Единство логической и композиционной схем



Короткого повествовательного высказывания

таблица 2        

Логическая схема повествования и ее содержание Композиционная схема повествования и ее содержание
Сначала:знакомство с 2 главными героями (активно действующими лицами) + их 1-е совместное действие Сопоставительное описание главных действующих лиц: по контрасту друг с другом или их контрасту с трудными обстоятельствами
Потом: минимум три совместных действия в соответствии с намеченным конфликтом Логичное (причинно-результативное) и эмоциональное развитие общего действия (сюжета) в соответствии с намеченным конфликтом: он обостряется или ослабевает. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица
В конце: самое яркое событие, в котором эмоциональность достигает максимума, и завершение сюжета, преодоление конфликта Кульминация (это ОДНО предложение) и развязка. В совместных действиях участвуют оба главных действующих лица

 

    Рекомендуем при подготовке (изобретении) монологического повествовательного высказывания (в течение 1 минуты) использовать логическую схему повествования, а при исполнении высказывания опираться на его композиционную схему, соблюдая единство темы (тех характеристик героев текста и ситуации, которые были изобретены), а также следить за причинно-результативными связями событий (совместных действий главных героев). Это позволит сделать целостное высказывание связным!

   Напоминаем, что вопросы, предложенные для создания повествования, имеют вспомогательный, факультативный характер, их можно использовать в любом порядке или частично. По мнению авторов данного пособия, гораздо эффективнее опираться на предложенные четкие схемы, носящие характер упорядоченного алгоритма, тем более что предлагаемые вопросы по своему содержанию легко соотносятся с ними. Однако использование предлагаемых алгоритмов придает действиям сочинителя упорядоченный характер, в то время как ответы на вопросы не технологичны: каждый ответ надо создавать отдельно, текст становится очень банальным, неинтересным для ученика, его трудно сделать цельным по теме, логичным и связным.

    Приведем примеры использования предлагаемых алгоритмов.

Конкретные методические рекомендации

По отдельным вариантам задания № 3, тема 2

 Пример 1-й.

      I . Читаем подробный вариант задания. Понимаем коммуникативную задачу. Прогулка в лесу. (Повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о прогулке в лесу, которая Вам запомнилась больше всего.

Не забудьте рассказать:

- в какое время года она состоялась;

- что Вы наблюдали;

- почему Вам запомнилась эта прогулка;

- что даёт человеку общение с природой.

   Читаем об организационных условиях: на подготовку – 1 минута, на выступление – не более 3 минут.

  II . Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

  - Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут в нем уместны.

  2 героя = 2 главных действующих лица. В нашем тексте это 2 одноклассника, один из которых (Алеша) плохо ориентируется в лесу, а другой (рассказчик) хочет его этому научить на практике. Друзья учатся в 8 классе, физически развитые, крепкие. Алеша доверчив, а рассказчик захотел немного схитрить [основа конфликта между героями]. Время прогулки – жаркий летний день.

- Изобретаем те события, которые вписываются в нашу логическую схему в соответствии с топом «сначала», обусловлены свойствами героев и задуманным конфликтом.

Сначала всё шло хорошо, я (рассказчик) договорился с Алешей о том, что я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно кустом.

   Однако потом я(рассказчик) спрятался за другими кустами так, что Алеша потерял меня из виду….

В конце я (рассказчик), видя, что Алеша не справляется с заданием, пришел ему на помощь и понял…

Прогулка запомнилась, так как оба героя поняли….

Общение с природой дает человеку свободу, но…

III . Приведем возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

   2 одноклассника: я и мой друг Алеша - в жаркий летний день решили погулять по лесопарку, но не просто поглазеть по сторонам, а сделать прогулку полезной, запоминающейся [см. коммуникативную задачу].                      

   Алеша как-то сказал мне, что он плохо ориентируется в лесу, и я предложил ему поучиться этому на практике. Я знал, что Алеша доверчив, и захотел немного схитрить [основа возможного конфликта].

  Сначала всё шло хорошо. Мы в прекрасном настроении шли по лесопарку, любуясь прекрасными соснами, цветами на полянах, мы даже нашли несколько кустиков спелой земляники. А потом вспомнили о главной цели нашей прогулки [закончилась первая треть текста: знакомство с героями и ситуацией + завязка].

  Я показал, как без компаса ориентироваться в лесу по сторонам света, и договорился с Алешей о том, что он не надолго закроет глаза, а я спрячусь за кустом к северу от места разговора, но я не сказал, за каким именно [1-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

   Алеша доверчиво закрыл глаза, а я решил спрятаться за другими кустами, чтобы Алеша искал меня подольше [2-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста].

  Я не предполагал, насколько растеряется и испугается мой товарищ. Алеша метался от куста к кусту, в панике забыв все мои советы. Я проклинал мое «хитрое» решение [3-е действие из трех, которые в совокупности дают развитие действия в соответствии с намеченными свойствами героев текста. В связи с краткостью текста и ограниченностью времени на выступление 3-е действие дано в сжатом виде].

Я пришел ему на помощь [кульминация] и понял, что учить чему-либо надо не так, как попробовал я [развязка. Конфликт преодолен. Закончилась последняя треть повествования].

Прогулка запомнилась, так как мы оба поняли, что настоящие друзья не должны хитрить друг перед другом, что это нечестно [авторская оценка, оформляющая нравственно-познавательную проблему текста. Предложение соответствует 3-му  вопросу в задании].

      Общение с природой дает человеку свободу, но не безграничную [общий вывод в соответствии с 4-м вопросом в задании].

  Первое полезное пояснение.Вы видите, что текст по объему гораздо длиннее описания. Это неизбежно, поэтому развитие действия (2-ю часть монологического высказывания) надо научить делать в сжатом виде, но не в противоречии с заданными свойствами действующих лиц.

   Еще одно полезное пояснение. Самое трудное – это придумать необходимые свойства героев – они должны быть различны и противопоставлены друг другу - и сочинить завязку, которую возможно привести к развязке в коротком тексте.

   Третье полезное пояснение. Изобретая возможный конфликт, надо обязательно показать в повествовании, как изначальные негативные намерения или отрицательные эмоции одного из героев повествования преодолеваются в рамках развития действия. Они не оправдались, герой (рассказчик) ведет себя совсем не так, как рассчитывал, и испытывает от этого сильные эмоции, приводящие его к нужным выводам (на них автор строит нравственно-познавательный вывод в повествовании).

    Четвертое полезное пояснение. Если не соблюдать наших рекомендаций, повествование «не клеится», более того, оно превращается в описание или рассуждение-объяснение на тему «Почему мне понравилась прогулка», а это не являлось нашей коммуникативной задачей. Ученик может получить 0 баллов по этой причине.

 

Пример 2-й.

    I . Читаем подробный вариант задания. Понимаем коммуникативную задачу. Школьная отметка, которая запомнилась надолго (Повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.
  Не забудьте рассказать:

- на каком уроке Вы получили эту отметку;

- за что Вы её получили;

- как отреагировали учитель и одноклассники;

- почему эта отметка запомнилась надолго.

  Читаем об организационных условиях: на подготовку – 1 минута, на выступление – не более 3 минут.

  II . Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

    - Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые в нем будут уместны.

  Кажется, что предложено повествование об одном герое – о рассказчике, получившем отметку, т.е. обо мне. Но ведь эту отметку ставит учитель. Значит, надо продумать, какие взаимоотношения у меня с ним. Решаю, что он мне помогает преодолеть мой внутренний конфликт, который надо «сочинить», например, я не люблю тех уроков физкультуры, на которых надо играть в баскетбол. Я не умею отнимать мяч в этой игре и не хочу этому учиться, у меня «за баскетбол» двойка, а за остальные уроки физкультуры - повышенные отметки. Итак, я и учитель физкультуры заодно, но мне надо преодолеть мой внутренний конфликт.

   - Изобретаем такие события, которые укладываются в нашу логическую схему и обусловлены свойствами героев повествования и задуманным конфликтом.

   На уроке, где я получила запомнившуюся мне отметку, сначала все шло как всегда…. Вдруг учитель дал необычное задание….

   - Потом оно так увлекло меня, что я забыла о своей нелюбви к баскетболу. Я стала бегать… отнимать мяч… Когда 3 минуты, отведенные на выполнение задания, кончились, я…. Мои одноклассники…

   - В конце урока ко мне подошел учитель

   - Эта отметка запомнилась мне не только потому…, но и….

 

III . Приведем возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

 

   На уроке физкультуры, где я получила запомнившуюся мне отметку [см. коммуникативную задачу] сначала все шло как обычно. Одноклассники играли в баскетбол, а я с ужасом ждала, когда наступит моя очередь играть в команде в течение 3-х минут. Я не умею отнимать мяч в этой игре и не хочу этому учиться, поэтому «за баскетбол» у меня двойка, хотя на других, «небаскетбольных», уроках физкультуры у меня все получается [предложен внутренний конфликт].

  Вдруг [с этого слова часто начинается завязка] учитель дал необычное задание. Он сказал, что играть в течение 3 минут будут «двое на двое», один игрок сильный, другой слабый. Передать мяч сильный игрок сможет только слабому.

   Игра началась, я поняла, что вся ответственность на мне, что я не могу подвести сильного игрока в нашей паре [началось развитие действия]. Потом игра так увлекла меня, что я забыла о своей нелюбви к баскетболу. Я стала бегать быстрее всех, стала отнимать мяч, не боясь ничего и никого. Когда 3 минуты, отведенные на выполнение задания, кончились, я чуть не расплакалась [кульминация]. Мои одноклассники, особенно из числа слабых игроков, были рады моему успеху [начало развязки].

    В конце урока ко мне подошел учитель и сказал: «Ты же молодец! Вот тебе пятерка!» [развязка].

    Эта отметка запомнилась мне не только потому, что была высокой, но и потому, что я поверила в истину: нет на свете безвыходных ситуаций, если по-настоящему браться за дело [авторская оценка, вывод].

 

Пример 3-й.

    I . Читаем подробный вариант задания. Понимаем коммуникативную задачу. Человек, которому хочется сказать «спасибо» (Повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о человеке, которому хочется сказать «спасибо».
   Не забудьте рассказать:

- кому Вы благодарны;

- за что Вы ему благодарны;

- удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека;

- какой жизненный урок Вы получили.

    Читаем об организационных условиях: на подготовку – 1 минута, на выступление – не более 3 минут.

  II . Используем 1 минуту на подготовку: изобретаем логические основы нашего монологического текста.

  - Изобретаем свойства героя или героев нашего монолога, которые будут уместны в нем.

   Кажется, что и в данном монологе предложено повествование об одном герое – о необычном человеке. Но ведь необычным его считает рассказчик, ученик 9 класса, от лица которого ведется повествование, т.е. я. Значит, надо продумать, какие качества, присущие этому человеку, поразили меня в каких-то определенных обстоятельствах. Решаю, что этот человек, вызывая мою благодарность, помог мне преодолеть мой внутренний конфликт. Его надо «сочинить», например, в 8 классе я заранее боялась нового учителя по математике, поскольку считала, что этот предмет мне не дается. Возможен и другой вариант: несоответствие первого и последующих впечатлений о человеке, которому теперь хочется сказать «спасибо»: сначала он показался неинтересным, а потом – совсем другим. В результате мое недоверие к новому человеку ушло.

  - Изобретаем такие события, которые укладываются в нашу логическую схему, обусловлены свойствами героев повествования и задуманным конфликтом.

- Когда я впервые увидела этого человека, он показался мне самым обычным мужчиной – уже немолодым, даже усталым. Дмитрий Федорович пришел к нам в 8 классе, чтобы вести уроки математики. Я заранее боялась этого учителя, поскольку считала, что этот предмет мне не дается.

  Но уже на первом занятии он удивил меня….      

  Потом, от занятия к занятию, мое удивление продолжало расти….      

  Однажды произошло совсем неожиданное событие, которое мне запомнилось.      

  Теперь [= в конце] я буквально бегу на занятия по математике,      

  Мне хочется поблагодарить Д.Ф. за это, но я пока не знаю, как это сделать.

  III .Приведем возможный полный вариант повествования в том виде, в котором оно может быть представлено (исполнено) на экзамене в течение 3-х минут.

Когда я впервые увидела этого человека, он показался мне самым обычным мужчиной – уже немолодым, даже усталым. Дмитрий Федорович пришел к нам в 8 классе, чтобы вести уроки математики. Я заранее боялась этого учителя, поскольку считала, что этот предмет мне не дается [знакомство с героями, намечен внутренний конфликт рассказчика].    

  Но уже на первом занятии он удивил меня. Он нашел, за что похвалить меня, когда я решала задачу у доски, хотя мои действия никак нельзя было назвать уверенными [завязка, конфликт начинает разрабатываться].

  Потом, от занятия к занятию, мое удивление продолжало расти. Его объяснения нового материала были очень понятными, мягкая манера делать замечания, причем только самые важные и нужные, располагала к тому, чтобы задавать ему вопросы, не боясь насмешки над ними [развитие действия дано в сжатом виде через описание действий преподавателя и учеников на занятиях; учитывается позитивное развитие намеченного конфликта].

  Однажды [развитие действия продолжается, позитивное развитие конфликта учитывается] произошло совсем неожиданное событие. Разбившись на команды по 4 человека, мы решали на уроке трудную задачу. Ни у кого она не получалась, но все не хотели сдаваться. Д.Ф. увидел это и стал писать что-то на листочке, наверное, хотел перепроверить условия задачи. И вдруг лицо его изменилось, и он сказал: «Ребята, в условиях задачи есть ошибка, которую я не заметил. Найдите ее. Тогда решение найдете быстро» [развитие действия окончено].

  Все были поражены [кульминация]. Мы ощутили себя партнерами в общем деле – освоении математики. Доверие  учителя к нам, его надежда на нас, его смелость в признании собственной ошибки оставили в моей душе глубокий след [развязка, конфликт преодолен].

  Теперь [= в конце] я бегу на занятия по математике, я знаю - меня ждет встреча с человеком, который в своем поведении и отношении к делу дает пример человеческой порядочности [продолжение развязки].

  Мне хочется поблагодарить Д.Ф. за это, но я пока не знаю, как это сделать [эпилог].

  Полезное пояснение. Сравнивая примерные варианты готовых монологических высказываний, нельзя не заметить, что в реальных своих очертаниях они достаточно различны по техникам поддержания в текстах нужных противоречий: а) герои не похожи друг на друга, б) внутри героя есть противоречия, в) есть противоречия между первым и вторым впечатлением от героя. Указанные противоречия существуют на разных уровнях логического обобщения: среди них есть более общие и достаточно частные. Но движет сюжет только наличие таких противоречий. На тренингах надо учить этому умению – развивать сюжет в рамках первичных характеристик героев и с учетом намеченного конфликта. Этим трудны повествования, всё перечисленное надо уметь придумать, учитывая смысловые связи между «стартовыми» моментами повествования, и не нарушить их.

  Второе полезное пояснение. Очень велик соблазн последний текст делать «проще»: отвечая по отдельности на предложенные вопросы. Покажем на условном образце, как это может выглядеть на уровне изобретения содержания повествовательного монолога.

Итак, отвечаем на вопросы:

- кому Вы благодарны? Я хочу рассказать о замечательном человеке NN. Он преподает в нашем классе математику. Зовут его… Он высокий, стройный… Мы его любим, так как он добрый, но справедливый, хорошо знает свой предмет, хорошо объясняет материал, вникает в наши проблемы. Всегда охотно объясняет трудные темы, общается с нами в социальных сетях. [Если все однородные члены развернуть в отдельные предложения, нужное количество  фраз наберется. Текст становится похожим на рассуждение].

- за что Вы ему благодарны? [Что именно тут сказать – не ясно, так как при ответе на 1-й вопрос мы уже все сказали. Мы описали, объяснили, хотя повествование так и не начали. Надо рассказать историю, в которой все названные качества проявляются, но как это придумать и оформить???  Кроме того, вопрос не ориентирует на повествование, ответ будет рассуждением- объяснением! А как быть с выполнением коммуникативной задачи?].

- удалось ли Вам лично поблагодарить этого человека? Как-то странно подходить и благодарить. Хорошие слова не приходят в голову, а банальные говорить не хочется. Однажды мы решили собрать деньги на подарок ко дню рождения NN. Купили розы, тортик и пришли поздравить. NN был рад, а мы - нет, так как главных слов не сказали. Будем думать, как достойно поблагодарить его [Получилось небольшое повествование, но оно не спасает положение, в которое мы попали].

- какой жизненный урок Вы получили? [Однозначно сказать трудно, так как вышло 2 проблемы (2 «жизненных урока»): благодарить, говоря главные по содержанию слова, - трудно; трудно найти форму благодарности – те самые главные слова]. Об этих двух проблемах можно сказать, но они не соответствуют содержанию вопроса, так как потерялась сама тема монолога: «Человек, которому хочется сказать “спасибо”»!

    Комментарии излишни, а ведь это типичный образец ученических ответов на Итоговом собеседовании! Остается только пожалеть экзаменатора-эксперта!

  Авторы пособия надеются, что предлагаемые алгоритмы создания монологических высказываний помогут сочинять повествования!

6. Выполнение задания № 3, тема 3:

Создание и исполнение


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!