Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)



Культура Руси 14-16.

1. Литература. Образование

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин

Устное народное творчество, литература

Основная идея произведений - непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.

Сказание о невидимом граде Китеже - легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.

ЛЕТОПИСИ:

- появились новые центы - Москва и Тверь

- патриотизм, идея единства под главенством Москвы

Исторические повести и песни: повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).

О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище,Задонщина (Софоний Рязанец)

Устное народное творчество, литература
Расцвет житийной литературы. Писатели: Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый-о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском. Литература путешествий.( путевые записки). Хождения. В последней четверти 165 в- светские хождения- путешествие Афанасия Никитина в Индию ( Хождение за три моря).1468-1474 Хронографы - всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет -первый русский хронограф( при Иване 3) Повести: «О Петре и Февронии Муромских» (вероятно, написал Ермолай - Еразм.сер. 16 в.) Летописи – «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись)- всемирная история до 16в. Летопись содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Исторические повести – героическая тематика. -Казанское взятие, -О хождении Стефана Батория на град Псков. Развитие публицистики - Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе - идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами. Публицист - Иван Пересвето в- в Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Андрей Курбский - История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Домострой (составил протопоп Сильвестр )-16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье. Четьи - Минеи- 16в. 13 томов- свод церковной литературы (ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём - все произведения русской письменности, одобренные церковью. Появилась официальная идеология о Москве как о«третьем Риме»: «Два Рима «второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
Обазование
Начальное, носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству). Наиболее распространено - обучение при монастырях. Богословие, чтение, письмо, арифметика. В основном - богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики. Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши. В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо. Книгопечатание. Началом считают 1564. В Москве на средства царской казны создана типография. Возглавили: Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. 1564- первая книга- « Апостол» 1565- «Часослов»- сборник ежедневных молитв. 1574- в г. Львове - первый русский букварь. Но в основном - рукописные книги.

 

2. Живопись, иконопись

Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380(?)

Третьяковская галерея

Иконопись
Феофан Грек (из Византии): ок. 1340-1405. Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма. Два периода - новгородский и московский. В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине. В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор). В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём. Особенности: динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов. Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован. Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов 1405-фрески Благовещенского собора Московского Кремля (+ Феофан Грек, Прохор Городец). 1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее) 1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный) 1428-1430- расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве Характерно: идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность. Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владимир: 80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря. 1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря 1503- Благовещенский собор Московского Кремля иконостас Успенского собора московского Кремля. Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности, готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.
Живопись
Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма. Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты. Развитие жанра исторического портрета. Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.

 

Особенности:

· Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.

· В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).

· 2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.

· Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».

· Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!

· Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является иконой.

 

Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)

Грановитая палата в Москве


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!