А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 71 страница



  382   ки, картежные игры и сплетни. К тому же, как видим, никого из них нельзя назвать честным человеком, который трудится на благо своей родины, что, собственно, и является целью государственной службы. Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии «Ревизор» как о произведении, «замышленном с целью произвести доброе влияние на общество». Мне кажется, что писателю это удалось. Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. «РЕВИЗОР» - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Николай I заметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего — мне!» Позже, в «Авторской исповеди», Гоголь скажет: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Перед нами современная Гоголю эпоха. На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, действительно, свалив «в одну кучу» всех чиновников, во главе с городничим, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обитателей городка, растревоженного, как муравейник случайно попавшим в него жуком, известием о приезжем чиновнике — вероятно, ревизоре. Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимаются как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл   «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный город, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Подобным образом однажды Пушкина в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная причина, заставившая всех проворовавшихся чиновников принять Хлестакова за ревизора, — это страх, затуманивший глаза. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к Хлестакову. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе. Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большом ходу.   383   Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа). Образ Хлестакова — один из самых ярких созданных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. «Хлестаковщина» стала именем нарицательным. Хлестаков — наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, «без царя в голове», и он же воплощение нахальства. У него «легкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, — писал Гоголь, — болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина». Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего. На втором плане в пьесе: купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В изображении характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров. ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Питая ненавистью грудь, Уста вооруошв сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н. А. Некрасов В 30-х годах XIX века Россия после недавнего поражения декабристов переживала   тяжелую пору николаевской реакции. Лучшие представители молодежи того времени подверглись гонениям. В России царили всеобщее взяточничество, мошенничество и произвол. Комедия Гоголя «Ревизор» сразу же после ее выхода в свет привлекла внимание общественности. Сам Гоголь охарактеризовал ее так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Со времени написания комедии прошло более полутора веков, но это произведение не стареет. В чем же новизна и неповторимость «Ревизора»? Читая комедию, нельзя не заметить ее острый обличительный юмор, динамичность и острое социальное звучание. Ни один из драматургов того времени не достиг такой глубины типизации действительности, как Гоголь. Каждый герой пьесы — это индивидуальность, и в то же время все они являются обобщенными типами всего чиновничества 30-х годов. Каждый персонаж комедии, с одной стороны, обладает какой-то характерной чертой, с другой — их всех объединяет нечто общее, что позволяет комедии Гоголя оставаться новой во все времена. Вернемся к комедии. Все ее персонажи — взяточники, подхалимы и кляузники. Городничий — неглупый человек, но ум его направлен на личное обогащение и на то, как предоставить в лучшем виде перед начальством свои темные дела. Городничий может положить в свой карман деньги, выделенные для постройки церкви, а в отчете представит: «...начала строиться, но сгорела...», может за взятки освободить от рекрутчины одного и послать вместо него другого. Он отъявленный взяточник, при этом сам себя и оправдывает: «...нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Судья Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти. Уже фамилия судьи говорит о том, что творится в его суде. Карьерист и взяточник, он не вникает в судебный процесс. Его интересует только охота, он и взятки берет борзыми щенками. Зато слывет об-   384   разованным человеком и вольнодумцем, так как прочитал пять-шесть книг. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника вместо того, чтобы заботиться о своих больных, нагло их обворовывает. Весь лечебный процесс сводится к формуле: «„.чем ближе к натуре, тем лучше... Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Гоголь так его характеризует: «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут». Дополняет галерею чиновников образ смотрителя уездных училищ Луки Лукича Хло-пова, человека нерешительного и крайне запуганного. Он сам о себе говорит так: «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Ничуть не лучше остальных почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек», который вскрывает и читает чужие письма. Мнимый ревизор Хлестаков обладает всеми «достоинствами» провинциальных чиновников, а в чем-то, возможно, даже превосходит их. Он совершенно пустой человек, «без царя" в голове», зато нахальства ему не занимать. Если внимательно вглядеться в окружающую нас действительность, то рано или поздно обнаружатся все персонажи гоголевской комедии. В этом актуальность и непреходящая ценность его сатиры. Сатира Гоголя — сатира философская. Каждый персонаж является носителем своей философии, которой и оправдывает свои поступки. Городничий во всем видит Божий промысел: «Это уж так самим Богом установлено». Почтмейстер читает чужие письма из любопытства: «...смерть люблю узнать, что есть нового на свете», Ляпкину-Тяпкину, как «несколько вольнодумному», вообще не составит труда оправдать любой свой поступок. Мнение Земляники относительно лечения мы уже знаем. Конечно, Гоголь осуждает эту самоуверенность своих персонажей, их некритичное отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же даже в самых несимпатичных созданиях он видит живую ду-   шу, пусть задавленную пороками, но не до конца погибшую. Гоголь не считает своих персонажей жуткими злодеями и окончательно погибшими людьми, он приглашает приглядеться к ним, к их жизни и осознать, что это и наша жизнь, а они — часть нас самих. Гоголь, обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим орудием сатиры, не отстраняется от созданных им персонажей. Он находит в себе силы писать не об идеальных, но о живых людях с их страстями, пороками и мечтами. Гоголевская сатира — это не карикатура на жизнь и, конечно же, не высокий идеал, к которому надо стремиться. Это — сама жизнь. САТИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ В 1852 году, после смерти Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасов написал прекрасное стихотворение. В нем есть строки, которые могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: «Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя. Ведь сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не всегда добрый, часто — «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое, боевое, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности». Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба»,       13 Зак. 269   385   «Нос», «Мертвые души» — все эти произведения являются едкой сатирой на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы. По его словам, со временем выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое направление. Критик считал, что «совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия». Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: «Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!». Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вынести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию феодально-крепостнического строя, тем самым способствуя движению России вперед. В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т. п. Здесь все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из трусливого «елист-ратишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум даМам и, конечно же, развязка и немая сцена комедии. Гоголь не вь!вел в своей комедии «положительного героя». Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека... потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, за-   ставляет выступить ярко то, что проскольз нуло бы, без проницаемой силы которого ме лочь и пустота жизни не испугали бы так че ловека». Сатирически изображая дворянство и чи новничье общество, никчемность их сущест вования, паразитизм, эксплуатацию народе Гоголь продолжает бесконечно любить род нуго страну и свой народ. Злая сатира слу ЖИт именно этой великой любви. Порица. все дурное в общественном и государствен ном строе России, автор прославляет ее на род, силы которого не находят выхода в кре постной Руси. С глубокой любовью пише1 Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающе] сатиры, только проскальзывает грусть о не которых сторонах жизни, порожденных кре постничеством. Писателю присущ оптимизм он глубоко верит в светлое будущее России В заключение хотелось привести такж> строки Некрасова: Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ «РЕВИЗОР» И ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н. В. ГОГОЛЯ Николай Васильевич Гоголь, всем серд цем любя Россию, не мог оставаться в сторо не, видя, что она погрязла в болоте коррум пированного чиновничества, и поэтому создаер два произведения, отображающих действи тельное состояние страны. Одним из этих про изведений является комедия «Ревизор», ] которой Гоголь задумал посмеяться над тем что «действительно достойно осмеяния все общего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре: он решил «собрать в одну кучу все дурно< в России, все несправедливости». В 1836 год; пьеса была поставлена на петербургской сце не и имела громадный успех. Комедия Гого ля, затронувшая все живые вопросы совре менности, вызвала самые противоречивый   386   отклики. Реакционные круги боялись влияния «Ревизора» на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивое произведение, проникнутое острым юмором, обличавшее бюрократическую систему России. Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Развитие сюжета строится на страхе, на психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову взятки и радуется, что сумел это сделать, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола создается через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Всё чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не думает о гражданском долге, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносит мнимому ревизору на своих коллег. (Доносы при Николае I были в -боль-   шом ходу.) Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо; тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольнодумства не допустят. На втором плане представлены купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. Другим произведением, занимающим центральное место в творчестве Гоголя, является поэма «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое еще только зарождалось в России. Отношение Гоголя к Чичикову — это отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, — центральный в поэме. Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны — мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей.на смену «Россия Чичиковых», которая в поэме представлена одним героем. Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, необыкновенная ловкость. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. Показав превосходство своего героя перед обществом, Гоголь вместе с тем обнажил всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием .он относится ко всему, что не отвечает его личным   387   интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество, — это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — это пустота. Сплетни, перешедшие пределы».

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!