Классицизм в европейской литературе XVII века



Классицисты 17в не называли себя таковыми – термин 19 в, эпохи романтизма. В 17 в античность из объекта подражания и точного воссоздания, «возрождения», превращается в пример правильного соблюдения законов искусства и объект соревнования с античными писателями. Классицизм пытается художественно преодолеть противоречие посредством строго отбора материалов действительности: тем, мотивов, образов.

Принцип примата замысла над воплощением, правильного разумного творчества над вдохновением. Природа – прекрасное и вечное создание, построенное по законам математики -> подражание природе. Специфический принцип правдоподобия: при психологической убедительности образов и ситуация, благопристойность и назидательность, принцип «поучать, развлекая». Правило трех единств – частный случай применения всеобщих законов искусства, способ удержать свободу творчества в границах разума. Важнейшие эстетические категории: простота, ясность, логическая последовательность композиции, экономия средств выразительности. Иерархическая система жанров: разведение высоких и низких, трагических и комических явлений действительности по жанровым образованиям. Хотя в теории предпочтение отдавалось трагедии, эпопее, писали и сатиры, комедии и даже неканонические жанры, выпадающие из классицистической иерархии (см: классицистический роман Мари Мадлен де Лафайет). Классицисты оценивали художественные произведения исходя из «вечных» законов искусства – по разумному суждению, не авторитету, цель – анализ закономерностей искусства вообще. (но по факту оценки конкретных произведений могли существенно расходиться).

В Испании преобладало барочное искусство, во Франции классицистическое, «бароккизирующий классицизм» М.Опица в Германии, равновесие барочных и классицистических начал у Мильтона в Англии…

Значительное влияние французской культуры 17в на другие национальные литературы Европы, она во много определила культурный облик столетия. Французский абсолютизм – важный прогрессивный фактор развития экономики и культуры. Политическое выражение процесса разложения феодализма, но при этом бюрократизация управления и общественной жизни страны, стремление государства к упорядочиванию культурной, духовной деятельности людей.

Фронда – широкое антиналоговое движение середины века, сыграло важную роль в формировании актуальной проблематики французской литературы. +либертинаж (либертинизм - свободная, гедонистическая мораль)

Создание Французской Академии: её члены старались выполнять функции учреждения, регламентирующего художественный вкус современников, появление кружков, салонов…

Первый тип периодизации литры: до начала Фронды в 1648 г и вторая половина века. (Другой: 1590-1620, 1630-1650, 1660-1680)

Развитие барокко и классицизма, взаимодействие и борьба друг с другом. Классицизм дал во Франции Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена и других. Барочная драматургия менее художественно значительна. (см: Арди). Барочные произведения преобладают в первой половине столетия, а классицистические во второй.

Период дальнейшего укрепления абсолютизма, деятельности кардинала Ришелье, создание в 1643 Французской Академии, которая упорядочивала нормы литературного языка, теоретически разрабатывала нормативную классицистическую эстетику, критически обсуждала современную литературу. Классицизм набирает силу, становится центральным явлением литературной жизни.

Барочная немецкая литература 17в – явление более многочисленное и яркое, чем немецкий классицизм. Но не следует недооценивать и классицизм определенного круга немецких писателей, особенно М.Опица: ориентация на античные образцы, французские, итальянские, каноны классицизма понималась как лучший способ преодолеть культурное отставание Германии.

Деятельность различных языковых культурных обществ, см: «Плодоносящее общество», членом которого был М.Опиц. Заметная функция переводной литературы в Германии.

М.Опиц – главный теоретический труд «Книга о немецкой поэзии», главный учебник 17 в для немецких стихотворцев. Текст нормативной поэтики. Широкое привлечеие традиций античных мыслителей, прежде всего Аристотеля, поэтических теорий ренессансной эпохи – Ронсара, Скалигера и др.имеет целью создание теории немецкой поэзии, включает рассуждение автора о путях достижения художественной самобытности. Но при этом осознанное стремление к упорядоченности, защита рационалистических правил, иерархия жанров, новые – более строгие принципы стихосложения. Рационально-логическое, аллегорическое и дидактические начала в его стихотворениях сочетаются со скорбными интонациями, позицией трагического стоицизма. («бароккизирующий» классицизм Опица). Последователь: лирик П.Флеминг, трансформирующий традиции европейского петраркизма.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!