Теории мультикультурного общества



Наверно, лучший способ достижения мультикультурного общества – понять, чем же оно не является. Самое главное – это то, что мультикультурное общество подразумевает отход от традиционных понятий гражданства, которые абстрагируются от культурных, этнических и других национальных особенностей отдельных лиц и рассматривают человека лишь в качестве члена данного политического сообщества. Мультикультурное общество требует, чтобы мы определяли культурные различия среди людей и уникальные особенности отдельного лица. Люди должны рассматриваться не просто как отдельные индивиды, но и также как члены этнических, культурных и других групп. Как утверждал Чарльз Тейлор, мы образуем нашу индивидуальность и концепции, как социальные агенты, через «диалогический» процесс с другими, в котором мы приобретаем «богатые социальные стили выражения». Согласно вышесказанному, мультикультурное общество старается защитить неприкосновенность индивидуального лица, имея в виду то, что индивидуальность формируется в большом количестве социальных и культурных контекстов. По сравнению с традиционными понятиями общества, которые делают особое ударение на дихотомии индивидуального лица и государства, мультикультурное общество имеет дело с трихотомией, составленной из индивидуальных лиц, групп и государства.

Грань должна быть проведена между «радикальными» (или «строгими») и «либеральными» (или «мягкими») теоретическими версиями мультикультурного общества. Радикальные формулировки мультикультурного общества поддерживают фундаментальный сдвиг в понимании общества, изображая универсальность либерального общества только как замаскированную приверженность доминантным культурным или политическим группам. Либеральные конституционные нормы, защищая индивидуальные права, согласно этой точке зрения, являются «верховным хомутом, натирающим шеи граждан разных культур». Сторонники радикальной версии приводят доводы в пользу «продифференцированного общества», которое заслуживает особые права для «угнетённых» меньшинств, как например принятие мер по улучшению уровня образования и занятости у обездоленных меньшинств.

В то время как одни могут считать приемлемым понятие продифференцированного общества как меры повышения уровня объективности, создание мультикультурного общества на основе притеснения высоко проблематично. Концепция притеснения, заключающая в себе эксплуатацию, изолирование, беспомощность, культурный империализм и насилие, такая неопределённая, что уже весьма сложно определить чётко, что именно заставляет меньшинства быть притеснёнными. Даже если кто-нибудь один примет притеснение в качестве основы для мультикультурного общества, модель радикального мультикультурного общества приведёт к фиксации и усреднению индивидуальности, в то время как членство в группе станет решающим фактором прав граждан. Этнические или культурные особенности могут стать главными для граждан внутри общественного строя, который может подорвать обычные штатские отношения среди граждан. Радикальная модель, предложенная Шачаром, упрощает трихотомию индивидуальных групп, государства и личностных прав в другую более простую дихотомию индивидуальных групп и государства.

Этих проблем в большей степени нет в «либеральной» версии мультикультурного общества, которая более искусно служит посредником в отношениях между личностью, индивидуальной группой и государством. Всесторонне изложенный Виллом Кимлика этот подход представляет мультикультурное общество как либеральную теорию прав меньшинств. Если брать за исходное условие индивидуальную свободу – определяющий принцип либерализма. Он доказывает, что индивидуальный выбор можно понять лишь в условиях «социальной культуры» (существенным образом национальной культуры), которая «обеспечивает своих членов разнообразными образами жизни, в том числе такими видами деятельности, как социальная, учебная, религиозная, развлекательная и экономическая жизнь, включающая как общественную, так и личную сферы». Либеральная позиция призывает к защите социальных культур с тем, чтобы защищать «чёткий контекст выбора» для индивидуальных лиц. Либеральная справедливость требует особых прав, определяющих и защищающих культуры меньшинств с тем, чтобы заменить традиционные «нейтральные» реакции на этнические и культурные различия – неспособность различать цвета или презрение.

Хотя концепция мультикультурного общества призвана устранить вражду между либеральными защитниками универсальных индивидуальных прав и сторонниками радикального мультикультурного общества, понятие социальной культуры жёстко ограничивает возможности его достижения. Определение социальной культуры как национальной культуры позволяет провести разграничение между правами национальных меньшинств и правами иммигрантов. В самом деле, Кимлика утверждал, что пока нужно делать шаги, чтобы гарантировать, что национальным меньшинствам должна быть дана возможность сохранить свою индивидуальную культуру, иммигранты, решая по собственному желанию устроиться в другой стране, фактически «отказываются» от своего имени, чтобы иметь доступ к своей подлинной социальной культуре. Требования иммигрантов к равному доступу к социальной культуре должны приветствоваться разрешающими иммигрантами, чтобы интегрировать в «основную культуру». Тем не менее, сложно объяснить острое разграничение между правами национальных меньшинств и правами иммигрантов с точки зрения «социальной культуры». Если право на культуру происходит от индивидуальной автономии, то, несомненно, никаких различий не должно существовать в достоинствах или ценностях тех или иных культур, кроме тех случаев, когда они выражаются через поступки индивидуальных лиц. Разграничение Кимлика между правами национальных меньшинств и правами иммигрантов предназначено именно для этого, навсегда подрывая принципиальное обоснование понимания культурных интересов иммигрантов. Таким образом, выгодность формулировки Кимлика кажется прикованной к отправлению прав национальным меньшинствам, так как она не рассматривает другие мультикультурные требования, а именно требования иммигрантов и этнического меньшинства.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!