Первоначальное накопление капиталов



Развитие первоначального накопления капитала в разных странах имело свою специфику.

В Англии этот процесс начался в XV в. и закончился во второй половине XVIII в. полным исчезновением крестьянства этой страны в ходе аграрного переворота. Последний, в свою очередь, стал результатом проведения политики огораживания (захвата общинных земель) и секуляризации (обращения государством церковной собственности в светскую) в период Реформации. При этом правительство с помощью «кровавого законодательства» принуждало лишенных земли крестьян наниматься на работу к капиталистам. Одновременно происходил процесс концентрации крупных денежных средств большей частью путем насилия, грабежа, обмана и лжи. Одним из главных методов накопления богатства стало участие Англии в работорговле и пиратстве, которое поддерживалось короной. Кроме этого, накоплению способствовала и система государственного займа, обусловленная частыми заёмами английских королей у ростовщиков и купцов, а также так называемая политика способствования развитию отечественной промышленности, запрещающая экспорт сырья и продуктов питания и ограничивающая большими налогами ввоз готовых изделий.

В Голландии крепостное право не получило большого развития, и крестьяне сохранили личную свободу, поэтому аграрная революция протекала очень быстро при использовании в основном мер внеэкономического принуждения (узурпация общинных земель, распространение краткосрочной аренды, активизация ростовщических сделок и т. д.). Важным рычагом первоначального накопления в этой стране также была налоговая система, характеризующаяся повышением доли прямых налогов с городского и сельского населения. Лишенные земли и имущества бедняки под действием законов против бродяг вынуждены были создавать резервную армию будущих наемных рабочих. Вместе с тем сохранение цехово-сословных привилегий и вольностей позволяло верхушке цехов накапливать значительные капиталы. Большие средства сосредотачивались и у лиц, занимающихся ростовщичеством. В отличие от Англии, делающей ставку на развитие собственного производства и внутреннего рынка, в Голландии первостепенное значение для экономики имела внешняя торговля. В XVI в. в голландском импорте 30 % составляло сырье, 40 % – продовольствие, 30 % – готовые изделия; в экспорте до 75 % – готовые изделия и лишь 25 % – прочие товары. Вместе с тем разобщенность севера и юга, сохранение многих средневековых пережитков, отсутствие единой денежной системы привело к тому, что элементы меркантилизма в политике Габсбургов не сложились в общенациональную систему подобно английской. Лидерство в мировой торговле и морских перевозках послужило прикрытием для ведения контрабандных и военно-пиратских операций на океанских коммуникациях, грабежа колоний и работорговли. Катализатором процесса первоначального накопления капитала явилась Нидерланская буржуазная революция. В результате Голландия уже в XVII в. стала «образцовой капиталистической страной».

Первоначальное накопление капитала во Франции началось в XVI в. Однако удаленность страны от основных торговых путей, конкуренция передовых стран раннего капитализма, относительная перенаселенность, стремление буржуазии в силу экономических и политических условий вкладывать капиталы в сферы землевладения и государственного кредита привели к замедленному развитию данного процесса. Для него не была характерна такая массовая экспроприация крестьянского населения, как в Англии. Имущественное расслоение и обезземеливание французского крестьянства происходило под влиянием роста налогов и усиления ростовщичества. Основными налогами были денежный ценз, натуральный шампар (20–25 % урожая), королевский налог – талья, подушный налог, «двадцатина» (1/20 часть прибыли), церковная десятина и натуральные повинности, включая барщину. Формирование капиталистического уклада в этой стране происходило в форме не перестройки феодального хозяйства на буржуазный лад, а развития капиталистических отношений среди крестьян (расслоение крестьян и выделение крестьянский буржуазии). Процессы концентрации капитала также не имели благоприятных условий не только по причине отсутствия единой национальной экономики, но и из-за угрозы конфискации. В результате накопленное богатство могло сохраниться не в промышленности или торговле, а в приобретении поместий, титулов или должностей. Только начиная с 30-х годов XVIII в. происходит ускорение развития капиталистических отношений во Франции.

Германия XVI–XVIII вв. не знала политического единства, не имела хозяйственного центра, единой системы финансов, налогов и денежного обращения. Определяющую роль в ее хозяйственной жизни играли князья. Мощным инструментом их воздействия на экономику и одним из главных источников дохода наряду с феодальной рентой были разнообразные «монополии» и «регальные права» на те или иные виды деятельности. Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. надолго задержала экономическое развитие германских княжеств и стала для них настоящей катастрофой. Выход из тяжелого положения был найден в усилении феодальной эксплуатации крестьян, получившей название второго издания крепостничества. Крестьяне законодательным путем навечно прикреплялись к помещичьим (юнкерским) имениям, в которых они были обязаны выполнять ничем не ограниченную барщину и другие повинности. Во второй половине XVIII в. устойчивый спрос на сельскохозяйственную продукцию со стороны наиболее развитых держав стимулировал поиск новых форм ведения хозяйства. На востоке Германии и Пруссии усиливается сгон крестьян с земли, в результате которого расширялась барская запашка и возрастало применение труда крепостных. Упадок производства наблюдался и в городах, тем более что политическая раздробленность страны сделала неэффективной типичную для абсолютизма экономическую политику меркантилизма. Поэтому попытки разрешения экономического кризиса на основе крепостничества были перенесены из сельского хозяйства и в промышленность. Сохранение феодальных отношений, негативные последствия многочисленных войн на территории страны, конкуренция со стороны Голландии, Англии и Франции замедляли и процессы накопления денежных богатств. Ускорение формирования элементов капитализма началось с активизации военной деятельности Пруссии в XVIII в.

Реформация в Германии.

Реформация - это религиозное, широкое политическое движение, направленное на реформу католической церкви в 16 веке.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV — первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

 

1-й этап или начало Реформации и конфликта:

- 31.10.1517 - 1521 гг. Идёт постоянно и неуклонно формирование оппозиции Папству и католической Церкви.

- 31.10.1517 г. - Мартин преподаёт в университете в г. Виттенберг (Саксония). По Германии ходил продавец индульгенций Тецель, для сбора средств на храм Св. Петра в Риме. От индульгенций был определённый доход и Светской власти. Мартин возмутился, что продают индульгенции и он вывесил 95 тезисов против продажи Индульгенций. Это начало Реформации. Он пригласил на спор Тецеля. Тезисы были скромные и обличали мирян-верующих. Мартин усомнился в праве Пап отпускать грехи. Эти тезисы заставили германское общество увидеть, что Папство не очень хорошая организация

- 1517 - 1521 гг. - Мартин отстаивает свою истину. Враждует с Тецелем и духовным кардиналом и с Епархией

- май 1520 г. - добились, чтобы Мартина отлучили от Церкви, он встал в оппозицию Церкви

- декабрь 1520 г. - Мартин сжигает Папскую Буллу о его отлучении от Церкви.

Лютера не сожгли раньше, т.к. у него было право на толкование Библии и была политическая ситуация.

В 16 веке Римское Папство было под воздействием Итальянского возрождения. Папство увлеклось внешней политикой, а вопросы религии их не очень волновали. Лютера не заметили. На костёр нужно было и согласие Светской власти.

- апрель 1521 г. - встреча Мартина с Карлом V (1500 - 1558 гг.) императором Священной Римской империи в городе Вормсс. Общество поделилось, многие надеялись, что К5 поддержит Мартина. Но К5 Мартина не поддержал, т.к. д.б. один меч и одна вера, а Мартин хотел разбить веру. Мартин посягнул на авторитет Пап.

Этим заканчивается 1-й этап Реформации.

2-й этап Реформации:

- конец 1521 - до событий Крестьянской войны в 1525 гг.

- 1522 г. - Мартин развивает идеи обязательной покорности княжеским и городским властям. Всё чаще вступал в дискуссии и полемику с теми, кто видел Реформацию по-другому, с другой стороны, кто трактовал её иначе. Во втором этапе Реформации уже не было единодушия по её проведению.

- 1525 г. - после крестьянской войны (1524 - 1525 гг.), крестьяне были разочарованы, т.к. лютеранство показало свою безполезность и безсмысленность, а отсюда среди крестьян пошло ведьмовство, колдовство и пр. Мартин поманил как бы «пряником» крестьян.

3-й этап Реформации:

- 1526 - 1555 гг. - княжеская реформация. Идеи Мартина выгодны для князей. Князья - решение Рейхстага - либо лютеранство, либо католицизм.

- 1529 г. - император К5 вернулся в Германию и потребовал вернуть Вормсский эдикт (указ), изданный императором 25 мая 1521 года в конце работы Вормсского рейхстага 1521 году, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником, и запретивший издание, и распространение его трудов. Кроме того, Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

Князья выдвинули протест, а отсюда Протестантизм и начали борьбу с императором-католиком.

- 1531 г. - Шмалькальденская лига - оборонительный союз, заключённый 27 февраля 1531 года германскими протестантскими князьями и городами во главе с Саксонией и Гессеном в гессенском Шмалькальдене и направленный против религиозной политики императора Карла V. Иногда датой основания называется 31 декабря 1530 г. В этот день члены Шмалькальденского конвента (собрания) дали согласие на его создание. Официальное подписание договора состоялось 27 февраля 1531 г. В последующие годы Шмалькальденский союз последовательно наращивал свою мощь, принимая в свои ряды новых членов. Однако возникшие начиная с 1542 года, внутренние противоречия значительно подорвали его оборонительные возможности. В итоге Карлу V удалось в ходе Шмалькальденской войны 1546-1547 гг. нанести решающий удар по войскам союза. (Интернет).

3). 1555 г. - конец борьбы. Религиозный мир. Подписание Аусбургского мира - приняли: «Чья власть, того и вера», а все несогласные д.б. покинуть страну. Это закрепило в Германии политическую раздробленность.

Таким образом, в начале Реформации в Германии все объединились против католичества, а в конце Реформы была раздробленность.

Мартин сделал так, что и другие могли выступать со своими идеями и взглядами.

После этого была Реформация в Англии, Швейцарии и в других странах.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!