Сонорный звук как слогообразующий звук.
Теория сонорности (акустическая теория) – слоги определяются дыхательным толчком, но слог образует только тот звук, который имеет определенную звучность. (Сиверс, Свит, конец 19 века). Наиболее полно развита эта теория в трудах Отто Еснерсона, в России – Аванесов, Гвоздев.
Сторонники этой теории считают слог волной сонорности. Степень звучность можно обозначить цифрами: 4 – гласный, 3 – сонорный согласный, 2 – звонкий шумный согласный, 1 – глухой шумный согласный.
Слогораздел проходит между пиком волны и её спадом. Каждая волна характеризуется постепенным усилением звучности.
Основной закон этой теории – закон восходящей звучности. Слогообразующим может выступать согласный: льды. Часто появляется гласный-вставка: театр. Существует и понятие глухости сонорного: рубль.
В некоторых случаях шумные глухие согласные могут выполнять слоггобразующую функцию: кш, тсс.
Теория открытого слога и правила слогоделения.
Теория открытого слога – на основании экспериментальных данных (Бондарко): предшествующий согласный влияет на гласный значительно сильнее, чем последующий. Это обстоятельство свидетельствует о том, что единственно верным принципом слогоотделения является принцип открытого слога. Звуки должны располагаться по восходящей заканчиваться более звучным.
Принципы слогоделения:
1. Согласный, находящийся между гласными принадлежит последующему за ним гласному: го-ло-ва;
|
|
2. Группа согласных, состоящая из шумных согласных и заканчивающаяся шумным согласным принадлежит следующему за ним гласному: р-тсо-хши-е;
3. Группа согласных, начинающаяся с сонорного делится так, что сонорный звук отходит к предшествующему гласному, а шумный – к последующему: мор-ской;
4. Долгий согласный (кроме «щ», «ж» мягкого) делится слогоразделом на две части: ванн-на, дро-жжи, у-та-щу;
5. Сочетание шумных согласных на стыке морфем разделяется двояко: рас-ки-дать, ра-ски-дать.
Дистрибутивный принцип слогоделения.
Этот принцип основан Князевым. В начале слога допускаются только те сочетания согласных, которые возможны в данном языке в начале словоформы, в идеале – и в конце словоформы.
Бег-ство, аб-стракт-ный, эм-ма.
Типы слогов в русском языке.
Слоги могут быть:
1. Начальными, срединными, конечными;
2. Ударными, безударными;
3. Открытыми, закрытыми;
4. Прикрытыми, неприкрытыми;
5. Полными, усечёнными.
Звучность:
1. Восходящая;
2. Нисходящая;
3. Восходящее-нисходящая;
4. Нисходяще-восходящая.
Ударение.
Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.
|
|
Фонетические функции слогового ударения:
1. Организующая, ритмическая;
2. Делимитативная, словоразличительна.
Сила гласного. Порог громкости (ударности) гласного.
Фонетические компоненты ударения:
1. Интенсивность (сила) достигается увеличением мускульного напряжения и усилением вдоха (динамическое, экспираторное ударение). Сила гласного – в громкости. У гласного есть порог громкости. Гласные, произносящиеся громче этого порога – ударные;
2. Высота голосового тона (музыкальное, восходящее и нисходящее) – тембр. Ударные гласные произносятся наиболее ясно и чётко, что придаёт ему особый тембр;
3. Длительность (количественное, в чистом виде не зафиксировано). Длительность ударного гласного – его основное свойство.
Обычно реализуются все вышеуказанные признаки, но из значимость бывает различной.
Особенности русского словесного ударения.
В русском языке ударение:
1. Динамическое, силовое;
2. Разноместное;
3. Подвижное.
Русское ударение может быть:
1. Формообразующим:
1) Неподвижное – при образовании грамматических форм ударение может оставаться на одном и том же месте: основе (приставке – пригород, корне – карета, суффиксе – волчонок); окончании или формообразующем аффиксе (статья, больной, нести).
|
|
2) Подвижное – перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую: внутри одной морфемы (дерево-деревья), на основе//окончании (рука-руки);
2. Словообразующим:
1) Неподвижное – на той же морфеме, что и у производящего слова (книга – книжка, голосовать – голосование);
2) Подвижное – ударение в производящем и производном слове падает на разные морфемы (звезда – звёздочка, глухой – глухость).
Побочное ударение и клитики.
Побочное ударение возникает при значительном числе слогов. Причина такого ударения – чисто фонетическая: носитель языка не может произносить подряд слишком много звуков => возникает особая ритмическая форма => ритмическая форма наполняется содержанием.
Побочное ударение характеризует особый класс слов: сложные и сложносокращённые, о – где основное ударение падает на последнюю основу, побочное – на предшествующие.
Наличие побочного ударения помогает отнести сложное слово к разряду терминологической лексики, редким книжным словам.
Клитики – слова, которые не имеют ритмической структуры и не несут ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам и с ними образуют фонетические слова:
1. Проклитики – примыкают к последующему ударному слову. Это односложные предлоги. Союзы;
2. Энклитики – стоят после ударного слова, к которому примыкают. Это односложные предлоги. Некоторые односложные предлоги могут принимать на себя ударение, тогда самостоятельное слово становится энклитикой.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1952; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!