Поэзия последней четверти 18 века (Херасков, Муравьев, Карамзин, Дмитриев).



Участники кружка Хераскова, выступившие на рубеже 1760-х голов, продолжают разрабатывать традиционные жанры классицизма - в жанре торжественной оды они следуют традициям Ломоносова, в жанре трагедии - Сумарокова, хотя не чужды им и такие жанры, как комическая опера, нравоучительная притча, дидактическая поэма, мещанская слезная драма. Однако особенно значительными их достижения были в жанрах интимной лирической поэзии, в жанре героической эпопеи, в жанре бурлескной и сказочной поэмы. Последняя треть XVIII века отмечена процессом демо­кратизации литературного сознания, что проявилось в интересе деятелей культуры к традициям национального фольклора. Влияние народнопоэти­ческой стихии особенно сказалось на жанрах басни и комической бурлеск­ной поэмы, лучшие образцы которой принадлежат В.И. Майкову и И.Ф. Богдановичу.

Муравьев. Русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике. В этом плане показательно поэтическое творчество Муравьева, относящееся к 1770-1880-м годам. Оно носит переходный ха­рактер, является своеобразным мостиком от поэзии классицистов к поэзии сентименталистов. Первые сборники стихотворений Муравьева "Басни в стихах" (1773), "Оды" (1775) еще продолжают традиции классицизма. По­степенно в творчестве Муравьева выстраивается новая идейно-поэтическая система, главное в которой - противопоставление "природы'" и государст­венного "официального" мира, воплощенного в образе города. Наиболее естественным выражением темы природы стала пейзажная лирика ("Ночь", "Роща"). Муравьев стремится как можно полнее отразить в по­эзии личность; каждое проявление жизни представляет для него интерес настолько, насколько оно развивает воображение и чувствительность. Дей­ствительность настолько растворяется в эмоции автора, что почти невоз­можно отделить субъект от объекта. Для новой поэтической задачи требо­вались и новые средства. Гуковский заметил, что поэтический словарь Муравьева ориентируется на особые поэтические слова "сладостного' по­этического характера (приятный, сладкий, живительный и др.). По мере усиления субъективизма поэзии Муравьева, конкретно-вещественные эле­менты описания почти исчезают из нее, заменяясь сначала "морально-оценочной характеристикой, а затем эмоционально-многозначительными формулами. "Сладкий стон", "дар сердца", "сумрак" <...> переходят с не­большими изменениями из одного стихотворения в другое, создавая осо­бый поэтический словарь, призванный передать полутона, оттенки на­строения" (Кулакова Л.И. Муравьев / Л.И.Кулакова // История русской ли­тературы. - М., 1947. - Т. 4. - С. 459).
В поэзии Муравьева можно выделить три разновидности лирических мотивов: идиллические ("Ночь", "Сельская жизнь", "Роща"), элегические ("Письмо к A.M. Брянчанинову", "К Хемницеру''), медитативные ("Время", "Размышление"). В то же время Муравьев связан с представителями французской "легкой поэзии" второй половины XVIII века, которая несет новое, подчас ироническое отношение к миру. Стихотворениями "Зима". "Примирение". "Бедственное положение" Муравьев стремится доставить удовольствие читателю, принести мир его душе.

Карамзин. Основная поэтическая задача Карамзина - создание субъективной и психологической лирики, выражения настроений души: поэт должен "вы­ражать оттенки разных чувств, не мысли оглашать". Общественно-политическое содержание сознательно обходится Карамзиным-поэтом. Гражданской, государственной и героической тематике классицизма про­тивопоставляется психологически-личное содержание его поэзии (басня "Соловей, галки и вороны", " Соловей"). От социальных потрясений поэт скрывается под свой "тихий кров", чтобы наслаждаться любовью, друж­бой, природой и переживаниями собственного сердца ("Послание к жен­щинам", "Меланхолия". "Осень", «К разлуке с Петровым", "Плещееву"). Карамзин создает образ поэта-мечтателя, живущего в своих грезах и ин­тимных впечатлениях, которые отличаются изысканной изменчивостью настроений. Новое содержание обуславливало жанровое своеобразие и требовало обновления стихотворных форм. Карамзин писал и оды, и мад­ригалы, и мелкие надписи, и басни, но характерными для Карамзина поэтическими жанрами являются элегии и дружеские послания. Карамзин часто отказывался от ямба, много писал хореем и трехсложными стопами, увлекался белым стихом. "Граф Гваринос" и "Раиса" являются первыми в России опытами романтических баллад.
"Новый слог" Карамзина
Карамзину принадлежит заслуга в создании ''нового слога" в прозе и поэзии на основе сближения книжной речи с разговорной. Карамзин стре­мится создать единый слог "для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут". Но из народной речи Карамзин заимству­ет только то, что идет навстречу его сентиментальной эстетике, отвергая все, что ей противостоит. Это определило ограниченность его реформы языка художественной литературы. Призывает Карамзин и к заимствова­нию иностранных слов или к созданию по аналогии с ними новых русских слое (промышленность, влюбленность, общественность и др.). Благодаря реформе Карамзина словарный состав литературного языка в известном направлении расширился, грамматический строй его усовершенствовался, стилистические средства обогатились, что в дальнейшем позволило Пуш­кину установить норм; литературного языка.

Херасков. Новые тенденции в творчестве Хераскова стали заметны с 1760 года, когда он начал издавать журнал «Полезное увеселение», посвящённый исключительно литературе — статьи на естественнонаучные темы там не печатали. Наиболее значительным по объёму был раздел поэзии, поскольку в русле эстетики классицизма, стихи являются высшей формой организованной человеческой речи. Однако тематика и проблематика публикаций группы Хераскова, и поставленные Михаилом Матвеевичем задачи существенно расходились с Сумароковым: общественная активность и нервная, сатирическая реакция на события современности была им чужда, политическая проблематика, характерная для Сумарокова, у Хераскова оттеснена религиозными и моральными проблемами[57]. Общественно-политическая позиция редакции «Полезного увеселения» отчётливо консервативна. Главным становится, по выражению А. Западова, — «стремление наслаждаться плодами дворянской культуры, отнюдь не стремясь расширить её социальные пределы»; даже сетований на жестокосердых помещиков невозможно отыскать в журнале. Авторами владеют пессимистические настроения. Для стихов, печатавшихся в «Полезном увеселении», общим стал мотив бренности земного[58]. Теме бесплодности людских усилий по устроению земного бытия — временного этапа перед Царством Небесным — был целиком посвящён шестой номер «Увеселения»[59].
За три с половиной года издания «Полезного увеселения» и «Свободных часов», Херасков опубликовал около 190 стихотворений. В 1762—1769 годах выходили сборники его стихотворений, в том числе «Анакреонтических од» и «Философических од». Для лирики Хераскова характерно огромное жанровое разнообразие — все виды од, эклога, эпистола, элегия, басня, стансы, сонеты, идиллии, эпиграммы, мадригалы, и проч. Наиболее характерным для него, по определению Д. Д. Благого, являлась «элегически окрашенная медитация мудреца-философа, довольствующегося „тем, что небеса послали“»[60]. С точки зрения поэтического стиля и языка это означает, что Херасков добивался изящества словесной формы, синтаксические конструкции его легки и приближаются к разговорным. По словам Д. Д. Благого,
«В языке он избегает как витийственной высокости ломоносовского одического стиля, так и намеренной резкости, подчас прямой грубости сатирических произведений Сумарокова. Поучительно в этом отношении сравнить с сумароковскими притчами, написанным нарочито вульгарным языком, выдержанно-салонные басни Хераскова… Большинство стихов Хераскова написано именно таким сглаженным, салонно-изящным „средним штилем“, подготовляющим будущий „новый слог“ Карамзина, недаром считавшего Хераскова самым близким из всех своих русских предшественников»[61].
В целом, Херасков и авторы его круга выработали свой подход к поэтической лирике. Они, в общем, остались равнодушны как к поэтике Ломоносова, которого Херасков критиковал, так и к метрическим поискам Сумарокова. Классицизм на всю жизнь определил поэтические интересы Хераскова, но он сочетался с большим числом элементов сентиментализма. Стихотворение Хераскова «Смерть Клариссы. Подраженная французскому сочинению» представляет собой, по А. Западову, сентиментальную поэму. «Враг» рассказчика нанес грубое оскорбление Клариссе, она умирает, рассказчик стремится отомстить оскорбителю, но не успевает в намерении. Природа как бы сочувствует героям повествования, они часто проливают обильные слёзы. Эти черты заметно отличают стихотворение Хераскова от обычных материалов «Полезного увеселения»[62]. Херасков стоял и у истоков усадебной поэзии русской дворянской литературы, а также жанра дружеского послания[63].

Дмитриев. Повествовательные жанры явились в творчестве Дмитриева преобладающими, но не единственными. В начале своей поэтической деятельности Дмитриев получает признание прежде всего как автор чувствительных песен и «поэтических мелочей».
«Стонет сизый голубочек» (1792)
Первая песня Дмитриева имела колоссальный успех и вызвала многочисленные подражания. Песня была одним из первых жанров, освоенных поэзией сентиментализма, и к началу литературной деятельности Дмитриева имела своего крупного представителя в лице Нелединского-Мелецкого. Идя по пути, проложенному Нелединским, Дмитриев достигает по сравнению с ним только большего и, можно сказать, максимального единства эмоционального тона стихотворения, единства, требуемого самым жанром чувствительной песни.
Стонет, воркует, тоскует, тихонько слезы льет, голубочек, миленький дружочек, пшеничка, нежная ветка— все это слова единого эмоционального лексического плана, слова, окруженные ореолом «приятного», «чувствительного», «милого». Этим, а также однообразной напевностью интонаций песня приближается к жанру салонного чувствительного романса. Положенная на музыку Ф. М. Дубянским, она удержалась в репертуаре чувствительных романсов вплоть до XX в. Образ же «пары голубков» стал в поэзии сентименталистов общеупотребительной лирической метафорой:
Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь,
Миленький его дружочек
«Видел славный я дворец» (1794) .
Также вызвала многочисленные подражания.
Песня эта является одним из наиболее прямолинейных выражений принципиальной антигражданственности поэзии русских дворянских сентименталистов. Начинается песня так:
Видел славный я дворец
Нашей матушки-царицы;
Видел я ее венец
И златые колесницы
Лирический герой направляется направляется в село, где его ждет Лизонька, его «ангел».
Далее следует обычное воспевание мирных радостей уединенной жизни на лоне сельской природы.
Песня была напечатана в 1794 г. в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» без подписи, но со следующим примечанием от редакции: «Вот и оригинал той песни, которой многие подражали! Любезный сочинитель хочет остаться неизвестным, но его знают!»
В целом песни Дмитриева, несмотря на всю их популярность, в свое время были только данью модному сентиментальному жанру, но не здесь проходит основная линия творческих интересов Дмитриева.
 «Поэтические мелочи» — мадригалы, надписи и пр. Дмитриев культивировал эти мелкие жанры на всем протяжении своего творчества и в свое время считался непревзойденным мастером в этой области.
Основная линия интересов Дмитриева определилась примерно в 1793—1794 гг. В 1794 г.
Сатира «Чужой толк».
Дмитрие выступал в ней против ведущего жанра отечественного классицизма — похвальной оды. Не затрагивая жанра оды как такового и даже утверждая его, Дмитриев осмеивает лишь стилистические принципы высокой оды и прежде всего ораторский прием развития темы.
В итоге, отвергая ораторские принципы хвалебной оды, Дмитриев утверждает ее как «чувствительный» жанр.
Сатира «Чужой толк» явилась принципиальным обоснованием той трансформации жанра оды, которую он претерпевал у поэтов сентименталистов и прежде всего у самого Дмитриева.
Первые оды Дмитриева — «Смерть князя Потемкина» и «На мир с Оттоманскою Портою» — относятся к 1791—1792 гг. Оба стихотворения сохраняют обычную одическую строфу и по патриотичности своих тем прямо продолжают традицию хвалебной оды классицизма. Однако весь эмоциональный колорит их уже существенно иной. Так, «Смерть Потемкина» развита как «унылая тема», тема грусти и печали «чувствительных» сердец:
Уныл внезапу лавр зеленый,
Уныл и долу преклонен!
Характерно, что Карамзин, несмотря на наличие в этом стихотворении всех внешних признаков оды, называл его не одой, а «печальной песнью на смерть Потемкина».
В другом стихотворении «радостная» тема мира с турками развивается в ряде типичных сентиментальных картин идиллической сельской жизни:
128
Здесь нежна, сельска красота
С улыбкой искренней, нелестной
Целует жениха в уста
Это сосуществование в пределах одного стихотворения различных и часто враждебных друг другу стилистических тенденций составляет отличительную черту поэзии Дмитриева и характеризует ее как поэзию перехода от классицизма XVIII в. к преромантической и романтической поэзии 1800—1810-х годов. Что же касается оды, то в дальнейшем она терпит у Дмитриева все большую трансформацию. Аллегорические образы и риторические интонации постепенно вытесняются конкретно чувственными описаниями, ораторское развитие темы уступает место сюжетно-повествовательному.
1794 г. Дмитриев пишет своего знаменитого «Ермака», а в следующем 1795 г. — «Освобождение Москвы».
Сохраняя еще некоторые признаки «одического», «высокого» стиля, эти стихотворения уже намечают некоторые черты, характерные и для позднейшей романтической гражданской поэзии.В них показана любовь к отечеству.
Тема «Ермака» — завоевание Сибири, «Освобождения Москвы» — изгнание из Москвы поляков в начале XVII в.
«Ермак», одно из самых знаменитых стихотворений Дмитриева, ведет, с одной стороны, к «Думам» Рылеева, с другой — к романтической поэме 20-х годов. С поэмой сближает его драматическое развитие темы, данной через диалог двух сибирских шаманов, обрамленный лирическими замечаниями от автора, затем робкая, но все же несомненная попытка передать местный исторический колорит, наконец чувственное описание.
«К Волге».
В стихотворении, написанном в том же году, что и «Ермак» (1794), находим любопытное использование исторического мотива с намеком на современность. Так, упоминание Разина и тот эмоциональный тон, в котором оно дано, содержат несомненный намек на грозные события Пугачевского движения.
Эти строки предвосхищают поэтический метод «Дум» и поэм Рылеева, хотя и с прямо обратной Рылееву политической направленностью.
Стихотворения «Ермак», «К Волге» и «Освобождение Москвы» явились в творчестве Дмитриева завершением его борьбы с одической традицией классицизма, борьбы, принципиальное обоснование которой было дано им в сатире «Чужой толк». Намечавшиеся в этих стихотворениях контуры романтических повествовательно-исторических жанров не получили в творчестве Дмитриева дальнейшего развития. Но повествовательная форма становится с этого времени для него основной.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 996; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!