Человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате 5 страница



РЕЦЕНЗИЯ НА ТРИЛОГИЮ О РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ Ф. А. АБРАМОВА

Есть женщины в русских селеньях... Н. А. Некрасов

Повести Федора Абрамова — «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька» — были завершены почти одновременно — в 1969 и 1971 годах. Писатель придал им особое значение.

В этих повестях воплощена история русской деревни, много­страдальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины.

Трилогия начинается повестью «Деревянные кони». В ней рас­сказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про жизнь ее мы узнаем из рассказов Евгении — невестки Милентьев­ны. И жизнь эта была далеко не легкой. Шестнадцати лет Ми-лентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката — непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла Милентьевна, выдержала все невзгоды. И даже теперь, несмотря на свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое утро уходила в лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой десяток.)

Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыно­вей), так как внучке обещала приехать к «школьному дню». И вот, несмотря на свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за ней, пошла пешком, увязая в грязи, по­качиваясь от порывов ветра и слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное внучке.

Повесть «Пелагея» рассказывает нам о другой женской судьбе.

346


Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пекарша, с зари до зари работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забо­та: еще надо и по дому справиться, и двор прибрать, и травы нако­сить, и за мужем больным успеть ухаживать. У нее постоянно ду­ша болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа и егоза, которая не может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на гу­лянках. А между тем сама еще школу не закончила...

Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Пелагея не может позволить се­бе хоть день отдыха: вся работа держится на ней. Да и не могла она жить без своей пекарни. «Всю жизнь думала: каторга, жернов ка­менный на шее — вот что эта пекарня. А оказывается, без этой ка­торги да без этого жернова ей и дышать нечем».

Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была невозможность работать. «Не умела болеть Пелагея». Не могла она примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.

А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщи­не: от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запуще­на, в магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея понимает, что отста­ет она от жизни. «Да как тут жить дальше?» — ищет она ответа и не находит его.

Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя.

Заключительная повесть трилогии — «Алька». Героиня ее — Алька — дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, воль­ная, не закованная в железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и работает официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь всего тяжелым тру­дом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем, что работает в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В будущем она хочет стать стюардессой (и становится ею).

Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее мать. Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она вспоминает об умершей матери, о том, как неустан­но работала та всю жизнь ради нее, Альки, о том, что не приехала проводить свою мать в последний путь. И так горько становится на душе у Альки. В этот момент он решает остаться в деревне, даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в го­род, забрать пятьсот рублей, «остатки от распроданного родитель­ского добра». Но именно эта поездка все изменяет. Снова окунув­шись в городскую жизнь, она уже не тянется в деревню. Что дере­венская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. «Жалко-вато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра надо расстаться».

В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщи-

347


ны тридцатых—семидесятых годов. Мы можем увидеть, как посте­пенно изменялся этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была «привязана? только к дому да работе на земле, но постепенно у нее появляются другие возможности.

Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спо­койно покидает деревню.

Трилогия интересна для читателя не только главными героиня­ми, но и второстепенными, но не менее яркими. С какой живостью, например, выписаны образы Мани-болыпой и Мани-маленькой — двух подружек-пенсионерок — или тетки Анисьи.

Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь картины деревенской жизни, взаимоотношения между людьми.

Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась. Написана она ярким, живым и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю простоту повестей, в них очень глубоко показана много­страдальная судьба русской женщины.

Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в лю­бых обстоятельствах должен оставаться человеком.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА « АЛЬКА»

С давних пор существует два способа обновления и изменения жизни. Один — реформы и рево­люции, второй — путь нравствен­ного усовершенствования, самовос­питания личности каждого челове­ка.

Ф. Абрамов

На уроках литературы мы познакомились со многими авторами и их произведениями. И каждое произведение соответствовало своему времени. Изменения, которые происходили в шестидеся­тых—семидесятых годах, в первую очередь отразились в произве­дениях о деревне с ее бытовыми, нравственными проблемами. В повести «Алька» Федор Абрамов раскрыл существенные пробле­мы, которые волнуют героя, его чувства, мысли. Он мастерски на­рисовал образы своих героев, и потому мы видим, какие измене­ния происходят в обществе. Мы чувствуем переживания автора — он пропускает все происходящее через сердце. Трудно и нам оста­ться равнодушными. Абрамов понимал роль «деревенской прозы», нравственные начала ценностей, накопленных многовековым ду­ховным опытом народа. Не случайно Федор Абрамов выбрал герои­ней Альку — обычную деревенскую девчонку, которая уехала в го­род.

В произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жиз­ненные противоречия. Абрамов стремится к лепке характеров, а не к острым сюжетным положениям. Он большое внимание уделяет этическим проблемам, формированию нравственных убеждений, основанных на представлениях о назначении человека, его дела и

348


поведении. В повести «Алька» — проблема выбора героем верного пути, своего места в жизни. Алька находится в поисках своего «я». Естественно, что в ее сознании происходят изменения. И чтобы усилить значимость этих изменений, Абрамов рисует образы се­мян. Они не воспринимают новую Альку. Автор стремится соеди­нить глубокую правдивость жизни с созданием образов самобыт­ных героев. Главной героине Абрамов противопоставляет ее быв­ших подруг и друзей, тетку Анисью, деревенских старух.

Знакомство с Алькой происходит в деревне, когда она приезжа­ет обратно из города навестить тетку Анисью и побывать на могиле матери. С первых строк автор как бы выделяет Альку из общей сельской толпы. Деревенская душою, внешне она выглядит как го­родской житель: красные шелковые штаны, белая кофточка с глу­боким вырезом на груди, модные туфли на широком каблуке, чер­ная сумочка на ремешке через плечо. Алька хочет показать себя, зачастую преувеличивая истинные значения. В повести раскрыва­ется конфликтная ситуация, в которой проявляется сила нравст­венных убеждений и высота сознания героя. Порыв чувств Али не­предсказуем. Когда она оказывается в доме родителей, ее перепол­няют эмоции и воспоминания о матери. Алька решает остаться в деревне, но, приехав в город за вещами, теряет решительность. Она хочет работать стюардессой, повидать мир, но также она хочет пой­ти по стопам матери, быть похожей на нее. Я думала, что Алька все-таки останется в деревне, ведь там ее корни, но ее потянуло в город. Может быть, она думала, что в городе жизнь ее сложится, сбудутся ее мечты. В деревне к ней относились как к чужой. Это, наверное, и перевесило в ее решении уехать.

Жизнь в деревне вся на виду. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения в старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд и честь. Алька показала от­сутствие стыда перед сельчанами, когда сбросила с себя одежду и пошла купаться голышом, пренебрежение традициями уважения к старшим (разговор со старухами), скромности, когда Алька на виду у всех в клубе танцует со всеми рабочими подряд. Все это приводит к тому, что люди от нее отворачиваются. Вот такое понятие о нор­ме нравственности у селян.

Абрамов — мастер слова! С какой достоверностью, он изобража­ет бытовые детали, обстоятельства, колоритность языка персона­жей. Обращаясь к истокам народного мироощущения, автор испо­льзует фольклор. Абрамов создал целую галерею образов. Автор с тонким чувством юмора создает образы. И мы сразу представляем их. Федор Абрамов помогает осмыслить глубинные основы характе­ров (как положительных, так и отрицательных). Он использует внутренний монолог героини, чтобы ярче показать образ Альки, сломившейся под тяжестью обстоятельств, оказавшейся во власти ложных мещанских стремлений. Жизненные противоречия явля­ются средством раскрытия характера.

Наследуя традиции М. Горького, А. Толстого, М. Шолохова, К. Федина, Федор Абрамов развивает тему «деревенской прозы* и преемственность нравственных начал. В этой повести сочетаются размышления о прекрасных порывах и попусту растраченных си-

349


лах, размышления о месте человека в жизни. Жизнь в деревне нелегка и сейчас. У людей нет культурного досуга. Тяжелая рабо­та и пьянство занимают все время деревенских жителей. А Аля человек, ищущий высокие нравственные ценности. Она не может сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. Алька приближает его своими силами. Она самоуверенна и полна сил. Мне кажется, что Аля все-таки добьется своей цели, найдет свою дорогу в жиз­ни.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА «ПОЕЗДКА В ПРОШЛОЕ*

Федор Абрамов — широко известный в нашей стране писатель и критик. В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя впервые, уже после смерти Федора Абрамова. До этого до читателя доходили лишь редкие издания в журналах и «истерзанные» цен­зорами сборники, каждый из которых автору приходилось букваль­но пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.

Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Тема коллективизации, уничтожения крестьянства — основы русской духовной культуры — звучит у писателя в большинстве его произведений. Особенно близок Абрамову Русский Север — ро­дина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая вобра­ла трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов, ранний опыт безотцовщины и братской взаимопомощи, опыт опол­ченца-фронтовика, а затем — опыт человека, воочию, на своих зем­ляках, на семье брата, столкнувшегося с послевоенным лихолеть­ем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже пас­порта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего на­лог за то, чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литера­туру с огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника народного. В первом романе «Братья и сестры» мощно зазвучала живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства и всегда питавшая его книги. Романы «Братья и сестры», «Две зи­мы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию «Братья и сестры». Объединенные общими героями и местом дейст­вия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцати­летней судьбе русского северного крестьянства начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вгля­дывался в судьбы страны, России и человека. В пору работы над романами создавались и лучшие повести и рассказы писателя: «Де­ревянные кони», «Пелагея», «Алька», «Поездка в прошлое», «Ста­рухи», «О чем плачут лошади».

В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значитель­ных произведений Абрамова — повесть «Поездка в прошлое». Она не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит

350


остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта, Абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на са­мых губительных последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры, жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие поли­тические, социально-исторические и философские проблемы, о ко­торых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прес­сингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Ко-былина — сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционе­ры- коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди, которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него столь страшным, что убило его изнутри. «Мефодий Кобылий, хоть и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете не­ту? Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут. В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков», — рассказывала старая Федосеев-на Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действи­тельно оказался лишь мифом: «А на самом деле пьяный дядя изна­силовал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убира­ла комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний па­цан — убил дядю...» А Микша верил в то, что рассказывали в об­ластном музее: он отрекся от родного отца, чтобы «показать рево­люционный пример», он отказался от отцовской фамилии. Микша узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо исправлять.

Сцены раскулачивания, жизни «лишенцев» или сосланных на Север крестьян отражают реальные события тех лет: «У нас в де­ревне стали колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по пла­ну распотрошить надо, а где их взять?» «А в этом самом тридцатом году что тут делалось... По два, по три мертвяка за утро вытаскива­ли. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили». Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и страданий...

«Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициа­тивных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, масло­бойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-ни­будь инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь, бездельник», — писал автор о проблеме раскулачивания.

Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достовер­ным знанием жизни русской деревни, души и характера крестьян­ства, пониманием его трагедии в советское время.

351


ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА» (Опыт рецензии)

Крепко тесное объятье, Время — кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас — его черты и складки, Приглядевшись, можно снять.

А Кушнер

Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» напи­сана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя «А зо­ри здесь тихие...» стала одним из самых лучших и известных в на­шей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть от­крывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в на­шей жизни — юность. Талант писателя выразился, главным обра­зом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период че­ловеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым челове­ком.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юно­сти, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произош­ло с ним сорок лет назад.

Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние со­бытия, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с пи­сателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на та­кую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запу­тывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, склады­ваются удивительно ловко и точно, составляя завершенный харак­тер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писате­ля.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонич­но вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прош­лым.

В центре повествования оказываются несколько одноклассни­ков. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, меч­тающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стен­газеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проб­лем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старатель­но внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

352


Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и да­же приобретает в конце повести самостоятельность и рассудитель­ность Искры.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!