А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 29 страница



  153   некоторые офицеры распродают военное имущество, даже оружие! Побольше было бы у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных России, все поступки которых направлялись на ее пользу! Я снова и снова возвращаюсь мысленно к Гриневу, размышляю о его поступках. Чувствуется, что он глубоко симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Герои его произведений еще долго будут владеть моим сердцем. РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОЗЕ А. С. ПУШКИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Безусловно, А. С. Пушкина очень волновала тема восстаний в России — как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья. Раздумья над этим обратили мысль автора к драматическим событиям истории, и он пишет очерк «История Пугачева». Но как художник, А. С. Пушкин не смог полностью выразить себя в историческом труде, и у него возник замысел художественного произведения о пугачевском восстании. Герои «Капитанской дочки», обычные люди со своими обычными человеческими судьбами, оказываются в самом центре исторических событий. Мы читаем о далеком даже для А. С. Пушкина XVIII веке, но благодаря тому, что повествование ведется от первого лица, все описанное близко и понятно нам. Мы не смотрим со стороны, а вместе с молодым Гриневым участвуем в событиях его жизни. Предводитель крестьянского бунта, кровавый, не знающий жалости злодей, предстает перед нами благодаря Гриневу живым человеком, со всеми своими достоинствами и недостатками. Герой «Капитанской дочки» юный Петру-ша Гринев еще не умеет оценивать события, непосредственным участником которых становится. Он просто живет, чувствует и по-   ступает так, как велит ему совесть. Обезоруживающая честность не раз спасает ему жизнь. Эта же честность — залог особого доверия читателя ко всему, о чем рассказывает Гринев. Конечно же, нельзя сопоставлять Гринева с Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказ о жизни в родительском доме до армии), ни по душевным качествам (богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о Гриневе), но в отношении чести и долга их мнения совпадают. Дворянин, не считающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших, — это мог быть и Пушкин. В заметке от издателя А. С, Пушкин пишет, что единственное дополнение его к рукописи Гринева — это эпиграфы. Таким образом, только в эпиграфах автор напрямую выражает свою позицию. Первый и главный из них — «Береги честь смолоду». Проблема чести — одна из главных в «Капитанской дочке». Положительные герои — те, кто «берег честь смолоду». Это Гринев, Маша, семья Мироновых. К ним же в некоторой степени можно отнести и Пугачева. По крайней мере, в отношении Гринева он поступил честно. Повествователь в «Капитанской дочке» — это тот же Гринев, но уже в старости. Он смотрит на себя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытностью, но он и гордится тем, что не потерял своего дворянского достоинства. Основные жизненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменными. В отличие от молодого Петруши, все мысли которого были заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь дает оценку и историческим событиям. Это именно он говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка..,» Получается так, что в самом центре решающих событий истории находится средний, гораздо более заурядный человек, чем   154   сам Пушкин, тем не менее им же выбранный. Это вызывает у читателя доверие. Искренний и открытый Гринев рисует объективную картину происходящего, не дает поводов для подозрений в каком-либо «умничанье» (кстати, любимое его слово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» Гринев же просто описывает метель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым. Повесть «Капитанская дочка» повествует не просто о народном восстании, а об общечеловеческих проблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа. Наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им. И все же «Капитанская дочка» — глубоко народное произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен и пословиц. Они становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых схем, что для объединения людей недостаточно их принадлежности к одному сословию. Гриневу намного более симпатичен Пугачев, чём Швабрин — такой же, как он, офицер. Каждый герой повести — не просто представитель своего сословия, но самостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и что рано или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева же — «жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу. В «Капитанской дочке», в повести о народном бунте, относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страда-   ния обеих сторон: это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых. Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Вспомним, как впервые в повести появляются Пугачев и императрица — словно два полюса. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделены властью и оба проявляют милосердие лишь к тем, кому лично симпатизируют. Избирательно. В этой повести отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю. А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» использует свой излюбленный прием; сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например, «Повести Белкина» и «История села Горюхина». А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя — поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством. Примерно так же выглядит история рассказчика «Капитанской дочки»; линия «автор — повествователь — герой» здесь прослеживается довольно четко. Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом, до читателя доходит многомерная историческая картина, сложная, как сама жизнь. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-х годах XIX ве-   155   ка возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме «Борис Годунов» поэт поднимает важную проблему — проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести «История села Горю-хина» и продолжает ее в «Дубровском». К работе над «Капитанской дочкой» А. С. Пушкин приступил в 1833 году и закончил ее в 1836 году. Теперь писатель акцентирует внимание на «мнении народном» как активном и даже решающем факторе истории. Повествование ведется от лица очевидца, принимавшего непосредственное участие в событиях тех времен. Но Гринев не безликое средство передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об идеях, взглядах и идеалах. В своей повести Пушкин отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих «ежегодно получаемый» «Придворный календарь», уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий «барское дитя» всем сердцем, тоже является типичным представителем своего времени, Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева, восстав против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимыми от своих хозяев. Образы Ивана Кузмича Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева с его «господами генералами» — все они дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами. Бе-   линский называет эти образы «чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения». Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно назвать исторической не толькс потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности правдиво описано восстание Пугачева. Главной темой повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки и офицера Белогор-ской крепости. Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как поэт видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца. Пушкин, скорее всего, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, каких идеалов и устоев держалось общество того времени. Несомненно, это снова говорит нам о том, что повесть носит исторический характер. Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и согласие с конкретными фактами взятия крепостей, осады Оренбурга. Читатель повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одновременно следит за любовным сюжетом повести и углубляется в исторические события, поданные с размахом романа. Именно этим произведение интересно, а по мнению Белинского, оно одно из самых лучших произведений русской литературы.   156   ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА А. С. ПУШКИНЫМ (по повести «Капитанская дочка») Письма в пушкинские времена были чуть ли не главным средством коммуникации. С появлением светской литературы эпистолярный жанр обретает новую жизнь, становится художественным средством. Появляются повести и романы в письмах. Это, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности Руссо {ведь роман «Юлия, или Новая Элоиза» был написан в виде писем). Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо,- выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с этих позиций. Пушкинская «Капитанская дочка», кстати, вся написана в виде большого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре повести? Итак, с одной стороны, жанр исторического повествования определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название («Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти плана взаимосвязаны. Поэтому можно говорить о нескольких пластах в повести: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, вносящие живую струю в произведение. Есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической за-   писке как на лексическом, так и на стилистическом уровне и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение, Сначала экспозиция — вводится образ Пугачева, «раскольника», «злодея», «самозванца». Затем идет динамичная картина' его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм — «собрал», «произвел», «разорил», «учинял». И вывод — приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея». Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые, и философские вопросы. Так, например, приписка «по секрету» обьпрывается Пушкиным в добром и немного ироничном ключе при описании попытки Ивана Кузмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны. Употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества. Именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?» Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий служит созданию характеристик обоих лагерей. Это начальная точка сравнения их (эта тема будет развита далее при описании двух советов). Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не' случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения. Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева). Пушкин не ограничивается этими письмами и посланиями. В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины И отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца, Ца-   157   рица расточает «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Рассмотрим их согласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с Гриневым-младшим, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с «ежовыми рукавицами»). Этим постоянным навязыванием воли отца сыну Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности»... Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»)! Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). Письмо передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается оно, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому построению, звучит как приговор. И становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что «все дело пошло к черту». Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе, старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. У Но все же Пушкин изображает его и как отца, заботящегося как о физическом («Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном («Что из тебя будет?») здоровье сына. В ответном письме Савельич пытается   вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни. Но приходит еще одно, уже секретное письмо, меняющее не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей Белогорской крепости. Потом в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который грабит и убивает, но по счастливой случайности спасает Гринева. Преподнесенный «злодею» Савельичем список «разграбленного добра» и последующий «припадок великодушия» вождя бунтовщиков не позволяют расценивать Пугачева лишь как тирана и «кровопийцу». Отпущенный Пугачевым Гринев приезжает в Оренбург. Но там, среди своих, он не находит поддержки у чиновников. И лишь письмо Маши побуждает его пойти против бездеятельной политики «осторожности» и «благоразумия». Важна роль этого письма и в раскрытии образа Маши. Смирение пред Богом («Богу было угодно», «молю Бога!») и девичья гордость («легче... умереть, нежели сделаться женою такого человека») сочетаются в ней. Большое значение имеет письмо в развитии сюжета и раскрытии других характеров (благородство Гринева, великодушие Пугачева и подлость Швабрина). Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева. И вот... в «самую минуту», когда будущая жизнь стала представляться в какой-то степени улаженной, «неожиданная гроза поразила» Петрушу. Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину и содержащая предписание об аресте Петра. Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в имении Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей.   158   И совершенно случайно встретившись с царицей, передает ей письмо, что исправляет все положение. Это и есть развязка всей повести, именно на этом заканчиваются записи Гринева. Подведем итоги. Письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Кстати, речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создает живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия. КОМИЧЕСКИЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВЕЛИКИЕ ГЕРОИ А. С. ПУШКИНА (по повести «Капитанская дочка») Из всех героев «Капитанской дочки» реально существовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей лишено тех стереотипов, с помощью которых часто изображают «великих людей».

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!