НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЙОГИ



Р.Л. Биджлани, проф., зав. кафедрой физиологии,

Всеиндийский институт медицинских наук, Нью-Дели

 

Краткое содержание

Изучение нейрофизиологических эффектов йоги может быть разделено на две большие группы:

1. Исследование краткосрочных эффектов, возникающих непосредственно во время занятий йогой или сразу после их окончания.

2. Исследование долговременных эффектов йоги.

Исследования краткосрочных эффектов сосредоточены на пранайаме и медитации. В зависимости от вида пранайамы можно воздействовать на симпатическую и парасимпатическую системы. Во время медитации альфа ритм ЭЭГ приобретает сопротивляемость к блокировке сенсорными стимулами, регулярность и амплитуда альфа волн увеличиваются, кожно-гальваническая резистентность также увеличивается. Эффекты, получаемые во время медитации на конкретном объекте, отличаются от тех, которые получены при медитации на нейтральном понятии. Кроме того, медитация – это не автономное состояние бездействия: нормой при медитации является дифференцированная активность, а не отсутствие нейроактивности. Исследования долговременных эффектов выявили преобладание альфа ритма ЭЭГ у йогов и снижение спонтанных кожно-гальванических реакций у тех, кто практикует трансцендентальную медитацию. Ряд исследований, проведенных в последние годы в Свами Вивекананда Кендра, Бангалор, показывают наличие улучшений в различных аспектах в результате регулярной практики полного комплекса йоги в течение от нескольких дней до нескольких месяцев. Видимо долгосрочные эффекты йоги вовлекают пластичность нервов, что приводит к стойким изменениям в структуре и функциях мозга.

Йога – глубокий физический, эмоциональный и познавательный опыт. Следовательно, некоторые гипотезы, касающиеся нервной системы в соотношении с эмоциональным и познавательным развитием, могут быть применимы также и к йоге. Стоит также поразмышлять, влияет ли содержание мыслей на нервную систему индивидуума. Предшествуют ли изменения в нервной системе процессу мышления или следуют за ним, также остается спорным. С точки зрения философии йоги возможно мысли предшествуют структурным и химическим изменениям в мозге. Другими словами, это триумф мысли над материей.

«Не в форме Материи как таковой, а в силе, которая действует в Материи, должны искать мы происхождение мысли» – Шри Ауробиндо, комментарии к Кена Упанишад.

Когда профессор Б.К. Ананд и его коллеги сообщили в 1961 году, что опытные йоги пребывают намного больше времени в период активного бодрствования в альфа ритме ЭЭГ, чем это было обнаружено у обычных людей, к их результатам отнеслись с большим скептицизмом. В то время как исследователи чувствовали, что практика йоги привела к определенным изменениям в мозге, которые проявились в виде преобладания альфа ритма, критики подвергли сомнению эту интерпретацию и предпочли предположить, что различие, возможно, присутствовало до начала занятий йогой. Они даже посчитали вероятным, что люди с преобладанием альфа ритма более склонны заниматься йогой. В основе скептицизма лежало закоренелое убеждение, что сформировавшийся мозг не подвергается никаким изменениям в течение взрослой жизни, кроме случаев поражения болезнью. Но такое представление о мозге уже устарело. Недавние исследования показывают, что, в то время как разветвленная система нервных связей генетически предопределена, более мелкие детали подвержены изменениям. Могут измениться не только эффективность синаптической передачи и спектр нейромедиаторов, нервные связи могут развиваться или атрофироваться в ответ на специфические воздействия. В последние годы было проведено несколько исследований, касающихся нейрофизиологических эффектов йоги. Эти исследования могут быть разделены на две большие группы: те, в которых исследовали краткосрочные эффекты, возникающие непосредственно во время занятий йогой или сразу после их окончания и те, в которых исследовали долговременные эффекты йоги. Хотя краткосрочные и долговременные изменения могут часто быть взаимосвязанными, для удобства они обсуждались отдельно.

Краткосрочные эффекты

По наблюдениям, пранайама (ujjayi, bhastrika и kapalabhati) увеличивает амплитуду и снижает латентность первой N волны вызванного потенциала слухового нерва средней латентности. Дыхание через правую ноздрю увеличивает частоту сердечных сокращений в сравнении с дыханием через левую ноздрю. Можно предположить, что намеренное дыхание через правую ноздрю ведет к стимуляции симпатической нервной системы. Это было подтверждено Теллесом и его коллегами, которые наблюдали увеличение потребления кислорода, повышение систолического артериального давления и уменьшение наполняемости пульса через 45 минут дыхания через правую ноздрю. Однако эффекты различных типов пранайамы могут быть различны. Было выявлено, что капалабати снижает активность блуждающего нерва, тогда как при исследовании нади судди пранайамы не было выявлено каких-либо существенных эффектов.

Исследования медитации

Было проведено большое количество исследований людей, находящихся в состоянии медитации. Медитация – это ряд разнообразных практик, присутствующих в различных культурах, включая йогу. Большинство медитаций характеризуются следующими двумя чертами: сенсорным ослаблением и неаналитическим вниманием. При изучении нескольких опытных медитаторов профессор Б.К. Ананд и его коллеги наблюдали то, что сенсорные стимулы, такие как громкий шум или холодный/горячий предмет, которые обычно блокируют альфа ритм, не могли вызывать такой эффект у йогов в состоянии медитации. В 1970-е г.г. было проведено большое количество исследований физиологических коррелятов ТМ (трансцендентальной медитации). Исследователи заметили, что в состоянии медитации гальваническое сопротивление кожи увеличивалось (уменьшение симпатической активности), а на ЭЭГ регулярность и амплитуда альфа волн возрастали. Несколько исследований медитации были посвящены символу Om и другим нейтральным мантрам. Исследования проводились как на опытных медитаторах так и на новичках в Свами Вивекананда Кендра, Бангалор. Их исследование средней задержки слуховых вызванных потенциалов предполагает, что у опытных медитаторов нервная активность облегчена либо на мезэнцефалическом либо на диэнцефалическом уровнях при повторении Om, но не при повторении нейтральных мантр. У новичков оба типа медитации замедляют нервную активность на данных уровнях. Замедление нервной активности рассматривалось как показатель усилий со стороны медитатора. Было также обнаружено, что медитация на мантре Om уменьшает сопротивление кожи, тогда как никаких изменений не отмечалось во время отвлеченного размышления или во время мысленного повторения нейтрального слога. Это интерпретировалось как обострение внимания во время медитации на мантре Om. О подобных результатах сообщали те исследователи, которые обнаружили увеличение числа сердечных сокращений во время медитаций Chinese Chi и Kundalini йоги. Эти сообщения бросают вызов традиционному пониманию, что медитация является автономным состоянием бездействия. Дифференцированная активность, а не отсутствие активности было также обнаружено при исследовании с помощью ПЭТ состояния медитации и нормального сознания в состоянии покоя. Во время медитации активность была зафиксирована в тех областях мозга, которые отвечают за образное мышление, тогда как в состоянии нормального сознания она была отмечена в областях, которые отвечают за внимание.

Долговременные эффекты

В классических исследованиях, проведенных около 40 лет назад, профессор Б.К. Ананд и его коллеги обнаружили преобладание альфа ритмов в ЭЭГ йогов. Спектральный анализ практикующих ТМ показал увеличение альфа/дельта ритмов и уменьшение бета/альфа ритмов. В дальнейшем были обнаружены лучшая сбалансированность и синхрония показаний ЭЭГ, снятых с левого и правого полушарий, а также лобных и затылочных полей. Кроме того, недавно появились сведения об увеличении бета 1 и бета 2 активности у практикующих СК по сравнению с контрольной группой здоровых лиц.

Кожно-гальваническая реакция (КГР) часто используется в исследованиях функций автономной нервной системы. В общем, занятия йогой склоняют баланс автономной нервной системы в сторону парасимпатического влияния. Исследования показывают, что те, кто занимаются ТМ имеют меньше спонтанных КГР, чем не медитирующие лица, что указывает на более низкую реактивность на стрессогенные раздражители. Эти данные подтвердились, когда испытуемые были подвергнуты ряду слуховых стрессогенных воздействий. По сравнению с людьми, не практикующими медитацию, они привыкали к раздражителям быстрее, и их КГР были более ровными. Результаты указывают на более низкую реактивность и большую стабильность симпатической нервной системы у медитаторов.

Исследования, проведенные в Свами Вивеканандв Кендра, Бангалор, были сконцентрированы на эффектах полного комплекса занятий йогой, состоящего из асанов, пранайамы, медитации и специальных занятий, посвященных различным аспектам в зависимости от типа нервной системы. Проведенные исследования показали улучшение зрения, твердости рук, координации мелких движений и увеличение скорости моторики.

Недавние исследования пластичности нервов показывают, что корковая репрезентация сенсорных и моторных зон коры расширяется, если задача выполняется неоднократно. Занятия йогой включают повторяющиеся сенсорные и моторные воздействия. Следовательно, естественным является то, что практика йоги использует пластичность нервов, чтобы вызывать и поддерживать долговременные изменения в структуре и функциях мозга.

Некоторые размышления

Йога – это глубокий физический, эмоциональный и познавательный опыт, и каждый аспект этого опыта способен влиять на мозг. В то время как существуют экспериментальные доказательства долговременных изменений в нервной структуре и функциях мозга в ответ на сенсорные и моторные (т.е. физические) воздействия, об эмоциональных и интеллектуальных воздействиях на мозг можно только догадываться. Здесь уместно сказать о некоторых гипотезах, касающихся постнатальной корковой специализации, связанной с познавательным развитием. Джонсон предполагает, что с накоплением опыта выполнения определенного действия происходит усиление локализации соответствующей функции в коре, возрастает избирательность определенной области мозга или усиливается активация соответствующей зоны коры в результате неоднократного повторения данного действия. Развитие человека с периода младенчества до взрослого возраста подобно развитию практик йоги от начального этапа до продвинутого садака (sadhak): последнее – это намного более долгий путь и качественно более радикальное преобразование. Кроме того, мы знаем, что значительная пластичность коры сохраняется даже в зрелом возрасте. Поэтому те же самые гипотезы могут быть применимы к корковым процессам, связанным с йогой.

Джон Скойлз выдвинул гипотезу о нервном субстрате когнитивной деятельности, такой как чтение, решение математических задач, игра в шахматы, которая возникла в процессе эволюции человеческого рода. Йога – древняя дисциплина, но она, конечно, возникла намного позже завершения процесса эволюции. Следовательно, его гипотеза может быть применима как к йоге, так и к любой другой познавательной деятельности. Он утверждает, что два ключевых фактора сделали возможной познавательную активность. Это пластичность нервов как процесс, и большая префронтальная кора, где эта активность имела большое поле для развития.

Йога – это не только когнитивная, но также и эмоциональная практика. Душевное равновесие, характерный признак йоги, имеет некоторое сходство с однообразными эмоциями, которые преобладают у пациентов с повреждениями префронтальной области головного мозга. Такие пациенты сохраняют способность анализировать и рассуждать, но не могут жить полноценной жизнью из-за своей эмоциональной скованности. Чтобы объяснить это явление, Damasio выдвинул следующую гипотезу: чтобы решить проблему, мы анализируем ситуацию и формируем несколько альтернативных решений. Мы используем дальнейшее размышление, чтобы просчитать последствия каждого решения. Некоторые из этих последствий приятны, другие не столь приятны или вообще не приятны. Мы предвосхищаем эмоции, к которым приведут последствия того или иного решения, и обычно выбираем решение, которое приведет к наиболее приятным последствиям. Но так как для пациентов с повреждением префронтальной области нет различия между приятным и неприятным, они часто принимают неправильные решения – решения, которые приносят им страдания. Значит ли это, что йоги, находясь в состоянии глубокого спокойствия, склонны принимать неправильные решения? Ответ – да, и это не зависит от перспективы. Йоги развивают душевное равновесие, но сохраняют эмоцию любви: всеобъемлющую и безусловную любовь, которая не требует ничего взамен. Решения, основанные на всеобъемлющей любви, могут быть вредны для личностных интересов индивидуума и, следовательно, могут оказаться неправильными решениями. Но у йогов это осознанные решения, основанные на их необычном мировоззрении, а не ошибочном суждении из-за неспособности чувствовать.

Стоит также подумать о том, влияет ли содержание мыслей на нервную систему индивидуума. В то время как отдельные разрозненные мысли не могут оставить глубокий след, целостный поток мыслей может. Например, склонность к парасимпатическому преобладанию нервной системы у йогов может быть результатом не только выполнения физических упражнений, но и постоянных медитаций и принятия философии самоотрицания, неосуждения, всеобъемлющей любви. Начиная с коры головного мозга вниз к периферическим нервам автономной системы через лимбическую систему и гипоталамус, может быть увеличение числа и эффективности синапсов, ведущих к парасимпатическому выбросу, и атрофии тех синапсов, которые ведут к симпатическому. Остается открытым вопрос, могут ли простые мысли изменять нервные связи и тип нейромедиатора. Например, отличаются ли интеллект и эмоции йогов от таковых у обычных людей, потому что они изначально обладают другим (отличающимся) мозгом; или они начинают мыслить иначе, имея «стандартный» мозг, и это приводит к изменениям в мозге, что в свою очередь делает их уникальный мыслительный процесс их второй природой. Это подобно размышлениям о первичности курицы или яйца. Даже если мозг йогов отличен от мозга обычных людей, это может быть из-за практик йоги (садана) в предыдущих жизнях. А садана в этой жизни, вероятно, вызывает еще большие изменения в мозге того же рода. Таким образом, с позиций философии йоги можно предположить, что мысль первична, а структурные и химические изменения в мозге вторичны. Другими словами – это победа мысли над материей.

 

 

EEG DURING SUDARSHAN KRIYA:

A QUANTITATIVE ANALYSIS

M. Bhatia

Assoc. Prof. Clinical Neurophysiology,

Dept. of Neurology

All India Institute of MedicalSciences, N. Delhi, India

 

Introduction

Sudarshan Kriya (SK) (a rhythmic breathing process), was devised by Sri Sri Ravi Shankar. The word " Sudarshan" translated from its original Sanskrit Su = right, Darshan = vision, "Kriya" means purifying action. This is thus not a pure meditation technique, and has been defined as a state of relaxation by some and a state of consciousness by others. This is practiced as a brief & practical self-help stress-management strategy. Subjective reports from the participants indicate that it reduces anxiety & depression and SK has been found to be useful in the treatment of depression. Various tools have been used to study the effect of relaxing techniques on the mind. These include EEG, evoked potentials (BAER, P300, Middle latency potentials), fMRI, SPECT. EEG has been used to study changes during meditation, and also long-term effect of regular practice of meditation for the past 2-3 decades. During Transcendental Meditation(TM) an increased regularity and amplitude of the alpha activity was noted. The results have been contradictory as different processes produce different changes. The changes observed have been linked to the type of meditation and duration of meditation practice, as subjects varied greatly in their meditation techniques, expertise and their performance. The difference in technique may produce a dichotomy of physiological effects. Most of the physiological research on meditation has been carried out on TM, it is not known whether other stylized practices create the same physiology.

There are no reports at present on changes in EEG and SK. The aim of the present study was to study the sequential changes in EEG, during the SK.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!