Фонетика спонтанной речи: спонтанная речь в системе современного русского литературного языка.
Под спонтанной речью понимается речь неподготовленная, осуществляемая говорящим в постоянно (иногда ежеминутно) меняющихся коммуникативных условиях.
Спонтанная речь практически на всех языковых уровнях значительной степени обусловлена социальными характеристиками говорящих, поэтому спонтанная речь нередко выступала в качестве материала для социолингвистических исследований.
Спонтанная речь в силу своей неподготовленности, повышенной ситуативной обусловленности характеризуется рядом отличительных черт, которые в определенной степени можно причислить к отклонениям от норм подготовленной, гладкой речи.
Все отклонения от нормы в спонтанной речи, обусловленные ее ситуативностью и зависимостью от эмоционально-психологического состояния говорящего.
Итак, можно констатировать, что спонтанная речь есть особый лингвистический феномен, характеризующийся разнообразными отклонениями от норм подготовленной, «гладкой» речи, к которым можно отнести: фальстарты, самоисправления говорящего, сбои в употреблении грамматических форм и порядка слов, множество «оборванных» отдельных слов и фраз, повторы, оговорки, недомолвки, запинания.
Особенности сегментных единиц (гласных и согласных) спонтанной речи.
В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в виде цепи звуков.
При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга. В первом случае имеют место позиционные изменения, во втором – комбинаторные.
|
|
В потоке речи гласные в большей степени подвержены количественным и качественным изменениям, чем согласные;
В устной речи гласные функционально более значимы, так как они аккумулируют информацию о характеристиках окружающих согласных и выполняют задачу просодического оформления высказывания, а от этого может зависеть восприятие звуковых оболочек слов
Эллипсис.
Эллипсис (от греч. elleipsis - опущение, недостаток) – речевое явление, заключающееся в коммуникативно значимом сокращении, опущении некоторых структурных элементов языковой единицы в рамках высказывания (в ходе речевой коммуникации).
Фонетический эллипсис состоит в сокращении, опущении части звуковых сегментов, содержащихся в образцовом фонетическом тексте или в идеальном фонетическом облике слова. Именно по явлениям фонетического эллипсиса, квалифицируемого как «неполный стиль» произношения, разговорная речь принято отличать от устной кодифицированной речи. Например: [тыШ'ь], [ран'ныи], [фстр'ёт'цъ], [этп/к'удъ] при [тыс'ьчь] (тысячи), [рдн'ьныи] (раненый), [фстр'ёт'ъцъ] (встретятся), \Атпъ плс'удъ] (эта посуда) в «полном стиле».
|
|
Фонетический эллипсис может быть применён в художественных текстах как один из приёмов стилизации речи персонажа.
Стяжение гласных.
Стяжение (контракция) — слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Стяжение, как и другие фонетические изменения (диссимиляция, лениция и т. д.), бывает чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон), но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка.
В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду > приду, при-иму > приму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения j в интервокальном положении с последующим стяжением гласных: понимаешь > понимашь, понимает > понимат.
Распространено в севернорусском наречии, различающем говоры с полным (в долгий гласный) и неполным (в дифтонг) стяжением гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах. Неполное стяжение гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах — характерная черта старого петербургского произношения.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!