А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 130 страница



  694   ются выводами, игра их в человеке — соображением выгод... поэтому человек всегда действует по расчету выгод». Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его «тифусом». Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число «новых людей» постоянно растет и что их деятельность уже приносит определенные результаты. Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период раз-ночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как «он стоит еще в преддверии будущего», и этим Тургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение 60-х годов, он рисует образы «новых людей» с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к «нигилизму» автора «Отцов и детей». ОБРАЗЫ РАЗНОЧИНЦЕВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» И В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И.. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский — писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов «Современник» и «Отечественные записки». Н. Г. Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели выступили за освобождение народа. Главным героями этих двух романов являются Базаров и Рахметов — революционеры-разночинцы.   Нужно отметить, что один из них выходец из дворянской семьи, — это Рахметов, который ради своих принципов продает полученное наследство и полностью посвящает себя достижению великой, по его мнению, цели. Рахметов не мог и не хотел мириться с отсутствием Привычки к труду и с ограниченностью интересов дворян. Он полностью посвятил себя русскому народу. Герой постоянно развивал свою силу, нагружал тело физическими упражнениями: колол дрова, спал на гвоздях, так как знал, что для достижения своей цели ему придется вынести немало испытаний. Близость его к народу так же подчеркивает прозвище — Ники-тушка Ломов. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья, так как знает, что его призвание в другом — он хочет видеть народ счастливым и свободным. Евгений Базаров в чем-то похож на революционера Рахметова. В романе «Отцы и дети» П. П. Кирсанов обвиняет Базарова в плохом отношении к людям. На что нигилист отвечает: «А что ж, коли он заслуживает презрения». Евгений считает русских людей темными, с ограниченным интеллектом, но он выступает за революцию, которая должна заставить дворян трудиться и уничтожить крепостное право. Нужно отметить, что Базаров также отказывается от любви, как и Рахметов, он вообще отрицает какие-либо чувства, называя все это «романтизмом» — «вздором». Рахметов и Базаров очень образованные люди. Евгений прослушал курс медицинских наук, что приучило его доверять только своему опыту. И Рахметов также студент-медик, он много читает и расширяет свой кругозор. Люди такой породы полностью посвящают себя достижению своих принципов. И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский показали людей, которые вели Россию к великому и светлому будущему. Базаров и Рахметов — это новое поколение, выразители прогрессивных идей и мыслей, выступающие против угнетения народа. Недаром Тургенев писал, что «в нашем молодом поколении вся наша надежда».   695   ЧЕМ БЛИЗКИ МНЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ «НОВЫХ ЛЮДЕН» (по роману Н. Г, Чернышевского «Что делать?») Нам близок и дорог великий русский мыслитель и борец за свободу народа Николай Гаврилович Чернышевский. Своей пламенной, разносторонней теоретической и политической борьбой с силами реакции Чернышевский показал пример бесстрашия, стойкости, патриотизма и революционной последовательности в достижении поставленной цели. Роман Чернышевского «Что делать?» запечатлел в своих идейно-смысловых проблемах, жанровой сложности и разнообразия структур многорусловое историческое движение русской жизни и литературы в 1850-е годы. «Что делать?» — роман о «новых людях». Чернышевский «знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому». «Новые люди», по мнению Писарева, утописты-социалисты. Чернышевский сам еще не знал законов различия человеческого общества, которые с неизбежностью приводят к коммунизму. Его социализм был утопическим, но он правильно указал на эту их особенность. В романе Чернышевский показал «новых людей» — Лопухова и Кирсанова. Жизнь на началах коллективизма, по правилу разумного эгоизма (делай так, чтобы и другим было хорошо, — одинакового счастья нет) — вот та первая ступень к социалистическому обществу, на которой твердо стоят Лопуховы и Кирсановы. Отличие людей эпохи революционной ситуации от их предшественников Чернышевский видел в том, что они приняли активное участие в серьезной деятельности. Ясно, почему в их характеристике появились два новых слова: «сильно» и «умеющие». Они указывают на их отличие от предшественников. То были «добрые» и «честные», эти ста-   ли к тому же сильными и умеющими. От считают, что все создается трудом. Для нп> бездельники морально неприемлемы. С исключительным уважением они относятся к женщине, считая ее другом в борьбе за счастье. Они представляют ей полнун: свободу в жизни, в выборе друга. Любовь дл* них — возвышенное чувство, свободное от эгоизма, от себялюбия. Вере Павловне любовь к Кирсанову помогает расти духовно, она говорит, что любовь состоит в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться. Кирсанов верит в прочность дружбы, он говорит Лопухову, что отдал бы в его руки свою голову без раздумья. Лопухов в свою очередь «уходит со сцены, чтобы не быть на пути у счастья» Кирсанова, и чувствует при этом, что поступает как благородный человек. Сам Чернышевский считал положительным только того, кто любил других и заботился об их счастье. Лопухов и Кирсанов — революционеры-демократы. Это лучшие представители передовых людей. Они просвещают народные массы, способствуют развитию и повышению революционного сознания народа. Мне очень близка та «честность сердца», «порядочность» новых людей, на которую ориентировался автор. Она не была придумана, она реально существовала — это была кристальная нравственность революционной демократии. Я считаю, что главное для человека — это дружба, именно она помогает стать по-настоящему счастливым человеком. Для меня очень важно умение человека оценить свои поступки и суметь выслушать критику со стороны других. Такие качества присущи «новым людям», так как они знают, что это необходимо для блага других. Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение, что очень важно. Никто не может выбрать человеку жизнь, он ее делает сам. Это звучит как закон. Но чтобы его понять, надо ставить перед собой цели и задачи. Для «новых людей» цель жизни — служение людям. Я думаю, что благороднее цели нет. Именно поэтому так дороги и близки мне они. Такие люди были и будут «двигателями двигателей», «солью соли земли». Без таких людей невозможна жизнь. Ведь она должна меняться, преображаться   696   из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского «Что делать?» очень ценен в наше время. Он помогает вызвать революционный подъем в душе человека, стремление к борьбе на благо общества. ТЕМА ТРУДА В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Камнем преткновения для многих читателей романа «Что делать?» являются сны Ве4-ры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов, представленных во втором сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в том, для чего он создан автором. Это — «реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин? Сначала он сам еадает вопрос: «Почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?». Вместе со своей героиней автор замечает: там, гдевода не имеет стока, образуется гниль, в которой не может расти пшеница. Эта гниль — «фантастическая грязь», которая образуется, когда отсутствует движение. А движение, по Чернышевскому, «есть реальность», главный элемент которой — труд. Та среда в человеческом обществе, где в чести труд, порождает достойных людей, несмотря даже на грубость этой среды. Достаточно вспомнить семью Верочки Розаль-ской, чтобы в этом убедиться. Трудовая среда не убивает в человеке здорового начала — эту мысль подчеркивает Чернышевский, она составляет основу не только второго сна Веры Павловны, но и всего романа. Конечно, и в «фантастической грязи», то есть в среде праздной, могут родиться «здоровые колосья». Примером тому является Рахметов. Но люди, способные трудиться, являются в этой среде исключением.   Все «новые люди» — Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов — вышли именно из трудовой среды, труд для них является потребностью. Собственно, именно в этом смысле они и названы новыми людьми — по сравнению, например, с прежними героями русской литературы,, такими, как Онегин или Печорин. Казалось бы, их труд подчиняется только требованиям целесообразности. Вера Павловна говорит: «Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены». Но в то же время она «с первых же дней стала приносить книги. Сделав свои распоряжения, она принималась читать вслух...». Таким образом, становится ясно, что труд для героев не только способ получения прибыли, пусть даже наиболее справедливыйv но, главное, возможность сеять «разумное, доброе, вечное». Есть и еще одна особенность отношения к труду, присущая «новым людям», Это стремление к тому, чтобы труд был творческим. Вера Павловна стремится к этому постоянно. Как только она чувствует, что «переросла» свои мастерские, что там можно обойтись и без нее, она находит новое, поприще: становится врачом. И Кирсанов, ее муж, охотно помогает ей в этом, потому что ему самому понятна потребность не просто труда, но труда творческого. В романе «Что делать?» показаны «новые люди» и новый тип человеческих отношений. Он распространяется на все сферы жизни: профессиональную,. семейную, дружескую. Суть этого нового типа со всей полнотой проявляется в том повседневном творческом труде, которым постоянно заняты герои романа. ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ Чернышевский был настоящим революционером, борцом за счастье народа. Он верил в революционный переворот, после которого, по его мнению, могла измениться   697   жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в революцию и в светлое будущее народа проникнуто его произведение — роман «Что делать?», который был написан им в тюрьме. В романе Чернышевский показал разрушение старого мира и появление нового, изобразил новых людей, боровшихся за счастье народа. Но самое главное — это то, что Чернышевский показал в своем романе «Что делать?» общество будущего как реальность. В четвертом сне Веры Павловны читатель видит мир будущего, прекрасного во всем: отсутствует эксплуатация, все люди свободны и равноправны. И развиваются люди будущего не так, как ..люди современного Чернышевскому времени, где положение народа ужасно, образование недоступно большей части народа и где человек, особенно женщина, ни во что не ставится. Все люди будущего развиты гармонично. У них не существует противоположности между умственным и физическим трудом, и, освобожденные от нужды и забот, они могут полностью раскрыть все богатства своих натур. И конечно, от такой замечательной жизни люди будущего «могут вполне веселиться и знать восторг наслажденья! Как они цветут здоровьем и силою, как стройны и грациозны они, как энергичны и выразительны их черты!» В обществе будущего каждый выбирает себе занятие по душе и трудится и для себя, и для людей. Все эти люди — музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют современными, ими созданными машинами, «Все они счастливые красавцы, ведущие вольную жизнь труда и наслажденья.» С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, что общество будущего освободит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспечению стариков и воспитанию молодого поколения. Но все это, как говорил Чернышевский, основано на свободе личности. Не зря говорит «светлая красавица»: «Где нет свободы,   там нет и счастья...», подтверждая этими словами то, что свобода людям необходима. Много общего между обществом будущего, описанным Чернышевским, и нашей действительностью. Все люди в нашей стране свободны, все они должны иметь образование. В наше время люди все больше и больше переделывают природу, они превращают неплодородные земли в плодородные, осушают болота, строят каналы. И все это они делают на благо себе. Но все-таки не исполнилась еще одна мечта Чернышевского. Не стерты еще границы между государствами, и многим людям живется и сейчас очень тяжело. На Земле еще существует эксплуатация. Но хочется верить, что действительно все это исчезнет в будущем. Ведь «будущее светло и прекрасно». Н. С.ЛЕСКОВ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н. С. ЛЕСКОВА Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный странник». У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь неисчерпаема. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи. Он настолько коммуникабелен, что согласен жить по законам тех, кто его принял. По мусульманскому обычаю он имеет несколько жен. Жестокую «операцию», которую с ним проделали татары, принимает как должное. В монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его, заперли на все лето в темном погребе, но даже умудряется найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».   698   Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так, Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей. А столь частая смена мест обитания и неумная тяга к странствиям Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Флягин настолько открыт жизни, что она сама несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. - Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти, цыган вынимает его из петли, он одерживает верх в поединке с татарином, бежит из плена, спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши. Он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, сознавая, что совершает убийство... Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, 'чтобы я на себя   руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам получает суровое наказание. Ему «за народ очень, помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым родители не в силах расстаться. Флягин необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятель'ства. Он в гармонии С миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути. Флягин — само проявление жизни. Он естествен как трава, дерево, птицы, звери. И вместе с тем, это чисто русский характер. Ни у какого другого народа нет людей такого типа. СВОЕОБРАЗИЕ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К ИЗОБРАЖЕНИЮ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Творчество Н. С. Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, — и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрел на жизнь под другим углом, пытался уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. По словам Л. А. Анненского, он смотрел на жизнь с ка-   699   кого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский, снизу или изнутри, а вернее — из «нутра». Он знает о душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос. Своеобразие творческого подхода писателя состоит в том, что он не пытается заковать образ в рамки той или иной традиции, он смотрит на жизнь гораздо шире. Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть «Очарованный странник». Судьба его главного героя — Ивана Северьяныча Фля-гина — поистине необычна и исключительна. Рожденный по молитвам родителей, был «предназначен» для монастыря. На протяжении всей жизни он помнит об этом, во всем видя божественный промысел, и, действительно, в конце повести читатель видит его монахом. Такое жизнеописание роднит повесть с житийной литературой. Но герой произведения — вовсе не святой, и хотя с ним происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар, он так же подвержен греху, как и все люди: по вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку. В монастырь он попадает потому, что ему «деться было некуда», и это — не последнее место его скитаний. Помимо борьбы с «бесовскими искушениями», которые Лесков зачастую изображает в комическом ключе, Иван Северьяныч жаждет сразиться с врагами отчизны и «помереть за народ». Пестрота жизни, непредсказуемость поступков героя, крутые повороты сюжета, форма путешествия подводят лесковскую повесть к авантюрному роману. Чем только не пришлось заниматься Флягину в жизни! Сначала он — простой крепостной, форейтор графа К. Потом ;—нянька в барском доме, затем — пленник в татарской степи, помощник князя, отбирающий ему лошадей для покупки, солдат, актер в балагане, послушник в монастыре. Иван Северьяныч близок и к сказочному герою, которому не страшны никакие препятствия. На русского Иванушку из сказки он похож не только своим именем. Граф, ко-

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!