На литии стихиры предпразднства, глас 5.



Неделя святых отцов и На́вечерие Рождества Христова.

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи воззвах: стихиры святых отцов, глас 6.

Подобен: Все отложив:

Явилась концам мира праотцев память,/ света поистине исполненная и зарями благодати сияющая:/ ибо Христос, Солнце светлое,/ свыше просияв издалека,/ сонм звезд ведет, с Ним воссиявший;/ и Рождество Богочеловека является,/ в пределах Вифлеема совершающееся./ Мы же все, с верою в честь Рождества Его/ рукоплеща благоговейно, возликуем,/ возглашая хвалу предпраздничную. (Дважды)

Украшается славою приобщения к Божеству/ Адам в сей день, радуясь,/ как основание и утверждение праотцев мудрых;/ Торжествует же с ним и Авель, и Енох веселится,/ и ликуют Сиф и Ной вместе;/ с патриархами же поет Авраам всехвальный,/ и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше./ Потому, Божественную память Христовых праотцев/ и мы совершая, молим/ о спасении душ наших.

Заблистал весело/ в печи отроков богомудрых собор/ и о Рождестве Христовом на земле провозглашает./ Ибо, как священная роса сойдя, Господь/ Родившую Его сохраняет неопалимой,/ соблюдает непорочной/ и обогащает Божественными дарованиями./ Потому и Богом возлюбленный Даниил/ радуется с веселием:/ ибо Камень, от Горы отсеченный не руками провидя явственно,/ он со дерзновением молится/ ныне о душах наших.

И стихиры предпразднества, глас и подобен тот же:

Незаходимое Солнце/ из Девственного чрева воссиять идет/ и просветить все под солнцем./ Чистыми очами и чистыми деяниями/ встретить Его поспешим/ и принять ныне приготовимся духом/ Грядущего к Своим необычайным рождеством, как Сам благоволил./ Чтобы нас, удалившихся от жития эдемского к нему возвести,/ Он, как милосердный,/ в Вифлееме рождается.

На плечах носимый Херувимских,/ Бог Слово, с плотию по Ипостаси соединившись,/ во всенепорочное чрево вселился, и Человеком стал,/ и на землю грядет от Иудина племени родиться./ Пещера святая, для всех Царя благоукрашайся,/ как величайший дворец,/ ясли же – как престол огневидный,/ – те, куда для обновления всего творения/ Дева Мария полагает/ как Младенца Беспредельного.

В ясли тварей неразумных Тебя полагает Дева,/ Божие Слово Безначальное,/ начало получившее превыше ума./ Ибо Ты приходишь/ прекратить неразумие мое,/ которому я подпал по зависти змия;/ пеленами же быть повитым,/ чтобы расторгнуть рубища и узы согрешений моих,/ Единый Благой и Человеколюбец./ Потому Тебя славлю,/ воспеваю и поклоняюсь прерадостно во плоти Твоему пришествию,/ которым я обрел свободу.

Слава, глас 6:

Даниил, муж желаний, увидев камень,/ без помощи руки отсеченный, – Тебя, Господи, –/ о рождении без семени Младенца предсказал – / Тебя, от Девы воплотившегося Слова,/ неизменного Бога и Спасителя душ наших.

И ныне, предпразднства глас тот же, Византийца:

Пещера, благоукрашайся,/ ибо Агница идет, неся в чреве Христа;/ ясли же, принимайте/ словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных./ Пастухи, играя на свирелях,/ свидетельствуйте о чуде страшном;/ и волхвы из Персии/ золото, и ладан, и смирну Царю принесите,/ ибо явился Господь из Девы–Матери./ И пред Ним, склонившись как раба, Матерь поклонилась/ и обращалась к Тому, Кто во объятиях Ее:/ «Как посеян Ты был во Мне?/ Или как произрос во Мне,/ Искупитель Мой и Боже?»

Вход. Прокимен дня, глас 6: Господь воцарился,/ благолепием облекся. Стих: Облекся Господь силою и опоясался. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. И чтения праздника:

Бытия чтение:

Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол–Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: «Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои».

Второзакония чтение:

В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них». И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: «Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий».

Второзакония чтение:

В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. (И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской.) Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои.

На литии стихиры предпразднства, глас 5.

Подобен: Радуйся:

«Носишь Ты Адамов облик,/ Сущий во образе Божием, Всесовершенный,/ и благоволишь, чтобы Тебя держали на руках,/ все Держащий в руке Своею силою», –/ Чистая Всенепорочная вещала, возглашая, –/ «Как повивать Тебя буду пеленами, словно Младенца?/ Как буду питать Тебя сосцами, все питающего,/ как – нищете Твоей, превосходящей ум, дивиться?/ Как Тебя Моим Сыном нареку,/ Сама являясь ныне Рабой Твоею?/ Воспеваю, благословляю Тебя,/ подающего миру великую милость!»

Младенца, воплощающегося от Нее,/ – предвечнаго Бога – видя, Всенепорочная,/ руками Его держа, и лобзая часто,/ и радости исполняясь, обращалась к Нему:/ «Боже Всевышний, Царь Невидимый,/ как Я Тебя вижу и не могу уразуметь/ таинства нищеты Твоей безмерной?/ Ибо пещера теснейшая, и та – чужая,/ внутри себя вмещает Тебя, родившегося,/ и девства не нарушившего,/ чрево Мое Сохранившего, как прежде рождества,/ и дарующего великую милость!»

Так Чистая с трепетом, как раба, вещая,/ услышала перед пещерой волхвов,/ вместе предстоящих, и обратилась к ним:/ «Кого вы ищете?/ Ибо вы, как Я вижу, из иной, дальней страны пришли,/ облик и нрав персидский имеете./ Необычайное отправление и странствие вы совершили/ и Тому, Кто стал странником свыше сойдя/ и странным образом в Меня вселился, как знает Сам,/ с усердием пришли поклониться,/ дарующему миру великую милость!»

Слава, глас 3, Германа:

Придите, любящие праздновать,/ праотцев сонм псалмами да восхвалим:/ Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека,/ Авраама, Исаака и Иакова;/ по законе живших: Моисея и Аарона,/ Иисуса, Самуила и Давида,/ с ними – Исаию, Иеремию, Иезекииля,/ и Даниила, и двенадцать пророков;/ Илию, Елисея и вместе всех:/ Захарию, и Крестителя, и иных, проповедавших Христа/ – жизнь и воскресение рода нашего!

И ныне, предпразднства, глас тот же:

Благоукрашайся, Вифлеем,/ ибо открылся Эдем./ Готовься, Евфрафа,/ ибо обновляется Адам и Ева с ним:/ ведь проклятие окончилось,/ спасение миру процвело,/ и души праведных украшаются,/ как приношение, отдаваемое в дар,/ пение вместо мvра принося,/ спасение же душевное и нетление принимая./ Ибо вот, в яслях возлечь Желающий уже повелевает/ пение духовное совершать взывающим непрестанно:/ «Господи, слава Тебе!»

На стиховне стихиры предпразднства, самоподобен, глас 2:

Дом Евфрафов,/ град святой,/ пророков слава!/ Укрась дом,/ в котором Божественный рождается.

Стих: Бог от юга придёт,/ и Святой – от горы осеняющей чащи.

Самогласные: Вифлеем, земля Иудина!/ Приготовь Сущему обитель светлую по плоти,/ Божественную пещеру,/ в которой Бог во плоти рождается/ от не знавшей мужа святой Девы,/ чтобы спасти род наш.

Стих: Господи, услышал я весть Твою и убоялся,/ уразумел дела Твои, и изумился.

Придите все, Христово Рождество/ будем с верою предпраздновать/ и мысленно пение, как звезду, предлагать;/ славословия волхвов с пастухами возгласим:/ пришло Спасение людям из девственного чрева,/ верных к Себе призывая.

Слава, глас тот же, самогласен, Киприана:

Радуйтесь, пророки досточтимые,/ Закон Господень прекрасно установившие/ и верою явившиеся столпами нерушимыми и непоколебимыми;/ ибо вы явились и посредниками/ Нового Завета Христова./ И, переселившись на небеса, умолите Его/ мир умиротворить и спасти души наши.

И ныне, предпразднства, глас тот же, Киприана:

Вот, приблизилось время спасения нашего,/ готовься, пещера:/ Дева приближается, чтобы родить./ Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись,/ ибо из тебя воссиял Господь наш./ Услышьте, горы, и холмы,/ и окрестности Иудеи,/ ибо грядет Христос,/ чтобы человека, которого создал, спасти,/ как Человеколюбец.

На благословении хлебов тропарь отцов, глас 2:

Велики веры свершения!/ Во источнике пламени, как на воде отдохновения,/ святые три отрока радовались./ И пророк Даниил львов пасущим как овец явился./ Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши! Дважды

И тропарь предпразднства, глас 4:

Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/ как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/ носящая во чреве Зачатого без семени./ Настало время родить,/ и не было нигде места для ночлега;/ но, как чертог приятный,/ пещера Царице была показана./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить/ прежде падший Свой образ.

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресный, глас 7, дважды:

Сокрушил Ты Крестом Своим смерть,/ открыл разбойнику рай,/ плач мироносиц в радость изменил/ и Своим апостолам проповедовать повелел,/ что Ты воскрес, Христе Боже,/ даруя миру/ великую милость.

Слава, глас 2: Велики веры свершения!/ Во источнике пламени, как на воде отдохновения,/ святые три отрока радовались./ И пророк Даниил львов пасущим как овец явился./ Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

И ныне, глас 4: Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/ как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/ носящая во чреве Зачатого без семени./ Настало время родить,/ и не было нигде места для ночлега;/ но, как чертог приятный,/ пещера Царице была показана./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить/ прежде падший Свой образ.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!