОЭТ ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается: Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Жизнь природы неотделима от жизни человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблокъ дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что «все мы в этом мире тленны», и благословляет естественный ход жизни: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения «Отговорила роща золотая...» также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только «журавли печально пролетают»). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего,   932   но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сергей Есенин искренне признается: «Моя лирика, жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В понятии родины для поэта слилось «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать». Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России: О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озермг/то тоску. Поэт не мыслит себя без русской природы. «Страна березового ситца» стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения: Яо более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше? Я навек за сиянье и росы Полюбил у- березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан... «ЗОЛОТО БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ» (русская природа в лирике Сергея Есенина) Сергея Есенина принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязан-щиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от време-   ни как гость. Это важно знать для понимания С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстранения, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Признания в любви к России звучат уже в ранних стихах С. Есенина. Одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная...» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое. Ключевой ■образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Есенинский мир — это мир убогих, бедных, ветхих крестьянских изб, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна, «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года, начала войны. Деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта деревня в России — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему, родному человеку: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отвергнутый и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия: А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам, И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора. Поэт жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколе-   933   ния — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки: Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. С темой Родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания темы Родины в творчестве поэта является стихотворение «Спит ковыль»: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свеже'сти полынь!   Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «Радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». В этом стихотворении «золотой» не столько цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности, символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии" С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема Родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.   934   поэт И НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Вот так страна/ Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? С. Есенин Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут плавно, без разрывов и катастроф, в одном темпе и ритме .от начала и до конца. Жизнь же Сергея Есенина, как и многих его современников, четко делится на периоды «до» и «после», Взгляд, возможно, очень варварский, но верный, — перефразируя И. Бродского. Есенин жил в двух разных мирах, и его отношение к ним складывалось по-разному. И находило свое отражение непосредственно в его творчестве. «Преображение» — так называется первый послереволюционный сборник поэта. Название глубоко символично: преображается не только сам автор, но и мир вокруг него. Первое стихотворение книги «Инония» повествует о радости нового пришествия Спаса. С ним грядут новые перемены в судьбах земли. Есенин видит себя пророком и дерзко адресует свое творение библейскому Иеремии. Он полемизирует с христианскими канонами: Я иное узрел пришествие — Где не пляшет над правдой смерть. Новая вера должна прийти без «креста и мук», все должно быть по-иному, не так, как раньше: потому и называется страна будущего Инонией. Это своего рода поэтическая утопия — «с крестьянским уклоном». Рай есенинской мечты — рай вполне сельский, с нивами и полями, с синими реками и золотом хлебов. И даже Америка, «отколотая' половина земли», будет преображена этим всепобеждающим нашествием. Другие стихотворения сборника также полны веры в грядущие перемены, несущие миру освобождение и процветание. И вот, казалось бы, мечты поэта начинают сбываться. В судьбе страны — коренной   переворот. Тут, возможно, следовало бы ожидать восторженной реакции со стороны Сергея Есенина, однако все гораздо сложнее и мучительней для него. Вместо ожидаемого «мужицкого рая» глазам автора предстает страна, раздираемая гражданской войной и опустошаемая разрухой — невыносимое зрелище для «поэта мирного», певца почти идиллической сельской жизни: О, кого же, кого же петь В этом бешеном зареве трупов ? Что видит герой? По полям скачет стужа, солнце мерзнет, небо изглодано тучами, царит «злой октябрь», который сгложет рощи, — так Есенин передает атмосферу эпохи. Социальному конфликту у него придан универсальный характер: распадается связь человека и природы — «человек съел дитя волчицы». Сам же герой отказывается присоединиться ко всеобщему безумию: Никуда не пойду с людьми, Лучше вместе издохнуть с вами, Чем с любимой поднять земли В сумасшедшего ближнего камень. Война, насилие — это кощунство над природой, над землей, это сумасшествие, и если люди обезумели, то поэт хочет остаться со зверями. Герой горько сожалеет о том, что некогда воспевал приход революции: Видно, в смех над самим собой Пел я песнь о чудесной гостье. Он видит, что приходит конец всему, чем он так дорожил в своей жизни, всему, что он с чувством глубокой привязанности описывал в своих стихах: милому сельскому краю, мирному труду, старинному жизненному укладу. Уже трубит «погибельный рог» по родной земле — и, как знать, может быть и по самому поэту. На место тонконогого красногривого жеребенка приходит железный конь, вслед которому герой шлет свое проклятие: «Черт бы взял тебя, скверный гость!» В железной схватке с городом деревня обречена. Есенин ощущает себя «последним поэтом деревни» не потому, что предполагает, что у него не будет преемников, а потому, что не надеется на выживание самого села. Душа героя преисполнена боли и отчаяния. Он не находит себе места в новом мире и, как некогда другие подава-   935   лись в монастырь или на большую дорогу, пытается забыться в «хулиганстве». Он «похабничает и скандалит», потому что так ему хорошо вспоминать «заросший пруд и хриплый звон ольхи». Хулиганство для него — это и акт отчаяния, и попытка к бегству, и стремление забыться во хмельном разгуле, Герой нарочно провоцирует обывателей, принимая их брань с каким-то противоестественным удовлетворением; однако в душе он остается прежним деревенским озорником, живущим в мире если не с людьми, то с братьями нашими меньшими: Не обижу ни козы, ни зайца. Но проходит время, и поэт вновь обретает свой звонкий голос: ведь до того «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Его новый сборник называется «Весну люблю», и это название говорит о многом. Весна — пора возрождения всего живого, пора цветения и любви. И эта любовь вновь открывается для героя, а вместе с ней — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Автор ставит перед собой задачу: ...постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь. На пути познания того, что случилось в родной стране, поэта ждет множество открытий. Изменился бедный и неприглядный деревенский быт, сняты кресты с колоколен, на селе читают «Капитал» и агитки «Бедного Демьяна». Деревенской молодежи уж не село, «а вся земля» стала родиной. И вслед за другими герой ощущает в себе желание быть не только певцом, но и гражданином. Он всерьез начинает думать — Не лучше ли церквей Вот эти вышки Черных нефть-фонтанов. Фонари на улицах города кажутся ему прекраснее южных звезд. Настало время для того, чтобы обустроить землю. Поэт счастлив жить в такое время. В стихотворении «Письмо к женщине» герой раскрывает сложную эволюцию своего восприятия новой действительности: некогда он не мог понять в «развороченном бурей быте», куда «несет нас рок событий». Теперь же все иначе: прошло время, и поэт осознал сущность происходящего и принял его. В цикле стихов «Цветы» Есенин образно повествует о событиях револю-   ции. Люди — цветы, гибнущие под сталью октября, но поэту не жаль того, что произошло, потому что впереди — новая светлая жизнь. Однако не все ладится в отношениях героя и новой действительности. Это у Маяковского — «Хорошо!», и герой восторженно восклицает: «Моя милиция меня бережет». У Есенина же по-другому: Я из Москвы надолго убежал: С милицией я ладить не в сноровке... Для своей страны он остается «сводным сыном»: Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. В душе поэта борются противоречивые чувства: он всеми силами старается принять «Русь советскую», но, с другой стороны, ему больно и обидно от того, что его жизнь оказалась невостребованной действительностью. Однако Есенин не встает на путь обиды и гнева. Судьбу своей страны он завещает молодым, не обремененным грузом ошибок и грехов прошлого: Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой нр-пев. Он благословляет новую жизнь, юность, счастье других: «Каждый труд благослови, удача!» А что остается на долю самого поэта? «Один пойду к неведомым пределам», — пишет он о своей судьбе. Так получилось, как знать, случайностью ли было это, или же горьким предчувствием, что Есенин действительно ушел — ушел из жизни «в мир иной». На его трагическую гибель остро отреагировал Маяковский, его поэтический собрат и идейный соперник. Причину смерти Есенина он видит в невозможности для него принять новую жизнь во всей ее сложности. «Смычки» с жизнью действительно очень мало, а отсюда — «много водки и вина». Далее Маяковский утверждает, что подобная смерть не выход, но проявление слабости: в этой жизни умереть не сложно, «сделать жизнь — значительно трудней».

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!